Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси
В XVI в. в Слуцке, например, значилось 20 ремесленных
профессий. Документы первой половины XVII в. называют 46. Иногда в них упоминается о деятельности
людей, близких к ремесленникам по роду занятий. Так, привилеем от 29 января
1648 г. доктору Крыштофу Винку, «кандидату медицины», и «аптекарю и цирюльнику»
Матияшу Валериану Петтигеру разрешалось открыть в Слуцке аптеку. Таким образом,
в первой половине XVII в. можно насчитать 48
профессий, что превышает более чем вдвое количество ремесленных профессий в
Слуцке в XVI веке.
Общего количества ремесленников в
городе документы этого периода не называют. Лишь в налоговом реестре 1648 года
значатся 79 пекарей и перекупщиков, 182 «всяких ремесленников», 19 мясников и
14 скоморохов и дударей. С подмастерьями и учениками ремесленников в городе
было несколько сот. Эти данные свидетельствуют о развитии ремесленного
производства в Слуцке в первой половине XVII века, о дифференциации и специализации ремесла.
В середине XVI века ( 1552 г.) в Клецке
упоминается несколько ремесленных профессий. В 1569 году здесь названы замковые
ремесленники – кузнец, каретник, шорник. В инвентаре Клецка 1575 года записаны
41 ремесленник и 26 профессий. Данные инвентарных книг Клецка второй половины XVI – первой половины XVII века свидетельствуют об
относительном постоянстве одних и тех же ремесленных профессий в одной семье.
Из них также видно, как происходил переход ремесленников к новым профессиям.
Это прослеживается по инвентарям первой половины XVII века: в ряде случаев указаны даже родственники – братья
и сыновья, освоившие новые профессии.
Ремесленные профессии горожан в XVI – первой половине XVII в. можно разделить на 7 больших
групп ( по основным направлениям ремесленной деятельности).
1. Кожевенное и меховое производство: кожевники,
скорняки, шорники, седельники и др.;
2. Изготовление пряжи, одежды, ткачество, обработка
волокнистого сырья: ткачи, вышивальщики и др.;
3. Обработка металла и оружейное производство:
серебряники, золотых дел мастера, кузнецы, жестянщики и др.;
4. Деревообработка, обработка минерального и
животного сырья, строительство: резчики по дереву и кости, гончары, каменотесы,
мыловары и др.;
5. Изготовление и обработка пищевых продуктов и
напитков: хлебники, мясники, калачники, винокуры, рыбаки и др.;
6. Транспортные профессии: возницы, перевозчики
через реку, фурманы и др.;
7. Прочие профессии: иконописцы, художники,
дудари, учителя, коновалы и др.
В целом
по городам Беларуси в этот период было около 200 профессий, причем общее
количество профессий в частновладельческих городах было значительно меньше, чем
в великокняжеских. Это лишний раз подтверждает, что ремесленное производство в
частновладельческих городах, средних и малых, в своем развитии отставало от
развития в королевских городах, в значительной мере крупных и средних.
Определенные виды ремесла,
свойственные всем городам Беларуси, развивались больше и интенсивнее там, где
находились постоянные резиденции магнатов ( здесь же была большая концентрация
и замковых ремесленников ). Эти виды развивались не только в связи с
потребностями магнатов и их дворов, но и в связи с потребностями постоянно находившихся
в частновладельческих городах гарнизонов. В городах шла дифференциация
ремесленных профессий.
Из-за недостатка данных трудно
установить географическую специализацию ремесла в отдельных городах, хотя
некоторые различия и можно объяснить преобладанием того или иного вида сырья в
данном районе либо наличием оживленного торгового пути, на котором находился
город.
В большой степени ремесло городов
служило удовлетворению нужд населения городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.
[ 2. стр.59-70]
& 2. Цеховая организация
ремесла.
Город выполнял функции
административного, военного и ремесленно-торгового центра. Последняя особенно
выразительно проявилась в XVI
веке. Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству.
Цеховые объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в
белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты ремесленного
производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной причиной было
также стремление монополизировать производство и сбыт товаров, ликвидировать
возможную конкуренцию со стороны других ремесленников в условиях узкого
внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]
Феодальная система общественных
связей и отношений создала почву, на которой возникли различные объединения
горожан, отражавшие типичные черты социально-экономического развития
белорусского феодального города. Первостепенное значение имели цехи,
объединявшие горожан в социально очерченный, сословно организованный коллектив.
Для того, чтобы заниматься в городе ремеслом, мало было профессиональных
знаний. Нужно было еще обрести право на ремесленную деятельность в городе.
Такое право горожанин приобретал, вступив в цех.[ 6. стр.141-142]
Цехи объединяли ремесленников одной
или нескольких профессий для лучшей организации производства и сбыта продукции.
Цеховая организация была обусловлена общностью интересов мелких
производителей-собственников, узостью местного рынка, непосредственным
контактом ремесленников каждой специальности между собой, совместным использованием
некоторых производственных, складских и торговых помещений, корпоративной
обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.
[ 4. стр.86.]
Самоуправление в городе могло
охватывать лишь часть городских жителей, так как оно в большинстве случаев не
распространялось на тех, кто жил в городе на участках частных владельцев и
подчинялся их частной власти, но в цех должны были входить все независимо от
того, кому они подчинялись – городской раде или частному владельцу. [ 6.
стр.141-142]
В городах Беларуси работали цехи
по обработке металлов, шкур, изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных
изделий и др. Цеховая деятельность определялась уставами. В них
регламентировалось производство и сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий,
технология, время и условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]
Материалы о белорусских цехах крайне
скудны, но и по тем скупым свидетельствам, которые сохранились, можно
заключить, что ремесленные объединения возникали и формировали свои уставы на
основе давней традиции, сложившейся задолго до получения магдебургского права.
Так, 13 сентября 1580 года в раду Могилева явились калачники, хлебники,
крупенники, орешники (перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной
братии, дома оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании
старосты, которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым
словом не упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания
относительно цеховой организации.
Каждый цех имел свой устав. В нем были
сформулированы статьи, которые обеспечивали мастерам осуществление ремесленной
деятельности, ставили их в особое правовое положение в городе по сравнению с
теми, кто не состоял в цехе.
[ 6. стр.141-142]
Устав давал ремесленникам определенную
гарантию свободы деятельности, корпоративную обособленность. Уставы
регламентировали всю внутреннюю жизнь цехов. [ 4. стр.87]
Цеховые привилегии, уставы и правила
не были актами милости королевской власти, магнатов или их наместников.
Объединявшиеся в цехи ремесленники сами добивались от властей актов, которыми
закреплялись их льготы и привилегии, оговаривались права и гарантии. Однако и
магнаты были заинтересованы в создании цеховых организаций и предоставляли
такие права с тем, чтобы устранить конкуренцию между ремесленниками одной или
нескольких близких профессий, устанавливать порядок, по которому казна получала
бы доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой верхушке, а подмастерьев
и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]
Уставы,
изданные владельцем города, признавали за членами цеха монопольное право на
производство данного вида ремесленных изделий в пределах города и гарантировали
сохранение профессиональных тайн членами цеха. Ремесленники, выдавшие
профессиональную тайну, подвергались штрафу в 100 грошей в цеховую казну и
тюремному заключению. В уставах фиксировались корпоративные привилегии того
вида ремесла, той профессии, к которым относились ремесленники. Особенно
тщательно оговаривались в уставах монопольные права каждого цеха в
разграничение деятельности ремесленников смежных профессий. [ 4. стр.106]
Уставы
давали ремесленникам каждой профессии преимущественное право покупать
необходимое им сырье для изготовления изделий. В уставах кожевенников и
сафьянников г. Слуцка 1662 года также регламентировался порядок покупки сырья,
причем шерсть с приобретенных шкур должна была продаваться не торговцам, а
чулочникам, магерникам, суконщикам и другим ремесленникам, изготовлявшим
изделия из шерсти. [ 4. стр.108]
В
уставах предусматривалось право преимущественной продажи членами цеха своей
продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты штрафа
запрещалось «чужим купцам» полотна кроить и продавать. Однако любому
иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой штукой», а слуцким
мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные куски ткацкого
полотна продавать без всяких ограничений. Таким образом, интересы цеха не
должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]
Мастера
обязаны были выпускать хорошую продукцию, «чтобы работа правильная и хорошая
была». Городские власти и администрация магната требовали от цехов и цехмистров
осуществления контроля за качеством продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал
членам цеха охаивать работу друг друга и тем самым наносить ущерб. [ 4.
стр.115]
В
отличие от цехов королевских городов Беларуси цехи частновладельческих часто
получали заказы от владельца города и его чиновников и офицеров. Существование
замковых ремесленников, налаженная и четко действовавшая вплоть до конца XVIII века
система магнатских заказов суживала связи цехов с рынком. Вместе с тем,
несмотря на препятствия и затруднения, такие связи развивались. На рынках
городов ремесленники имели лавки для продажи своих товаров.[ 4. стр.110]
В нормативах белорусских цеховых
уставов сплелись и местная традиция и регламентация, сложившаяся в цехах
западноевропейских городов, в частности в Германии, воспринятая городами
Великого княжества Литовского вслед за городами Польши. Их мирное соседство в одном
уставе цеха естественно, так как они несли в себе черты одной и той же эпохи,
одного и того же феодального строя, являвшегося почвой и главной причиной
возникновения цехов.
Сословную сплоченность весьма
активно формировали собрания всех членов цеха – сходка. Сходок было несколько.
Раз в год собиралась сходка, на которой избиралась администрация цеха. [ 6.
стр.143-144]
Несмотря
на дифференциацию профессий и рост цехов, происходил и процесс слияния уже
существующих цехов. Это объясняется как стремлением ремесленников некоторых
смежных профессий объединить усилия в утверждении своих профессиональных и
корпоративных интересов, так и экономической политикой магнатов, которые
консолидировали отдельные цехи, гарантировали себе таким образом постоянный
доход и усиливали власть цеховой старшины более сильных в экономическом
отношении ремесленных корпораций. Вместе с тем объединение ремесленных цехов,
сокращение их количества, если оно сопровождалось уменьшением численности
ремесленного населения в городе, означало снижение уровня ремесленного
производства.
Численность ремесленников в цехах была
самой различной. В известной мере в зависимости от количества ремесленников в
цехе находилось финансовое состояние объединения. В городах были «богатые» и
«бедные» цехи. Это проявлялось в том, сколько провианта на случай осады города
заготовлял цех, в налогах и штрафах. Более многочисленные и богатые в
финансовом отношении цехи обладали и большим весом в экономической и
внутриполитической жизни города. [ 4. стр.95]
Содействуя сословному сплочению
мастеров, цех был далек от принципа равенства. Так, среди мастеров городской
юрисдикции далеко не каждый мог быть избран цехмистром. В одних цехах должность
эта была привилегией прежде избиравшихся цехмистрами «иншых старших ремесленников»,
в других избрание цехмистров разрешалось производить только из узкой группы
лиц. [ 6. стр.145]
Роль знатности в ремесленной среде
выполняло происхождение из давнего рода мастеров. Вместе с богатством оно
определяло и критерий выбора кандидата в цехмистры независимо от того,
избирался ли он общим голосованием всех мастеров – членов цеха или узкой
группой, составляющей его верхушку.
На избранных мастерами цехмистров,
или, как часто их называют в белорусских уставах, старших, цех возлагал ряд
обязанностей. Они должны были хранить кассу цеха, состоявшую из регулярных
взносов, которые взимались с каждого мастера, а в некоторых цехах и с
подмастерьев. В цеховом ларце находились также устав цеха и различные
привилегии, дарованные цеху радой города, великокняжеской властью. Наблюдение
за их сохранностью также вменялось в обязанность цехмистров. Цехмистрам
поручалось наблюдение за тем, чтобы вся производственная деятельность мастера,
отношения между мастерами, их отношения с подмастерьями, учениками отвечали
требованиям устава. Уставы требовали от всех цеховых полного подчинения
цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались один-два младших. Не
желавший выполнять порученные ему обязанности младший мог откупиться взносом.
На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха вел писарь. В администрацию
цеха входили кроме писаря также инстикгатор, четыре соглядатая, наблюдавшие за
ведением торговых сделок на рынке города приезжими и местными купцами.
[ 6. стр.147-148]
По
уставу ремесленники как в производстве своих изделий, так и в их реализации не
могли поступать самостоятельно; они обязаны были подчиняться цеховой
регламентации. Уставы и традиции фактически препятствовали значительному
накоплению денежных сумм в руках мастеров; они тормозили имущественную
дифференциацию мастеров и затрудняли расширение производственной деятельности.
[ 4. стр.102]
Одной из форм сословных
объединений горожан стали в первой половине XVII века союзы подмастерьев. В отдельных уставах Могилева,
Бреста, Полоцка, Минска вскользь упоминается о самостоятельных сходках
подмастерьев, сохранилось два устава подмастерьев – кузнецов и котельщиков
Гродно.
Сама организация подмастерьев выросла на почве
обострения противоречий внутри цеха, роста недовольства подмастерьев. Причин для
этого было более чем достаточно. Цеховые уставы признавали за подмастерьями
только обязанности и прежде всего полное послушание мастеру. [ 6. стр.154]
Переход в высшую группу ремесленников
– из подмастерьев в мастера – был сложным. Подмастерье должен был прослужить у
мастеров не менее 3 лет и совершить «вандровку» в один из крупных центров Речи
Посполитой, «обучаясь еще лучше в этом ремесле». После возвращения из
путешествия подмастерье получал право выдержать экзамен – изготовить образцовое
изделие, а также внести установленный взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]
Если сопоставить уставы второй
половины XVI в. с уставами первой
половины XVII в., - единственное
право подмастерья – отработав определенный срок, стать мастером, - становилось
все более призрачным. Организация подмастерьев необходима была и в интересах
контроля над ними со стороны цеха и рады. Все эти обстоятельства и привели к
созданию союза подмастерьев.
[6. стр.154]
В течение рассматриваемого периода
цеховая организация претерпела известные изменения. В частновладельческих
городах оформление ремесленных организаций несколько запаздывает по сравнению
со временем создания цехов в королевских городах.
Со второй половины XVII века евреи составляли
значительную часть населения городов и местечек Беларуси, приезжая сюда из
польских и украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не городским
мещанским властям, они составляли особые национальные и сословно-религиозные
общины (кагалы). Но деятельность ремесленников-евреев, входивших в некоторые
цехи, находилась под надзором городского магистрата. В отличие от
великокняжеских городов магистраты частновладельческих в большей мере
контролировали экономическую деятельность еврейского населения.
Этот контроль распространялся и в
налоговой политике. Владельцы городов поручили сбор некоторых податей со всего
городского населения и выполнение повинностей по обороне городов магистрату,
который в частновладельческом городе в основном проводил политику магната.
Цеховая система ремесла в городах
занимала прочные позиции в течение всего рассматриваемого периода и
поддерживалась великими князьями и магнатами, так как отвечала и их интересам.
Цехи занимали определенное место и в системе городского самоуправления. [ 4.
стр.123-124]
&3. Торговля.
В XI-XIII веках
западноевропейскими феодалами и католической церковью были организованы восемь
крестовых походов на Ближний Восток, в которых участвовали рыцари, горожане,
беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли завоевать на Востоке больших
территорий, но зато в результате этих походов укрепились торговые связи между
Западной Европой и восточными странами. Это также способствовало дальнейшей
урбанизации Западной Европы.
Раньше
всех ( в IX – X веках)
оживились итальянские и южнофранцузские города, где сказывалось не только
римское влияние, но и воздействие международной торговли с Византией и
Востоком. На востоке Германии и в Скандинавии города стали возникать позже – в XII – XIII веках,
поскольку хозяйственные связи развивались здесь более медленными темпами. [9.
с.93-96. ]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|