бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История становления городского самоуправления России бесплатно рефераты

История становления городского самоуправления России





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: История становления городского самоуправления России

по дисциплине_______________________________________

Студент ____________________группы__________

(ФИО полностью)

 

Пояснительная записка

Шифр работы ________________________________________



Руководитель работы

___________________________

(ФИО)

___________________________

(подпись, дата)

Разработал студент

____________________________

(ФИО)

___________________________

(подпись, дата)

Оценка_____________________




2007

Содержание


Введение………………………………………………………………...…4

1.                 Возникновение органов городского общественного самоуправления и правовые условия их деятельности……………………...6

1.1 Сущность и становление городского общественного самоуправления………………………………………………………………....6

1.2 Самоуправление в гражданском обществе ………………............14

1.3 Анализ современ­ного состояния городского управления в России...….......................................................................................................20

2.                 2. Городское самоуправление в Западной Сибири……………....31

2.1 Дума как орган городского самоуправления в Сибири…………..31

2.2 Исторический обзор местного самоуправления в городе Омске…………………………………………………………………..…..........38

2.3 Итоги и перспективы изучения городского самоуправления Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. на рубеже XX и XXI вв………………………………………………………………………...……....41

Заключение…………………..………………………….…………….….48

Библиографический список……………………………..…….………....50

Приложение 1………………………………………………………….….53

Приложение 2…………………………………………………..………....54

Введение


Органы городского самоуправления дореволюционной России являлись, наряду с земствами, одним из наиболее своеобразных инс­титутов существовавшей тогда в стране политической системы. Они представляли собой попытку сочетания принципов самостоятельно­сти и либеральных начал с жестким централизмом всего государст­венного аппарата. Элементы централизма особенно заметно сказались на деятельности органов городского самоуправления после принятия в 1892 г. нового Городового положения, что явилось частью прово­димых в стране так называемых контрреформ, которые представляли кардинальный поворот в государственно-правовом развитии России. Эти правительственные мероприятия должны были нейтрализовать связанные с реформами 60—70-х гг. XIX в. неблагоприятные для само­державия последствия. Именно контрреформы определили в конеч­ном итоге меру уступок старого класса новому, величину шага, со­вершенного Россией по пути от монархии феодальной к монархии буржуазной. Указанные изменения в политической системе предопре­делили государственно-правовое развитие страны по крайней мере до первой российской революции, а органы местного самоуправле­ния в том виде, какой они приняли в результате осуществления контр­реформ 80-90-х гг. XIX в., просуществовали вплоть до 1917 г.

Отсюда, вполне понятно, что изучение указанной проблемы как на общероссийском, так и региональном материале представляет значительный интерес в научном плане. Исследование истории го­родского самоуправления в Западной Сибири, являвшейся одним из крупнейших регионов Российской империи, позволяет выявить как общие, так и специфические черты в его организации и деятельности в дореволюционный период. Кроме того, в Сибири, где земство от­сутствовало, опыт работы городского самоуправления особенно ва­жен для изучения.

Интерес к истории городского самоуправления связан не толь­ко со стремлением историков более глубоко взглянуть в прошлое, но и с сугубо практическими потребностями. На современном этапе российской истории не сняты проблемы поисков более рациональ­ной организации местного самоуправления не только из-за недостат­ков, присущих нынешней системе, но и вследствие развития процес­сов урбанизации и усложнения задач, вставших перед муниципальными учреждениями. Поэтому исключительно актуальным является вопрос оптимизации деятельности органов местного самоуправле­ния. С началом перестройки и вплоть до последнего времени воз­можные модели искали преимущественно на Западе, хотя Россия имеет собственный опыт городского самоуправления в дореволюци­онный период. Возвращаясь ко многим забытым традициям город­ского самоуправления, важно полнее учитывать этот исторический опыт. Необходимо также с учетом современных реалий по-новому взглянуть на уже известные факты и события, чтобы преодолеть ста­рые мифы и заблуждения и предотвратить рождение новых. Все ска­занное выше - показатель актуальности и научной значимости темы.

Целью этой работы является исследование сущности, становления и особенностей городского самоуправления как в России в целом, так и в Западной Сибири.

Объект работы - Российская Федерация. Предметом работы являются органы городского самоуправления.


1.                 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1            Сущность и становление городского общественного самоуправления


К XI в. Древняя Русь представляла собой единое государство с централизованным управлением. Глава государства – великий князь – издавал общегосударственные законы, имел право объявлять войну и мир, осуществлял международную политику.

Управление регионами первоначально осуществляли местные лидеры (племенные вожди как Мал Древлянский или приглашенные варяги как Рогволд Полоцкий), которые вершили в своих княжествах суд, охраняли границу, собирали дань.

Основным органом государственной администрации в Древней Руси была дружина. Служилые люди делились на старшую и младшую дружину.

Высшим органом городского самоуправления являлось вече. Вече заключало ряд с князем, принимало решение о наборе ополчения. Состав веча определялся местными обычаями.

На уровне местного управления существовали должности тысяцкого и посадника, которые в некоторых городах были выборными. Первоначально тысяцкий был начальником, стоявшим во главе тысячи воинов. По другим сведениям тысяцкий означал главу тысячи горожан. Тысяцкий обычно отвечал за оборону городской крепости, осуществлял городской суд. Посадник стоял во главе посада, городского района за стенами крепости. Посадник осуществлял гражданское руководство на подчиненной территории. Значение посадников варьировалось в зависимости от города. В некоторых городах посадник (Новгород, Псков) – выборная должность, представитель местного самоуправления. В других городах (Владимир) посадник мог быть представителем старшего города или удельного князя. В этом случае посадников могло быть несколько, их полномочия были равны полномочиям наместников.

Земская община – основа местного самоуправления, участвовала в судебных разбирательствах, распределении земли.

Все вольные подданные великого князя по средневековому праву имели право отъезда, т. е. могли по собственному желанию поменять место службы и отъехать в другое государство [1; c. 23].

В конце XVI в. управление территориями осуществлялось через воевод. Воеводы назначались в города и контролировали близлежащую территорию. Воевода имел право решать гражданские дела на подчиненной территории, был обязан организовывать охрану порядка.

В 1550-е гг. была проведена реформа местного самоуправления. Территория Российского государства была поделена на волости. Внутри волостей основной административной единицей являлась губа, которая управлялась выборной администрацией. Во главе губы были губные старосты, которые следили за порядком на территории городов и уездов, вели дело производство. На территории города в управленческую администрацию входили городовые приказчики. Различные мелкие поручения выполняли целовальники, т. е. чиновники, целовавшие крест.

Губные старосты должны были избираться, основное требование к занятию этой должности – грамотность. Обычно старостами становились отставные служилые люди или пожилые горожане. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу, по избирании принимали присягу в Москве. Администрация старосты состоял из подьячих тюремных сторожей и палачей, которые принимали присягу на месте. В Москве городская стража набиралась на год из городских тягловых людей, палачи нанимались из вольных людей по рекомендации. В провинциальных городах и уездах стража набиралась из крестьян и тягловых людей. Работники местной администрации получали денежную компенсацию за время нахождения на службе (прил.1) [1; c. 66].

При Петре I появлялись но­вые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоста­вить городскому сословию полное самоуправление по западному типу, приказал учредить бурмистрскую палату в Москве, а по городам учредить бурмистров «к расправным и купецким делам и соборам» и «выбирать им в бурмистры меж себя погодно... добрых и правдивых люден, кого они меж себя и по скольку человек похотят».

Бурмистрские избы ведали сбором податей, налогов, несени­ем повинностей городского населения, а также судом над ним. В состав бурмистрских изб входили бурмистры — выборные от купцов, фабрикантов, сотен и слобод. Выборы бурмистров про­водились ежегодно. Бурмистры в свою очередь выбирали из сво­ей среды на каждый месяц президента, который стоял во главе избы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты, которые заботились о развитии тор­говли и промышленности, об организации школ, осуществляли финансовую деятельность и суд по гражданским делам.

Городское сословие стало оформляться юридически. В 1720 г. в Санкт-Петербурге в связи с созданием коллегий, на правах кол­легии был учрежден Главный магистрат, которому было пору­чено «ведать все городское сословие в России».

По регламенту Главного магистрата 1721 г. горожане стали делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регуляр­ные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Пер­вая гильдия: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипе­ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия: ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдей­скими сходами и старшинами. Низший слой городского насе­ления выбирал своих старост и десятских, которые могли доно­сить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетво­рении.

По западноевропейскому образцу создавались цеховые орга­низации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.

Деление горожан на гильдии оказалось формальным, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, про­извольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпора­тивные начала противопоставлялись феодальным принципам хо­зяйственной организации [27; c. 200].

В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды го­родам Российской империи, позже получившая название Жа­лованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комис­сии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложе­но магдебургское (по названию города в Германии), или немец­кое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В городах учреждалось городское общество, названное ме­щанством и состоявшее из купцов и промышленников разного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству, или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы, с исключением иногородних, право распоряжения общественным имуществом, право собираться по приказанию и дозволению начальника губернии для выборов из своей среды должностных лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита город­ских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. с финан­совым интересом, а также охрана города. Для охраны беспомощ­ных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из выбранных лиц учреждалось особое присутственное место — сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось по­печение о них.

Городские жители были разделены:

1.      на городовых обывателей вообще или таких лиц, кото­рые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в го­роде таким имуществом и не записанных в городскую обыва­тельскую книгу;

2.       на купцов трех гильдий;

3.       на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и уче­ников;

4.      на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в го­родскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жи­телям) упражнений;

5.      на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живо­писцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до 200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не зани­мающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих собственные корабли за море;

6.      на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причис­ленных к другим категориям граждан.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их со­хранение зависело от ежегодного взноса известной подати, за­нятия, состояния и образования [14; c. 155].

В городе согласно жалованной грамоте действовали следую­щие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Обязанности городничего были следующие: охрана общест­венной тишины и порядка; надзор за исполнением закона и ис­полнение предписаний всех судебных учреждений, принятие мер против эпидемий, функции пожарной полиции, заботы о го­родских путях сообщения; отвод войскам квартир, пастбищ, при­зрение бедных и пресечение нищенства; надзор за мерами и ве­сами, который городничий осуществлял совместно с городовым магистратом; производство административного дознания; пре­следование шаек воров и беглых крестьян в городе, причем обыватели обязаны ему в этом случае помогать; восстановление порядка в случае открытого неповиновения властям со стороны целого общества.

В распоряжении городничего находилось «отчасти» войско, так называемые «штатные команды», которые несут в городах караульную службу в присутственных местах. Во всех делах, касавшихся купца или мещанина, городничий обязан был при­глашать к себе члена городского магистрата, избранного специ­ально для этой цели.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую ду­му. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказаться от исполнения городских долж­ностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством го­родского головы.

Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, вы­полнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом го­родского самоуправления. В ведении думы были 8 направлений деятельности:

1.       прокормление и содержание городских жителей;

2.      предотвращение ссор и тяжб города с окрестными города­ми и селениями;

3.      сохранение в городе мира, тишины и согласия;

4.      наблюдение порядка и благочиния;

5.      обеспечение города привозом необходимых припасов;

6.      охрана городских зданий, заведение нужных городу пло­щадей, пристаней, амбаров, магазинов;

7.      приращение городских доходов;

8.      разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гиль­диям.

Надзор за городским самоуправлением осуществлял губер­натор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за по­мощью.

8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав благочиния или по­лицейский», регламентировавший устройство городской по­лиции, которая действовала отдельно от уездной. Городскую полицию возглавлял полицмейстер или обер-комендант. Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300— 500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальным надзира­телем [8; c. 158].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5