Государственный бюджет Республики Беларусь и его доходы
Первый самостоятельный бюджет Республики
Беларусь был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом
БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской
Советской Социалистической Республики. В нем отражались следующие
показатели: объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный
размер бюджетного дефицита, нормативы отчислений в союзный бюджет и
бюджеты областей республики и г. Минска и др.
Местные бюджеты утверждались местными
Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет
республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным
бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и
организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи
(30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий,,
объединений и организаций союзного управления, а также средств по
взаиморасчетам.
Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное
зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного налога с
населения, поступающих на ее территории. Это было результатом сокращения
передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению
доходной базы государственного бюджета Белорусской ССР.
В доходной части бюджета
планировались и целевые поступления. В частности, в связи с ограниченностью
средств в бюджете и необходимостью проведения в 1991 г. неотложных мероприятий
предусматривались поступления в фонд финансирования республиканских и
региональных социальных программ за счет привлечения в этот фонд до 40%
амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов
государственных предприятий и организаций союзного,
республиканского и местного подчинения. Плановая сумма поступлений
определялась на уровне 2,2% от всех доходов государственного бюджета.
Средства указанного фонда предусматривалось направить на строительство жилья,
объектов социальной сферы, строительство новых и
расширение действующих предприятий по выпуску товароэ народного потребления,
других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной
платы работникам народного образования, здравоохранения и культуры.
Кроме того, был введен целевой чрезвычайный
налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В бюджете отражались поступления средств
государственного социального страхования в связи с уменьшением тарифов с
37 до 26% —1,3 млрд. руб., или 22% доходов республиканского бюджета.
Законом "О Государственном бюджете
Белорусской ССР на 1991 год" предусматривались отчисления в местные
бюджеты областей и г. Минска от общегосударственных налогов и доходов: от
налога с оборота - по дифференцированным нормативам; от прибыли предприятий и
организаций союзного и республиканского подчинения - 12%; от
поступлений по реализации государственного внутреннего выигрышного займа - 50% . Для
укрепления доходной базы местных бюджетов
отдельным областям передавался почти весь контингент налога с оборота, поступающего на их территории. Например, Минской области норматив отчислений от налога с
оборота устанавливался в размере
94,5%, Гродненской - 99,9%.
В расходной части бюджета произошла
переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало
снижение расходов на народное хозяйство: если в 1989 г. они составляли 62,7%
расходов консолидированного бюджета, то в 1991 г. планировались на уровне 58,4%. Значительную
их часть - 49,5% государство направляло на возмещение разницы в ценах;
государственные дотации на покрытие убытков, образование хозрасчетных фондов,
надбавки к закупочным ценам на сельхозпродукцию.
Впервые определен статус местных бюджетов как
самостоятельных единиц в
бюджетной системе республики. В частности, вышеназванным Законом установлено, что местные бюджеты нижестоящих
.административно-территориальных
единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. Вмешательство вышестоящих органов и организаций в процесс разработки,
утверждения и исполнения местных бюджетов
не допускается.
В 1991 г. Министерство финансов республики
утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов
Республики Беларусь, что позволило упорядочить составление и исполнение
бюджета, унифицировать бюджетную документацию, формы отчетности.
Однако более глубокие изменения в
бюджете происходят с 1992 г. Они связаны с принятием ряда законодательных
актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеется в
виду Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь", Закон
"О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь", ряд законов о налогах.
Изменения в экономических и социальных
процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью
республики, реформами
трансформационного периода, выразились в специфике
доходной и расходной частей бюджета 1992 г.
Начиная с этого времени формирование
доходной части бюджета стало осуществляться на основе собственного налогового
законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г., которое
предусматривало гарантии независимости республики как суверенного государства в
формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов. Переход к
рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого налогообложения
косвенным. Новая налоговая система предусматривала отмену налога с
оборота, ориентированного на применение фиксированных розничных и оптовых
цен и их государственное регулирование. Вводился механизм
налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционирует
система косвенных налогов, включающая налог на добавленную стоимость и
акцизы.
В то же время от введения новых видов
налогов и доходов предполагалось мобилизовать 55,8 млрд. руб. С учетом этих
замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в
размере 91,5 млрд. руб. с ростом против уточненного плана 1991 г. на 63,4
млрд. руб., или в 3,3 раза.
В настоящее время в составе бюджета
аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных
целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные
свидетельствуют об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в
государственном бюджете в связи с включением в него доходов
государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов: если в 1997 г.
объем бюджета по этой причине увеличился на 2% , то в 1998 г. - на 18,7% . По
прогнозу на 2001 г. доля целевых фондов в бюджете определена в размере 22,7%
к уровню текущих и капитальных доходов и 18,5% к общему объему доходов бюджета.
Процесс усиления централизации финансовых
ресурсов способствовал возникновению еще одной особенности бюджета - резкому
увеличению размеров бюджетного фонда государства. Только за последние пять
лет объем бюджета вырос почти в 60 раз, а за период с 1992 по 2000 г. в условиях
высокой инфляции он увеличился почти в 7140 раз (без учета целевых
бюджетных фондов); его показатели дважды деноминировались в связи с изменением
нарицательной стоимости
денежной единицы Республики Беларусь и масштаба цен (в 1994 и 2000 г.).
Проведенный анализ состояния доходной
и расходной частей бюджета Беларуси в период с 1992 по 2000 г. позволил
нам сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях
трансформационной экономики, к которым можно отнести следующие:
•расширение сферы бюджетных отношений и круга
участников бюджетного процесса;
•усиление централизации финансовых ресурсов в
государственном бюджете; увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;
•быстрый рост объема бюджета;
формирование в составе бюджета целевых бюджетных фондов;
•сокращение доли
местных бюджетов в консолидированном бюджете;
•недостаточно
рациональная структура доходов и расходов бюджета; •усиление социальной
направленности расходов бюджета; •появление специфических расходов,
связанных с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных
преобразований; •формирование в составе бюджета резервных фондов; •устойчивый
бюджетный дефицит.
2. Доходы и расходы бюджета. Его роль в общественном
производстве
Доходи бюджета - часть централизованных
финансовых ресурсов государства,
необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе
распределения стоимости общественного
продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат
различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в
бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с
одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными
участниками воспроизводственного
процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках
государства стоимости, ибо последняя
используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы
мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов
хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей
стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось
государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях
этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал
использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого
дохода предприятий в бюджет
обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей;
взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу,
регулируемую законом.
При формировании доходов основного
финансового плана государства (регионов) возникают финансовые
взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать
доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений
по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие
отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и
их обязательным участником является государство. Именно государство для
образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с
отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные
нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
Формы и методы образования доходов
бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов,
среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных
отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют
сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация,
экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития
общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в
любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой
финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления
осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.
Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти
такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования,
методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение
производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение
поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов,
но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение
материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. В
экономической литературе выделяют следующие основные принципы формирования
доходов государства1:
1. Обусловленность
конкретных видов платежей, существующими
экономическими и
социально- политическими факторами, постоянным
совершенствованием системы бюджетных
доходов в соответствии с
потребностями развития экономики.
Установление платежей в бюджет в
размере необходимом для полного
обеспечения закономерных темпов
роста экономики и реализации
социальных программ;
2.
Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не
связано
с трудовыми усилиями предприятия.
Эти принципы обусловлены методами хозяйства,
формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в
регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.
Анализ формирования доходов бюджетов
различных стран показывает, что, несмбтря на многообразие конкретных видов
платежей, существовали и существуют три основных канала денежных
поступлений в бюджет:
1. Государственное
имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование
ими
могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
2.
Обязательные
платежи физических и юридических фирм, .взимаемые в виде
разных налогов и сборов.
3.
Привлеченные ресурсы в форме государственных займов,
доходов от
реализации
других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные
банки
и др.
Все источники поступлений в бюджет можно
сгруппировать по таким важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей;
субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект
обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все
доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи,
имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов
изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи,
которые позволяют государству вальвировать размерами изъятия денежных
средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в
общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предпологающей
установление единых
_______________
' Доходы государства, понятие более
широкое, чем бюджетные доходы, т.к. включают в себя помимо средств бюджета всех
уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет
налогов.
В зависимости от плательщика, доходы
можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от
юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других комерческих структур, а
вторую от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов,
неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно
увеличивается доля платежей в результате расширения объектов
налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко
выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических
лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных
ресурсов и др.
Сфера деятельности позволяет разделить
доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства,
а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более
детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и
ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли,
коммунального и жилищного хозяйства т т. п.). Платежи зависят также от
вида предприятий, формы его управления, организации комерческой
деятельности.
Особое место имеет их группировка по основным
объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество,
природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг
(или их добавленной стоимости) и др.
В настоящее время согласно ст.4 Закона
Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 г.» доходы
республиканского бюджета на 2001 г. формируются за счет:
•
НДС и акцизов на товары (работы, услуги), ввозимые на
таможенную
территорию
РБ (20%, 10%);
•
НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории РБ
(за
исключением
отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в
бюджеты:
Бресткой области - 66%, Витебской - 47%, Гомельской - 42%,
Гродненской-
58%, Минская- 56%, Могилевская-51, г. Минск- 25%.
•
акцизов на отдельные товары по спирту из пищевого сырья, водка, ликеро -
водочные
изделия и спиртосодержащим раствором (за исключением
отчислений,
передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 40%;
•
налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений,
передаваемых в
бюджеты областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой-60%,
Витебской - 44%, Гомельской - 33%,
Гродненской - 43%, Минская - 39%,
Могилевская-41%, г. Минск-25%;
•
единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции
(за
исключением
отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска)
70%;
•
налога на игорный бизнес (за исключением отчислений, передаваемых в
бюджеты
областей и г. Минска) 50%;
•
чрезвычайного налога для ликвидации последствий
катастрофы на
Чернобыльской
АЭС 4%;
•
доходов от
внешней торговли и внешнеэкономических операций 12%;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|