бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государственные преобразования по планам М.М. Сперанского бесплатно рефераты

Государственные преобразования по планам М.М. Сперанского

Государственные преобразования по планам М.М. Сперанского.

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии  прошла три ступени: в Средние века -- удельщина; в Новое  время -- абсолютная монархия, а в настоящий период -- промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, “через правильные законы”, жалованные императором народу. “Реформация государства производится десятилетиями и веками,  а не в два-три года” (“О постепенности усовершенствования Российского”).

В своих проектах государственных преобразований Сперанский  мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “ правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью  разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает  законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной  власти -- монарх -- участвует в деятельности Думы, но “никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе”. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может “ни уничтожить законов, ни обезобразить их”.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей  суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом -- Сенатом. Три власти управляют государством подобно  тому, как человек -- своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий  различных властей для согласного их действия в Государственном  совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, “конам вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных  или в отношении частных лиц между собой”, утверждаются  непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом. Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального  управления сверху донизу через систему представительных  органов -- дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве  возможно наилучшим способом обеспечить права подданных.  В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое  и свобода политическая, рабство гражданское и свобода  гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, “когда воля одного -- закон для всех”, а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса (“в повинностях личных или вещественных”) другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. “Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы  политической”, и напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. “Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического”. Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. “К чему гражданские законы,-- восклицает Сперанский,-- когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!” Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение  властей. Для России настало время переменить существующее  положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что “темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах”.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий  ее функциональную деятельность. Для осуществления  такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: “О придворных званиях” (3 апреля 1809 г.) и “Об экзаменах на чин” (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании  или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием  для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался,  но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся “к кочевому образу жизни”. Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится  личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается “древнее право перехода” (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны  указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в “возжигании бунтов” и даже в “способствовании истребления дворянства”. В конечном итоге судьба “великого чиновника” была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/