бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Камеральные проверки: на что обратить внимание бесплатно рефераты

Камеральные проверки: на что обратить внимание

Камеральные проверки: на что обратить внимание

Проверка представленных в инспекцию деклараций и других документов, по которым фирма исчисляет и уплачивает налоги, называется камеральной. Ей посвящена только одна статья Налогового кодекса РФ – 88-я.

На практике налоговики руководствуются Регламентом проведения камеральных проверок, приведенным в письме МНС от 29 января 1999 г. № ВГ-14-16/13дсп. Этот документ вы не найдете ни в одной справочно-правовой системе. Он для служебного пользования, то есть адресован только сотрудникам налоговых служб.

Как проходит камеральная проверка

Никакого специального разрешения для камеральной проверки не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности. На этом этапе инспектор проверяет наличие всех необходимых реквизитов: наименования фирмы, ИНН, подписей, периода, за который представляются документы, и т. д.

Затем Регламент дает налоговикам шесть дней, чтобы проверить, все ли фирмы и предприниматели, состоящие на учете в инспекции, представили документы.

Следующий этап – это изучение самой отчетности. В первую очередь налоговики проверяют арифметику и взаимоувязку различных форм. Затем смотрят, обоснованно ли применены ставки налогов и льготы. Далее сопоставляют отчетные данные с прошлогодними показателями, с информацией о вас из других источников (например, от налоговой полиции) и с данными по другим аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить подозрительные фирмы – кандидатов на выездную проверку.

На практике инспекторы часто ограничиваются контролем арифметики и взаимоувязок различных форм, на анализ у них просто не остается времени.

Проверяя отчетность, налоговики могут потребовать у вас дополнительные сведения и документы. Что это за сведения и документы, ни Налоговый кодекс РФ, ни Регламент не поясняют. Поэтому ничто не мешает налоговикам требовать, чтобы вы представили, например, первичные бухгалтерские документы, тем самым фактически превращая камеральную проверку в выездную.

Некоторые арбитражные суды считают, что проводить выемку этих документов и штрафовать фирму за их непредставление инспекторы не вправе. Если в отчетности выявлены ошибки и противоречия, а уточняющие документы фирма не представила, инспекция должна не штрафовать, а доначислять налог.

Пример

В ходе камеральной проверки инспекция затребовала у ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» расшифровку налогооблагаемой базы для расчета налога на пользователей автомобильных дорог.

Фирма представила документ с опозданием. Чтобы взыскать штраф (ст. 126 НК РФ), налоговики обратились в суд.

Суд в иске отказал, потому что в ходе камеральной проверки инспекторы не вправе изымать документы и назначать наказание за их непредставление (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2001 г. № А42-2648/01-27).

Иногда, чтобы дать пояснения, бухгалтер вынужден прийти в инспекцию (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Вызывают его налоговики, как правило, по телефону, но могут направить и письменное уведомление.

Ответственность за то, что вы не явитесь, в законе не предусмотрена.

Как оформляют результаты проверки

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна в течение трех рабочих дней сообщить вам об этом. Одновременно она потребует внести исправления в документы. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней.

Сказанное относится только к ошибкам, не повлекшим недоплату налогов. Если же это произошло, Регламент МНС предусматривает другой порядок: в течение десяти дней с момента окончания проверки выносится постановление о привлечении фирмы к ответственности. Еще десять дней отводится инспекции на то, чтобы направить вам требование об уплате недоимки, пеней, штрафа и об исправлении документов.

В Регламенте ничего не говорится об акте проверки. Должны ли инспекторы его составлять? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Высший Арбитражный Суд считает, что акт составлять не нужно, потому что Налоговый кодекс РФ об этом умалчивает (п. 37 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

Однако большинство арбитражных судов придерживаются другой позиции. По их мнению, оформлять результаты камеральной проверки налоговики должны так же, как результаты выездной. Иначе нарушаются права налогоплательщиков.

Если налоговики не ознакомили вас с актом проверки, штраф платить не спешите.

Пусть инспекторы сами обращаются в суд.

В ответ на их требования вы можете заявить, что инспекция нарушила порядок привлечения к налоговой ответственности. Сослаться можно на статьи Налогового кодекса РФ (подп. 7 и 9 п. 1 ст. 21 и подп. 7 ст. 32), в которых написано, что инспекция обязана направить налогоплательщику копию акта налоговой проверки. К ней кодекс относит не только выездную, но и камеральную проверку (ст. 87).

Скорее всего, суд вас поддержит.

Пример

Предприниматель представил в налоговую инспекцию декларацию по НДС с нарушением срока. Налоговики оштрафовали его на 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Предприниматель добровольно штраф не заплатил, поэтому инспекция обратилась в арбитражный суд.

Суд в иске отказал, так как инспекция не составила акт камеральной проверки. А значит, лишила предпринимателя возможности представить свои возражения (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2003 г. № А05-11449/02-604/12).

Продолжительность камеральной проверки

По общему правилу налоговики должны проверить представленную отчетность в течение трех месяцев (ст. 88 НК РФ). Однако это не значит, что оштрафовать фирму позже уже нельзя.

Чтобы обратиться в суд, у налоговиков есть шесть месяцев.

Обратите внимание: этот срок считают не с момента составления акта, а с момента обнаружения нарушения (точнее, с момента представления отчетности).

Как только нарушение выявлено, налоговикам нужно за полгода успеть подать иск. При этом не важно, когда они составят акт проверки: в течение трех месяцев или позже. Так разъяснил Высший Арбитражный Суд (п. 9 информационного письма Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. № 71).

Если шестимесячный срок налоговики пропустили, оштрафовать фирму уже нельзя.

Пример

20 марта 2001 года ОАО «Арктиктрансгазстрой» представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за февраль 2001 года.

Акт камеральной проверки налоговики составили 27 марта 2001 года. Руководитель инспекции оштрафовал фирму на 26 060 руб. (ст. 122 НК РФ).

Чтобы взыскать штраф, 29 сентября 2001 года налоговики обратились в суд.

Судьи решили дело в пользу фирмы, потому что инспекция пропустила шестимесячный срок для подачи иска. Этот срок должен исчисляться не с момента составления акта, а с момента, когда фирма представила в инспекцию декларацию, то есть с 20 марта 2001 года (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 апреля 2002 г. № Ф04/1122-83/А81-2002).

За что могут оштрафовать инспекторы

По итогам камеральной проверки налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя за то, что те не представили:

налоговые декларации. Штраф назначается по статье 119 Налогового кодекса РФ;

другие документы (прежде всего бухгалтерскую отчетность). Штраф назначается по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговики могут выписать на руководителя или главного бухгалтера фирмы протокол об административном нарушении. Рассматривает его районный или мировой судья. Штраф назначается по статье 15.5 КоАП РФ и составляет от 300 до 500 рублей.

Если фирма просрочит подачу налоговых деклараций на две недели, инспекция вправе приостановить операции по ее счетам.

Проверив отчетность и обнаружив в ней ошибки, инспекторы могут оштрафовать фирму или предпринимателя за неуплату или недоплату налогов (ст. 122 НК РФ). Штраф составит 20% от неуплаченной суммы.

«Камералки» будущего

В конце сентября депутаты рассмотрят законопроект, существенно изменяющий механизм камеральных налоговых проверок.

Законодатели собираются разрешить фирмам, освобожденным от тех или иных налогов, вообще не сдавать декларации и расчеты по ним. А компаниям, которые не вели хозяйственную деятельность в отчетном периоде, вместо деклараций и расчетов достаточно будет представить «уведомление по упрощенной форме».

Налоговикам запретят требовать уже сданные документы повторно. Исключение будут составлять лишь те бумаги, которые не были сохранены в налоговом органе из-за «стихийного бедствия или других обстоятельств непреодолимой силы». Инспекторы не вправе будут требовать от вас нотариально заверять копии документов, «за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение копий документов».

Кроме того, разработчики проекта попытались хоть как-то конкретизировать перечень документов, которые фирмы обязаны представлять при камеральной налоговой проверке, помимо деклараций и расчетов. Пока Кодекс содержит лишь такую формулировку: «налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов». То есть, по сути «истребовать» можно любые документы. Согласно поправкам, показывать налоговикам нужно будет только те бумаги, которые прямо относятся к данному налогу. Скажем, компании нужно подтвердить право на вычет по НДС. Она должна будет предоставить книгу покупок и счета-фактуры от поставщиков.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://klerk.ru