бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История Советсткого флота (History of the Soviet fleet) бесплатно рефераты

История Советсткого флота (History of the Soviet fleet)

Содержание

   Введение                                                                              2

1. Положение флота в годы революции и гражданской войны              3

2. Возрождение ВМФ                                                                 3

3. Надводный советский флот                                                         6                                 

3.1. Линейные корабли                                                                6

3.2 Тяжёлые и лёгкие крейсера                                                      6

3.3. Лидеры и эсминцы                                                                  8

3.4. Сторожевые корабли                                                              9

3.5. Советские торпедные катера                                                 10

3.6. Малые охотники                                                                    11

3.7. Речной флот                                                                     12

4. Подводный флот СССР                                                             13

4.1.   Подводные лодки типа «Д» и «Л»                                              13

4.2.   Лодки типа «Щ»                                                                   14

4.3. Малые и средние подводные лодки                                            15

4.4. Эскадренные подводные лодки типа «П»                                    16

4.5. Крейсерские подводные лодки                                                  17                                             

5. Ситуация на флоте к началу Великой Отечественной войны               17

6. Научное обеспечение военного кораблестроения                      19

   Заключение                                                                           23

   Список используемых источников                                                 24



























Введение

Русский народ издавна связан с морем. Ещё в древней Руси нашим предкам приходилось героически отстаивать свою независимость от византийских рабовладельцев, диких орд восточных кочевников, шведских и немецких захватчиков. Русские люди использовали в этой борьбе сухопутные рати и флот. Морские ладьи, челны и струги выходили навстречу штормам и дальним дорогам.

   В XIII веке нашу страну, порабощённую татаро–монгольским нашествием и отрезанную от Чёрного моря, шведские, датские и немецкие феодалы оттеснили и от берегов Балтийского моря. Около трёхсот лет мореходство на Руси не развивалось, и только после освобождения от татаро–монгольского ига, после разгрома шведской армии и флота в сраженьях Северной войны страна получила выход к морям и стала строить свой большой флот. В многочисленных боях с иноземными флотами – турецким, шведским, английским, французским, датским, прусским, японским – русские моряки проявляли мужество и отвагу, бесстрашие и мастерство. Русский флот воспитал немало талантливых флагманов, показавших множество примеров искусного ведения боёв и сражений на основе разработанной ими оригинальной морской тактики. Не числом, а умением разили врагов русские моряки под командованием контр–адмирала Петра Михайлова (Петра I) в боях за Выборг и у Гангута, дерзко высаживали десанты на шведские берега под руководством генерал–адмирала Фёдора Апраксина, храбро дрались под командованием капитана 2 ранга Сенявина в бою у острова Эзель, водимые в бой бесстрашным бригадиром, а впоследствии адмиралом Фёдором Ушаковым, искусно били врага у Керчи и у Калиакрии, отчаянными и дерзкими морскими десантами освобождали Ионические острова. А далее Гогландский, Ревельский и Выборгские бои, изумительная победа у Синопа, героическая оборона русской армией и флотом Севастополя, Порт–Артура, породившая новые славные подвиги русских матросов, солдат, офицеров, которых вели в бой адмирал Дмитрий Сенявин, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Григорий Бутаков, Степан Макаров.

1. Положение флота в годы революции и гражданской войны

Советский ВМФ – преемник и продолжатель лучших традиций русского флота, создавался и развивался вместе со всеми Советскими Вооружёнными Силами. Декрет о создании Рабоче–крестьянского Красного флота был подписан В. И. Лениным 29 января (11 февраля) 1918. В это время на Балтийском флоте создалось тяжёлое положение. Многие корабли находились в ремонте, с полуразобранными машинами в портах Ревель, Або, Котка и Ганге–Ланвик. Не хватало продовольствия, топлива. Корабли не были полностью укомплектованы личным составом. Балтийское море было сковано льдом. В то же время немецкие войска в Эстонии перешли в наступление на Псков, Нарву и Гдов.

22 – 27 февраля 1918 года советские корабли были переведены из Ревеля в Гельсингфорс. Однако в Гельсингфорсе Балтийский флот не был в безопасности. Необходимо было при первой возможности перебазировать все корабли в Кронштадт. В течение марта – мая 1918 года в чрезвычайно сложной ледовой обстановке было переведено из Гельсингфорса, Котки и Выборга в Кронштадт 226 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей. Кроме того, кораблями и судами были вывезены две бригады воздушного флота, а также большие запасы вооружения, снаряжения и техники. Спасённые корабли и личный состав стали основой для организации Красного Балтийского флота и многочисленных речных и озёрных флотилий. Это был беспримерный в истории Ледовый поход, позволивший сохранить для Советской России основное ядро Балтийского флота

В годы Гражданской войны и военной интервенции 1918–20 Балтийский флот оборонял подступы к Петрограду с моря, отражал попытки английского флота прорваться в восточную часть финского залива для поддержки белогвардейцев, поддерживал на побережье части Красной Армии артиллерийским огнём, обеспечил быстрое подавление белогвардейского мятежа на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь» (июнь 1919), являвшихся ключевыми пунктами в обороне Петрограда с моря. В связи с угрозой захвата кораблей Черноморского флота немецкими оккупантами, вторгшимися на Украину, линейный корабль «Свободная Россия» (бывший «Екатерина II») и 9 миноносцев по приказу В. И. Ленина были потоплены 18 июня 1918 у Новороссийска; часть кораблей ушла в Азовское море и составила ядро Азовской военной флотилии, а часть была захвачена интервентами. Из кораблей преимущественно Балтийского флота за годы Гражданской войны было создано свыше 30 морских, озёрных и речных флотилий. Наиболее крупные из них – Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо–Двинская, Онежская и Азовская военные флотилии – совместно с войсками Красной Армии вели борьбу с речными и озёрными силами противника, нарушали его перевозки и переправы. В 1918–20 на морях, озёрах и реках было выставлено свыше 7600 мин, на которых подорвались и затонули 23 боевых корабля и вспомогательные судна противника.

2. Возрождение ВМФ

Гражданская война и иностранная интервенция принесли России неисчислимые бедствия. В тяжелом положении оказался отечественный флот, потеряв 416 кораблей, из них 174 боевых и 242 вспомогательных. Материальная часть оставшихся судов была изношена практически до предела. В ходе революции и гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары... «В сумме это означало, что флота у нас нет», – писал М.В. Фрунзе, в то время заместитель Председателя Реввоенсовета. Необходимо было безотлагательно принимать меры к возрождению флота, чтобы обеспечить защиту столь протяженных морских границ молодой Советской республики. На это и был направлен ряд решений партии и правительства сразу же после окончания гражданской войны. В марте 1921 10–й съезд РКП (б) принял решение о возрождении и укреплении ВМФ. Личный состав кораблей стал комплектоваться преимущественно из фабрично–заводских рабочих. При Политическом управлении Красной Армии был создан Морской отдел для руководства партийно–политической работой на флоте.

В первую очередь началась работа по восстановлению портов и судостроительных предприятий, что позволило уже в 1922 г. приступить  ремонту кораблей и судов. В 1922–23 в состав действующих кораблей Балтийского флота вошли линейный корабль "Петропавловск", крейсер "Аврора", учебное судно "Океан", отдельный дивизион, состоявший из 8 эскадренных миноносцев, отдельный дивизион из 9 подводных лодок, отряд траления из 20 тральщиков, Финско–Ладожский отряд пограничной охраны в составе 17 сторожевых судов и других кораблей. В состав Черноморского флота в 1923 были введены крейсер "Коминтерн" (бывший "Память Меркурия"), эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Петровский", 2 подводные лодки и двенадцать других судов. Восстанавливались Каспийская и Амурская флотилии. С каждым годом стало возрастать общее водоизмещение флота: в 1923 г. – 82 тыс. т., в 1924 г. – 90, 1925 г.–116 и в 1926 г. –139 тыс. т.

Одновременно с восстановлением корабельного состава флота велась подготовка квалифицированных командных кадров. Училище командного состава флота в 1922 было реорганизовано в Военно–морское училище (ныне Высшее военно–морское училище им. М. В. Фрунзе). Летом 1922 механический, кораблестроительный и электротехнический отделы этого училища были преобразованы в Морское инженерное училище (ныне Высшее военно–морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского). В 1923 открыты Высшие курсы специалистов командного состава флота. Началась подготовка кадров высшей квалификации в Военно–морской академии.

К 1928 была отремонтирована значительная часть кораблей, произведена частичная модернизация линейных кораблей, восстановлены и модернизированы эскадренные миноносцы, восстановлены военно–морские базы. В годы довоенных пятилеток 1929–40 ВМФ получил сотни новых первоклассных кораблей. Окрепли Балтийский и Черноморский флоты. По решению ЦК ВКП (б) были созданы два новых флота – Тихоокеанский (1932) и Северный (1933). В 1938 Коммунистической партией принята программа строительства большого морского и океанского флота. В 1937 образован Народный комиссариат ВМФ. В Севастополе, Баку, Владивостоке созданы новые военно–морские училища. Были заново разработаны боевые уставы и наставления для ВМФ.

Оживление экономики и индустриализация страны создавали условия для более планомерного возрождения и становления флота. Были приняты шестилетняя (1926–1932 гг.) и пятилетняя (1929–1933 гг.) кораблестроительные программы, а в июле 1933 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны «О программе военно–морского строительства на 1933–1938 гг.» Выполнением этих трех программ закладывалась основа нового Военно–Морского Флота.

Роль и место флота в системе Вооруженных Сил СССР были определены в мае 1928 г. на заседании Реввоенсовета. Задача флота состояла в содействии операциям сухопутных войск на приморских направлениях, обороне берега, баз и центров на побережье совместно с армией, а также в действиях на морских коммуникациях. Военно–морское строительство ориентировалось на создание легких надводных и подводных сил, укрепление береговой и минно–позиционной обороны, морской авиации берегового базирования, что вполне отвечало экономическим возможностям страны.

В первом бюджетном году (1926–1927) на восстановление флота было выделено 64 млн. руб. В последующие годы финансирование военного кораблестроения и ремонта судов непрерывно возрастало.

В результате восстановительных работ был введен в строй Черноморского флота крейсер «Коминтерн» (бывший «Память Меркурия»), достроены крейсера «Адмирал Лазарев» (новое название «Червона Украина»), «Адмирал Нахимов» («Красный Кавказ») и «Светлана» («Профинтерн»), «Красный Крым»), заложенные еще в 1913 году. Все эти корабли пополнили Черноморский флот.

Крейсер «Красный Кавказ» существенно отличался от других крейсеров, прежде всего артиллерией. На нем вместо пятнадцати 130–мм пушек были установлены четыре новых 180–мм дальнобойных орудия, созданные в советский период.

Три линейных корабля «Марат» (бывший «Петропавловск»), «Октябрь­ская революция» (бывший «Гангут») и «Парижская коммуна» (бывший «Се­вастополь») прошли основательную модернизацию. Их энергетические ус­тановки полностью переведены на нефтяное отопление. Усилены зенитная артиллерия и броневая защита. Улучшена противоминная система. Уста­новлены новые приборы управления стрельбой. Обновлены штурманская техника, средства связи и наблюдения.

После капитального ремонта и модернизации в 1916–1928 гг. в состав Балтийского флота вошло 10, в состав Черноморского – 3 эсминца типа «Новик».

Создание большого флота потребовало проведения ряда организационных мероприятий по улучшению руководства флотом и судостроительной промышленностью. В декабре 1937 г. был образован Народный комиссариат Военно–Морского Флота, а в январе 1939 г. – Народный комиссариат судостроительной промышленности.

Начали формироваться пять основных групп судостроительных заводов и верфей: ленинградская, южная, дальневосточная, северная и центральная (речная). Из них первые две выпускали до двух третей всей судостроительной продукции.

3. Надводный советский флот

3.1. Линейные корабли

Первый новый линейный корабль «Советский Союз» проекта 23 был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 15 июля 1938 г. Главный конструктор корабля – Б.Г. Чиликин. Его консультировали видные ученые флота: А.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский, П.Ф. Папкович, В.Г. Власов.

За головным кораблем в течение двух лет последовала закладка еще трех линкоров: «Советская Украина» в Николаеве, «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» в Молотовске (с 1957 г. – Северодвинск). Считалось, что отечественные линкоры будут самыми большими в мире военными кораблями. Их стандартное водоизмещение равнялось 59150 т, длина составляла 260 м, ширина – 38 м, осадка – 9,27 м. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л.с. линкор мог развивать скорость до 28 уз. Артиллерия главного калибра включала девять 406–мм орудий в трех башнях. Толщина главного броневого пояса достигала 402 мм. Строительство заложенных линкоров шло медленно. Плановые сроки продвижения технической готовности срывались в основном из–за задержек с поставками материалов, оборудования. К концу 1940 г. готовность «Советского Союза» составила 19,44%, «Советской Украины» – всего 7%.

В ноябре 1939 г. были заложены тяжелые крейсера «Кронштадт» (Ленинград) и «Севастополь» (Николаев) проекта 69. Их водоизмещение было порядка 35000 т. Артиллерия главного калибра состояла из девяти 305–мм орудий в трехорудийных башнях. Полная скорость –32 уз. К началу войны готовность крейсеров достигала 12%.

19 октября 1940 г. руководство страны приняло решение прекратить закладку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, а один из строящихся линейных кораблей разобрать. Было предписано сосредоточить усилия промышленности на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке крупных кораблей с большой степенью готовности. В целом кораблестроение вновь было переориентировано на постройку подводных лодок и легких надводных кораблей. Тем не менее, строительство ранее заложенных кораблей различных классов продолжалось.

3.2. Лёгкие и тяжёлые крейсера

В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер «Киров» проекта 26, заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. Главный конструктор корабля – А.И. Маслов. Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером – «Максимом Горьким» проекта 26–бис, а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсера «Ворошилов» и «Молотов». Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске–на–Амуре строились легкие крейсера «Калинин» и «Лазарь Каганович» проекта 26–бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.

Следующим этапом советского крейсеростроения стали проектирование и закладка легких крейсеров проекта 68. Семь крейсеров этого проекта были заложены в Ленинграде и Николаеве в 1939–1940 гг. До начала войны 5 из них успели спустить на воду.

Головной крейсер «Чапаев» к началу войны имел готовность 35%. В строй он войдет в 1950 г. по откорректированному, с учетом опыта войны, проекту 68К (главный конструктор Н.А. Киселев). Большая серия крейсеров строилась по проекту 68–бис (главный конструктор А.С. Савичев). Головной корабль крейсер «Свердлов» принят в состав Балтийского флота в 1952 г.

Разработка проекта тяжелого крейсера для советского флота началась в середине 30–х годов. В 1934–1935 годах в сотрудничестве с итальянской фирмой "Ансальдо" были выполнены предэскизные проекты тяжелых крейсеров водоизмещением от 15500 до 19500 т, с артиллерией главного калибра от 240 до 280 мм. В последующие два года советские конструкторы разработали несколько эскизных проектов тяжелых крейсеров (проекты 22, 25, 64). По ряду причин работу над ними прекратили. В строительство же пошел тяжелый крейсер проекта 69, разработанный коллективом ЦКБ–17.

Десятилетней программой (1937 – 1946 гг.) строительства "Большого океанского флота" предусматривалось ввести в строй 16 тяжелых крейсеров. В марте 1939 года заводам были выданы наряды на строительство. 30 ноября 1939 года в 18 часов на стапеле завода № 194 состоялась официальная закладка головного крейсера "Кронштадт", получившего заводской строительный № 550. Главным строителем его был С.М. Турунов. Несколько раньше, 5 ноября, на заводе № 200 был заложен "Севастополь" (заводской № 1089).

Страницы: 1, 2, 3