Конституция
Положения о
правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к
политическим правам.[[8]]
§2. Политические права.
Под политическими
правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно
политические интересы человека. Политические права выражают возможности
индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной
власти.[[9]] К числу данной категории прав
относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих
мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на
мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении
государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,
право избирать и быть избранными и др.
В отличие о
личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат
только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и
человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.
В Конституции
1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным
источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является
народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через
политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по
достижении гражданином 18 лет.
Переходя
непосредственно к определению круга политических прав и свобод необходимо
отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с
личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом
демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения. Эти
принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе
передавать, распространять и производить информацию любым законным способом.
Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу,
дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.
Согласно ст.30
Конституции РФ “Каждый имеет право на объединение...”, т.е. создание разного
рода (не государственных) общественных объединений совместно с другими лицами,
а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями
являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования,
созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных,
материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует
удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Для создания
общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за
исключением политических партий и профсоюзов). Статья 30 Конституции РФ
фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Для
осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания,
демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и
политической активности граждан - при условии, что эти движения будут
проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти мероприятия требуют
санкционирование властей в отношении их проведения.
Среди объединений
следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе
политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их
политическая
деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно
в решении
государственных проблем.
Главной из
основных функций партий является информационная; с помощью политических партий
до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин
может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает
законодательство.
Политические
права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное
голосование), так и через своих представителей (ст.32 п.1 Конституции РФ).
“Граждане
Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме” (ст.32 п.2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в
силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии
с действующим законодательством. Лишаются право избрания лица недееспособные и
осужденным к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных
правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу
обвинительный приговор суда.
Избирательное
право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право
избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом
должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган
государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется
небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право
наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа
государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на
пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты
Государственной Думы - 21 года.
Необходимо
отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется
гражданами абсолютно добровольно.
Избирательное
право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном
голосовании.
Статья 32 п. 4
устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к
государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие
любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт
заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на
праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным
заседателем.
Конституционно
закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей
государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим
для решении вопросов общественной жизни.
Конституция 1993
года, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует
социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную
категорию конституционных прав и свобод.[[10]]
§3. Социальные и экономические права
Социальные и
экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень,
право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за
равный труд,
право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право
на образование.
К этой категории
также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам
культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его
участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав
позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня
его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и
политические права.
Преобразования,
происходящие в экономической жизни, потребовали внесения корректив в
соответствующие статьи Основного Закона.
Как основу
рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение
предпринимательской
деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество.
С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития
рыночных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на
экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,
обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность.
При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск
и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями,
приобретать и распоряжаться собственностью.
Важнейшим
институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в
Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической[[11]]
рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека
и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность
защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право
частной собственности регулируется многими отраслями российского права.
Конституция РФ
гарантирует защиту права собственности. В частности в п.3 статьи 35
подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую
целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли.
Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии
равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной
собственности является также право наследования собственности. Положения,
регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской
Федерации, где определяются все тонкости перехода собственности по завещанию
собственника к наследнику.
Конституция РФ
устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не
наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов
граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку
п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования землей.[[12]]
В условиях
рыночной экономики претерпело изменения право человека на труд. Это право
изложено в новой редакции, закреплено право на защиту от безработицы и
установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и свободы защищают
человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое
достоинство и интересы.
Глава III. Значение и реализация основных прав
и свобод, закрепленных в Основном Законе РФ.
Конституционная
трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об
этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционно
закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд
выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования
нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве
причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях
уголовную ответственность.
Согласно п.3
ст.37 признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием
установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на
забастовку. Разрешение такие споров предусмотрено Федеральным законом о порядке
разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. Любая система
разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.
[[13]]
С трудовыми
правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому оно закрепляется
также в ст.37. Любой человек должен рационально использовать время своего
отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении
продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого
ежегодного отпуска.
С признанием
права на труд государство обязано создавать условия, которые способствовали бы
экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для
этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в
государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что является необходимой
предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее
принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность
и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется
право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на
конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе
поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких
ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и
общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования (ст.43 п.2). Родители (или лица их заменяющие)
должны способствовать получению детьми основного общего образования.[[14]]
Конституция
определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в
заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие
восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определенные
права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка,
предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей.
Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами,
перечень которых установлен в трудовом законодательстве.
К числу
социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ).
Содержанием данного права является, прежде всего, в гарантированность получения
государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы
социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на
получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый
заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.
Конституционно
закрепляется право человека на жилище. Оно включает в себя защиту жилища, в
соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища по
каким-либо соображениям.
Однако
строительство жилых помещений должно осуществляться не только государством, но
и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Поощряется
кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система
ссуд на это, не облагаемых налогами.
Следующим звеном
в системе социально-экономических прав является право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь
финансируется за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других
поступлений.
Конституция
указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федеральные
программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по
развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Заключение
Учитывая практику
прошлых лет, Конституция 1993 г. особо оговаривает, что за сокрытие фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой
ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной
гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо
недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях,
катастрофах и т.д. может привести к ужасному результату (например, авария на
Чернобыльской АЭС).
Дополняя
вышеуказанное право, Конституция Российской Федерации закрепляет право на
благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии
и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате экологического
правонарушения (ст.42). В государстве действует программа, которая
предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения
(пр., при Чернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями,
восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного
воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое
законодательство.
В указании
перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий
социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.
К культурным
можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без
которой человек не может полноценно существовать.
Конституционно
закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на
участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к
культурным ценностям.
Согласно закону,
каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и
органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь
человека, что имело место в годы тоталитарного режима.
Государство
гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности, устанавливая порядок
применения ответственности на лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение
некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.
В заключении
необходимо добавить то, что государство устанавливает гарантии реализации прав
и свобод граждан.
Однако следует
отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в
реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование
правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и
ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с
преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы
с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской
Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА.
М-НОРМА
2. Федеральный Конституционный
закон « О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 № 9
3. Закон РФ «Об обжаловании в
суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 25 февраля 1993
г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, №51
4.
Азаров
А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995
5.
Баглай
М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для
юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997
6.
Бережнов
А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991
7.
Витрук
Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985
8. Воеводин Л.Д. Конституционные права и
обязанности советских граждан, Москва, 1972
9.
Воеводин
Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА,
1997
10. Всеобщая
декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права
человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989
11. Декларация
прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52
12. Дмитриев Ю.А. Правовое положение
человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт,
1992
13. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин
“Конституционное право России”.
14. Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека.
Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990
15. Комментарий к Конституции Российской
Федерации.-М: Издательство Бек, 1994 г.
16. Конституционный статус
гражданина, Москва, 1989
17. М. В. Баглай, Б. Н.
Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”
18. Международный
пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных
договоров. Нью-Йорк, 1989
19. Научно-практический
комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В.
Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г.
20. Общая теория прав человека.
Издат. НОРМА, Москва, 1996
21. Теория права и государства. Под ред.
Проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство Бек, 1996
[1] Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997
[2] Бережнов А.Г. Права
личности: некоторые вопросы теории. М., 1991
[3] Баглай М.В. Конституционное
право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и
факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.
[4] Конституция Российской
Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА.
М-НОРМА
[5] Азаров А.Я. Права человека
(Новое знание). М., 1995
[6] Конституция Российской
Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА.
М-НОРМА
[7] Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.
[8] Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.
[9] Дмитриев Ю.А. Правовое
положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.:
Манускрипт, 1992г.
[10] М. В. Баглай, Б. Н.
Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”
[11] Научно-практический
комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / коллектив авторов / под. Ред.
В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г.
[12] Теория права и государства.
Под ред. Проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство Бек, 1996
[13] Конституция Российской
Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА.
М-НОРМА
[14] Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.
Страницы: 1, 2
|