бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) бесплатно рефераты

Государственная и муниципальная служба (понятия и виды)

Содержание


1.      Государственная и муниципальная служба: понятие, виды  .

1.1.  Государственная служба.

2. Виды государственной службы

   2.1. Федеральная государственная служба

   2.2. Государственная служба субъектов РФ

   2.3. Другие виды государственной службы

3. Управление государственной службой


1. Государственная и муниципальная служба: понятие, виды и правовые источники


1.1. Государственная служба

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно полезной деятельности людей, которая может осу­ществляться в следующих формах:

производство товаров, материальных ценностей, предостав­ление услуг;

создание нематериальных благ (духовных ценностей): написа­ние книг, статей, постановка театральных спектаклей, разработ­ка сценария, съемки фильма и пр.;

социально-культурная деятельность (образование, здраво­охранение и т.д.);

государственная служба, функционирующая практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, т.е. таких, как:

а) управление социально-культурной сферой (образованием, здра­воохранением, наукой, социальной защитой населения);

б) управ­ление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, ис­пользованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью);

в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией)*;

служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;

общественная деятельность в целях удовлетворения индиви­дуального интереса в различных сферах жизни общества на без­возмездной основе

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба Это понятие употребляется по-разному как вид деятельности чело­века, как социально-правовой институт, как система специаль­ных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятель­ности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба. В учеб­никах по административному праву государственная служба оп­ределяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выпол­няет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и ре­шению конкретных задач. Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты, задачи и функции государ­ственной службы можно определить лишь раскрывая взаимо­связи и взаимозависимость государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства*

При осуществлении служебной деятельности служащие раз­личных органов и организаций вступают в специфические отно­шения, содержание которых зависит от вида службы и от орга­низации (органа), в которой (котором) она осуществляется. Так, служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественных объединениях* и иных негосударственных организациях (част­ных, коммерческих), в органах местного самоуправления Специ­фика службы как вида деятельности в различных организациях обусловливает установление в каждом конкретном случае особого статуса служащего. Например, по различным параметрам и признакам деятельности государственные служащие отлича­ются от служащих аппарата политической партии, обществен­ного объединения, коммерческих организаций, муниципальных служащих.

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осущес­твляют функции, можно выделить следующие виды этой кате­гории работников:

1) служащие государственных органов;

2) служащие государственных учреждений, предприятий, ор­ганизаций и объединений;

3) муниципальные служащие (служащие, занимающие должнос­ти в органах местного самоуправления);

4) служащие негосударственных организаций;

5) служащие общественных объединений;

6) служащие органов управления международных, иностран­ных и смешанных организаций.

Под государственной службой может пониматься любая рабо­та, выполняемая в государственных органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к госу­дарственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству, управлению, контролю, надзору, уче­ту (служащие). В последнем случае люди либо создают духов­ные ценности, либо реализуют функции государственных орга­нов.

В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие. Необ­ходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существова­нием государства с его задачами и функциями, а также потреб­ностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организа­ций, внутри институтов управляющей и управляемой систем;

именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Государственная и муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц — сотрудников орга­нов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов (например, государ­ственных органов или органов местного самоуправления), кото­рые входят в структуру государственной администрации (орга­нов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государствен­ной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странах Западной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнение чинов­никами на профессиональной основе функций и задач юриди­ческих лиц публичного права.

Государственную службу целесообразно исследовать с двух точек зрения: как теоретическую конструкцию и как практику законодательного (нормативно-правового) регулирования госу­дарственно-служебных правоотношений.

Государственная и муниципальная служба может быть тео­ретически представлена и рассмотрена в следующих аспектах:

социальном, т.е. «государственная служба как социальная ка­тегория — это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, зани­мающими должности в государственных организациях»*;

политическом — как деятельность по реализации государ­ственной политики, достижению выработанных всеми поли­тическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная служба — важней­ший фактор стабильности в обществе, ибо от ее функциониро­вания и эффективности зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

социологическом — это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов; в этом смысле важно выявление степени эффективности государственной служ­бы, практики и проблем ее функционирования. Орган управле­ния представляет собой совокупность служащих — людей, объеди­ненных формально установленными целями в рамках определенного типа административной (разновидности социальной) организа­ции*;

правовом — юридическое установление государственно-слу­жебных отношений, при реализации которых и достигается прак­тическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов. Государ­ственная и муниципальная служба является сложным социаль­но-правовым институтом, изучение которого требует комплек­сного анализа его социальных и юридических основ. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирую­щих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязан­ности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок воз­никновения и прекращения служебных отношений. Здесь отчет­ливо проявляется институционность государственной службы. Государственная служба — комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права и включающий в себя множество пединститутов;

организационном — государственная служба связывается со структурно-функциональными элементами государственного ап­парата; она представляется как система, состоящая из следую­щих элементов: формирование организационных и процессуаль­ных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование и ответственность соответствующих работни­ков'; государственная служба — правовая основа, позволяющая укрепить государство, усилить государственную власть и обес­печить нормальное функционирование гражданского общества;

нравственном — рассмотрение этических основ государствен­ной и муниципальной службы.

Государственная и муниципальная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, органи­зациях и объединениях. Служащих частных организаций, пред­приятий, банков и прочих учреждений и организаций лишь со­циологически можно выделить в системе служебных отношений;

такое выделение и соответствующая классификация служащих не будет иметь юридического основания.

Аналогичный подход можно наблюдать и в отношении депута­тов представительных органов государственной (публичной) влас­ти, т.е. социологически депутатская деятельность во многих со­временных странах все более приближается к профессиональной работе. Однако депутаты не относятся к государственным слу­жащим Лица, занимающие высшие государственные должности РФ (Президент РФ, руководители палат Федерального Собра­ния РФ, руководители органов представительной или исполни­тельной власти субъектов РФ, министры и др ), также не состоят на государственной службе. Они имеют публично-правовой долж­ностной статус, но выполняют свои полномочия лишь в течение определенного периода времени Аналогичный статус высших должностных лиц установлен и в странах Западной Европы и Америки, т е они также не относятся к публичной службе. Одна­ко в системе публичной службы этих стран возникает противо­речие между «временным» характером исполнения чиновника­ми должностных полномочий и принципом пожизненного назначения на государственную должность. Важные государствен­но-административные функции могут выполняться также и част­ными лицами (например, частными нотариусами), которые к го­сударственной службе не имеют никакого отношения.

В самом широком теоретическом понимании государствен­ная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т е от государства в лице его органов и подразделе­ний) и занимающих постоянно или временно должности в аппара­те государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казенных) предприятий А П Алехин и Ю М Козлов сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению слу­жащими своих обязанностей (работы) в государственных орга­низациях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных ор­ганах' Сюда же можно отнести и осуществление функций де­централизованного государственного управления лицами, зани­мающими должности в органах местного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательство отделяет государственную службу от муни­ципальной Не начиная дискуссии по этому вопросу, целесооб­разно уже в настоящее время объединить под термином «публичная служба» как государственную, так и муниципальную службу

Традиционным в научной литературе стало определение госу­дарственной службы, данное ВМ Манохиным государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельнос­ти государства по организации и правовому регулированию лич­ного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного соста­ва — государственных служащих по практическому и непосред­ственному осуществлению задач и функций государства. Однако такое определение вызывает у некоторых авторов критические замечания Например, БМ. Лазарев выделяет в нем следующие недостатки 1) государственная служба определяется через тер­мин «государственный служащий», что является необоснован­ным, 2) не учитывается, что государственные служащие не толь­ко выполняют функции государства, но и решают другие социально необходимые задачи (врачи, научные работники, пре­подаватели, артисты и тд); 3) данное определение объединяет два различных явления — государственную службу и деятель­ность по ее организации и правовому регулированию* Сам Б.М Лазарев определяет государственную службу как служение го­сударству, те выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в го­сударственных органах.

Государственная служба работников осуществляется в госу­дарственных органах, при этом фиксируется статус служащих и устанавливаются различные процедуры в системе государ­ственной службы (процессуальные вопросы) Однако смешивать понятия государственной службы и одноименного правового ин­ститута нельзя, так как они отражают разные явления.

Государственная служба — это один из основных видов дея­тельности государства по формированию кадрового потенциала управления государственного аппарата и правовому регулиро­ванию всех аспектов работы государственных служащих, зани­мающих конкретные государственные должности в этом аппара­те и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности. Иног­да авторы, определяя понятие отраслевой (например, таможенной) службы, указывают, что таможенная служба представляет собой 1) определенную совокупность таможенных органов, уч­реждений и организаций, 2) правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных орга­нов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных норма­тивных актах.

Такое определение понятия государственной службы пред­полагает выявление главных структурных элементов, составля­ющих это понятие, а также раскрытие содержания следующих категорий

государственная должность — базовая структурная единица государственной администрации, включающая часть компетенции государственного органа; в соответствии с законодательством не все лица, занимающие государственные должности, осуществля­ют деятельность, которую можно отнести к государственной служ­бе, т е не все государственные должности являются государствен­ными должностями государственной службы;

государственный орган — учрежденное в структуре аппара­та государства в установленном порядке образование, характери­зующееся задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией. По действующему законодатель­ству государственной службой считается исполнение государ­ственным служащим своих полномочий и должностных обязан­ностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т д) Вопрос об определении государственного органа постоянно привлекал внимание ученых. Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функцио­нирования государственной администрации, в сфере деятель­ности государственных учреждений, предприятий и объедине­ний

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация» Организация — это совокупность людей, их кол­лектив, организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение кон­кретных задач. Орган представляет собой конкретную разновид­ность организации, т.е. всякая организация совершает действия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть орга­низации, реализующая ее функции по ее поручению.

Каждый государственный орган является частью государства и исполняет функции государства. Государственные органы наде­лены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные право­вые акты, осуществляют правоприменительную и правоохрани­тельную деятельность**. Государственный орган получает соот­ветствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации после принятия об этом органе Положе­ния, утвержденного Указом Президента РФ или постановлением Правительства, главой администрации и т.д.;

Страницы: 1, 2