бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Институт мировых судей бесплатно рефераты

p> 4) истечение срока полномочий судьи;

5) при прекращении гражданства Российской Федерации;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

8) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в
Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:

- уголовных дел о преступлениях наибольшей тяжести, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ);

- гражданских дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:

1) дел о выдаче судебного приказа;

2) дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

4) иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; I

6) дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

7) дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

8) дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в
Российской Федерации»).

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Мировой судья также вправе рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им по первой инстанции и вступивших в силу (п.2 ст.3 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта
Федерации. Мировой судья также должен иметь удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим его личность и полномочия мирового судьи.

В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ.

Работа мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливается в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. В Ростовской области структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются органом
Администрации Ростовской области по обеспечению деятельности мировых судей по согласованию с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации в Ростовской области. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ; им могут присваиваться классные чины и иные специальные звания, установленные для работников федеральных судов.

Федеральным законом устанавливается порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Финансирование мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и производится из федерального бюджета. Это установление Закона о судебной системе призвано обеспечивать единство судебной системы РФ (ст. 3). Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Согласно ФЗ «О финансировании судов РФ» финансирование мировых судей осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший финансовый год. Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, мировые судьи финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший финансовый год. При разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования мировых судей Правительство РФ должно учитывать в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение мировых судей, их социальные гарантии и т. п.

ФЗ «О мировых судьях в РФ» должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60% от должностного оклада Председателя
Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего свою деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64% от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возлагается на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2.3 Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX в. и в современной России

Что же изменилось в положении мировых судей за период более чем в сто лет? Что же осталось неизменным? На эти вопросы поможет ответить подробный анализ положения мировых судей в веке XIX и веке XX.

Как и в прошлом веке, сейчас мировые судьи являются государственными служащими, а их должность – выборной, причем выбираются мировые судьи сейчас по той же схеме, что и в прошлом веке. В XIX в. мировой судья имел особый знак отличия – золотую цепь с изображением закона. Сейчас мировой судья также должен иметь определенный знак отличия, вот только вопрос в том, какой? Этого, к сожалению, ни в федеральном законе, ни в областном не прописано.

Условия вступления в должность мирового судьи остались практически неизменными (российское гражданство, двадцатипятилетний возраст, отсутствие порочащих обстоятельств жизни), но кое-что и изменилось: не стало имущественного ценза и ценза оседлости, что касается образовательного ценза, то сейчас его ужесточили – высшее юридическое образование обязательно, а в XIX в. достаточно было иметь среднее образование и даже не юридическое, это объяснялось недостатком подготовленных кадров.

Сейчас, как и в прошлом веке, для мировых судей установлено изъятие из общего принципа несменяемости судей. Мировые судьи в нынешнее время избираются сроком на 3 года с возможностью дальнейшего переизбрания на новый срок, в XIX в. мировые судьи избирались также на 3 года.

Составителями уставов XIX в. для должности мировых судей было сделано специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли священнослужители и церковные причетники. Сейчас такого ограничения не существует, потому что это было бы нарушением прав человека.

В России XIX в. мировые судьи подразделялись на участковых, почетных и почетных участковых. Сейчас же такого деления не существует, есть просто мировой судья.

В прошлом веке присутствовало такое звено мировой юстиции, как мировой съезд в качестве апелляционной инстанции и кассационной по делам меньшей важности. Сейчас же мирового съезда не существует, хотя областным законом предусмотрено, что «для выражения интересов мировых судей ими могут быть образованы самостоятельные органы судейского сообщества» (п.2 ст.10 областного закона «О мировых судьях в Ростовской области»). Однако мировой съезд мог бы существовать, если бы был принят проект ФКЗ «О мировых судьях в РФ», отвергнутый Президентом. В этом проекте предусматривалось, что съезд мировых судей создается для обсуждения и решения вопросов, имеющих значение для деятельности мировых судей, а также для обсуждения вопросов судебной практики. Съезд мировых судей по этому проекту мог выступать с законодательной инициативой в законодательных органах субъекта
РФ (ст.10 проекта ФКЗ «О мировых судьях в РФ»). На самом деле, для решения перечисленных вопросов, но без права законодательной инициативы, создан
Департамент по обеспечению деятельности мировых судей (в Ростовской области).

К компетенции мирового суда как в прошлом веке, так и в нынешнем, отнесены споры по маловажным гражданским делам, некоторым уголовным делам.
В настоящее время в компетенцию мировых судей также входят дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сейчас мировой судья рассматривает дела единолично, так же как и его предшественник из прошлого века, вот только тогда для мирового судьи существовал особый ускоренный порядок рассмотрения дел, а теперь мировые судьи рассматривают дела, руководствуясь общими положениями процессуального законодательства. Здесь можно выявить как положительные так и отрицательные стороны. Ускоренное рассмотрение дел приводило к тому, что обвиняемый в мировом суде имел меньший объем гарантий постановления справедливого приговора, чем в общем суде. Но и общий способ рассмотрения дел в мировом суде тоже негоден, все-таки дела должны рассматриваться быстро.

В настоящий момент существуют ограничения в деятельности мировых судей. Так мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или иной творческой деятельности. Такие ограничения связаны с обеспечением независимости мировых судей. В прошлом веке мировой судья также имел ограничения в деятельности, так он не мог совмещать свою должность с другой должностью по государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях.
Однако такие ограничения были связаны с тем, что мировой судья должен был неотлучно находиться на своем рабочем месте.

В отношении увольнения мировых судей правила практически не изменились, то есть увольнение происходит по окончании срока полномочий, по собственному желанию судьи, по состоянию здоровья, при утрате дееспособности, при утрате какого-либо ценза и т. д.

В случае временного отсутствия мирового судьи, дела, поступающие на его рассмотрение, передаются другому мировому судье. Это правило не изменилось и сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения о мировых судьях в большей степени заимствованы из уставов XIX века. Хотя в XIX веке положение мировых судей было гораздо более тщательно проработано.

3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УСТАНОВЛЕНИЕМ

ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ И

ПОПЫТКА ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Основные проблемы установления и

деятельности мировых судей

Проблема, которая обуславливает успех современной судебной реформы, заключается в степени ее связанности и взаимодействия с другими реформами: конституционной, правовой и др., и, в частности, с реформой местного самоуправления. Органы местного самоуправления в России традиционно участвовали в отправлении правосудия, в комплектовании выборного элемента суда. В свою очередь суд может стать известным гарантом самостоятельности местного самоуправления.

Судебная власть основывается прежде всего на двух принципах: независимости и несменяемости судей. Первый является гарантом реальной судебной власти. Подлинная независимость суда – идеал, стремлением к достижению которого были проникнуты и судебные реформы прошлого. Говоря о принципе несменяемости судей мы сталкиваемся с кадровой проблемой.
Судейский корпус должен быть укомплектован лицами, отвечающими необходимым цензам: положительным моральным качествам, а главное – высокому профессионализму. Эти задачи пыталось решить в прошлом веке Министерство юстиции, являвшееся проводником реформы в жизнь. Недостаток образованных юристов в стране был одной из причин поэтапного проведения судебной реформы, затянувшейся на тридцать пять лет. Вот и сейчас применительно к нашему региону можно сказать о нехватке кадров. Ведь из двенадцати мировых судей в городе Новочеркасске на должность назначены только шесть. Такое положение дел может свидетельствовать не только о нехватке кадров, но и о нехватке финансовых средств на содержание мировых судей.

Кадровая проблема может стать известным препятствием и на пути современной судебно-правовой реформы. Никого не может ввести в заблуждение значительное число юристов в ряде крупных российских городов. В провинции их и сейчас недостаточно, а с развитием мировой юстиции этот недостаток станет весьма ощутим.

3.2 Предполагаемые пути решения указанных проблем

Опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает, что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в том случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда изменениям скоординированно подвергались различные сферы общественной и государственной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной, политической.

Вместе с тем ясно и то, что, реформируя судебную систему, невозможно оставить без изменения судопроизводство, систему иных правоохранительных органов. Исход судебной реформы во многом будет зависеть и от успеха реформы самоуправления, органы которого должны участвовать в комплектовании судебных органов представителями общественности, и, наоборот, без сильной судебной власти не будет гарантирована самостоятельность органов самоуправления.

Позитивный результат этих реформ зависит, в свою очередь, от продвижения экономической реформы, без чего невозможно создать материальные, финансовые гарантии как судебной власти, так и местного самоуправления.

Необходимое условие для реализации реформ – установление конституционной законности.

Для жизнеспособности и эффективности деятельности новых, создаваемых в ходе реформ институтов, необходимы три рода гарантий: юридические, экономические, идеологические. Без осознания обществом необходимости реформ успех их не может быть обеспечен. Общество всегда более консервативно, чем группа реформаторов. Потому реформаторам прежде всего надо создать социальную базу реформ.

Что же касается кадровой проблемы, то в данной связи современным реформаторам следует обратить особое внимание на подготовку юристов. Этому может способствовать сохранение традиционного университетского образования в государственных учебных заведениях, а также развитие новых негосударственных его форм, базирующихся на тесной связи достижений фундаментальной юридической науки с внедрением новых преподавательских методов в учебный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы подвести итог проделанной работе.

В первой главе были рассмотрены основные причины появления и возрождения института мировых судей в России. Причины эти в чем-то схожи. В результате проведенных исследований можно прийти к выводу о том, что потребность России в мировых судьях возникает в момент перехода от одного типа экономического развития к другому. Так было в прошлом веке, так случилось и в нынешнем. Но сейчас мировому суду отведена меньшая роль, чем в XIX веке.

Вторая глава повествует об основных положениях касающихся мировых судей современности и их предшественников. В этой главе также как и в предыдущей приводится сравнительная характеристика института мировых судей прошлого века и института мировых судей современной России. Из этого сопоставления вытекает, что современные реформаторы заимствовали практически все основные положения, касающиеся устроения мировых судей. Это свидетельствует о том, что нормы, выработанные в XIX веке, остаются действующими и в настоящее время.

В результате становления новых форм суда естественно возникают определенные проблемы. Именно о них речь идет в третьей главе. Самой большой проблемой является кадровая проблема. Для полноценной деятельности мировых судов необходимо наличие высококвалифицированных кадров. Несмотря на то, что сейчас существует множество возможностей получения юридического образования, зачастую это образование лишь видимое, то есть человек получает диплом юриста, но на самом деле совершенно не разбирается в юриспруденции. Для повышения качества образования необходимо ужесточить требования к учебным заведениям, ведущим подготовку специалистов в данном направлении.

Кадровый вопрос в свою очередь имеет точки соприкосновения с финансовым вопросом. Вполне возможно, если бы учебные заведения получали достаточную финансовую поддержку со стороны государства, это привело бы и к повышению качества образования (в форме учебных пособий, оборудованных лабораторий, специализированных библиотек).

Итак, Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был подписан Президентом 17 декабря 1998 г., в мае 1999 года вступил в силу областной закон «О мировых судьях в Ростовской области», еще через год, в мае 2000 года, вступил в силу областной закон «Об образовании судебных участков и установлении должностей мировых судей в Ростовской области» и, наконец, в июне 2000 года были избраны первые мировые судьи Ростовской области. Полтора года ушло на становление института мировых судей в
Ростовской области. Сейчас в Ростовской области действует 196 мировых участков, 6 из них в городе Новочеркасске.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.// Российская газета от 25.12.93 г.

2. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г.//СЗ РФ от 06.01.97 г., №1, ст.1

3. ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 г.//СЗ РФ от 21.12.98 г., №51, ст.6270

4. ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» от 10.02.99 г.//СЗ РФ от 15.02.99 г., №7, ст.877

5. ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29.12.99 г.

6. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.92 г. (с изм. и доп. от 14.04.93, 24.12.93, 21.06.95)// правовая система

ГАРАНТ.

7. Областной закон «О мировых судьях в Ростовской области» от 26.04.99 г.// «Наше время» №76 от 06.05.99

8. Областной закон «Об образовании судебных участков и установлении должностей мировых судей в Ростовской области» от 10.05.2000 г.//

«Наше время» №98-99 от 23.05.2000 г.

9. Областной закон «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О мировых судьях в Ростовской области» от 04.11.2000г.//

«Наше время» №229-230 от 14.11.2000 г.

10. Постановление Законодательного собрания РО от 15.06.2000 N 291 "Об избрании мировых судей в Ростовской области"// "Наше время", N 141 от 13.07.2000

11. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 18.09.2000 г. «Об образовании департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области»

12. Проект ФКЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»// «Юрист»,

№4, 1997.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

13. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред.

В.П. Божьева. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Спарк, 1999. 414 с.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

14. Кононенко В. Мировой суд как зеркало судебно-правовой реформы//

Российская юстиция. – 1998. - № 11

15. Шаркова И.Г. Мировой судья в дореволюционной России// Государство и право. – 1998. - №9

16. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы// Государство и право. – 1996. - №11

17. Сарычев А.Н. Мировым судьям предстоит большая работа// Юрист. –

1997. – № 4

18. Шаркова И.Г. На правовом поле появились мировые судьи// Российская юстиция. – 1999. - №1
19. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа.– М.:
Юрид. лит., 1991 – 496 с.

Приложение 1

Судебная система РФ

Конституционные Суды общей юрисдикции Арбитражные

суды суды


Конституционный Верховный Суд РФ Высший
Арбит-

Суд РФ ражный Суд РФ

Конституционные Уставные суды
Окружной

суды республик субъектов Федерации арбитражный суд

Республиканские Суды субъектов Арбитражный суд

федеральные суды субъектов

Районные Мировые судьи

(городские) суды

Приложение 2

Судебная система России

после реформы 1864 г.

Общие суды Сенат, как кассационная
Мировые суды

инстанция


Страницы: 1, 2, 3