Конституционно-правовой статус общественных объединений
Конституционно-правовой статус общественных объединений
Конституционное право.
Тема: Конституционно - правовой
статус общественных объединений.
План.
- Содержание и
гарантии права на объединение. Политическое многообразие,
многопартийность.
- Законодательство
об общественных объединениях.
- Понятие,
организационно-правовые формы и виды общественных объединений.
- Порядок создания,
реорганизации и ликвидации общественных объединений.
- Права, обязанности
и ответственность общественных объединений.
1.
Содержание и
гарантии права на объединение. Политическое многообразие и многопартийность.
Согласно
Международному пакту о гражданских и политических правах[1] каждый человек имеет право на
свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в
них для защиты своих интересов (ч.1 ст.22). По Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть принужден вступать в
какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).[2]
Свобода деятельности
общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также
осуществляются согласно принципам и нормам международного права.
В ч. 2 ст. 22
Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что
пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной или общественной
безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности
населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных
ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил
и полиции.
Конституция Российской Федерации,
основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может
быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»
(ст.30).
Право на объединение
закреплялось в Основном законе страны и ранее, Конституция СССР 1977 г.
определяла роль общественных организаций как важной составной части
политической системы. Но существовала ли в Советском Союзе, где правила
Коммунистическая партия, политическая система? Нет, не существовала. Идея
политической системы в течение двадцати лет была не востребованной в советской
государственно-правовой науке. Её использование было здесь ограниченным: или
как аналога политической организации или в качестве пропагандистского клише,
когда речь шла о «политической системе развитого социализма», как это и
делалось в Конституции СССР 1977 г. В преамбуле устанавливалось, что в СССР
сложилось «идейное единство советского общества». А в соответствии со ст. 6
руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической
системы, государственных и общественных организаций является КПСС,
существующая для народа и служащая народу. В стране с одной правящей партией не
нужны были равные ей по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения.
Поэтому не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования.
Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены,
действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы,
руководствуясь лишь своими уставами.
С началом
реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея – создание
демократического правового государства, гражданского общества - начала
воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало необходимо и
естественно. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена ст.6 Конституции
СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества.
Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и
художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического
строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод – «в целях укрепления и
развития социалистического строя» (ст.50) были сохранены. Таким образом,
единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма, а без
идеологического многообразия не может быть многообразия политического.
9 октября 1990 г. был
принят Закон «Об общественных объединениях»[3].
Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991 г. было принято постановление «О
регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем
закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том
числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ
постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и общепризнанным
нормам международного права.
Принятая в 1993 г. Конституция
Российской Федерации закрепила принцип идеологического многообразия как одну из
основ конституционного строя страны, тем самым исключив возможность
существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав
возможным становление и развитие политической системы страны. «1. В
Российской Федерации признается идеологическое многообразие.2. Никакая
идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»
- ст. 13 Конституции Российской Федерации.
Идеология - это система
политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную
действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная
особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с
практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо
преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическое
многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп,
политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно
разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического,
правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и
мировой цивилизации в целом;
2) пропагандировать
свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио,
телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ,
трудов, статей и т. п.;
3) вести активную
деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать
программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы,
предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и
политического строя Российской Федерации;
4) публично защищать
свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
5) требовать по суду
или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с
реализацией права на идеологическое многообразие.
Конституционный
принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в
обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими,
который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным
способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии,
принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть
осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать
гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и
иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Закрепление принципа
многообразия делает возможным появления политического многообразия и
многопартийности. Конституция Российской
Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются
политическое многообразие, многопартийность – п.3 ст. 13.
П.4 ст. 13 гласит: « Общественные объединения равны
перед законом».
Равенство общественных
объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к
уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их
деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного
объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности
общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права
и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих
органов, источники образования средств и иного имущества общественного
объединения и его организаций.
Равенство
общественных объединений означает равенство их прав в общественной и
хозяйственной деятельности.
Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых
запрещается создание и деятельность общественных объединений:
«запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного
строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности
государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни».
Подобные основания ограничения
свободы ассоциации предусмотрены и в Международном пакте о гражданских и
политических правах (ч. 2 ст. 22), Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод (ч. 2 ст. 11).
То есть круг причин, по которым
создание и деятельность общественного объединения не допускается, ограничен на
конституционном уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих
органов. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее.
Конституционное
право каждого на объединение включает в себя право создавать на добровольной
основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих
целей; право вступать в существующие общественные объединения либо
воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из
общественных объединений. Таковы суть и содержание права на свободу объединения
или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных
конституциях, права на свободу ассоциации с другими.
.
2. Правовое регулирование
деятельности общественных
объединений.
Основы правового
статуса общественных объединений устанавливает и гарантирует Конституция
Российской Федерации – статьи 13, 30 и ряд других, без которых существование
общественных объединений было бы невозможно (например, ст.ст. 28, 29, 31, 32
Конституции Российской Федерации).
Важное
значение имеют международные документы, такие как Всеобщая декларация прав
человека[4],
Пакт о гражданских и политических правах[5].
Содержание права граждан на объединение,
основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений,
порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации
регулируются ФЗ «Об общественных объединениях»[6],
Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных
объединений.
«Особенности, связанные с созданием,
деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных
объединений - политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и
других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными
законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных
законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная
специальными законами, регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4
ФЗ «Об общественных объединениях»
Данная статья не
использует термина «законодательство», включающего, наряду с законами, и
подзаконные акты нормативного характера исполнительных органов - правительства,
министерств и ведомств, которые по своему объему и детализации регулирования
зачастую начинают конкурировать с законами, ограничивая использование
предоставленных в нем прав многочисленными оговорками. Не подвергая сомнению
регулирующее значение для деятельности общественных объединений всех видов нормативных
актов, всего объема законодательства, в данной статье подчеркивается значение
именно законов - как федеральных, так и законов Субъектов Федерации в качестве
основных, базовых источников создания нормативной основы регулирования
вопросов, связанных с реализацией права на объединение.
На момент принятия Федерального закона «Об общественных объединениях», его исходные правовые принципы
опирались лишь на Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем
законодательная база деятельности общественных объединений значительно
расширилась и в настоящее время включает следующие Федеральные законы:
настоящий Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., Федеральный
закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединениях» от 26 июня 1995 г.[7],
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 11 августа 1995 г.[8],
Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12
января 1996 г.[9],
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.[10].
При этом важно учитывать, как взаимодействуют и
как применяются нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого
отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных
объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об
общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретных
видов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительных
организациях попадают в эту сферу лишь частично.
Закон о некоммерческих организациях регулирует в
основном гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не
преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части его положения выступают
по отношению к соответствующим положениям настоящего Федерального закона как
нормы общего характера, поскольку все общественные объединения, согласно
определению, данному в ст. 5 настоящего закона, являются некоммерческими
образованиями. Однако, общественные объединения, по сравнению с
иными некоммерческими организациями, обладают значительной спецификой,
действуя, в основном, в сфере публичного права, обеспечивая реализацию
конституционного права на объединение, относящегося к политическим правам и не
всегда требующего наличие имущества для его осуществления. Кроме того, и
организационные формы реализации политического права не могут полностью
совпадать с формами приобретения, отчуждения и управления имуществом,
предусмотренными для некоммерческих организаций - юридических лиц, тем более,
что важнейшая особенность общественного объединения - возможность легального
существования без прав юридического лица. Таким образом, сфера деятельности
указанных законов пересекается лишь в определенной части, и там, где это
происходит, закон «Об общественных объединениях» предусматривает специфику
применения законодательства о некоммерческих организациях к сфере своего
регулирования.
Что касается Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях», он, напротив, в определенной
части выступает по отношению к закону «Об общественных объединениях», как
специальный или частный закон, поскольку конкретные общественные объединения
могут одновременно являться благотворительными, но не любые, а лишь те из них,
которые в своих уставах закрепляют исключительно благотворительные цели, и,
кроме того, придерживаются в своей деятельности правил и ограничений,
установленных в законе для таких организаций и претендуют на получение льгот,
связанных со статусом благотворительной организации (в частности, статьи 3, 10,
12, 16, 18 Федерального закона «О благотворительности и благотворительных
организациях»).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|