Категории земель. Земли поселений
Категории земель. Земли поселений
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ КАФЕДРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РЕФЕРАТ на тему: «Категории земель. Земли поселений» Выполнила : ст. 36-б Саранчина Т. С. Проверила: ст. преп. Турчанова Т. В. Москва 2002г Содержание 1. Состав земель в российской Федерации…………………………………………..3
2. Понятие земель поселений…………………………………………………………4
3. Состав земель поселений и правовой режим использования конкретных территориальных зон………………………………………………………………..6
4. Правовой режим пригородных зон………………………………………………..16 1.СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Так долго ожидаемый Земельный кодекс Российской Федерации наконец-то
принят. Он заменил во многом устаревшие нормативные правовые земельные акты
90-х годов. теперь дело за исполнением требований головного закона в
области регулирования земельных отношений. согласно статье 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного
кодекса: «1.Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на
следующие категории: 1). земли сельскохозяйственного назначения; 2). земли поселений; 3). земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения; 4). земли особо охраняемых территорий и объектов; 5). земли лесного фонда; 6). земли водного фонда; 7). земли запаса.» Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой
российского земельного права и служит определению специфического правового
режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого
назначения. Приведённые 7 основных категорий земель существуют (при
некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на
практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от
другой. Полагают, что перечень категорий располагается от «высших» категорий к
«низшим» в зависимости от их ценности и характера использования. В отличие от сельскохозяйственных земель, служащих главным, как правило,
единственным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной
продукции, земли других категорий служат пространственным базисом для
проживания, отдыха, производственной деятельности различного характера и
т.д. Земли поселений, например, используются для строительства и размещения
зданий, коммунально-бытовых сооружений, удовлетворения культурных нужд
населения. 2.ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ Согласно статье 83. «Понятие земель Поселений» Земельного кодекса: «1. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные
для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их
чертой от земель других категорий. 2. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с
зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его
административных границ делится на территориальные зоны. Документы
зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми
актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Правила землепользования и застройки городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов
Российской Федерации. 3. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть
изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных
нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и
сельских поселений, правилами землепользования и застройки.» Внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая
отделяет эти земли от других категорий земель, устанавливается так же, как
было записано в ст. 70 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., путем определения
городской черты. Но в правовой режим земель Земельный кодекс РФ 2001 г.
вносит много нового. Вся территория поселения в пределах его
административных границ делится на территориальные зоны, которые
фиксируются на карте зонирования. Для каждой зоны устанавливаются
градостроительные регламенты, определяющие основу правового режима
отдельных земельных участков, относящихся к конкретной зоне. Регламент
определяет также порядок использования подземного и воздушного пространства
данной зоны при ее застройке и последующей эксплуатации зданий, строений и
сооружений. В городе, как известно, существует сложная система подземных и
воздушных коммуникаций транспорта, связи, энергоснабжения, канализации, при
строительстве и эксплуатации которых возникает множество правовых вопросов
(определение трасс размещения коммуникаций, порядок их строительства и
эксплуатации. права и обязанности пользователей, арендаторов,
собственников, меры безопасности и т.л). Эти вопросы решаются в
соответствии со ст. 38,39,44 Градостроительного кодекса РФ. Согласно статье 84. «Черта городских, сельских поселений и порядок их установления» Земельного кодекса: «1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние
границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. 2. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной
градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения
относится к градостроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. 3. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений
осуществляются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи. 4. Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
утверждается и изменяется федеральным законам по согласованному
представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и
законодательных (представительных) органов Московской области,
законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и
законодательных (представительных) органов Ленинградской области. 5. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав
закрытых административно-территориальных образований, осуществляются
Правительством Российской Федерации. 6. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой
прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков.» Для определения обоснованной с многих точек зрения (экономической,
экологической, социальной и др.) городской черты необходима разработка и
утверждение органами власти градостроительной и землеустроительной
документации, предусмотренной ст. 56-64 Градостроительного кодекса РФ и ст.
85 Земельного кодекса РФ. При этом учитывается документация
градостроительного планирования будущего развития города и других
поселений. Имеются в виду Генеральная схема расселения на территории РФ;
схемы градостроительного планирования развития частей территории РФ - так
называемые консолидированные схемы планирования; территориальные
комплексные схемы градостроительного планирования развития территории
субъектов РФ и частей территории субъектов РФ (в том числе пригородных зон)
- эти схемы создаются для всех субъектов РФ, кроме городов Москвы и Санкт-
Петербурга. И еще один вид градостроительной документации планирования - на
уровне территорий конкретных городов и других поселений. Утверждение и изменение городской черты, черты поселков и сельских
поселений осуществляют органы власти субъектов РФ. Исключение сделано для
городов Москвы и Санкт-Петербурга. Утверждение и изменение их черты
определяют федеральные законы по согласованию с законодательными органами
этих городов и Ленинградской области. 3.СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗОН Согласно статье 85. «Состав земель поселений и территориальное
зонирование» Земельного кодекса: «1. В состав земель поселений могут входить земельные участки,
отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим
территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. 2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям
принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается
градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально,
с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности
территориального сочетания различных видов использования земельных участков
(жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных
видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной
зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный
регламент территориальной зоны' определяет основу правового режима
земельных участков, равно как; всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий,
строений, сооружений; 3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения; всеми собственниками земельных участков, землепользователям
землевладельцами и арендаторами земельных участков независим от форм
собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с
любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой
территориальной зоны видом разрешенного использования. 4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не
соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных
зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного
использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным
градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты
недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в
соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если
их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды,
памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним
объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным
регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и
прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с
градостроительным регламентом устанавливается органом местного
самоуправления. Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также
строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными
земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с
установленными градостроительными регламентами. 5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки
жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки,
малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой
застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки
согласно градостроительным регламентам. 6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены
для застройки административными зданиями, объектами образовательного,
культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для
общественного использования объектами согласно градостроительным
регламентам. 7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены длд
застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для
этих целей производственными объектами согласно градостроительным
регламентам. 319 8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной
инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного,
автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта,
связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения
согласно градостроительным регламентам. 9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные
участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами,
прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и
туризма. 10. В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться
зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки,
имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зоны особо охраняемых
территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными
статьями 94-100 настоящего Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся
памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны
памятников истории и культуры, используются в соответствии с
градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны
памятников истории и культуры. 11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования
в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними
насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями
сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения
сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их
использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами
землепользования и застройки. 12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами,
проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами,
закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав
различных территориальных зон и не подлежат приватизации.» В этой статье определен не только состав земель поселений, но и
правовой режим использования конкретных территориальных зон. Границы, зон
должны отвечать требованиям идентификации принадлежности каждого участка
только одной из зон, указанных в комментируемой статье. Градостроительные
регламенты, правила землепользования и застройки для каждой зоны
устанавливаются индивидуально - с учетом особенностей расположения данной
зоны, а также возможностей территориального сочетания различных видов
жилого, общественного, производственного, рекреационного и иных видов
целевого использования земельных участков. Если земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости
после принятия новых правил землепользования и застройки не будут
соответствовать установленному градостроительному регламенту данной зоны,
то они могут использоваться без установления срока приведения в
соответствие с регламентом. Но это допускается лишь в случае, если их
текущее использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей
природной среды, памятников истории и культуры. Однако реконструкция и
расширение существующих, а также строительство новых объектов могут
производиться с соблюдением установленных градостроительных регламентов
соответствующей зоны. Правовому режиму земель города и других поселений характерен ряд
существенных ограничений порядка землепользования и хозяйственной
деятельности организаций, действующих на территории поселений. Так, органы власти города помимо общих экологических требований,
предусмотренных в ст. 49 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»,
вправе в интересах рационального землепользования устанавливать на своей
территории и другие требования и ограничения, обязательные для исполнения
всеми предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. На практике
такого рода ограничения и требования получили название земельно-
планировочных. Они в основном указаны в строительных нормах и правилах
Госстроя РФ (так называемых СНиП) и касаются не только пользователей,
арендаторов, владельцев земли, но и собственников. Земельно-планировочные ограничения имеют несколько разновидностей.
Исторически наиболее известными из них являются сервитуты, т.е.
ограничения, установленные в интересах соседей. Например, если земельный
массив в свое время был разделен таким образом, ,что один его участок был
отрезан от дороги общего пользования, то пользователю этого участка должен
быть предоставлен выход к ней в виде права прохода и (или) проезда через
чужую землю. Сервитут может быть установлен в виде права прогона скота по
полосе чужой земли и т.д. Такого рода сервитуты могут устанавливаться в
силу давности, договора, судебного решения, за плату или бесплатно. В наше
время сервитут может действовать в виде условия, включаемого в документ на
право пользования землей. Тем самым это право ограничивается в интересах
соседа. Сервитуты могут возникнуть и в силу закона. Так, согласно
Воздушному кодексу РФ, в целях безопасности полета воздушных судов, вокруг
аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы
создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным
землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной
полосе вдоль этой линии запрещается полив посевов дождеванием, земляные и
некоторые другие работы. Земляные работы ограничиваются, если в подземном пространстве находятся
коммуникации, принадлежащие посторонней организации. Вдоль судоходных
водных путей нельзя застраивать полосу земли, оставляемую для нужд
судоходства.
Страницы: 1, 2
|