бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государство Русь (IX - начало XII в.) бесплатно рефераты

Впервые попытка зафиксировать на общего­сударственном уровне высший круг языче­ских божеств принадлежит, судя по «Повести временных лет», князю Владимиру Святосла­вичу. Согласно летописи, Владимир велел по­ставить на холме возле княжеского теремного двора идолов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стри-бога, Симаргла, а под холмом — «скотьего бо­га» Белеса (Волоса).

С появлением новой религии языческим бо­гам пришлось туго. Христианизация Руси происходила весьма активно, для этого постарались стереть с лица земли ненавистные хри­стианам символы «поганской веры» — язы­ческие святилища, капища и идолов. Князь Владимир, перед тем как крестить киевлян, «разрушил храмы идольские со лжеименны­ми богами», «требища всюду раскопал и посек и идолов сокрушил» и только после этого призвал жителей собираться у реки для со­вершения нового обряда, а затем велел ста­вить церкви по тем местам, где прежде возвы­шались кумиры.

Так были подрублены основания привычно, столетиями отправлявшейся народом языче­ской обрядности.

Крещеную Русь, однако, было трудно заста­вить полностью забыть и отбросить языческое прошлое. «Скверные молбища идольские» восстановить было невозможно, но в разных местах земли, и не только в отдаленной глухо­мани, люди продолжали поклоняться, как сво­им богам, лесу и камням, рекам и болотам, ис­точникам и горам, солнцу и звездам... А па­мять о языческом пантеоне закрепилась в на­родном языке: в пословицах и приметах, в на­званиях урочищ, сел, рек... Следы той же па­мяти обнаруживаются в разных предметах народной культуры — узорах на кружевах и тканых изделиях, украшениях домов, символи­ческих изображениях на домашних вещах. Что же мы сегодня знаем о богах, занимав­ших некогда места на древнерусском языче­ском Олимпе и свергнутых затем силами христианства?

Прямых источников у нас крайне мало, и при­ходится довольствоваться отрывочными, по­путными, нередко — сбивчивыми упомина­ниями о древней религии славян в сочинениях греческих авторов, в записках европейских и арабских путешественников, в обличительных высказываниях русских книжников. Ценнейшие данные предоставляют археологи, раскапывая и реконструируя древние капища, извлекая из глубины культурного слоя извая­ния идолов и культовые предметы. Очень важны исследования этнографов и лингвистов, свидетельствующие о живой связи веровании и религиозных представлении русских, белорусов, украинцев в XVIII—XX веках с древними истоками языческой рели­гии.

И еще один бесценный источник: язычество восточных славян, при всех его неповторимых особенностях, есть лишь ветвь общеславянско­го, шире — общеиндоевропейского, более то­го — общечеловеческого древа языческой ре­лигии и мифологии. Обращаясь к другим вет­вям — родственным в первую очередь (за­падно- и южнославянским, балтским, сканди­навским), мы находим здесь материал для сравнений, для восстановления навсегда, каза­лось бы, утраченных элементов язычества Древней Руси.

Многое, очень многое остается неясным. В науке накопилось немало предположений, до­гадок, противоречивых толкований, ученые ве­дут дискуссии, медленно, шаг за шагом про­двигаясь к истине.

4.РУСЬ ДВОЕВЕРНАЯ

С принятием христианства многое измени­лось в народной жизни — в повседневном быту, в культуре, в обычаях и понятиях рус­ских людей о мире.

Место языческих капищ с идолами заняли церкви со священными изображениями на иконах и фресках. Языческие тризны с жерт­воприношениями сменились богослужениями и молитвами. Вместо жрецов и волхвов яви­лись священники. Тем самым полностью сме­нилась вся внешняя форма религиозной жиз­ни.

Другим стало и ее внутреннее содержание: вместо языческого многобожия пришло и ут­вердилось понятие единого Бога, все сотво­рившего и над всем властвующего; постепен­но входили в сознание представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскрес­шем и вознесенном на небо, о его апостолах — учениках и последователях, о Богородице и святых, об ангелах, дьяволе и бесах. Языческая культура, как правило, культу­ра бесписьменная, бескнижная. Христианство принесло книги, в первую очередь — религи­озные: Библию, жития святых, поучения отцов Церкви (богословов-философов) и другие, а за ними — сочинения исторического содер­жания, о природе, о чужих странах... С книгами, иконами и фресками, с церковны­ми службами и проповедями в сознание рус­ских людей всех сословий постепенно входили идеи и лица Ветхого и Нового Заветов, деятели Православной Церкви и мировой истории, персонажи мировой (а затем и русской) литературы. Мощный поток новых для Руси ли­тературных сюжетов, легенд, сказаний стал распространяться письменным и устным пу­тем. Языческую мифологию все настойчивей вытесняла новая религия — христианская. Постепенно в быт внедрялись новые, христи­анские праздники  и  обряды.   Нередко  они как бы подстраивались под прежние, языче­ские. Так в народном праздничном календа­ре   возникли    пары:    Коляда — Рождество Христово, Семик — Троица, Иван Купала — Иоанн Креститель и другие. Люди, привыкшие по разным бытовым пово­дам обращаться  к языческим божествам  и духам, включили теперь в число своих чудес­ных покровителей и помощников новые си­лы — Бога и Богородицу, ангелов и святых. Привычные, традиционные языческие верова­ния смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования: на христианских святых переносились свойства и дела языче­ских персонажей (см. далее раздел о святых). Народ в основной своей массе не мог воспри­нять православную религию во всей сложно­сти ее вероучения: такое было под силу лишь сравнительно небольшому кругу образованных людей. Для большинства же новая религия выступала в довольно-таки упрощенных фор­мах: в виде некоторого набора доступных по­нятий и образов, ставших привычными обря­дов, повседневных молитв, регулярных посе­щений церкви. Народу оказались близки мно­гие моральные нормы христианского учения, выраженные в виде кратких формул: заповеди Моисея   («Почитай   отца   своего   и   матерь свою», «Не убий», «Не укради» и другие), в Нагорной   проповеди   Христа   («Блаженны милостивые, потому что они помилованы бу­дут»; «Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими»), в молит­вах («Отче наш...», «Пресвятая Троица...»). Сама Православная Церковь, хотя и воевала с язычеством, немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древ­ней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой. Оно проявлялось прежде все­го в понятиях о высшей силе, которая создала мир и управляла им, о постоянной борьбе доб­ра и зла и о возможности средствами обрядов, молитв, магии воздействовать на них... По мнению многих ученых, в народном со­знании произошла не перемена веры, а при­соединение новой веры к старой. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, изменя­ясь со временем, частью же внедрялось в на­родное православие. В итоге сложилось та­кое религиозное, духовное общество,веру которого на западе стали называть двоеверием.




5.Сравнения русской истории с историей западных европейских государств относительно начала становления


К историческим, бытовым (фактическим) отличиям при­соединились, что очень удивительно для мыслящего наблю­дателя, совершенно соответственные отличия физические и нравственные.

Физические: пространство, народонаселение, его плот­ность, почва, климат, положение, система рек.

Нравственные: народный характер, религия, образование.

Рассмотрим, как эти отличия содействовали к произведе­нию одинаковых явлений и следствий с историческими, вышеперечисленными.

I.     Пространство. Такая обширная страна,  как Россия
Ярославова (между Балтийским морем, Польшей, Карпат­скими
 горами, Новороссийскими степями, Волгой и даль­
ним Севером), страна в несколько раз более Франции, Англии­
, Ломбардии, Ирландии, не могла быть вдруг, подобно
им, завоевана; пройти это пространство взад и вперед, вдоль
и поперек — недостанет жизни одного поколения, а поко­рить, содержать в повиновении, тем более. Так и было.
Монголы после прошли ее, правда (и то в немногих направ­лениях),
   но   монголы  ходили   многочисленным   войском,
почти целым народом, а норманны могли набегать только
артелями, с которых было довольно временной дани.

Итак, пространство представило невозможность быстрого завоевания, а другое следствие от этой причины было сле­дующее: земли свободной было много, не так как на Западе, и никто не дорожил ею, ни князь, ни бояре, ни местное на­селение. Бери всякий, сколько хочешь, — на что же было отнимать, насиловать? За что враждовать? Обстоятельство весьма важное!

II.          Народ туземный (славянский) был очень многочислен и
един по своему происхождению, — чего также не представит
ни одна страна того времени, Галлия, Британия, Италия, заселенные­
раньше, получившие много разнородных обитателей.­
 Это единство сообщало ему твердость, доставляло вли­яние, которому невольно подчинились малочисленные пришельцы. Норманны растворились в славянском населе­нии, подобно капле вина в сосуде воды, так что их стало не видно, лишь только прекратились северные выселки, и они остались одни, то есть, после Ярослава. А на Западе наоборот: там взяли преимущество пришельцы и наложили свою печать на туземцев. Там галлы, в известных отношени­ях, стали франками, а у нас варяги-русь превратились в сла­вян.

Надобно, впрочем, прибавить, что славяне, восприяв в недра свои норманнов, удержали при себе доставленные ими дары, гражданство и христианство.

Заметим еще вот что: многочисленность всегда внушает уважение к себе. Князья, и особенно их мужи, находясь часто с немногими помощниками, вдали от своих жилищ, среди многолюдных обществ, в невыгодной для себя про­порции, должны были, естественно, из опасения, воздержи­ваться от лишних притеснений, если бы даже когда и пред­ставлялся им повод или случай, что и содействовало к поддержанию доброго согласия и приязни между пришель­цами и туземцами.

III.   Заселение не сплошное, но разделенное лесами, сте­пями,
 болотами, реками, без больших дорог, при трудных
сообщениях, препятствовало в IX столетии всякому потоку
завоевания и также воздерживало завоевателей. Нельзя было
вдруг идти далее, не осмотревшись на месте, а это требует
времени. Все походы производились по рекам, а страны, ле­-
жавшие вдали от оных, в глуши, по сторонам, в заволочьях,
оставались долго в покое, пока князья распространились по
всем городам, откуда уже могли, на досуге, ходить направо
и налево.

IV.   Земля бедная, обильная только главными естественны­
ми произведениями, удовлетворяющими первым нуждам, голоду и жажде, и то за труд, с потом и кровью, земля, не
доставлявшая никакого излишка, не привлекала завоевателей.
Что взять было князьям, боярам, от ее бедных жителей? Они
спешили на промысел в другие богатые места, под Царьград,
к берегам Черного и Каспийского морей. Уже только тогда,
как пути были преграждены, ни домой на Север, ни в Гер-
цию на юг, и деваться было некуда, они, между тем, при­-
выкнув к земле и жителям, остались жить на неблагодарной
почве. Совсем не то на Западе, где пришельцы нашли себе
рай земной, в сравнении с их отчизной, из которого некуда
им было желать более.

V.    Климат суровый, холодный, заставлял обитателей жить

дома, около очагов, среди семейств, и не заботиться о делах общественных, делах площади, куда выходили они только в крайней нужде, предоставляя все с охотою князю и его бо­ярам, чем устранялось всякое столкновение и раздоры.

VI.   Положение ровное, без гор, одинаковое, содействовало
одинаковости отношений, гражданскому равенству — везде
одни и те же выгоды и невыгоды. Некому и нечем было вос­-
пользоваться. Феодалу негде было бы выстроить себе замка,
он не нашел бы себе неприступной горы, да и камня нет на
строение, а только сгораемый лес.

VII. Система рек, текущих внутри земли, странное отде-­
ление от всех морей (Белого, Балтийского, Черного и Кас­-
пийского), вследствие принадлежности устьев иноплеменни­-
кам, мешали туземцам приходить в соприкосновение с дру­-
гими народами, получать новые понятия, узнавать чужие вы­
годы и невыгоды и судить о своих. Мы оставались одни и
шли своей дорогой,  или, лучше, сидели дома, в мире и
покое, и подчинились спокойно первому пришедшему.

Различия нравственные:

VIII.          Характер славянский. Нет нужды входить здесь в
доказательства, что одни свойства имеет северный человек,
другие южный, западный, восточный; что кровь у одного об­-
ращается быстрее, чем у другого; что каждый народ имеет
свой характер, свои добродетели и свои пороки. Славяне
были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый. Все древ­-
ние писатели утверждают это о своих славянах, то есть за­-
падных. Наши имели и имеют эти качества еще в высшей
степени. Потому они и приняли чуждых господ без всякого
сопротивления, исполняли всякое требование их с готовнос­-
тью и не раздражали ничем. Поляне платили дань хозарам,
пришел Аскольд — стали платить ему, пришел Олег — точно
так же. «Кому вы даете дань?» спрашивает Олег северян.
«Хазарам». «Не давайте хазарам, а давайте мне», — и севе­-
няне начали давать ему.

Такая безусловная покорность, равнодушие, противопо­ложные западной раздражительности, содействовали к сохра­нению доброго согласия между двумя народами, слившими­ся вскоре воедино. (Только в самых крайних случаях они стояли за себя: так, древляне убили Игоря, так, словене раз­делались с буйной дружиной Ярослава. Пришельцы понима­ли это и не доводили до крайностей.)

IX.   Религия. Варяги-язычники встретились у нас со сло-
венами-язычниками, и оставляли одни других в покое. А за-
падные завоеватели встретились с христианами и начали действовать друг против друга, — новый источник ненависти, которого у нас не было.

Впоследствии варяги приняли христианскую веру и рас­пространили ее между славянами, принявшими ее так же, по своему характеру, без сопротивления, по крайней мере, боль­шей частью, а на Западе наоборот. У нас пришельцы сооб­щили религию туземцам, а там туземцы пришельцам.

И вера принята у нас восточная, во многом противопо­ложная религии западной. Те получили ее из Рима, а мы из Константинополя. Не место заниматься здесь разбором от­личий между обеими церквями; укажем только на те, кото­рые соответствуют вышеописанным политическим отличиям: западная более стремится вовне, восточная углубляется внутрь; у них пропаганда, у нас сохранение; у них движение, у нас спокойствие; у них инквизиция, у нас терпимость. Действуя вовне, западная церковь вошла по необходимости в соприкосновение со светской властью и получила на время преимущество над ней, а наша, углубляясь внутрь, оставила светскую власть действовать, как ей угодно.

X. Образование. У западных племен, к которым пришли завоеватели, уже было образование, — и гражданское, и ум­ственное, — кроме религиозного, о котором мы сейчас го­ворили. Каково же было им расстаться с этими сокровищами в жертву варварам! А у нас гражданского образования не было никакого, а только семейное, домашнее, которого при­шельцы не коснулись. Новое гражданское образование при­вито у нас к дереву свежему, дикому, а там к старому и гнилому. Их здание выстроено на развалинах, а наше на нови. Мы получили гражданское образование от пришельцев, а западные племена дали им.Столько различий положено в основание Русского госу­дарства сравнительно с западными! Не знаешь, которые сильнее: исторические, физические или нравственные! Како­вы же они вместе, действуя одно на другое, укрепляя себя взаимно, приводя к одному концу!

Эти различия развивались впоследствии и представляли из Русской Истории, при общем (родовом) ее подобии, при единстве цели, совершенную противоположность с историей западных государств, что касается ее путей, средств, обстоя­тельств, формы происшествий, — противоположность, кото­рую представляет наша жизнь и теперь, несмотря на все уси­лия, преобразования, перевороты, время.

Вот что надо иметь непременно в виду, скажем здесь к стати, рассуждая о Русской Истории, в каком бы то ни было ее периоде, произнося приговор ее событиям, разбирая ее достоинства и недостатки, хваля и порицая действующие лица, изъявляя желания или опасения для будущего времени.



Страницы: 1, 2, 3