бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История государства и права России (полный курс) бесплатно рефераты

p> Тысяцкий - военный предводитель городского ополчения ("тысячи") на Руси до середины XV в. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника.

Тиун - княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в
Древней Руси и русских княжествах XI-XV вв., а также Российском государстве
XV-XVII вв.

Тягло - начиная с XV в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей, позднее - единица обложения крестьян в пользу помещиков.

Уставные грамоты - документы, устанавливающие устройство местного управления и регламентировавшие деятельность кормленщиков. Как правило, составлялись с учетом положения данной местности по челобитью и совету ее населения. Издавались в целях все большего подчинения мест власти московского князя. Самыми ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398 г.) и Белозерская (1488 г.).

Урочные лета - срок сыска беглых крестьян. Отменены Соборным Уложением
1649 г., разрешившим искать беглых бессрочно.

Уставные грамоты - документы, устанавливающие устройство местного управления и регламентировавшие деятельность кормленщиков. Как правило, составлялись с учетом положения данной местности по челобитью и совету ее населения. Издавались в целях все большего подчинения мест власти московского князя. Самыми ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398 г.) и Белозерская (1488 г.).

Хазарский каганат - мощное раннефеодальное государство, основанное хазарами - тюркоязычным кочевым народом. Существовало в VII-X вв. н< территории Северного Кавказа, Приазовья, Крыма, степных и лесостепных зон
Приднепровья. В 964-965 гг. разгромлено князем Святославом Игоревичем

Холопы - категория феодально-зависимых людей в Русском государстве. По своему правовому положению приближались к рабам. Уже в XII в. в связи с развитием феодальных отношений начинается процесс изживания холопства По законам того времени холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться. Вместе с тем господин нес ответственность за действия холопа, который не отвечал за совершенную им кражу и не мог выступать свидетелем в суде. Источниками холопства на Руси были плен
,самопродажа, продажа за долги или совершенное преступление, женитьба н. холопке. В XVI в. возникает Приказ холопья суда - центральное судебно- административное учреждение, ведавшее судом о холопах. В его компетенции входили дела о поступлении в холопство, суд о кабальном холопстве, продажа холопов и переход их к новому хозяину, возвращение из бегства i освобождение различных категорий холопов.

Челядь - наименование зависимого населения на Руси и в России. До IX в. термин употреблялся для обозначения патриархального рабства, в IX-X be челядь - рабы, ставшие объектом купли-продажи. В XI в. на смену этому термин приходит термин "холопы". В XVIII-XIX вв. "челядь" обозначает дворовых людей помещика.

Чернотяглые крестьяне - крестьяне, жившие в домениальных владения великих и удельных князей.

"Черные" люди - основная масса налогоплательщиков в Новгороде.

Э(е)питимья - в христианстве (в том числе и в православии) церковное наказание обычно в виде длительного поста, молитв и т.п., налагается исповедующим священником.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ТЕМА: Пути развития отечественной государственности и права в средние века.

ЦЕЛЬ: Закрепление учебного материала, выработка навыков устного выступления, умения делать выводы на основе обобщения информации полученной при подготовке к аудиторному занятию.

ВРЕМЯ: 160 мин.

УЧАСТНИКИ: 6 бригад студентов.

Подготовительный этап (домашнее задание)

Подготовьте тезисы ответов на следующие вопросы

1. Возникновение Древнерусского государства, его общественный государственный строй.

2. Русская Правда и ее роль в формировании отечественной правовой традиции.

3. Переход к удельному правлению. Многообразие политических форм русских землях периода феодальной раздробленности (на примере Владимиро-
Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской Псковской республик).

4. Предпосылки образования Русского централизованного государства Этапы объединительного процесса. Общественный и государственный строй Московской
Руси.

5. Сословно-представительная монархия в России.

6 Памятники русского права XV-XVII вв. (Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г.).

Порядок проведения

Вступительное слово тьютора

-10 мин.

Тренинг по терминологии

-20 мин.

Обсуждение в бригадах домашнего задания.

–20 мин.

Составление доклада от каждой бригады

(по одному из предложенных вопросов)

Выступления докладчиков (по 10 мин. на доклад)

-60 мин.

Вопросы к выступавшим

-10 мин.

Ответы на вопросы

-30 мин.

Подведение итогов (заключительное слово тьютора)

-10 мин.

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

История отечественного государства и права (история государства права
России) принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших юридических учебных заведениях Российской Федерации. Ее задача - сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.

При изучении истории отечественного государства и права применяются различные научные методы, особенно широко - метод историко-сравнительного анализа. В сочетании с конкретно-историческим подходом, столь же для нее характерным, этот метод позволяет:

• проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;

• выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;

• объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.

Развитие государства и права происходит под влиянием множества факторов, каждый из которых в свою очередь изменчив, подвижен. Сильно нередко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим. Менее заметно, но более устойчиво влияние экономики и культурных традиций.
Нередко бывает и так, что доминирующую роль в развитии государственно- правовых институтов (на том или ином этапе) играют изменен в общественных настроениях, национальном сознании, демографически сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. Следовательно, это развитие обладает лишь относительной самостоятельностью, и истории государства права, несмотря на специфику ее предмета, приходится учитывать его "пружины". Отсюда связь истории отечественного государства и права с общей, гражданской историей.

История отечественного государства и права, как и история государств и права зарубежных стран, является составной частью общеобразовательной и специальной подготовки кадров для всей системы правоохранительных органов и юридических служб в нашей стране. Обе учебные дисциплины тесно соприкасаются, взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин.
С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное гражданское, уголовное право, связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в наше стране, так и за рубежом.
Знание истории отечественного государства и прав, а равным образом истории государства и права зарубежных стран (всеобще истории государства и права) открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить.
Знание этих понята будет проверяться при тестировании.

При изучении историко-правовых дисциплин необходимо иметь в виду, что на всех стадиях своего формирования мировой опыт государственного строительства и правового развития всегда был результатом взаимовлияния и взаимообогащения национальных государственно-правовых моделей. Тем более велико значение синтезирующего начала в нем в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, а Россия, отвергнув тоталитарный порядок организации общественной жизни, как никогда ранее тяготеет к признанным мировым сообществом стандартам. К этому Россию подталкивают и уроки ее прошлого.

1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX -XII ВВ.)

1. Политические образования восточных славян накануне возникновения государства

Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие.
Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел. Большое количество римских монет II-IV вв. новой эры, найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.

Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись, - поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово "рос" ("рус" и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о "законе русском", под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни.
Император Византии Константин Багрянородный, правивший в Х в., в известном сочинении "Об управлении империей" неоднократно говорит о росах как народе и даже о "России" как стране.

Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина "русь" от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона.
Напрашивается вывод: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в.
(т.е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами -дружиной, все более явственно возвышаясь над массой своих соплеменников. Под влиянием завоевательных походов различные славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку.

Немало сведений по политической истории (и предыстории) Древнерусского государства содержит древнейший летописный свод "Повесть временных лет", автором которого был монах Киевско-Печерского монастыря летописец Нестор.
По свидетельству летописного свода, в среднем течении Днепра в VI в., сложилось княжество полян, ставшее важным этапом в процессе возникновения
Древнерусского государства. Во время, непосредственно предшествовавшее его образованию, существовали княжества полянское, древлянское, дреговичское, полоцкое, словенское. Применительно к VIII в. источники говорят о трех восточнославянских объединениях - Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось на Киевской земле, второе - в районе озера Ильмень, местоположение третьего не выяснено. Некоторые историка отождествляют
Артанию с Тмутараканью, располагавшейся на Таманском полуострове; другие исследователи помещают ее на Волге. Разумеется государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной, имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства
(Киевской Руси) - одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья.

Народы, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. У них возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права. Переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу. Это" переходный период получил в литературе различные наименования (варваре кий, дофеодальный, период становления феодальных отношений и т.п.).

2. Возникновение Древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское Киевское государство
Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и
Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все( более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров.
Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами"
(Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на
Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске
(недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской .Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15