бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Избирательные системы бесплатно рефераты

Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддержи­вают объединившиеся правые партии, что существенно повыша­ет его шансы на победу.

При избрании Президента Узбекистана повторное голосование проводится не ранее чем через 15 дней со дня первого голосования, но в пределах одного месяца.[6] Если ко дню повторного голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента Узбекистана, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение вы­боров на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдви­нутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и неза­висимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как предста­вителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.



Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума


Очень редко используются наряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы: единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системе единствен­ного непереходящего голоса, которую иногда называют полупропорцио­нальной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает при пропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, со­держащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собрав­шие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответству­ет числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определя­ется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разно­видностью мажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.

При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный;

дат. cumulo — складываю) избиратель имеет не один, а несколько голо­сов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии (например, три голоса из имеющихся четырех отдать канди­дату, стоящему в партийном списке под № 1, а один голос — кандидату под № 4). Избиратель может также, если это разрешает закон, приме­нить панашаж (или панаширование; от фр. panachage — смешивание, пестрота): проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата. О панашаже подробнее говорится ниже, поскольку он обычно разрешается очень редко и при пропорциональ­ной избирательной системе. Если используется система кумулятивно­го вотума, то результаты определяются опять-таки по принципу отно­сительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам, баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше других голосов избирателей (в соответствии с числом депутат­ских мест по данному округу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.

Голосование при системе единственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: изби­ратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии.[7]

Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределе­ние депутатских мандатов предоставляет пропорциональная из­бирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.




Пропорциональная избирательная система


Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голо­сов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подле­жащих распределению.

Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распре­делились следующим образом:    


А—20.000;  Б—16.000;  В—34.000;  Г—43.000;  Д—37.000.


Таким образом, в голосовании приняли участие 150.000 изби­рателей. Определяем избирательную квоту: 150.000:6=25.000.

В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, получен­ных каждой партией, делим на избирательную квоту:


                              А  20.000 : 25.000 = 0 ( 20.000 в остатке )

                              Б  16.000 : 25.000 = 0 ( 16.000 в остатке )

                              В  34.000 : 25.000 = 1 ( 9.000 в остатке )

                                  Г  43.000 : 25.000 = 1 ( 18.000 в остатке )

                                  Д  37.000 : 25.000 = 1 ( 12.000 в остатке )


Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распреде­ление оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей сред­ней.

     По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов изби­рателей. В рассматриваемом примере по 1 мандату получат пар­тии А, Г и Б. Окончательные результаты будут следующие:


А-1;  Б-1;  В-1;  Г-2;  Д-1.


         Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вы­числить среднюю каждого списка, необходимо число голосов из­бирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:


А  20.000 : 1  ( 0 мандатов + 1) = 20.000

Б  16.000 : 1  ( 0 мандатов + 1) = 16.000

В  34.000 : 2  ( 1 мандат + 1) = 17.000

Г  43.000 : 2  ( 1 мандат + 1) = 21.500

Д  37.000 : 2  ( 1 мандат + 1) = 18.500


По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наи­большую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка:


А-1;   Б-0;   В-1;   Г-2;   Д-2.


Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная кар­тина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие - ори­ентирована избирательная система в данной стране.

Пропорциональная система имеет и другие способы определе­ния пропорциональности депутатских мест числу полученных го­лосов. Так, довольно широкое распространение ( Бельгия, Австрия, Португалия, Франция—выборы в Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д'0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится последова­тельно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000; 18.500; 17.000; 16.000... Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, по­рядковый номер которого соответствует числу мандатов, распре­деляемых в округе (в нашем примере—6 мандатов). В данном случае таким избирательным частным будет 18.500. Разделив го­лоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:

 

А-1;   Б-0;   В-1;   Г-2;   Д-2.



 
Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим спо­собам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле: Q =  X : Y  (где  Х – общее  число  голосов избирателей, а Y - число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной избирательной квоты и распре­деления мандатов. Полная пропорциональная система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие многомандатные округа, в которых проводится первичное распреде­ление мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в соответствии с общенациональной избиратель­ной квотой.

Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями, участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение мандатов между органи­зациями в каждом округе (количество полученных организацией мандатов не должно превышать числа, кандидатов в Представ­ленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем избирательная квота, она остается без мандатов.

Наиболее удачным примером полной пропорциональной сис­темы может служить порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение мандатов происходит в два эта­па: по избирательному округу и по Единому общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная избирательная квота по формуле:  Q = X : ( Y + 2 ) - ( возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку предоставляется столь­ко мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в изби­рательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не перераспределяются в округе, а передаются в Еди­ный общенациональный округ и распределяются уже по общена­циональной квоте.

Но не все партийные (списки будут допущены до второго эта­па, а только те, которые провели хотя бы одного депутата по от­дельному округу (т. е. набрали число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распре­делению мандатов списками, и делятся на число нераспределен­ных, мандатов - полученный результат составляет общенацио­нальную избирательную квоту. Сумма оставшихся неиспользован­ными по каждому списку голосов делится на эту квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.

         Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты ? Ведь партия, получившая  по Единому общенациональному окру­гу дополнительно 2-3 мандата, может иметь «излишки» голосов  в 5-6 округах. Для этого в каждом избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в нем голо­сов, которые выражены в процентном отношении к окружной кво­те и располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти мандаты в соответ­ствии с таблицей передаются в другой округ.

Приведенный пример избирательной практики Италии демон­стрирует наиболее четкий механизм функционирования полной пропорциональной системы, но одновременно показывает и действие одного из наиболее распространенных способов искажения пропорциональных систем - «заградительного барьера» («загра­дительной оговорки»). В странах, где действует «заградительный барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем предусмотрено законом. Требование мини­мального числа голосов может быть выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться ограничение мо­жет как на первой стадии, так и на стадии вторичного распреде­ления мандатов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й, в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распреде­лении мандатов, партия должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном округе; во вторичном же рас­пределении участвуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не до­пускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии - не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.

В России на выборах депутатов в Государственную Думу по единому федеральному округу действие заградительного барьера начинается с первичного распределения мандатов - еще с момента вычисления избирательной квоты (избирательного частного). При определении избирательного частного, с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов, Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу только за те списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 ( число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а нераспределенные таким образом мандаты ( если таковые окажутся ) передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток ( т.е. по методу наибольшего остатка).

Способом искажения чистоты пропорциональности можно считать допускаемое в некоторых странах блокирование, или соединение списков. На любом этапе выборов партии могут объединить свои списки, тогда голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список. Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней. Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в 50-е го­ды.

Поскольку пропорциональная избирательная система дейст­вует в многомандатных округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки ( как пра­вило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов выде­лено на округ ), то немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.

Здесь возможны различные вари­анты.

При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке распо­лагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависи­мости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдель­ным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются канди­датам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя за список в целом, избиратель указывает кан­дидата, которому  отдает предпочтение. Соответственно, ман­дат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков пред­почтения.

Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для не­го наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может вы­разить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуаль­ная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуаль­ными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.

По каждому списку, получившему мандат, избранным счита­ется кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.

Очень сложной с точки зрения механизма распределения ман­датов внутри списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от раз­личных партий. Таким образом, избирателю предоставляется воз­можность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.[8]

Страницы: 1, 2, 3