бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Качества, которыми должен обладать Государь по книге “Сиясат-наме” бесплатно рефераты

Качества, которыми должен обладать Государь по книге “Сиясат-наме”

Введение


И станешь предметом рассказов, если сделаешь,

трон из небесного свода,

И станешь предметом молвы, если опояшешь себя поясом

из небесного свода!

Старайся, когда ты молвишь слово, чтобы веским было слово,

Пытайся, став предметом рассказов, чтобы хорош был рассказ.[1]



“Сиясат-наме” (“Книга об управлении государством”) – была написана по поручению султана Малик-шаха Сельджукида в 1091-1092 годах, о чем имеется сообщение самого автора в предисловии к книге.

“Сиясат-наме” – достижение высочайшего разума и человеческой морали XI века – на протяжении долгих веков служила путеводителем в деле осуществления государственной политики и наставлением по управлению государством для всех правителей: султанов, шахов, эмиров.

“Сиясят-наме”– одно из лучших произведений таджикско-персидской прозы XI столетия. Дидактический характер трактата, доступность изложения в форме поучения, богато иллюстрированного различными примерами – рассказами из жизни выдающихся личностей и государственных деятелей различных эпох – все это определило его место не только как первоклассного литературного памятника, но и как незаменимого источника по истории государства и развития государственной системы на востоке. Тема справедливости и доброты, правдивости и благожелательности занимает видное место в рассказах книги и определяет общественно – политические взгляды и жизненное кредо его автора.

В этом сочинении четко прослеживается отношение самого автора к социально-политической жизни и моральным ценностям той эпохи. В “Сиясат-наме” рассматриваются философско-политические учения великих мыслителей, представителей древней и средневековой культуры – таких, как Платон, Аристотель, Ал-Фараби, Ибн-Мискавайх, Абуали ибн Сино и других, относительно истории развития государства и права, в том числе военно-политических проблем. В свою очередь, на развитие мировоззрения и социально-политических взглядов Низам ал-мулька оказал существенное влияние тот общественно-политический строй, который был создан Сельджукидами.

В книге четко отражена социальная структура общества той эпохи, сословные интересы различных групп; в частности – духовенства, землевладельцев, военных, торговцев и других, их обязанности перед государством и предоставляемые им права и полномочия.

Я думаю, что мой реферат заинтересует людей мыслящих, интересующихся историей нашего государства, и не безразличных к его будущему.
























Актуальность темы

Мы живем в мире, где в большинстве стран люди обладают правом избирать тех, кто в последствие будет управлять государством, в котором они живут. Но сам факт того, что государством по-прежнему управляют простые смертные с присущими им слабостями и недостатками – остается нерушимым. И где же им получить мудрые советы и наставления - как не из мудрости веков, которая складывалась из опыта великих мужей, знающих толк в управлении государством.

В настоящее время Республика Таджикистан является молодым, развивающимся государством. Созданное на обломках некогда великой империи и вышедшее на мировую арену как совершенно иное, новое суверенное государство, современный Таджикистан очень похож на только поднимающееся государство Сельджукидов XI века. Опыт выдающегося государственного деятеля, несомненно, может стать отличным примером для наших нынешних “правителей”, а их ошибки подскажут им чего нужно остерегаться на коварном и извилистом пути политики.  Четко намеченный путь, по которому будет развиваться наше государство во внешней и внутренней политике, поможет максимально приблизится к поставленным целям. И учась на ошибках прошлого, мы сможем в будущем добиться успеха. Для этого не лишним будет обратиться к мудрости веков и ознакомится с советами, которые дают нам мудрые книги.

Низам ал-мульк открыто выступает против облеченных властью людей, которые сидя во дворцах, решают жизненно важные проблемы, хотя не имеют полного представления о них. Он уверен в том, что в сознании этих чиновников реальная жизнь общества отражается в искаженном и далеком от реальности виде.

Эта проблема существует и по сей день, спустя десять веков. Наши “правители”, теперь уже народные избранники, порой бывают слишком далеки от народа, сидя в своих позолоченных мраморных дворцах, они и не ведают порой, что у кого-то в эту минут нет денег на краюшку хлеба.

Низам ал-мульк, как видный политик своего времени, придавал особое значение государственному строительству, внутренней и внешней политике. Его взгляды на государство и политическую культуру изложины во многих главах “Сиясат-наме”.

И обращение к этой книге, издательство которой было приурочено к празднованию 1100-летия государства Саманидов, для каждого, кто хочет ознакомиться с мудростью наших предков, может стать настоящим кладом познания.


Цель написания данного реферата

 

Целью моего реферата является подробное рассмотрение управленческих, морально-нравственных и личностных качеств правителей. Шахи, эмиры, цари и президенты – люди обличенные властью, берут на себя ответственность за судьбу своего народа. Безусловно, все советы и примеры праведных правителей, которые приводит Низам ал-мульк, подразумевают образ идеального правителя, от которого так далеки простые смертные с присущими им пороками. Но именно в стремление к совершенству и заключается (как полагали философы древности) смысл человеческого бытия.

Эта тема была выбрана мною не случайно. Как будущего сотрудника органов внешних сношений, меня очень заинтересовало то, что наши предки думали об устройстве государственной системы. И учитывая, что эта книга была написана человеком, непосредственно принимавшим участие в делах управления государством, я считаю, что его опыт является просто бесценным, тем более что свои знания, приобретенные на практике, он совмещал с учениями великих философов древности. Помимо управленческих качеств и навыков, которыми следуют обладать правителям, меня интересовали морально-нравственные качества личности, которые, по мнению Низам ал-мулька, должны быть у человека обличенного властью.

Соблюдение законов и правопорядка Низам ал-мульк считал основой существования государства. Именно на этом и делал акцент в своих последних выступлениях президент Республики Таджикистан

Э.Ш. Рахмонов, подчеркивая, что лишь при соблюдении законов и право послушности, можно строить светлое будущее для нашего государства.

Анализ использованной литературы

 

При подготовке к данному реферату, прежде всего я использовала основную книгу, анализ которой и является основой моей работы – “Сиясат-наме” Низам ал-мулька.

Прежде чем преступить к изучению содержания данного произведения, я подробно ознакомилась с биографией самого автора, которая была подробно изложена в предисловии к данному изданию книги, составленном С. Шохуморовым. А для того, что бы иметь подробную картину времени и обстоятельств, которые повлияли на сам характер книги. Тем более что задачей моего реферата является ознакомления с качествами, которыми должны обладать государи, по мнению автора, учитывая так же и специфику того времени. А для лучшего понимания требований, которые предъявляет один человек к другому, необходимо определить качества которыми обладает он сам. Безусловно, сам Кавамуддин Абуали Хасан был просто человеком, и пытаться отыскать в его биографии признаки идеального мудреца-философа не реально. Но, тем не менее, это выдающийся человек, который за свои труды на благо государства и получил это громкое имя – Низам ал-мульк. И его книга является бесценным произведением, в котором он делится своими знаниями, опытом и наблюдениями, приводя к каждому из своих утверждения примеры из жизни государей. А ознакомление с несколькими подобными рассказами позволило мне очень ясно представить себе тот образ царя, который восхвалял автор.

Для написания своего реферата я так же использовала дополнительную литературу.

Книгу Б. Гафурова “Таджики”, благодаря которой я ознакомилась с предысторией создания государства Сельджукидов. И с ролью Низам ал-мулька в истории таджикского народа, развитии культуры, науки и просвещения.




Также очень полезной для написания данной работы была  статья  Профессора А.Х. Самиева “”Сиясат-наме” Низам ал-мулька и таджкиско-персидское военное искусство”, в котором автор анализирует историческое значение книги “Сиясат-наме”.


Биография Автора

Автором “Сиясат-наме” был выдающийся государственный деятель XI века великий визирь Кавамуддин Абуали Хасан ибн Али ибн Исхак, носивший почетный титул “Низам ал-Мульк” (“Порядок государства”), в течение почти тридцати лет верой и правдой служивший сельджукским султанам Алп-Арслану (1063-1072) и Малик-шаху (1072-1092).

Низам ал-мульк родился 6 апреля 1019 года в одном из селений Туса в Хорасане. Его предки происходили из дехкан (землевладельцев). Однако, его отец Абулхасан Али находился на государственной службе у правителей Хорасана, будучи начальником фискальной службы в Тусе. Именно здесь родился Низам ал-мульк, здесь прошло его детство, здесь он получил начальное образование, а затем совершенствовал свои познания в науках в медресе Нишапура и Мерва. Завершив учение, он поступил на службу к газневидскому правителю Балха Абуали ибн-Шадану в качестве секретаря.

После захвата Балха и Термеза сельджукским военачальником Чаргибеком в 1039 году Абуали инб – Шадан был назначен визирем Туграла I Сельджукида (1037-1063), а Низам ал-мульк – дабиром (воспитателем) Алп Арслана, сына Чагри-бека.

После смерти Туграла I в 1063 году султаном стал Алп Арслан, сын Чагрибека и племянник Туграла I. Он решил избавиться от опеки и влияния приближенных бывшего султана, приказал умертвить его взиря Амид ал-мулька Абунасра Мансура Кандури и 27 гоября 1063 года назначил своим визирем Низам ал-мулька.

О взаимоотношениях Низам ал-мулька с сельджукскими султанами (особенно в Малик-шахом) в письменных источниках содержатся многочисленные рассказы, легенды и анекдоты, которые во многом далеки от реальности и исторической действительности, а порой и вовсе явно вымышлены. Однако одно бесспорно: жизнь Низам ал-мулька при сельджукском дворе не всегда была спокойной, безопасной, безоблачной. В последние годы правления Малик-шаха жизнь визиря особенно осложнялась интригами и явной враждебностью части придворных. Тому было несколько причин. Во-первых, жизнь двора в целом всегда была сопряжена с дворцовыми интригами, подстрекательством, провокациями, разложеньем нравов, и Низам ал-мульк – как высокопоставленный придворный был их непосредственным участником. Во-вторых, отличаясь известным тщеславием, он стремился придать наследственный  характер своей деятельности при сельджукской династии (порядок, который был характерен для Бармакидов эпохи Аббасидов и в определенной степени – для Балъамидов при Саманидах). Участвуя в дворцовых интригах. Низам ал-мульк часто обходил своих соперников и врагов, благодаря от части тому что на многих важных постав в государстве, за долгие годы службы он успел поставить преданных себе людей. Но и у этого преимущества были свои недостатки, так как многие из его ставленников порой прикрывали свои преступления громким именем своего покровителя. В то время взяточничество принимает среди чиновников массовый характер, притеснение и угнетение широких народных масс становится обычным делом. Но непоколебимый Порядок Государства продолжал свою службу на благо государства, борясь со своими врагами. Известно, что Низам ал-мульк был ярым защитником ортодоксального ислама.  Низам ал-мульк принимал энергичные меры к тому, чтобы добиться централизации управления. Без создания чиновничьего аппарата, без наличия грамотных людей это было невозможно.

Низам ал-мульк слишком много трудов, и большую часть своей жизни посвятил созданию и укреплению сельджукидского государства. И когда Малик-шаху однажды пожаловались на недостойное поведение сана Визиря, которого тот поставил правителем Мерва, Низам ал-мульк посчитал, что не обязан извинятся за это перед государем, ответив на это обвинение довольно в резкой форме. Султан был очень рассержен, но каких-либо шагов не предпринял. Но когда он находился в поездке в Багдад в 1092 году и в его свите находился так же и Визирь. По дороге какой-то человек в суфийской одежде под предлогом вручения просьбы или жалобы приблизился к Низам ал-мульку и нанес ему ножевое ранение, в результате которого 15 октября 1092 года он умер.

Как выяснилось, убийца принадлежал с исмаилитским федаинам. Существует предположение, что Низам ал-мульк был убит по поручению самого Малик-шаха, либо его окружения. Тем более, что сам Султан по неизвестным причинам скончался спустя месяц в Багдаде. И после его кончины ходили слухи, что его отравили, в отметку за убийство Визиря.

Тело Низам ал-мулька было привезено в Исфаган и там похоронено. Однако, по сведениям некоторых источников, прах его вскоре был перевезен в Нишапур, где  постоянно жила его семья и там предан земле. 

Некоторые историки изображают Низам ал-Мулька чуть ли не борцом за благо народа. Таким он, конечно, никогда не был. Если некоторые из его мероприятий и ограничивали произвол военачальников и феодалов, если он и заботился о создании медресе, то все это делалось для того, чтобы укрепить могущество Сельджукидов, увеличить поступление доходов в государственную казну.[2] Низам ал-Мульк принимал также меры к развитию внешней торговли, добиваясь отмены тормозивших ее чрезмерных пошлин.

Низам ал-мульк был ревностным сторонником организации высших богословских учебных заведений – медресе. Такие учебные заведения получили в честь этого государственного деятеля название “Низамия” они были открыты во многих городах, в том числе и в Багдаде.








Перечень глав


Книга Низам ал-мулька “Сиясат-наме” (“Книга об управлении государством”) состоит из пятидесяти одной главы. Первоначально автор написал тридцать девять глав, но позже добавил еще, и дополнил существующие интересными рассказами из его жизни, и легендами.


Глава первая: О делах людей и времени.

Глава вторая: О благодарности государей за благодеяния всевышнего.

Глава третья: О разборе государем обид, право-судности и упражнении в добром житии.

Глава четвертая: Об амилях, о постоянном разузнавании дел вазиров и гулямов.

Глава пятая: О мукта, о разузнавании, как они обращаются с народом.

Глава шестая: О казиях, хатибах, мухтасибе и успешности их дел.

Глава седьмая: О разузнавании о делах амиля, казия, шихнэ, раиса и условиях управления.

Глава восьмая: О разузновании и осведомлении, о делах веры шариата и тому подобном.

Глава девятая: О мушрифах и достатке их.

Глава десятая: О сахиб-хабарах и о совершении мероприятий по делу царства.

Глава одиннадцатая: О почтении к приказам его величества.

Глава двенадцатая: О посулке гулямов со дворца по важным делам.

Глава тринадцатая: О посылке лазутчиков и о мероприятиях ко благу государтсва и народа.

Глава четырнадцатая: О постоянном рассылании скороходов и птиц.

Глава пятнадцатая: О проявлении внимания к приказам в опьянении и в трезвом состоянии.

Глава шестнадцатая: О приближенном вакиле и успешности его дела.

Глава семнадцатая: О надимах, о приближенных и о порядке их дел.

Глава восемнадцатая: О совещаниях государя о делах с учеными мудрецами.

Глава девятнадцатая: О муфридах, об их содержании, снаряжении, порядке дел и обстоятельсвах.

Глава двадцатая: О распорядке в отношении оружия, украшенного драгоценными камнями, во время государева приема.

Глава двадцать первая: Относительно послов и их дела.

Глава двадцать вторая: О заготовлении фуража на остановках.

Глава двадцать третья: О ясности в имущественном состоянии всего войска.

Глава двадцать четвёртая: О содержании войска всякого рода.

Глава двадцать пятая: О пребывании заложников и содержании войска разных племен при дворе.

Глава двадцать шестая: О необходимости иметь на службе туркмен на положении гулямов, тюрок и тому подобных.

Глава двадцать седьмая: О неутруждении рабов во время службы и распорядке их дел.

Глава двадцать восьмая: Относительно государевых приемов для приближенных и для всех.

Глава двадцать девятая: О распорядке собрания для винопития и правилах его.

Глава тридцатая: О порядке стояния рабов во время службы

Глава тридцать первая: О нуждах и требованиях войска, о службе свиты.

Глава тридцать вторая: Об устройстве убранства, оружия и снаряжения, боевого и походного.

Глава тридцать третья: О выговорах высокопоставленным в случае ошибок и проступков.

Страницы: 1, 2