бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История Царского села бесплатно рефераты

История Царского села

Оглавление

 

 

 



1.      Введение                                                                                                              - 2

2.      Рождение и развитие Царского Села (1710 – 1796 гг.)                               - 2

3.      Новый век новый этап в развитии Царского Села (1801 – 1894 гг.)      - 12

4.      XX век – новый облик города                                                                        - 14

5.      Заключение                                                                                                       - 19

6.  Список использованной литературы.                                                           - 21

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Поедем в Царское Село!

Свободны, ветрены и пьяны,

Там улыбаются уланы,

Вскочив на крепкое седло…

Казармы, парки и дворцы.

 

О.Мандельштам.

 

1.Введение


Царскому Селу, его дворцам и паркам посвящены десятки, если не сотни работ. О Царском Селе   написано много и в разных жанрах.

    Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это, несомненно, " крупнейший бриллиант в ожерелье" городов-спутников Северной Пальмиры. Возникший как парадная резиденция русских императоров, ансамбль дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии выдающихся зодчих на протяжении более полутора веков.

    История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи династии Романовых. Особое внимание было уделено периодам правления Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Николая II.

    Во времена царствования этих Монархов наблюдалось наиболее бурное развитие, как Царской резиденции, так и самого города Царское Село.  

Целью данного реферата является попытка описать историю Царского Села  с момента становления и до сегодняшних дней.


2. Рождение и развитие Царского Села (1710-1796).

     История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи новгородских земель, отмеченных в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины" 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса Годунова, поместье имеет название Сарица. Документальные шведские карты называют поместье

"Sarishoff ", то есть Сарицкий господский дом, местечко, или как говорили новгородцы, " мыза « с господским домом. Финны, одно время проживавшие здесь, употребляли название Saari- mois - возвышенное место. Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу, затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время ( в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в присутствии Петра I  на месте нынешней Знаменской церкви, но это название не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.

   В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от 100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. Во время наступательных действий на Ижорской земле Петр I писал командовавшему здесь П. Апраксину, чтобы не жег селения, которые "самим же нам строить придется ". Апраксин в ответ сообщил: " …теперь накрепко запретил жечь от Сарской мызы к Канцам ".

   С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и " пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными ". А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год

   24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году  его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является  официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.

     Так же, как Петр смог увидеть в топких болотах будущий Санкт-Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная резиденция.

В данном случае "быть по сему" произнесла супруга Императора. Это был поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам.

    Первый дворец "каменные палаты о 16 светлицах", был построен в 1724 году И. Браунштейном  и Ф. Ферстера по повелению Екатерины Алексеевны на месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья.

  Это небольшое двухэтажное здание с характерной для начала ХYIII века симметричной планировкой и высокой мансардной кровлей не отличалось пышностью отделки: лишь рустовка на углах и скромные белые наличники оживляли выкрашенные суриком фасады. Внутри " палат" было несколько парадных комнат, отделанных полированным алебастром, или обитых кожей с золотым тиснением, или затянутых шелковыми обоями. " Верхний парадный зал " украшали камины, наборный паркет, зеркала, гобелены и картины.

   В этот же период, благодаря строительству плотины на ручье Вангазя, образовалось озеро и два канала : Большой, являвшийся границей сада и получивший в дальнейшем название Рыбного, и малый - на месте современных Нижних каскадных прудов, то есть было начато устройство водной системы будущего ансамбля.

    Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался сад, заложенный еще в самом начале XYIII века на небольшой площади в восточной стороне усадьбы. Автором первоначальной планировки Царскосельского сада принято считать садового мастера Яна Розена, а его осуществлением руководил опытный мастер Иоган Фохт. Прежняя композиция сада была полностью переделана, за исключением Рыбного канала и Большого озера, которому придали регулярную форму шестигранника.

   Участок сада около дворца, представлявший пологий склон, был превращен в пять уступов, соединенных деревянными и каменными лестницами, и получил название Верхнего сада. Уступы располагались параллельно фасаду дворца. Середину второго уступа заняли цветники, ограниченные по сторонам боскетами.

В середине третьего уступа находились так называемые огибные дороги, то есть деревянные каркасы, к которым привязывались ветви деревьев, посаженных рядом. По мере роста деревьев образовывались зеленые коридоры или галереи, в местах пересечения которых устраивались деревянные беседки. По сторонам огибных дорог также, как и на втором уступе, были размещены боскеты.

Четвертый, самый широкий уступ, был отведен двум одинаковым прямоугольным водоемам, какое-то время служившим садками для рыбы. По пятому узкому уступу проходила широкая дорожка.

   Далее располагалась плоская территория, получившая название Нижнего сада. Он имел трехлучевую планировку аллей, пространство между которыми было занято плодовыми деревьями и ягодными кустами. Скульптуры в саду еще не было.

   За Рыбным каналом была посажена роща из берез, получившая название Дикой рощи, вошедшая в состав сада площадью 30 гектар. Известно, что до середины XYIII  века убранство сада было чрезвычайно скромным., Царское Село не входило в число перворазрядных царских резиденций.

   С западной стороны дворца на площади в одну квадратную версту был устроен Зверинец- место для царской охоты. В огороженный участок леса специально загонялись лоси, зайцы и другие животные. Такого типа зверинцы существовали при многих загородных усадьбах того времени.

   Расширение Сарской мызы повлекло за собой увеличение количества дворцовых служащих. Рядом с резиденцией начала создаваться слобода. Постройки, располагавшиеся в непосредственной близости к императорскому дворцу, образовали сначала Садовую, а в последствии Служительную (ныне Среднюю) и Малую улицы.

   Скромный дворец того времени, с разбитым возле него садом, не имел еще значения парадной царской резиденции и являлся загородным поместьем Екатерины I.

   Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XYIII  века.

В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем национального самосознания в России, скинувшей мрачное иго бироновщины. В искусстве и особенно в архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный стиль русского барокко, как нельзя лучше соответствовавший идее возвеличивания могущества государства, и прежде всего абсолютной власти.

Вершиной развития стиля России стал царскосельский ансамбль. Здесь, как и во многих других архитектурных комплексах в Петербурге и его окрестностях, начались работы по коренному переустройству с целью расширения и художественного обогащения. Ярким отражением этих общих веяний явилась строительная деятельность на территории Царского Села: одни замыслы сменяют другие - еще не достроенные здания переделываются, чтобы достигнуть еще большей монументальности и роскоши. * Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в котором находится теперь *, - писала впоследствии Екатерина II , унаследовавшая после смерти Елизаветы вместе с короной и царско-сельскую резиденцию.

   Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков по камню и дереву, самых лучших кузнецов и камнетесов трудились здесь над созданием дворцов и парков.

   В 1743 году архитектором М. Земцовым разрабатывается широкая программа реконструкции Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. После смерти М.Г. Земцова 28 сентября 1743 года работы по сооружению дворца полностью перешли к А.Квасову - ученику ведущего архитектора.

    Однако занятость архитектора на строительных объектах, значительно удаленных от Петербурга, заставила  передать работы в Царском Селе

П.А. Трезини, а затем С.И. Чевакинскому, который внес существенное дополнение в композиционное построение.

   От проекта императорской резиденции, разработанного Квасовым, в натуре ничего не сохранилось, однако деревянная модель Царскосельского дворца осталась. В ней он использует свою излюбленную композицию, неоднократно повторенную в его постройках, - пышный центральный ризалит, соединенный протяженными более низкими галереями с двумя боковыми.

   К 1748 году основные работы были закончены.

   С конца 1748 года строительство царско-сельской резиденции возглавил обер-архитектор двора Бартоломео Франческо Растрелли.  Крупнейший русский зодчий придал Царскосельскому дворцу тот  парадный окончательный вид, который снискал ему мировую известность.

   Ф.Б. Растрелли, итальянец по происхождению, приехал в Петербург шестнадцатилетним мальчиком вместе со своим отцом-скульптором Карлом Растрелли. В России он нашел свою вторую родину. Здесь протекал и весь творческий путь этого великого зодчего, сформировался и расцвел его замечательный талант.

   В Царском Селе Растрелли начал с частичных переделок дворца. Однако в процессе работы выявилась необходимость его капитальной перестройки.

10 мая 1752 года Елизавета подписала указ: " С правого и левого флигелей и Среднего дому кровли и потолок сломать… также в оных флигелях учиненного обер-архитектором Растреллием чертежа ".

   В течение 1752-1756 годов в строительстве Царского Села были заняты тысячи мастеровых и работных людей. Квалифицированных мастеров в Петербурге не хватало. Их выискивали среди крепостных людей по всей России. Изготовлением листового железа занимались московские " сусальные мастера ", в течение ряда лет поставлявшие в контору строения Царского Села тончайшие золотые листки, на выработку которых было израсходовано " шесть пудов семнадцать фунтов два золотника" червонного золота. В числе живописцев, собранных в команды  для писания плафонов, находились такие талантливые русские художники, как Б.В.Суходольский, А.И. и И.И. Бельские, М.Ф. Колокольниковы, Г.И. Козлов. Возглавил живописные работы прославленный итальянский художник-декоратор Джузеппе Валериани. Вместе с ним работали его соотечественники А. Перезинотти, П. и Ф. Градиции.

   Через 12 лет от начала строительства Большой Царско-сельской дворец приобрел тот блистательный вид, который запечатлен в авторских чертежах Растрелли и в гравюрах XYIII века (впоследствии частично измененный). Отдельно стоящие дворцовые корпуса Растрелли слил в единый массив, надстроил стены, заново решил декоративную отделку фасадов. Вытянутые в длину фасады он расчленил мощными стволами высоких колонн, опирающихся на рустованные выступы стен  или монументальные фигуры атлантов; балюстраду кровли увенчал пышными резными статуями и вазами; плоскости стен разбил широкими оконными проемами и множеством лепных фигур и орнаментов причудливых очертаний, подчеркнув это художественное богатство контрастами цвета. Лазоревая окраска фасадов усилила впечатление объемности белоснежных колонн. Засверкавшие золотом лепные и резные украшения приобрели динамичность.

    Не менее великолепным, чем фасады, было внутреннее убранство дворца. Основой планировки его интерьеров явилась анфилада. От Парадной лестницы в южном крыле здания один за другим следовали роскошные двусветные залы с живописными плафонами "во весь потолок", зеркалами, вмонтированными в стены, множеством золоченых резных украшений, с узорными паркетами наборного дерева.

    Здесь находились Большой зал (около 860 м2), предназначенный для проведения придворных празднеств; а также пять обширных антикамер, служивших местом ожидания придворными выхода императрицы.

    Интерьеры северной половины дворца, предназначенные для приема узкого круга придворных и знатных гостей, отличались еще большим разнообразием отделочных материалов и художественных коллекций. Свыше двухсот тридцати полотен покрывали стены Картинного зала и Малой картинной комнаты (впоследствии перестроенной). В Китайском зале, декорированном расписными обоями и скульптурными украшениями "в китайском вкусе", размещались сотни фарфоровых ваз и фигур китайского, японского и саксонского производства.

     Чудом декоративного искусства называли Янтарную комнату. Вмонтированные в ее стены мозаичные панно из натурального янтаря представляли собой уникальную художественную ценность и независимо от изменения эстетических вкусов и стилей, отразившихся в отделке дворцовых залов различных исторических периодов, всегда вызывали изумление и глубокий интерес. Выполненные в 1709 году в Пруссии по проекту А. Шлютера, янтарные панно были преподнесены Петру I в качестве дипломатического подарка  Фридрихом Вильгельмом I, заинтересованным в укреплении связей с Россией - надежной для него опрой против шведской агрессии. "С великим бережением " янтарные панно переправились в Петербург. В 1740-х годах  использовали их для отделки кабинета в Третьем зимнем дворце. А в 1755 году по приказу Елизаветы  Янтарный кабинет был разобран, и солдаты на руках перенесли драгоценные мозаики в Царское Село. Отделывая парадный зал, Растрелли поместил между янтарными панно зеркальные пилястры, увенчав их вместо капителей золочеными женскими головками, вырезанными  из дерева русскими мастерами. В пышные янтарные рамы, украшавшие четыре простенка, были вставлены аллегоричные мозаичные картины из разноцветных яшм. Каждый, кто побывал во дворце, не мог забыть о диковинной комнате из "солнечного камня".

    Парадную анфиладу завершал Висячий сад под открытым небом, соединявший залы с дворцовой церковью. В нем на фоне украшенных резьбой стен  стояли экзотические деревья в кадках, мраморный пол покрывали газоны и цветники.

 Висячий сад располагался над галереей, соединяющей правый флигель с церковью. Сад занимал всю ширину дворца, из Картинного зала сюда проходили через гостиные. Вдоль сада шли три продольные дорожки, их пересекали три поперечные, образуя четыре прямоугольника. Дорожки были выстланы белыми и черными мраморными плитами, оттенявшими яркую зелень газонов. Вдоль дорожек стояли кадки с подстриженными декоративными деревьями, кустарниками, а летом сюда высаживали из оранжерей редкие цветы. Сад украшала декоративная скульптура, простенки между окнами украшала золоченая резьба - атланты, львиные маски и растительные орнаменты.

Страницы: 1, 2, 3