Информационное право и правовая защита информации
§
отдельные нормы по информационной проблематике в федеральных законах по разным отраслям права РФ;
§
специальные акты подзаконного характера различных органов государственной власти и местного самоуправления,
администраций государственных и негосударственных организаций;
§
обычаи в области
информационной деятельности;
§
стандарты.
[7]Специфика нормативно-правовых источников данной отрасли права состоит
еще и в том, что вся их совокупность формирует особый вид информационных
ресурсов – нормативно-правовую информацию в структуре правовой
информации, которая включает и индивидуальные правовые акты и акты
правоприменения. Нормативно-правовая информация
является важным сегментом в составе всего национального информационного
ресурса.
Система информационного законодательства.
Классификация нормативно- правовых
источников по предметам правового регулирования.
Законодательство
в сфере информационной деятельности и соответствующих отношений только
складывается и ставить вопрос о его кодификации или завершенной систематизации
преждевременно. Систематизация нормативного материала в рассматриваемой области
затруднена еще и потому, что нормы, регулирующие эти отношения, рассредоточены
в настоящее время по разным отраслям законодательства, а специальных
федеральных законов в данной области пока немного. Большинство субъектов
Российской Федерации активно формируют свои пакеты законодательства в данной
области, порой обгоняя темпы федерального уровня.
В
развитие конституционной основы информации и информатизации к настоящему
времени принято и действует около десятка специальных федеральных законов. Это
законы: об информации, информатизации и защите информации, об участии в
международном информационном обмене, о государственной тайне, а также комплекс
актов по архивным фондам и архивам РФ, по библиотекам страны, закон об
обязательном экземпляре документов, ряд актов, связанных с определением правового
статуса органов исполнительной власти, действующих в области информации.
Достаточно громоздок пакет нормативных актов по СМИ, телерадиовещанию и
средствам связи. Многие важные акты находятся пока в проектах.
[8]Кроме специальных законов, образующих основу информационного
законодательства, активную роль в сфере информации играют все кодексы, в
которых содержатся нормы о порядке работы с информацией как самостоятельным
объектом (например, ст.179 ГК РФ об информационных услугах, ст. 160 ГК РФ об
использовании электронной подписи, гл.38 ГК о выполнении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, ст.744 о работе с документами при реализации
строительного подряда). Аналогично можно выявить много статей ГК РФ,
относящихся к установлению ответственности за преступления, связанные с
информацией и нарушением работы с ней (и это не ограничивается главой УК о
компьютерных преступлениях).
В
большинстве законов РФ по другим (не чисто информационным) отношениям
содержатся статьи и даже главы об информационном обеспечении соответствующей
области отношений или о порядке сбора, хранения и использования информации. Это
ещё один пласт информативных источников, слабо связанных и согласованных между
собой с точки зрения методологии работы с информацией и правового регулирования
соответствующих отношений. В значительной мере это касается проблем
лицензирования, сертификации, права доступа к информации.
Отсюда
возникают великие трудности в практике правоприменения и исполнения законов. Каждая
отрасль государственного строительства и управления, сфера экономической и иной
деятельности разрабатывает правила в области информации и информатизации как бы
самостоятельно, что приводит к увеличению затрат и несовместимости в процессе
функционирования всего социального организма.
Колоссальная
работа проводится субъектами Российской Федерации в области формирования,
упорядочения и использования информационных ресурсов. В большинстве субъектов
РФ приняты специальные законы, а общее число актов, связанных с информационной
проблематикой, не считая вопросов СМИ, доходит в отдельных субъектах до 50-70
специальных актов.
В
условиях достаточно беспорядочного развития нормативной основы и трудностей её
упорядочения с точки зрения задач информатики и учёта условий глобальных
информационных процессов важное значение приобретает вопрос о классификации
нормативного материала в рассматриваемой сфере. Последние изыскания по данному
вопросу сектора информационного права ИГП РАН позволяют предложить обобщение
всей проблематике по 10 блокам:
1.
Решение общих организационных проблем:
Государственная
политика в области информации и информатизации, концепция и программы развития
законодательства, номенклатура научных специальности по информатике; органы
государственного управления в области информации, информатизации; решение
проблем языка; виды нормативно-правовых актов по проблемам информатики.
2.
Информация. Информационные ресурсы:
Здесь четыре предметных подблока:
§
Общие проблемы информации (документированная информация, информационные ресурсы,
недокументированная информация, носители информации);
§
Правовой режим информационного ресурса (документирование, документооборот, собственность на информационный
ресурс, интеллектуальная собственность на информационный продукт, национальное
достояние; категории информации по доступу – открытая информация, информация,
не подлежащая ограничению по доступу, информация ограниченного доступа);
§
Виды информационных ресурсов (архивы, архивные фонды; библиотечные фонды, музейные фонды; реестры,
кадастры, классификаторы; научно – техническая информация; правовая информация;
служебная информация; официальная информация; массовая информация; деловая
информация и т.д.);
§
Регистрация и учет информационных ресурсов (инвентаризация, индексация, бухгалтерский учет);
3.
Право на информацию
(производство информации, поиск, доступ к информации, получение информации,
передача (обмен) информации, сбор и хранение информации, распространение
информации, в том числе в личных, служебных, коммерческих целях; использование
информации через глобальные сети, включая Интернет; субъекты права на
информацию);
4.
Международный обмен информации
5.
Информатизация (проектирование
и разработка информационных систем и технологий; локальные, корпоративные,
федеральные, региональные, местные информационные системы; формирование,
развитие и использование информационных систем; коммуникационные технологии и
связь);
6.
СМИ. Телерадиовещание
7.
Информационная безопасность (защита открытой информации, охрана государственной тайны, обеспечение
защиты информации ограниченного доступа кроме государственной тайны,
страхование информации, информационных ресурсов);
8.
Управление в области информации и
информатизации (программы и координация деятельности в
области информатизации, стандартизация и сертификация в сфере информатизации и
связи, лицензирование деятельности в области информатизации и связи,
организация регистрации и учета информатизационных ресурсов, информационных
систем, программной продукции, государственный контроль и надзор в области
информатизации, связи, экспертиза в области информатизации, финансирование в
области информатизации, подготовка, повышение квалификации кадров в области
информатизации, обеспечение условий формирования информационного общества);
9.
Информатизационная деятельность.
Информационные отношения (формирование и использование
информационных ресурсов, информационных систем для собственных потребностей
субъекта, формирование и использование информационных ресурсов, информационных
систем, информационно-коммуникационных систем для систем государственного и
муниципального управления, формирование и использование федеральных
информационных ресурсов, информационных систем, сетей, информационные отношения
субъектов в процессе их деятельности). В данном блоке размещаются такие
предметные области деятельности как: специализация организаций на
информационной деятельности; деятельность по обеспечению информационных
потребностей граждан, населения; информационное обеспечение местного
самоуправления; деятельность по информационному обеспечению юридических лиц и
общественных организаций; информационные услуги. Здесь же сосредоточены нормы
по регулированию рынка информации и услуг; информационное обеспечение в
условиях чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение выборов,
референдумов; правопреемственность по информационным ресурсам, информационным
системам при реорганизации органов власти и организаций; оформление договоров,
соглашений, контрактов и иных правовых актов и т.д.;
10. Ответственность за правонарушения в области информации и информатизации
(преступления, касающиеся информации и информатизации,
преступления, касающиеся государственной тайны, компьютерные преступления;
административно-правовые нарушения (проступки); дисциплинарные нарушения при
работе с информацией; материальная ответственность).
Информационное право как научная и учебная дисциплины
[9]Развитие доктрины информационного права имеет свою историю. Официально
мысль о необходимости выделения такой отрасли права высказана А.Венгеровым еще
в 1975г.. Она не всеми была поддержана и научная дисциплина развивалась в
рамках компьютерного права, отдельных проблем информационного законодательства,
правовой информатизации, правовой кибернетики. В настоящее время идея
информационного права реализуется достаточно активно. Во многих странах
существуют не только кафедры, но и институты информационного права, имеются публикации
по данной проблеме за рубежом и в России (В.А.Копылов, М.А.Вус, Р.Сасскинд и
др.). Однако пока нельзя сказать, что наукой охвачены все ключевые проблемы
отрасли и они имеют достаточную научную информацию.
Примером
может служить проблема права на информацию. Даже в специальных работах по
правам человека этот вопрос далее общего комментария конституционной нормы в п.
4 ст. 29 Конституции не продвинут. В специальной программной работе коллектива
авторов ИГП РАН «Права человека как фактор стратегии устойчивого развития» ,
вышедшей в начале 2000г., места для специального рассмотрения проблемы права на
информацию не нашлось. Упоминая о конституционных правах и свободах (слова,
мысли, информации…) автор главы о политических правах рассматривает их как «побочные»
и напрямую не связанные с проблемой устойчивого развития. В других разделах
работы право на информацию затрагивается весьма косвенно.
В
настоящее время активно идут процессы трансформации многих
государственно-правовых институтов в связи с повышением социальной роли
информации, развитием информационных технологий и глобальных сетей. Встают
новые правовые проблемы, связанные с использованием глобальных
информационно-коммуникативных систем в инфраструктуре экономики, политики и
других социальных сферах. Потребность в специалистах по информатике
стремительно нарастает. Даже в США отмечается их нехватка. Россия находится
далеко не в первых рядах по инвестициям, занятости кадров в этом приоритетном
направлении развития общества. Особенно остро стоит вопрос с подготовкой
юристов, имеющих необходимую квалификацию по вопросам информации и
информатизации, информатизационной безопасности.
За
последние пять-семь лет сформирован большой массив российского законодательства
и принято множество (несколько сотен) подзаконных актов, регламентирующих
разные направления деятельности в информационной сфере. В настоящее время
многие проблемы решаются с учетом процессов формирования информационного
общества, но значительно больший объем социально-экономической сферы общественной
и государственной жизни лишь стихийно воспринимает информационные инновации.
Наиболее консервативной оказывается сфера деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления. Правовая подготовка и правовая культура даже
такой информационной сферы, как СМИ оказывается достаточно низкой. Многие
проекты законов и иных нормативных актов разрабатываются без участия юристов и
имеют низкое качество. Учитывая эти обстоятельства, Концепция государственной
информационной политики 1998г., одобренная Государственной Думой и Постоянной
палатой по государственной информационной политике Политического
консультативного совета при Президенте РФ, предусматривает формирование
«информационного права». Очевидно, что Россия должна активно участвовать в формировании
международных норм в названной области, и это предъявляет большие требования к
специализации юристов.
Однако
необходимость включения в систему правовых дисциплин специальной отрасли информационного
права долго не воспринималась Министерством науки и технологии Российской
Федерации в процессе формирования новой номенклатуры научных специальностей.
Лишь на пороге включения этого министерства в состав Министерства
промышленности, науки и технологий РФ принято решение о месте информационного
права в структуре научных специальностей.
Отмеченные
обстоятельства требуют внимания к определению места правовой проблематики в
исследовании отношений и в подготовке соответствующих специалистов юридического
профиля в сфере информации и информатизации. Важно учитывать, что проблемы информационного
общества в наибольшей мере затрагивают социальную сферу отношений, гуманитарные
аспекты и для права являются сложной межотраслевой сферой регулирования. Именно
в связи с этим обострён вопрос о формировании самостоятельной комплексной
отрасли «информационное право», аналогичной отрасли «экологическое право».
На
основании приказа Миннауки №16-ЛК от 1 октября 2000 г. информационное право
включено в систему правовых специальностей 12.00.00 и стало в ряд с
административным, финансовым право под шифром 12.00.14.
[10]Информационное право – совокупность доктринных положений юридической
науки, правовых норм РФ, образующих самостоятельный массив национального права,
норм международного законодательства, а также состояние правового сознания
субъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных с
информационных ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в
условиях применения современных информационных технологий, направленных на
обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их
организаций, государств и общества в целом, обеспечение адекватной реакции
юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в
области информации и информатизации.
Федеральным
законом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятие
информационной безопасности как состояние защищённости информационной среды
общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие в интересах
граждан, организаций, государства.
В
соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации,
информатизации и защите информации» целями защиты информационной среды
являются:
§
Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения,
подделки информации
§
Предотвращение угроз безопасности личности, общества,
государства
§
Предотвращение несанкционированных действий по
уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и
информационные системы, обеспечение правового режима документированной
информации как объекта собственности.
§
Защита конституционных прав граждан на сохранение
личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в
информационных системах
§
Сохранение государственной тайны,
конфиденциальности документированной информации в соответствие с
законодательством
§
Обеспечение прав субъектов в информационных
процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем,
технологий и средств их обеспечения
[11]Можно выделить 3 направления правовой защиты объектов в информационной
сфере:
I.
Защита чести, достоинства и деловой
репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития
личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости
развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от
угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации,
недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об
опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения
порядка распространения информации.
Страницы: 1, 2, 3
|