Коллективный договор, как основа трудовых отношениях в организации
Коллективный договор работников ООО «Мострансгаз» заключен на два года
(на 2005 – 2007 г. г.) и утвержден конференцией Работников ООО «Мострансгаз» 12
мая 2005 года.
Представителем работников выступила Объединеная профсоюзная организация
ООО «Мострансгаз», председатель которой от имени работников предприятия своей
подписью скрепил договор. От имени работодателя коллективный договор подписан
генеральным директором ООО, соответствующие полномочия которого зафиксированы в
Уставе Общества. В соответствии с действующим законодательством (ст.7) договор
был зарегистрирован в Управлении труда администрации Московской области.
Рассматриваемый коллективный договор имеет следующую структуру:
Раздел 1 Общие положения
Раздел 2 Обязательства сторон
Раздел 3 Трудовые отношения
Раздел 4 Рабочее время и время отдыха
Раздел
5 Организация, нормирование и оплата труда
Раздел 6 Социальные льготы, гарантии и компенсации.
Социальное страхование.
Раздел 7 Работа с молодёжью
Раздел 8 Содействие занятости
Раздел 9 Охрана труда
Раздел 10 Гарантии прав членов профсоюза и деятельности
профсоюзных органов
Раздел 11 Контроль за выполнением коллективного договора.
Ответственность сторон за выполнение обязательств по Коллективному договору.
В Общих положениях установлено, что действие договора распространяется
на всех работников ООО, а также на выборных и штатных работников профсоюзных
органов. Важно отметить, что уже в первом разделе Коллективный договор говорит
о статусе сотрудника Общества, а также определяет своё действие в отношении
родственников работника (п. 1.9.).
Раздел 2 содержит в себе как и общие обязанности сторон
настоящего Договора, так и распределяет конкретные обязательства
непосредственных его участников, закрепляя их для каждого силой законодательства
РФ.
Раздел 3 "Трудовые отношения" в целом составлен
грамотно и также достаточно компактен и формулирует отношения согласно
действующему законодательству.
Раздел 4 "Рабочее время и время отдыха" составлен
с учетом требований трудового законодательства. Кроме того, в коллективном
договоре конкретизированы условия предоставления дополнительных отпусков для
работников, работающих в сменном режиме.
Раздел 5 "Организация, нормирование и оплата
труда" предусматривает, в основном, оплату труда, премирование, случаи, в
которых Работодатель обязуется производить доплаты работникам. Стоит обратить
внимание на п.5.1.4., где определяется основа дифференциации минимальных
размеров тарифных ставок и должностных окладов всех
профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся
отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда – минимальная тарифная ставка
рабочего 1 разряда основного производства (транспорт газа).
Раздел 6 "Социальные льготы, гарантии и компенсации.
Социальное страхование» - один из самых важных в коллективном договоре; его
положения расшифровываются и конкретизируются в 7-и приложениях к договору.
Раздел составлен достаточно грамотно. В ряде его положений, где это допускается
законодательством, коллективный договор либо улучшает существующие нормы, либо
конкретизирует их. Здесь проявляется продуктивное использование права обеими
сторонами Коллективного договора на улучшение положения работника в локальных
нормативно-правовых актах организаций как для непосредственно работающих так и
уже не работающих в организации пенсионеров, ветеранов производства, а также в
случае смерти тех или иных.
Раздел 7 "Работа с молодёжью" - редко встречающийся
момент в локальных нормативно- правовых актах. Данный раздел, усиливая
социальную защищённость молодых работников, декларирует стремление работодателя
избежать таких моментов, зачастую встречающихся в наше время, как «старение
кадров», оскуднение запаса перспективных специалистов по производственной
направленности предприятия. Особенно отмечается п. 7.10 рассматриваемого
договора где «работникам Общества, призванным на срочную военную службу, в
течение трех месяцев после увольнения в запас сохраняется право поступления на
работу в общество при наличии вакансий.
Раздел 8 «Содействие занятости» акцентирует свои положения
на гарантии трудоустройства, обеспечения жильём, сохранении социальных гарантий
для членов семей работников уволенных в связи с сокращением численности и штата
предприятия, максимально улучшая положение таких работников относительно ТК РФ,
оставляя за ними первую очередь в предоставлении работы при наличии в вакансий
с учётом их квалификации.
В разделе 9 « Охрана труда» работодатель обязуется обеспечить
организацию охраны труда, гарантирует разработку в филиалах Общества
планов-мероприятий по улучшению условий труда и санитарно-бытового обслуживания
работников.
Раздел 10 максимально фиксирует как для стороны
Работодателя, так и для стороны Работников их отношения, которые они строят на
принципах социального партнёрства, сотрудничества, уважения взаимных интересов.
Также Раздел определяет порядок прохождения членов профсоюзов обучения и
переподготовки, порядок взимания профсоюзных взносов, обязательства по
обеспечению прав, как членов профсоюза так и тех работников которые в профсоюзе
не состоят.
Некоторые вопросы вынесены в виде отдельных приложений к договору
подписанными фактическими представителями сторон. Вместе с тем, следует
признать, что в договоре достаточно раскрыты вопросы добровольного и
обязательного медицинского страхования, обучения и переподготовки кадров,
контроля за выполнением коллективного договора и многие другие.
Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и
их представителями, а также органами по труду. Стороны договора обязаны каждые
полгода отчитываться о его выполнении на конференции работников организации.
Согласно действующему законодательству лица, представляющие работодателя,
виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору,
подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда,
налагаемому в судебном порядке.11
Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются по заявлению представителей
работников, соответствующих органов по труду или по инициативе прокурора. Кроме
того, по требованию представителей работников собственник обязан принять меры,
предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются
или не выполняются условия коллективного договора.
4. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Коллективный
трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их
представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и
изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и
выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом
работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при
принятии локальных нормативных актов.12
Порядок
разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных
трех или двух этапов примирительных процедур:
1.
Рассмотрение
спора примирительной комиссией;
2.
Рассмотрение
спора с участием посредника;
3.
Рассмотрение
спора в трудовом арбитраже.
Обязательным
первым этапом является примирительная комиссия, после которой при недостижении
согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем
в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Или же
после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение
трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную
процедуру использовать после примирительной комиссии (посредника или трудовой
арбитраж), тогда стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т.
е. Трудовой Кодекс ограничивает процедуру двумя этапами.
Ни одна из сторон
спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая
примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае
необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные
сроки являются процессуальными.
Исковых,
давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку
своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники
имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии
с законодательством.
Представители
сторон, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитраж и Служба по
урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все
предусмотренные законодательством возможности для разрешения, возникшего
коллективного трудового спора.
1.
Рассмотрение
спора примирительной комиссией
Рассмотрение
коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным
этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового
спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК.
Примирительная
комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных
началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.
Создание
примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и
решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей
сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).
Количественный
состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не
вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А
если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудовой спор
передается на рассмотрение трудового арбитража.
Коллективный
трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти
рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный
срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется
протоколом (ст. 402 ТК).
Решение
примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного
трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора
обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением
примирительной комиссии.
При недостижении
согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора
продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом
арбитраже.
2.
Рассмотрение
спора с участием посредника;
После составления
примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового
спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно
или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Служба
по урегулированию коллективных трудовых споров — это система государственных и
региональных органов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации.13
Порядок
рассмотрения коллективного трудового спора определяется по соглашению
сторонами спора с участием посредника. Посредник приглашается по соглашению
сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или
по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любого специалиста в
качестве посредника, не обращаясь в Службу.
Служба
осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых
споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон
коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров
и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и условия возникновения
коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению,
оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного
трудового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату
посредников и трудовых арбитров.
Посредник — это третий нейтральный
орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть
соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон
необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который
должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с
момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).
Рассмотрение
коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до
семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним
из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется
решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не
достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается
рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если
составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому
арбитражу.
3.
Рассмотрение
спора трудовым арбитражем.
Трудовой арбитраж
— временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не
получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием
посредника. Он создается сторонами спора и Службой по урегулированию
коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента
окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией
или с посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой
или предложенных сторонами коллективного трудового спора.
В состав
трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.
Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы
оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и
его полномочия.
Трудовой арбитраж
создается в случае, если стороны коллективного спора заключили в письменной
форме соглашение об обязательном выполнении его решения (ст. 404 ТК). Это новое
положение Кодекса предоставляет право работникам начать забастовку, если
стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по
созданию посредника и трудового арбитража, т. е. упрощает для работников начало
забастовки, что, думается, не следовало делать.
Создание
трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или
ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).
Трудовой арбитраж
рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих
дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он
рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения,
касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует
органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных
социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании
рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в
письменной форме. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его
решение может быть принято и по большинству голосов арбитров.
Если работодатель
уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также
выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях
приступить к забастовке.
Забастовка.
Правовые последствия участия работников в законных и незаконных забастовках.
Трудовой Кодекс
предусмотрел права и обязанности государственной службы по урегулированию
коллективных трудовых споров, впервые урегулировал и порядок разрешения
разногласий самими сторонами до возникновения спора, решаемого примирительной
комиссией, позволяя исключить стихийность и предупредить коллективные трудовые
споры. Кодекс не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки,
предусмотрев процедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые последствия
незаконной забастовки.
Забастовка — это
временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей
(полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.14
В отличие от
примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка —
это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем
прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных
в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового
спора.15
Право на
забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовых
коллективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма коллективного
ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших
разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия
забастовки, данной в ст. 398 ТК.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|