История правового регулирования земельных отношений в России
p> Юридическим выражением национализации земли явилось право
исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо
сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог. Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования определил
принципы и формы владения и пользования землей Земельные участки с
высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства.
Основная масса земель передавалась на основе уравнительного
землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам
и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей
наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом
вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался Формы
пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан
отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные. Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные формы
землепользования — государственных предприятий, товариществ, артелей и
трудящихся крестьян. Впоследствии одни формы (например, хуторское,
общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились
и в конечном счете стали преобладающими и основными. Установление
национализации земли привело к возникновению и последующему развитию
земельного законодательства. Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав
трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую
Конституцию РСФСР. III Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 г. принял основные
положения Декрета о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и
утвердить весь Декрет в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был
существенно исправлен, а ряд положений принципиально изменен. 9 февраля
1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли. Социализация земли Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально
сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон
подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации
земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной
собственности на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в
пользование трудящегося народа. В первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведения
сельского хозяйства государственным хозяйствам, сельскохозяйственным
коммунам и товариществам. Декрет о социализации земли подробно урегулировал уравнительное
распределение земли. В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о
мерах перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно
связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского
хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличных
форм землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных
коммун, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положением
предусматривались всякого рода преимущества и создавались благоприятные
условия для развития коллективных форм землепользования. Содержались
требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны
земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений,
насаждения защитных лесов, укрепления песков и т. д. Вместе с тем Положение регламентировало и единоличное землепользование
трудовых хозяйств. Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного
фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении
соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2).
Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не
перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли
сельскохозяйственного назначения; земли, занятые промышленными
предприятиями, транспортом, курортами; городские и поселковые земли. Положение определило цели и задачи землеустройства, круг
землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения
государственных записей и учета землепользования. Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г. В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки
кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был
разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные
положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось
закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось
определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и
виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов
и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о
сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно
говори лось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров. На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говори лось о
необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому
единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее
земельное законодательство в целях полного согласования его с основами
новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный
пониманию каждого земледельца свод законов о земле. В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного
хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон "О
трудовом землепользовании" и постановление "По вопросу о кодексе земельных
законов". Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердила ЗК
РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные
кодексы были приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных
республиках созданного в 1922 г. Союза ССР. ЗК РСФСР собрал воедино и кодифицировал все действовавшее и не
противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. При этом
были отменены законодательные акты, либо вошедшие в Кодекс, либо
устаревшие. Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов,
сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной
обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании
землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении
устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды
землепользования, считалось производным от права исключительной
государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено
правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора. ЗК РСФСР 1922 г. допускал в виде исключения трудовую аренду и
вспомогательный наемный труд. Образование Союза ССР и земельное законодательство С образованием Союза ССР земельное законодательство стало
совершенствоваться не только как республиканское, но и как общесоюзное. Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной
государственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССР
установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно
пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР. 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и
землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений:
определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что
субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили
компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных
отношений; подробно регламентировали землеустройство; определили правовой
режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения,
городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также
сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок
разрешения земельных споров и т. д. Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного
законодательства пошло по линии совершенствования сложившихся в результате
национализации земли основных земельно-правовых институтов: права
исключительной государственной собственности, права землепользования и его
различных видов, правового режима различных категорий земель,
землеустройства и др. В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало
основным и потребовало дальнейшего совершенствования, упорядочения и охраны
от каких бы то ни было нарушений. Принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК
СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной
артели исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно
Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в
бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен
затем в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом,
конституционным принципом. Принцип бесплатности пользования землей был
распространен на все сельскохозяйственные земли, а также на все виды
пользования землей и лесами, сенокошение, пастьбу скота и др. В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и
совхозного землепользования. 13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное
законодательство — были приняты Основы земельного законодательства Союза
ССР и союзных республик. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с
Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был
принят новый ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были
приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью
воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены
национальные, местные условия и особенности регулирования земельных
отношений. Земельным законодательством был закреплен принцип бесплатности
землепользования. В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы,
другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения;
промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия,
организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись
исполкомами местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных
и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих
органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у
землепользователей. 5. Земельная реформа в РФ и её правовое закрепление В 1990 г. в Российской Федерации началось осуществление земельной
реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на
основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда
была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция. Начало реформы Реформа осуществляется, во-первых, на основе
специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего
законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и
предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об
акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об
инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная
реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые
нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах. Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах
о земельной реформе. В соответствии с законодательством земельная реформа — это коренное
изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем
Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности
государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г. Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных
направлениях:
— переход от национализации земли к ее денационализации
(разгосударствлению);
— приватизация земель;
— децентрализация права собственности на землю. В результате возникла
множественность форм права собственности на землю:
— частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная — физических и
юридических лиц);
— государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и
собственность субъектов Федерации;
— муниципальная;
— иные формы права собственности. Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это —
право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право
аренды. Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к
множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства. На основе данной множественности форм собственности и других прав на
землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы
сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий:
— государственные;
— кооперативные;
— муниципальные;
— частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские
(фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные
общества и др. Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и
субъектами новых земельных отношений. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в
России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной
собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с
другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными
участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и
соблюдать требования экологического законодательства. Право частной
собственности устанавливается федеральным законом. Первые правовые акты земельной реформы были принять еще бывшим Союзом
ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г принял Основы законодательства о
земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно
вводить частную собственность на землю. Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на
землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей.
Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как
собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них
было впервые в России закреплено право частной собственности на землю,
причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У
хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для
наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земель ной доли
и имущественного пая колхозников и работников совхозов Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в
которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной
собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным,
неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой
форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен
общий 10-летний мораторий на распоряжение землей. Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они
стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со
своей земельной долей и имущественным паем. Земельный кодекс РСФСР 1991 г. В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля
1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в
котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения
нового земельного строя Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен
10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно
разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот,
гражданами у государства. Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось
установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они
рассматривались только в административном порядке (до этого суды
рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его
собственниками в городе). Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими
Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О
неотложных мерах по осуществлению земельной реформы". Указ установил
продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов
своих земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую
промышленность. Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки
другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены
колхоза или поступающим на работу в совхоз. Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков
были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР. Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и
совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться
в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это
противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не
отреагировал на это. Реформа продолжилась. Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации
регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с
дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд
других. Признано необходимым принять закон об ипотеке. Но пока он не
принят. Законодательный орган — Верховный Совет Российской Федерации, со своей
стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права
частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены
дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа
земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства,
— дачного строительства; — индивидуального жилищного строительства. Конституция и Закон не
позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной
реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в
указном порядке. Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было
установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом
земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в
указанной части должно соответствовать ГК РФ. 24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 о
приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с
Конституцией РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о
крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей
Закона о зерне. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных
положениях Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г."
продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два
раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их
купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей
включились органы Госкомимущества. Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О
реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще
более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по
закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное
распоряжение ими в самых различных формах для развития
сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций
фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков;
предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства;
предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных
долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное
производство, и т. д. Список литературы 1. Земельное право России: учебник/ В.В. Петров.- М.: 1995. 2. Земельное право. Учебник для вузов. С.А. Боголюбов.- М.:Издательство НОРМА, 2000г. 3. Гражданский кодекс РФ 1996 г.
Страницы: 1, 2
|