бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Институт монархии бесплатно рефераты

p> Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава — “самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).

Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом.

Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером
Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи
Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из приближенных «просветителей».

В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн,
Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ватикан - город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-
Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап).

Ватикан - абсолютная теократическая монархия.

Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа
Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви
(последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор.

Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе - секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы.

Охрану резиденции несет швейцарская папская гвардия.

Численность населения - 870 чел., в основном служащие государственных учреждений и персонал музеев (1999 г.).

Ватиканское гражданство имеют около 400 чел.

Государственная религия - католицизм.

Государственные языки - латинский и итальянский.

Ватикан владеет огромными капиталами. Его вклады в итальянские банки составляют около 32 000 млрд. лир. Ватикан владеет акциями многих компаний в электронной, химической, текстильной, пищевой отраслей промышленности по всему миру. Имущество Ватикана в США оценивается в 40 млрд. дол. Ватикан - крупный земельный собственник. Значительная часть доходов поступает в
Ватикан в виде налогов на церковь, доходов от иностранного туризма, продажи почтовых марок.

До 1870 г. под управлением Пап находилась область в центральной
Италии, включая Рим (папская область). В 1870 г. войска Итальянского королевства вторглись на территорию папской области и присоединили ее к остальной Италии. Под властью Пап остался только западный район Рима -
Ватикан. В 1929 г. между Италией и Ватиканом были подписаны Лактеранские соглашения. В них были урегулированы государственные и финансовые отношения между сторонами. Соглашения действуют и поныне.

3. Современная Конституционная монархия.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр.
Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля.
Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это первоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха бульших полномочий в сфере государственной власти. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.
Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989- м.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Одним из представителей современной дуалистической монархии является
Таиланд.

Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий.
Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома
Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX (Bhumibol Adulyadej, полное имя с титулом - Phrabaatsomdet Boramintaramahaphumiphonadunyadet) является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия.

В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а "согласно уважаемой традиции" и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год.
В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX.

По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи
- 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак.

В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.

Тайская монархия:

. Нынешний король Таиланда - Рама IX

. Жена короля - дочь посла Таиланда во Франции, король познакомился с ней во время своего пребывания в Париже

. Рама IX правит страной больше всего лет, чем любой другой монарх в мире среди живущих, кроме того его правление (1946+) самое длительное в тайской истории

. Система наследования престола в Таиланде позволяет женщинам править; если единственный сын нынешнего короля после смерти последнего откажется от престола, то править страной будет его сестра. (Сейчас кстати к этому и идет)

. Самый уважаемый король Таиланда за всю его историю - Рама V

Chulalongkorn

. Наибольшую военнуюю мощь тайское государство имело в правление

Ramkhamhaeng'а, в XIII веке

Парламентарная монархия

В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа "монарх не ответственен" (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков.
Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями
(Испания, где король согласно конституции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые "резервные", так называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов
(Великобритания, Бельгия, Нидерланды).
Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется "цивильным листом".

5. Особенности монархии в некоторых странах

Для начала определим признаки, характерные абсолютно для всех монархий:
1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, напр., монарх именуется "Король - Лев". В международных отношениях обращение к монарху начинается с титула.
4. Монарх не несет ответственности перед народом.

Рассмотрим статус монарха, способ осуществления полномочий, ограничение королевской власти на примере 3-х стран: Великобритании,
Японии, Испании.

Начнем с титула. Во всех трех странах глава государства - монарх, именуемый в каждой стране по-разному - в Испании и Великобритании это Король (Королева), в Японии – Император.
Порядок наследования:

В Великобритании и Испании действует кастильская система наследования.
Великобритания - трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, т.е. он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.
Испания – ст.57 1. Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества
Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии.
Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими , в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед младшим.
2. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской
Короны,
3. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование
Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
В Японии же - салическая система – трон наследуют только мужчины. ст.2 “Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом".

Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция
Испании ограничивает обладателя права на наследование Короны в свободе выбора, при заключении брака ст.57 п.4. "Тот, кто обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или
Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны".

Руководство страной:

Во всех трех странах монарх является символом единства нации
(государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности.

Наиболее "бесправен", на мой взгляд Император Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер- министром.

Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на пикник и за город, как обычные граждане соблюдают правила дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами.

В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит “правительство его (ее) Величества” – кабинет министров во главе с Премьер–министром).

Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции
1978 года: “…Король – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”. Подобная характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в
Конституции Японии.

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами, Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:

1. В области государственного управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.

Великобритания - премьер - министр, формально назначается монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях
Правительства, когда сочтет это необходимым.

Япония – правительство может формироваться обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются указом
Императора.

Таким образом в Испании и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.

В отличие от Японии, Король Великобритании и Испании является
(юридически) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

2. В законодательной области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий президента и тронной речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом).
Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов.
Испания – Король назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.
Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.
Роль монарха в отношениях с Парламентом во всех трех странах равнозначна.

Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов.
Конституция Японии и Испании права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента монарху не предоставляет.

3. Во внешнеполитической области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента.
Великобритания - Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество.
Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны.

Испания - В области внешних отношений Король объявляет о принятии
Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании, согласно ст.56 Конституции, Король "… осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях…".

Япония - Император совершает действия внешнеполитического характера.
На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7).

4. Иные полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.

Как Великобритании, так в Испании и Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий.

Монарх Испании и Великобритании – осуществляет право помилования,
Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний, восстановления в правах.

Таким образом, хотелось бы отметить, что монархия производит сегодня впечатление института исключительно церемониального, практически без обязанностей и без прав. Хотя крайне редкое использование королевской прерогативы вовсе не означает ее властного бессилия. Да и что мы понимаем под термином "власть"? В трех представленных монархических странах, монархи имеют возможность влиять на политику. В конституциях этих монархических государств имеется статья, в соответствии с которой монарх утверждает премьер-министра или подписывает законы. А ведь может и не утвердить, наложить вето (Великобритиания)! Тот факт, что современные монархи этим своим правом не пользуются, еще не говорит о том, что его у них нет. Просто они уже привыкли жить в согласии с парламентом и народом и стремятся избегать конституционных кризисов.

Из трех рассмотренных стран, наиболее отдаленной (на мой взгляд) от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие
"Монархия", является Япония, а страной, где монарх обладает реальной властью - Испания.

Заключение.

В последние годы процесс “республиканизации” заметно замедлился.
Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г.
Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и дикторами-авантюристами (классический пример – провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

Разговоры о том, что в России сейчас просто необходимо восстанавливать институт монархии имеют под собой достаточно веские основания, но не лишены некоторой доли откровенного авантюризма. За время существования СССР я лишний раз убедилась, что стабильность политических систем в России напрямую зависит от чисто экономических факторов. Советская система, несмотря на кажущуюся разветвленную систему делегирования полномочий, от монархической отличалась не сильно. Чем Сталин отличался от, скажем, Ивана Грозного и Петра I? Не трудно заметить, что именно жесткое единоличное правление в большинстве случаев позволяло нашему государству добиваться успехов, пусть и ценой гражданских свобод. В настоящее время не имеет смысла говорить непосредственно о монархии; я считаю, во-первых, нужно наделить президента большими полномочиями, а, во-вторых, дать возможность народу влиять на коньюктуру власти, в области которой у нас наметилась крайне неприятная тенденция.

Кроме этого, необходимо предпринять ряд существенных шагов в преобразовании экономической системы страны. Возвращаясь к идее восстановления монархического строя в России, могу привести цитату из
Макиавелли, которой говорил, что “за любой политической идеей нужно искать заурядный интерес к вещам”. Кому это нужно – вопрос открытый, но, к счастью, моей курсовой работы не касается. А монархия, как это не печально, является лишь достоянием нашей истории, будущего для этого строя в России уже нет.



Страницы: 1, 2