бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коллективный договор, как основа трудовых отношениях в организации бесплатно рефераты

Коллективный договор работников ООО «Мострансгаз» заключен на два года (на 2005 – 2007 г. г.) и утвержден конференцией Работников ООО «Мострансгаз» 12 мая 2005 года.

Представителем работников выступила Объединеная профсоюзная организация ООО «Мострансгаз», предсе­датель которой от имени работников предприятия своей подписью скрепил договор. От имени работодателя коллективный договор подписан  генеральным директором ООО, соответствующие полномочия которого зафиксированы в Ус­таве Общества. В соответствии с действующим законодательством (ст.7) договор был зарегистрирован в Управлении труда администрации Московской области.

Рассматриваемый коллективный договор имеет следующую структуру:

Раздел 1 Общие положения

Раздел 2  Обязательства сторон

Раздел 3  Трудовые отношения

Раздел 4  Рабочее время и время отдыха

Раздел 5  Организация, нормирование и оплата труда

Раздел 6 Социальные льготы, гарантии и компенсации. Социальное страхование.

Раздел 7 Работа с молодёжью

Раздел 8 Содействие занятости

Раздел 9 Охрана труда

Раздел 10 Гарантии прав членов профсоюза и деятельности профсоюзных органов

Раздел 11 Контроль за выполнением коллективного договора. Ответственность сторон за выполнение обязательств по Коллективному договору.

В Общих положениях установлено, что действие договора распростра­няется на всех работников ООО, а также на выборных и штатных работников профсоюзных органов. Важно отметить, что уже в первом разделе Коллективный договор говорит о статусе сотрудника Общества, а также  определяет своё действие в отношении родственников работника (п. 1.9.).

Раздел 2  содержит в себе как и общие обязанности сторон настоящего Договора, так и распределяет конкретные обязательства непосредственных его участников, закрепляя их для каждого силой законодательства РФ.

Раздел 3 "Трудовые отношения" в целом состав­лен грамотно и также достаточно компактен и формулирует отношения согласно действующему законодательству.

Раздел 4 "Рабочее время и время отдыха" составлен с учетом требований трудо­вого законодательства. Кроме того, в коллективном договоре  конкретизированы условия предоставления до­полнительных отпусков для работников, работающих в сменном режиме.

Раздел 5 "Организация, нормирование и оплата труда" предусматривает, в основном, оплату труда, премирование, случаи, в которых Работодатель обязуется производить доплаты работникам.  Стоит обратить внимание на п.5.1.4., где определяется основа дифференциации минимальных размеров тарифных ставок и должностных окладов всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда – минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда основного производства (транспорт газа).

Раздел 6 "Социальные льготы, гарантии и компенсации. Социальное страхование» - один из самых важных в коллективном договоре; его положения расшифровываются и конкретизируются в 7-и приложениях к договору. Раздел составлен достаточно грамотно. В ряде его положений, где это допускается законодательством, коллектив­ный договор либо улучшает существующие нормы, либо конкретизирует их. Здесь проявляется продуктивное использование права обеими сторонами Коллективного договора на улучшение положения работника в локальных нормативно-правовых актах организаций  как для непосредственно работающих так и уже не работающих в организации пенсионеров, ветеранов производства, а также в случае смерти тех или иных.

  Раздел 7  "Работа с молодёжью" - редко встречающийся момент в локальных нормативно- правовых актах. Данный раздел, усиливая социальную защищённость молодых работников, декларирует стремление работодателя избежать таких моментов, зачастую встречающихся в наше время, как «старение кадров», оскуднение запаса перспективных специалистов по производственной направленности предприятия. Особенно отмечается п. 7.10 рассматриваемого договора где «работникам Общества, призванным на срочную военную службу, в течение трех месяцев после увольнения в запас сохраняется право поступления на работу в общество при наличии вакансий.

Раздел 8 «Содействие занятости» акцентирует свои положения на гарантии трудоустройства, обеспечения жильём, сохранении социальных гарантий для членов семей работников уволенных в связи с сокращением численности и штата предприятия, максимально улучшая положение таких работников относительно ТК РФ, оставляя за ними первую очередь в предоставлении работы при наличии в вакансий  с учётом их квалификации.

В разделе 9 « Охрана труда»  работодатель обязуется обеспечить организацию охраны труда, гарантирует разработку в филиалах Общества планов-мероприятий по улучшению условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников.

Раздел 10 максимально фиксирует как для стороны Работодателя, так и для стороны Работников их отношения, которые они строят на принципах социального партнёрства, сотрудничества, уважения взаимных интересов. Также Раздел определяет порядок прохождения членов профсоюзов обучения и переподготовки, порядок взимания профсоюзных взносов, обязательства по обеспечению прав, как членов профсоюза так и тех работников которые в профсоюзе не состоят.

Некоторые вопросы вынесены в виде отдельных приложений к дого­вору подписанными фактическими представителями сторон. Вместе с тем, следует признать, что в договоре достаточно раскрыты вопросы добровольного и обязательного медицинского страхования, обуче­ния и переподготовки кадров, контроля за выполнением коллективного до­говора и многие другие.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду. Стороны до­говора обязаны каждые полгода отчитываться о его выполнении на конференции работников организации.

Согласно действующему законодательству лица, представляющие ра­ботодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по кол­лективному договору, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти мини­мальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.11 Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются по заявлению представите­лей работников, соответствующих органов по труду или по инициативе прокурора. Кроме того, по требованию представителей работников собс­твенник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к ру­ководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

4. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.12

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примири­тельных процедур:

1.                 Рассмотрение спора примирительной комиссией;

2.                 Рассмотрение спора с участием посредника;

3.                 Рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Обязательным первым этапом является примирительная ко­миссия, после которой при недостижении согласия стороны пе­реходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рас­смотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (по­средника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны при­ступить к созданию трудового арбитража, т. е. Трудовой Кодекс ограничи­вает процедуру двумя этапами.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процеду­ра проводится в установленные законом сроки. Но в случае не­обходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.

Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не уста­новлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право прово­дить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соот­ветствии с законодательством.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредни­ки, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллектив­ных трудовых споров обязаны использовать все предусмотрен­ные законодательством возможности для разрешения, возникше­го коллективного трудового спора.

1.                 Рассмотрение спора примирительной комиссией

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК.

Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.

Создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением предста­вителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).

Количественный состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от соз­дания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудо­вой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом (ст. 402 ТК).

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

2.                 Рассмотрение спора с участием посредника;

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных тру­довых споров.

Служба по урегулированию коллективных тру­довых споров — это система государственных и региональных ор­ганов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации.13

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора опре­деляется по соглашению сторонами спора с участием посредни­ка. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любо­го специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу.

Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимо­сти полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и ус­ловия возникновения коллективных трудовых споров, подготав­ливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного тру­дового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров.

Посредник — это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и по­лучать от сторон необходимые документы и сведения по коллек­тивному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обя­зательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.

3.                 Рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж — временно действующий орган для раз­решения коллективного спора, не получившего своего разреше­ния в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами спора и Службой по урегулированию коллективных тру­довых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллек­тивного трудового спора примирительной комиссией или с по­средником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудово­го спора.

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением рабо­тодателя, представителя работников и Службы оформляется соз­дание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллек­тивного спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения (ст. 404 ТК). Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать за­бастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т. е. упрощает для работников начало за­бастовки, что, думается, не следовало делать.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забас­товок (ст. 406 ТК).

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием предста­вителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматри­вает обращение сторон, получает необходимые документы и све­дения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае не­обходимости информирует органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Поскольку в составе тру­дового арбитража три арбитра, то его решение может быть при­нято и по большинству голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбит­ража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его реше­ний, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.


Забастовка. Правовые последствия участия работников в законных и незаконных забастовках.


Трудовой Кодекс предусмотрел права и обязанности государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров, впервые урегулировал и порядок разрешения разногласий сами­ми сторонами до возникновения спора, решаемого примири­тельной комиссией, позволяя исключить стихийность и преду­предить коллективные трудовые споры. Кодекс не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев про­цедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые по­следствия незаконной забастовки.

Забастовка — это временный добровольный отказ работни­ков от исполнения трудовых обязанностей (полностью или час­тично) в целях разрешения коллективного трудового спора.14

В отличие от примирительных процедур разрешения коллектив­ного трудового спора забастовка — это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения рабо­ты, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегули­рованных в примирительных процедурах, крайняя, исключи­тельная мера разрешения трудового спора.15

Право на забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастов­ка — это коллективные действия, форма коллективного ультима­тума для удовлетворения требований работников, не получив­ших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия забастовки, данной в ст. 398 ТК.

Страницы: 1, 2, 3, 4