Краткий словарь терминов по международному праву
ПРОТЕКТОРАТ (покровительство)-
существовавшая ранее полуколониальная форма зависимости, при которой формально
сохранялась видимость государственности, но за протектором признавались широкие
права и полномочия на вмешательство во внутренние дела протежируемого
государства. Протектор, как правило, присваивал себе такие сферы
государственной деятельности, как внешние сношения, верховное командование,
правосудие, взимание некоторых налогов.
ПРОТОКОЛ (договорный)-
официальный документ (нередко приложение к основному договору), с помощью
которого международный договор дополняется, уточняется. Протоколом может
называться и отдельное международное соглашение, как правило, по вопросам менее
важным, чем разрешаемые в договорах и конвенциях. Однако иногда протоколом
называется и важное политическое соглашение.
ПРОТОКОЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - совокупность
общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами,
ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами и
официальными лицами в международном общении. Общепринятые положения протокола
дипломатического закреплены в Венской конвенции о дипломатических сношениях
1961 г. В то же время протокол дипломатический каждого государства имеет свои
сообенности, обусловленные национальными традициями и обычаями.
РАБСТВО- согласно Конвенции о
рабстве 1926 г., рабство, это "положение или состояние лица, в отношении
которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву
собственности".
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ- установление границ экономической зоны между государствами с
противооежащими или смежными берегами. Осуществляется, согласнос Конвенции ООН
по морскому праву 1982 г., путем соглашения между заинтересованными
государствами на основе международного права, как это определено в ст. 38
Статута Международного Суда ООН, в целях достижения справедливого решения.
РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ- прекращение дипломатических отношений между государствами на основании
официального заявления компетентных властей одного из них, сделанное от его
имени. Разрыв дипломатических отношений не обязательно влечет за собой
прекращение консульских отношений.
РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ-
военнослужащие и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи и
уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Это понятие
охватывает также раненых и больных лиц, потерпевших кораблекрушение,
обессиленных беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных младенцев и др.
(Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I
и II к ним).
РАСИЗМ И РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ-
одно из правонарушений международных. Расизм- теория, приписывающая
превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам,
обосновывающая право людей господствовать над другими или отвергать других ,
якобы низших по отношению к ним.
РАТИФИКАЦИОННАЯ ГРАМОТА-
документ, подтверждающий ратификацию международного договора соответствующим
органом государства. Обычно ратификационная грамота подписывается главой
государства (правительства) и скрепляется подписью министра иностранных дел.
Ратификационная грамота может сдаваться на хранение (депонироваться)
депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора
производится обмен ратификационными грамотами между его участниками.
РЕВИЗИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА-
внесение поправок к международному договору или его изменение. Может
производиться только с согласия всех участников договора. Ревизия
международного договора возможна как в рамках прежнего, так и с установлением
нового срока действия договора.
РЕГИСТРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- внесение в специальный реестр международной организации вступившего в
силу международного договора, что позволяет сторонам договора ссылаться на
него в органах такой организации при обосновании своих прав.
РЕДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ- проверка и
восстановление линии государственной границы на местности и обозначение ее
пограничными знаками на основе ранее составленных документов, как правило,
двустороннего характера (протокола-описания, карт и протоколов пограничных
знаков). В практике РФ такие документы составляются смешанными комиссиями по
демаркации и редемаркации границы.
РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ (РЕЖИМ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕМОЙ НАЦИИ)- принцип
международных экономических отношений, в соответствии с которым
договаривающиеся государства на взаимной основе предоставляют друг другу
преимущества и льготы в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых при
ввозе или вывозе товаров, и иных правил проведения внешторговых операций.
РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИИ ООН- принимаются в письменном виде и имеют, как это предусмотрено ст. 10
Устава ООН, силу рекомендаций. Для обеспечения соблюдения положений,
содержащихся в таких резолюциях, не могут применяться какие-либо принудительные
меры. В этом смысле они сами по себе не создают норм международного права и не
являются его источниками.
РЕКВИЗИЦИЯ ( от лат. reguisitio
- требование)- принудительное возмездное изъятие различных видов имущества для
использования их армией вражеского государства.
РЕКТИФИКАЦИЯ ГРАНИЦЫ-
незначительные изменения или уточнения в положении границы на местности
относительно линии государственной границы, ранее установленной международным
договором. Ректификация границы применяется в случаях строительства тоннелей,
гидростанций, аэродромов, мостов и других сооружений, а также с целью
удовлетворения хозяйственных интересов государств на линии границы или вблизи
от нее. Она осуществляется на основе международных договоров между
заинтерсованными сторонами. Эти договоры наряду с договорами об установлении
государственных границ нередко подлежат ратификации.
РЕПАРАЦИИ (от лат. reparatio-
восстановление)- одна из форм материальной ответственности субъекта
международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им
международного правонарушения другому субъекты международного права. Выплата
репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной
компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков.
РЕПАТРИАЦИЯ- возвращение в
страну гражданства, постоянного проживания или происхождения тех лиц, которые
оказались в силу различных обстоятельств на территории другого государства.
РЕПРЕССАЛИИ- правомерные
принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав,
нарушенных другим государством, при помощи действий, иных, чем применение силы
или угроза ее применения. Меры, используемые в качестве репрессалий, должны
быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента
восстановления положения, ему предшествовавшего.
РЕСТИТУЦИЯ- в международном
праве возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из
воюющих государств в территории другого государства, являвшегося его военным
противником.
РЕТОРСИЯ- правомерные
принудительные действия государства, совершенные в ответ на недружественный акт
другого государства. Реторсия преследует цель восстановления принципа
взаимности в отношениях соответствующих государств. Меры, используемые в
качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и
прекращаются с момента восстановления прежнего положения. Как и репрессалии,
реторсия не предусматривает применения вооруженной силы или угрозы ее
применения.
РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ-
резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным
характером для государств-членов ООН (ст. 25 Устава ООН).
РЕЦЕПЦИЯ ( от лат.- receptio)-
в теории права- заимствование. В международном праве этот термин обычно
применяется для обозначения точного воспроизведения во внутригосударственных
нормативных актах формулировок международно-правовых актов. Иногда под
рецепцией понимается обеспечение государством с помощью своего законодательства
выполнения своих международных обязательств.
САЛЮТ в международной практике-
( от лат. salus- приветствие)- торжественная форма приветствия или отдания почестей
(артиллерийскими и ружейными залпами, флагами). “Салют наций” (21
артиллерийский залп) может производиться по случаю официального визита главы
государства, посещения с официальным визитом иностранным кораблем (соединением
кораблей) порта или военно-морской базы, а также в других случаях.
САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- термин,
используемый в доктрине и практике в одном из следующих значений: 1)
структурный элемент нормы международного права, указывающий на неблагоприятные
последствия для государства-нарушителя; 2) принудительные меры, осуществляемые
международными организациями, прежде всего ООН; 3) особая политическая форма
ответственности международно-правовой как следствие преступления международного
; 4) индивидуальные и коллективные принудительные меры, являющиеся ответом на
правонарушение международное; 5) меры принуждения, применяемые государствами и
международными организациями против государства, уклоняющегося от
ответственности за совершенное им международное правонарушение.
САТИСФАКЦИЯ- форма ответственности
международно-правовой, выражающаяся в том, что государство-нарушитель
предоставляет удовлетворение пострадавшему государству.
СВОБОДА ОТКРЫТОГО МОРЯ- один из
основополагающих принципов современного международного права, предусматривающий
право для всех государств (прибрежных и не имеющих выхода к морю) свободу
судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и
трубопроводы, сооружать искусственные острова и другие установки, на свободу
рыболовства и на проведение научных исследований.
СЕГРЕГАЦИЯ (от лат. segregacio-
отделение)- отделение или изоляция расы или этнической группы путем
насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории, или
путем установления преград для социального общения, или раздельного обучения и
воспитания, или иных дискриминационных мер. Сегрегация- особый вид
дискриминации.
СЕКРЕТАРИАТ ООН- один из
главных органов ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и
осуществлять их решения и рекомендации. Персонал Секретариата ООН назначается
Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной
Ассамблеей.
СЕПАРАТНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ-
переговоры, которые ведутся во время военных действий или после них с
противником одним из государств, входящих в союз или коалицию, тайно от других
государств-союзников или без согласия с последними.
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА-
совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои
принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих
норм международного права.
СИТУАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ-
разновидность международных разногласий, характеризуемая состоянием
напряженности между двумя или несколькими государствами.
СЛЕДСТВЕННЫЕ КОМИССИИ- органы,
образуемые спорящими сторонами или компетентными организациями по осуществлению
расследования (установления фактической стороны) обстоятельств спора.
Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между
спорящими сторонами, определяющего круг подлежащих расследованию фактов,
порядок и сроки образования комиссии и объем ее полномочий.
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН- главный
постоянно действующий политический орган ООН, на который возложена главная
ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из
15 членов: 5 постоянных членов Совета (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай)
и 10 непостоянных членов, избираемых в Совет на 2-летний срок в соответствии с
процедурой, предусмотренной в Уставе.
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА- один
из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из
министров государств-членов, обеспечивает участие государств-членов в процессе
принятия решений.
СОВЕТ ЕВРОПЫ- первая
европейская межправительственная организация, созданная после второй мировой
войны. Его Устав был подписан и ратифицирован в 1949 г. Целями Совета Европы
являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для
защиты и реализации их идеалов и принципов, содействие превращению Европы в
демократическое и безопасное пространство, защита и укрепление плюралистической
демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания для
формирования европейской культурной идентичности. Условием приема в Совета
Европы являются гарантия свободы выражения мнения, особенно свобода средств
массовой информации, защита национальных меньшинств, соблюдение основ
международного права, а также обязательство подписать Европейскую конвенцию по
правам человека и признать всю совокупность ее контрольных механизмов.
Структуру Совета Европы образуют: 1.Комитет министров; 2.
Парламентская ассамблея; 3.Совещания отраслевых министров; 4. Секретариат.
Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов,
является высшим органом Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в
Страсбурге (Франция). Официальными языками совета Европы являются английский и
французский; немецкий и итальянский- рабочие языки Парламентской ассамблеии.
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ- один из главных
органов ООН. Согласно Уставу ООН состоит из: 1) государств-членов ООН, которые управляют
территориями под опекой; 2) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые
не управляют территориями под опекой; 3)такого числа других членов ООН,
избранных Генеральной Ассамблеей ООН на 3 годичный срок, какое может оказаться
необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета
распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не управляющими
территориями под опекой.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)- межгосударственное объединение, созданное на основе
Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в
Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР-
Республики Беларусь, РСФСР и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991
г. постановлением ВС РСФСР. Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г.,
ратифицирован ВС РСФСР 12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным соглашением
и Уставом СНГ целями Содружества являются: развитие равноправного и
взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики,
культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки,
торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному
обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для
присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств,
разделяющих цели и принципы Содружества.
В настоящее время в СНГ входят 12 бывших республик
СССРРоссийская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Узбекистан,
Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика
Таджикистан, Республика Армения, республика Молдова, Туркменистан, Киргизская
Республика (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и формально не
стала участником Устава СНГ). Официальным местом пребывания межгосударственных
органов СНГ является г.Минск. основными институтами (консультативными и
координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет
глав правительств, исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный
экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея
государств-участников СНГ, Совета министров обороны, Совет министров
иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по
труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному
сотрудничеству, Совета руководителей государственных информационных агенств
СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности,
Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области
здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по
военно-экономическому сотрудничеству и др.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН- международные межправительственные организации, осуществляющие
деятельность в экономической, социальной, культурной и др. областях.
СПОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ- формально
признанное разногласие между субъектами международного права, возникающее по
вопросу факта или права. Может быть двусторонним или многосторонним, возникать
в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или
применения того или иного международного договора, ответственности конкретного
государства.
СРОК ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- период времени, в течение которого действует договор. Нередко он
определяется в самом договоре.
СРОКА ДАВНОСТИ НЕПРИМЕНЕНИЕ-
отказ государств распространять срок давности на преступления военные и
преступления против человечества.
СТАТУС- установленное нормами
международного права положение субъектов международного права, различных
международных и государственных органов, отдельных категорий лиц и имущества. В
международном праве нет четкого юридически оговоренного разграничения между
понятиями "статус" и "режим".
СТАТУС-КВО- применительно к
международному праву: положение в какой-то области международных отношений или
во взаимоотношениях государств, существующее в данный момент или существовавшее
в какое-либо время в прошлом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|