Государство как субъект международного частного права
Государство как субъект международного частного права
Оглавление
Введение
|
3
|
1.
Суверенитет государства как основание формирования
особого статуса государства – участника отношений в международном частном
праве. Концепции о видах иммунитета государства.
|
4
|
2.
Понятие иммунитета государства в законодательстве
Российской Федерации, других государств. Практическое значение юрисдикционных
иммунитетов для защиты суверенитета государства – участника частноправовых
отношений.
|
13
|
Заключение
|
20
|
Список
используемой литературы
|
21
|
Введение.
Возрождение в
России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее
жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное
частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире
около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для
регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда
помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного
государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется
необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование
иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку
не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным
обстоятельствам, правового регулирования.
В каждом
государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а
право – это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения;
охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и
обязанности лиц.
Международное
частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность
положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями
прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации
международно-правовых норм.
В своей работе я
попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего,
являются физические и юридические лица, а иногда – государства, их основные
особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место
занимают субъекты в международном частном праве.
К числу субъектов международного частного
права относятся:
1)
физические лица (граждане; лица без
гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица,
имеющие двойное гражданство - бипатриды);
2)
юридические лица (государственные
организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные
организации);
3)
государства;
4)
нации и народы, борющиеся за свободу и
независимость, и создание собственной
государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится,
например, Организация Освобождения Палестины);
5)
международные межправительственные
организации;
6)
государственно-подобные образования,
являющиеся субъектами международного публичного права (к ним
относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы
римско-католической церкви)[1].
Физические и юридические лица, как субъекты
международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или
юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим
субъектом международного публичного права - с другой.
Государства; нации и народы, борющиеся за
независимость и создание собственной государственности; международные
межправительственные организации; государственно-подобные образования, как
субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения,
регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее
условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в
которых участниками являются два государства, или две межправительственные
организации, или государство и межправительственная организация, не
будут регулироваться нормами МЧП. Они будут
находиться в сфере действия международного публичного нрава.
Следовательно, если в правоотношении с одной
стороны участвует субъект международного публичного права,
то другой стороной для того, чтобы правоотношение
регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое
либо юридическое лицо.
Для физических лиц такими
категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических -
личный статус и «национальность»; при характеристике
субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими
особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного
характера, являются государственный суверенитет,
суверенитет народов и наций.
Одним из основных начал, своего рода
фундаментом для сотрудничества государств, служит специальная категория
МЧП, именуемая «взаимностью». Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет
много общего с одноименным понятием, употребляемым
в быту: идет ли речь о предоставлении прав или о выполнении каких-либо
работ - все это обеспечивается при условии совершения другой стороной таких же действий.
Взаимность в МЧП означает:
1)
предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и
возможностей, какими обладают российские граждане
в соответствующем иностранном государстве;
2)
признание и исполнение иностранных
судебных решении при условии признания и исполнении
судебных решений РФ в соответствующем иностранном государстве;
3)
исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ;
4)
в определенных случаях применение
иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном
государстве к аналогичным отношениям применяется российское
право и др.
Всех ситуаций, при которых будет применяться
взаимность, указать невозможно. Вместе с тем, не все
ситуации, указанные выше, могут быть решены на основе
взаимности. Как правило, наличие взаимности
предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления требования взаимности. Другими словами,
если в международном договоре или в национальном законодательстве не
содержится нормы, обуславливающей
совершение определенных действии на условиях взаимности, то эти действия
должны быть выполнены в отношении иностранцев без соответствующей «проверки» аналогичной ситуации в иностранном государстве в отношении российских
граждан.
В проекте третьей части ГК РФ предлагается новелла, формулирующая отношение Российской Федерации к категории
взаимности. Российский законодатель
определил, что суд РФ должен применять иностранное право независимо от
того, применяется ли в соответствующем иностранном
государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное положение дополнено
традиционными «исключениями»,
позволяющими в законах РФ устанавливать нормы, регулирующие применение иностранною права на условиях
взаимности.
Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является
норма о «презумпции» взаимности: в случае,
если применение иностранного права
зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между государствами,
постольку не доказано иное.
Помимо вышеуказанного в
российском законодательстве имеются нормы, включенные
в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например,
согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания
н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г.,
право на регистрацию в РФ наименований мест
происхождения товаров
предоставляется физическим лицам тех государств, которые предоставляют аналогичное право гражданам РФ.
В международном частном праве обычно
различают два вида взаимности: «формальную» и «материальную».
При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие
имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими иностранцы не пользуются в
своем государстве. Иностранцы не
могут требовать предоставления им тех прав,
которыми они наделены в своем государстве, если эти права не закреплены в законодательстве Российской Федерации.
На принципе формальной взаимности
основаны практически все договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.
При материальной взаимности
государство предоставляет иностранцам те же права или
обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.
В силу различия правовых систем
предоставление материальной взаимности оказывается, весьма затруднительным, так
как в некоторых правовых системах просто отсутствуют
гражданско-правовые институты, известные и распространенные
в других.
Употребление терминов «формальная» и
«материальная» используется в условном значении с
целью противопоставить одно понятие другому. В Российской Федерации, как,
впрочем, и в большинстве государств, признается формальная
взаимность, хотя в определенных случаях возможно
применение и материальной взаимности (в области налогообложения, авторского
права).
Возможность установления таких ограничений
определяется ст. 162 Основ ГЗ и может иметь место лишь при
определенных условиях: 1) ограничения должны быть
ответными - устанавливаться в отношении граждан и
юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные
ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).
Учитывая, что некоторые государства имеют
более развитые экономическую, социальную, правовую системы
по сравнению с РФ, российским гражданам в
иностранном государстве предоставляется возможность
пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны
российскому законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных прав.
Правовое положение юридических лиц в МЧП
раскрывается через категории «личного статута» и
«национальности». Под личным статутом понимают
объем правоспособности юридического лица в соответствующем
государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распределения
прибыли, расчетов с бюджетом и другие.
В каждой правовой системе личный статут имеет
своё содержание. В Российской Федерации личный статут,
определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В
Основах закрепляется положение о
выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161
ГК РФ, личный статут иностранных
юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.
Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по
материальному праву соответствующего иностранного государства.
«Национальность» юридического лица - это
принадлежность юридического лица к определенному
государству. Этот термин используется для определения
правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов; создания ее стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то
личный статус его будет определяться российским правом; для французского -
применимо французское право и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что термин
«национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом
лице иностранного капитала или вхождения иностранцев в
состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным
элементом не изменяют его национальности.
Понятия «личного статуса» и «национальности»
взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет
его личный статут, а содержание личного
статуса зависит от того, какую национальность
имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности
и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую
правоспособность (личный статус)
юридических лиц.
В юридической литературе в качестве
разновидности юридических лиц, участвующих в отношениях,
регулируемых МЧП, часто называют «международные юридические лица». При этом
к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п.[2]
В связи с этим необходимо заметить, что само
понятие «международные юридические лица» является условным
и его использование в МЧП не всегда считается
обоснованным. Дело в том, что «международность» - это
категория, показывающая наличие «иностранного элемента». В
транснациональных корпорациях, компаниях «международность»
означает деятельность предприятии, имеющих общую целевую
направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности,
то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё
равно будет определяться и соответствии
с вышеизложенными правилами (согласно доктрине инкорпорации, доктрине оседлости, центра
эксплуатации и т.п.). Учитывая это, терминологическая нагрузка в виде понятия
«международное» применительно к транснациональным корпорациям создает
ложное представление об отсутствии
национальности у подобных видов юридических
лиц.
Аналогично решается вопрос и с международными
неправительственными организациями. Созданные на территории
определенного государства, они подчиняются правовому
регулированию, установленному законодательством этого
государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как
затрагивает интересы многих государств.
Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.
При этом организационно-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются
правовой системой конкретного государства:
в частности, личный статут российского
агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским
законодательством Российской
Федерации.[3]
Большую роль в развитии международных
экономических отношений играют иностранные юридические лица,
осуществляющие хозяйственную деятельность на территории
России.
Понятие «иностранные юридические лица»
закрепляется в Федеральном Законе «О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
от 13 октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридическими лицами
признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность
которых определяется по праву иностранного государства,
в котором они учреждены.
Другими словами, иностранными юридическими
лицами (применительно к российской правовой системе) считаются
юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России,
правоспособность которых определяется по иностранному
праву.
Своего рода родственным понятием, применимым
к иностранным юридическим лицам, является термин
«нерезиденты», который используется при регулировании
валютных правоотношений. К нерезидентам относятся
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств с местонахождением на их территории; предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, либо полностью принадлежащие иностранным инвесторам, которые учреждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том случае,
если предприятие осуществляет свою деятельность за пределами территории России
не менее одного года, и другие образования, перечень которых
содержится в Приложении № 1 к письму ЦБ РФ «Порядок определения резидентов и
нерезидентов в Российской Федерации» от 18.06.1996г.
Страницы: 1, 2
|