бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Избирательное право бесплатно рефераты

Избирательное право

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

ВАРИАНТ № 6




Выполнил Бабкин С.П.

Группа ЮС-06-1

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________







Чита-2008

План

Введение

Избирательные споры.

Референдумный процесс.

Заключение

Список литературы


Введение


Уровень защищенности избирательных прав граждан — один из критериев признания государства демократическим и правовым. Для обеспечения эффективной реализации конституционного права избирать и быть избранным необходима система (механизм) защиты избирательных прав граждан.

Наиболее емкое и содержательное понятие защиты избирательных прав граждан предлагает М. С. Матейкович, который считает, что таковую можно рассматривать как принудительный механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, обеспечиваемый межгосударственными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, иными организациями, самими гражданами посредством предотвращения нарушений избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права и иными способами.
Соглашаясь в целом с подобной трактовкой, отметим, что не все названные способы обеспечения принудительного механизма реализации избирательных прав приемлемо рассматривать в означенном аспекте. Так, не совсем понятно, каким образом общественные организации могут реально обеспечить принудительность реализации избирательных прав. [1]

На наш взгляд, принудительность механизма означает его подкрепленность со стороны государства, возможность использования государственных, а не общественных институтов исполнения принятых решений.


Избирательные споры.

Систематизируя формы защиты прав граждан, М. С. Матейкович выделяет пять основных: 1) самозащита прав и свобод, 2) государственная, 3) муниципальная, 4) общественная, 5) международная защита прав и свобод. К общественной форме он относит деятельность по оказанию правовой помощи гражданам, которая обычно выражается в направлении обращений в суд и иные государственные органы, привлечении внимания данных органов, воздействии на общественное мнение через выпуск теле-, радиопрограмм и распространение печатных материалов. Как видим, принудительной реализации избирательных прав здесь непосредственно не происходит, а имеет место лишь оказание содействия заинтересованным субъектам избирательных правоотношений в применении механизмов принудительной реализации. Говоря о юридическом механизме защиты избирательных прав граждан в России как о наиболее реальной и действенной возможности их принудительной реализации, необходимо исходить из того, что он прежде всего сопряжен с различными видами государственной защиты прав и свобод, предполагающими использование либо потенциальную возможность использования принудительной силы государства в лице уполномоченных органов. Как представляется, таковой механизм включает следующие основные виды (способы) защиты:

1) применение юридической ответственности к нарушителям избирательного законодательства (уголовной, административной, конституционно-правовой);

2) разрешение избирательных  споров  (в избирательных  комиссиях и судах общей юрисдикции);

3) подача обращений в избирательные  комиссии без инициирования избирательных споров  (в порядке, установленном п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

4) конституционный контроль избирательного законодательства по жалобам граждан.

Соотношение избирательных споров и юридической ответственности за нарушение избирательного  законодательства. Избирательные  споры  как юридическое явление могут быть охарактеризованы в том числе и как охранительные избирательные  правоотношения. Но в рамках этих правоотношений применяются также меры юридической ответственности к лицам, виновным в нарушениях, посягающих на избирательные права и нормальное протекание регулятивных избирательных правоотношений. В связи с этим возникает необходимость соотнести избирательные  споры  с процедурой привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении избирательного  законодательства, с целью установления их сходных и отличительных признаков.

В теории избирательного права предлагаются разные определения ответственности за названные нарушения. Так, А. Д. Табиханов весьма лаконично определяет юридическую ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах как обязанность правонарушителя понести наказание в виде установленных законом правоограничительных мер (санкций), которые применяются специально уполномоченными юрисдикционными органами.

В. В. Игнатенко под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимает применение к правонарушителю мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на него определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в литературе карательными или штрафными.
П. В. Смирнов полагает, что конституционно-правовая ответственность в избирательном праве, являясь видом юридической ответственности, имеет все присущие последней признаки. Она вытекает из охранительных конституционно-правовых норм, реализация которых обеспечивается процессуальными конституционно-правовыми нормами. Определяющим признаком данной ответственности является наказание, предполагающее применение специфических санкций за совершение избирательных правонарушений. Названная ответственность устанавливается только правовыми актами, издаваемыми федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Федерации, а ее меры (санкции) могут применяться как государственными, так и специализированными негосударственными формированиями (окружными или муниципальными избирательными комиссиями).

Анализируя приведенные определения, можно отметить концептуальное единство исследователей данного вопроса, хотя они используют и не вполне идентичную терминологию.

Референдумный процесс.

Наряду с общим логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.[2]

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Стадия формирования избирательных комиссий. Ряд авторов процесс формирования избирательных комиссий выносит за рамки избирательного процесса. Если в отношении порядка формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с этим в какой то мере можно согласиться т.к. названные комиссии являются постоянно действующими государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, а также юридическими лицами, сроки формирования которых не привязаны к срокам проведения каких бы то ни было избирательных кампаний, то в отношении порядка формирования территориальных, окружных и участковых комиссий с этим согласиться нельзя, поскольку действующим законодательством о выборах четко определено, что территориальные окружные и участковые избирательные комиссии образуются не позднее определенного срока до дня выборов.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход. Важнейший вопрос здесь — о субъектах права выдвижения кандидатов.

Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.

В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.

Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.

Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут.

Не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Страницы: 1, 2