|
Концепция разделения властей и ее реализация в структуре современного государства
Концепция разделения властей и ее реализация в структуре современного государства
Концепция разделения властей и ее реализация в структуре современного государства
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Введение………………………………………………………………………
|
3
|
1. Концепция «разделения
властей» история, теория реализации……….
|
4
|
2. Основные
ветви государственной власти их разграничение и соотношение……………………………………………………………………….
|
|
12
|
3. Проблемы
организации и функционирования государственной власти Российской Федерации на
основе принципа разделения властей…...
|
|
21
|
Заключение……………………………………………………………………
|
26
|
Список литературы…………………………………………………………...
|
27
|
Введение
Данная курсовая
работа посвящена исследованию концепции разделения властей и ее реализации в
структуре современного государства
Целью курсовой
работы является всестороннее исследование концепции разделения властей, как теории
и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о
цивилизованном устройстве человеческого общежития.
В ходе данного
исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть
исторические предпосылки и сам процесс возникновения концепции разделения
властей и теорию ее реализации.
2. Изучить основные
ветви государственной власти их разграничение и соотношение.
3. Раскрыть проблемы
организации и функционирования государственной власти Российской Федерации на
основе принципа разделения властей
В данной курсовой
работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы
исследования логический, сравнительно-исторический, метод анализа и синтеза.
В целом
необходимо отметить, что рассмотрение концепции является одной из
фундаментальных в теории государства и права.
Существуют
различные мнения ученых правоведов по поводу организации и
функционирования государственной власти Российской Федерации на основе принципа
разделения властей. Поэтому, исследование организации и функционирования
государственной власти Российской Федерации на основе принципа разделения
властей демонстрирует
противоречия в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового
государства.
1.
Концепция «разделения властей» история, теория реализации
Разделение власти
– одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех
видов политической и неполитической власти.
«Разделение
власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым,
или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и
субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и
осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта
простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно
в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом,
правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой
импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс,
получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность
власти)».[1]
Таким образом,
понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия
«власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим
представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения
власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве
одного из основополагающих принципов.
Разделение власти
исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и
вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано
обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в
одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда
и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба
за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и
стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от
столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической
истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника
(король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)
Первое крупное
разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства
и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти,
преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской
жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё
средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко
не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его
далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно
христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной,
восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран)
- в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни
общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.[2]
Наряду с этим, в
самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций
власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа -
магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило
разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление),
формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных
уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце конов
одной из организационных основ государства Нового времени, которое
функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между
собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальная организация власти с
объединёнными в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных
функций включая функциональное и территориальное разделение власти между
монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным
самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично
включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное
феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных
парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и,
в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов
и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой разделения
власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие,
нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это
имело место в Верховном тайном совете в России послепетровского периода, когда
из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие
фамилии - Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические
сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие,
как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы
разделения власти. Решающий этап институционального и функционального
разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени
(XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило
место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной
Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном
аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть
специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная
буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала
его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до
известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был
открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские
(законодательные и представительные) структуры.
Дальнейшее
развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
1. Происходила
централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей
идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью,
принципами организации и т.п.);
2. Укреплялась и
совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и
особенно её аппаратов, кадров государственных служащих.
3. Завершилось
формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления
правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки -
специализированным судебным органам.[3]
Этот объективный
процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории
разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового
государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым
условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения
её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга
власти.
Сама идея
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает
поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В
зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих
философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип
составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком
и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была
подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а
толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648гг.) и
в последствии во Франции (1789–1794гг.).
В основании
политической философии Локка (1632–1704гг.) и либерализма лежит идея
собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество
покоятся на собственности (имелась ввиду частная и личная собственность). В
естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно,
но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе
общественного договора учреждается государство — социальный институт для охраны
собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений… Но и в
государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от
произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела
исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство… Но и в
обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная
свобода для толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются
сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в
процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим
беззаконием… Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение
властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой
особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве
законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей
исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между
аристократическим и демократическим сословиями».
В России идея
разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме
была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в «Проектах и записках». В своих
проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной
монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм
осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью
разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной
Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один
раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти -
монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть
издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей
уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни
уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях
исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть
реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим
судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как
человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский
предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия
в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а
частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под
председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но
законы, «коим вводится какая–либо перемена в отношении сил государственных или
в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно
Государственной Думой».[4]
Порядок в
устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что
проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом
определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал
механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния
трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко
высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной
державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга».
Рассмотренные
выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского
подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) - «Русская
Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал
республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому
чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена
в Народном вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет,
с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может
быть опять избран». «никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет
волю в государстве, душу народа». Исполнительная власть - державная Дума —
состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы
выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все
правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы».
Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые
назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в
исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает
ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный
собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет
соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным
собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей,
предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то
есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной
власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному
органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные
контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в
каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий
также назначаются Верховным собором. -«Собор удерживает в пределах законности
Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника
любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и
исполнительной власти, а также государственное устройство определяется
Конституцией». В последствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории
разделения властей внёс Н.М. Коркунов (XIX в.) - («Указ и закон»). Однако
в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.
Таким образом,
отметим основные особенности принципа разделения властей:
Принцип
разделения властей может быть присущ только демократическому государству. Ни в
рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам
принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного
представителя общества, обладающего и политическими правами.
Для фактического
осуществления принципа разделения властей необходимы определённые объективные
условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а
также субъективные - уровень политического сознания общества.
Наука теория
государства и права изучает и анализирует различные варианты реализации
концепции разделения властей.
2. Основные ветви
государственной власти их разграничение и соотношение
Страницы: 1, 2
|
|