Компетенция таможенных органов в области валютного контроля
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 4
1.1. Валюта Российской
Федерации. 4
1.2. Иностранная
валюта. 4
1.3. Валютные ценности. 5
1.4. Валютные операции. 5
Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. 6
2.1. Проведение
таможенного контроля. 6
2.2. Органы
таможенного контроля. 7
2.2. Ответственность
за несоблюдение таможенного режима. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 11
Либерализация внешнеэкономической деятельности
и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому
хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к
возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы
массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на
зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются
миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают,
что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только
решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой
помощи других государств и международных организаций. Таким образом,
сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой
лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление
внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины
существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России
не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Цель данной работы определить, что входит в
компетенцию таможенных органов в области валютного контроля в Российской
Федерации.
В данной главе даётся определение понятий
необходимых для понимания при написании данной работы. Для большей наглядности
глава разбита на пункты.
а) находящиеся в обращении, а так же изъятые
или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских
билетов, банкнот Центрального банка Российской Федерации и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных
кредитных учреждениях в Российской Федерации;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных
кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании
соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным
банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного
государства об использовании на территории данного государства валюты
Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным
средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а
так же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах
иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы в любом виде и состоянии,
за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;
г) природные драгоценные камни, а также
жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома
таких изделий (ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле").
Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10
ст. 1 Закона о валютном регулировании. К валютным операциям законодатель отнес:
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные
ценности, в том числе использование в качестве средства платежа иностранной
валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в
Российскую Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных
денежных переводов. Таким образом, предварительная оплата по внешнеторговому
контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция, связанная
с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.
Операции с иностранной валютой и ценными
бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и
валютные операции, связанные с движением капитала.
Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Наряду с фактическим контролем за пересылкой,
ввозом и вывозом валютных ценностей таможенные органы осуществляют также
документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением
через таможенную границу товаров и транспортных средств.
В связи с осуществлением валютного контроля
должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции:
проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного
контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в
сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае
представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных
требований, а также другими правами, предусмотренными российским
законодательством.
Таможенные органы при осуществлении ими
функций валютного контроля имеют право:
·
не производить выпуск товаров в случае
представления ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного
контроля;
·
осуществлять в пределах своей компетенции проверки
валютных операций экспортеров;
·
запрашивать у экспортера и банков документы и
информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением
через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Распределение компетенции по валютному
контролю производится между следующими структурными подразделениями таможенных
органов:
·
таможенным постом (отделом таможенного оформления и
таможенного контроля при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным
таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при
его наличии в структуре акцизного таможенного поста);
·
отделом таможенного оформления и таможенного
контроля и отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч.
таможни центрального подчинения);
·
отделом таможенной стоимости и валютного контроля
регионального таможенного управления.
·
Управлением валютного контроля Государственного
таможенного комитета.
В ходе осуществления контроля за соблюдением
участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) требований валютного
и таможенного законодательства отделом валютного контроля (далее - ОВК)
запрашивает у уполномоченных банков, участников ВЭД и на таможенных постах
документы, необходимые для осуществления данного контроля (ГТД, ПС,
транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие).
При подтверждении своевременного и полного
зачисления выручки, либо ввозе товаров, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности на основании подтверждающих документов ОВК
готовит акт о результатах проверки.
В случае непоступления (несвоевременного
поступления) выручки; неввоза товаров, эквивалентных по стоимости переведенным
в их оплату средствам, или неосуществления возврата переведенных ранее в оплату
товаров средств; неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности при совершении бартерных сделок выносится определение о
возбуждении дела об административном правонарушении и проведении
административного расследования или составляется протокол об административном
правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 15.25 или
16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Акт
проверки, определение о возбуждении дела об административном правонарушении или
протокол об административном правонарушении вместе с материалами, являющимися
поводом и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении,
передаются в соответствии с порядком, предусмотренным, в том числе приказом МЮТ
от 29.07.2002 N 333, для регистрации в правоохранительный блок таможни, где
осуществляются дальнейшие процессуальные действия по материалам об
административном правонарушении.
В процессе проведения проверки ОВК для
получения необходимых сведений направляет соответствующие запросы в ОРО, а
также в ОТИ таможни. Информация о присвоении номера определению или протоколу
об административном правонарушении, о суммах штрафных санкций, указанных в
постановлении по делу об административном правонарушении, об уплаченных суммах
штрафов после получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и
ОИПпоДАП таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с
копиями постановлений по делу об административном правонарушении передается в
ОВК ЦТУ.
ОТР регистрирует поступившее из ОВК
определение или протокол об административном правонарушении в порядке,
определенном соответствующими нормативными документами ГТК России и приказом
МЮТ от 29.07.2002 N 333. Сотрудники ОТР принимают материалы к производству и
осуществляют в установленном порядке конкретные процессуальные действия.
Сотрудники ОТР в рамках производства по делу в части, касающейся незачисления
выручки, при выявлении превышения суммы незачисления свыше 10000-кратного
установленного МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300
ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела об административном
правонарушении в органы дознания. В процессе производства при необходимости
привлекают сотрудников ОВК для консультаций, а при подготовке постановления по
делам, возбужденным в соответствии со ст. 15.25 КоАП, согласовывают с ОВК
проект постановления. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу об
административном правонарушении, о соединении дел в одно производство или
направлении материалов в судебные инстанции, а также о результатах рассмотрения
материалов дела в судебной инстанции.
После завершения производства по делу об
административном правонарушении в 3-дневный срок ОТР направляет копии
постановлений по делам в ОВК таможни для формирования установленной отчетности
по валютному контролю[1].
Обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении валютных операций является единственной
целью валютного контроля.
Необходимо обратить внимание, что ЦБ РФ, в
соответствии со ст.9 НК, не является участником отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах. Участником таких отношений из числа
органов валютного контроля является только Государственный таможенный комитет
РФ, который, в соответствии с п.2 ст.10 Закона "О валютном регулировании и
валютном контроле", может контролировать выполнение резидентами
обязательств в иностранной валюте перед государством. Заметим, однако, что на
территории РФ ни на кого не может возлагаться обязанность уплаты налога и сбора
в иностранной валюте. Безусловное право (а не обязанность) уплаты налогов и
сборов в иностранной валюте предоставлено лишь лицам, не являющимся налоговыми
резидентами РФ. Резидентам же такое право, в виде отступления от общего правила
об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов в валюте РФ, может быть
предоставлено федеральными законами (п.3 ст.45 НК). Однако возможности
возложения на резидентов обязанности по уплате налога в иностранной валюте
ст.45 НК не предусматривает.
1. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: «ТД ЭЛИТ-2000», 2002.
2. Комментарий к таможенному кодексу. - М.: Издательская группа
ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
3. Комментарий к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле" (А.М. Эрделевский) - М.: Юрид. лит., 2000.
4. Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 «О введении порядка взаимодействия
структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля» -
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 “О введении порядка взаимодействия
структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля”.
|