Функции и основные принципы организации местного самоуправления
Функции и основные принципы организации местного самоуправления
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
САРАТОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА
ПОВОЛЖСКИЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
кафедра
административного и муниципального права
КУРСОВАЯ
РАБОТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Тема 6. Функции
и основные принципы организации местного самоуправления
Выполнил:
Студент 3 курса
1 группы заочного
отделения
Шонин А. А.
Саратов 1999
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Понятие
функций местного самоуправления
2.
Обеспечение участия населения в решении вопросов
местного значения
3.
Управление муниципальной собственностью,
финансовыми средствами местного самоуправления
4.
Обеспечение комплексного социально-экономического
развития муниципального образования
5.
Удовлетворение основных жизненных потребностей населения
в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
6.
Охрана общественного порядка
7.
Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
государством
8.
Понятие основных принципов местного самоуправления
9.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
10.
Законность в организации и деятельности местного самоуправления
11. Государственные гарантии в реализации принципов местного
самоуправления
|
3
5
7
9
12
14
16
18
20
21
23
|
Список использованных источников
|
25
|
1. Понятие
функций местного самоуправления
Местным самоуправлением
называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение
населением вопросов местного характера и управление муниципальной
собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем
различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы
местной власти.
Местное (муниципальное)
самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и
государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст.
3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления». Ст. 12: «В Российской Федерации признается
и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в
систему органов государственной власти».
Местное самоуправление –
это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая
самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов
локального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направления
муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления.
Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать
правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные
функции:
- обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131);
- управление муниципальной собственностью (ст. 132);
- обеспечение развития соответствующей территории;
- охрана общественного порядка (ст.132);
- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией
РФ (ст. 133);
- обеспечение потребностей населения в социально-культурных,
коммунально-бытовых и иных услугах;
- распоряжения муниципальной собственностью.
2. Обеспечение участия населения в решении
вопросов местного значения
Устав
муниципального образования закрепляет формы, порядок и гарантии
непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь
едет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум,
муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая
инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, а также
территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в
осуществлении местного самоуправления.
Население -
субъект местного самоуправления. Ему как сообществу граждан, проживающих на
соответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право на
осуществление местного самоуправления непосредственно и через своих
представителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Указанное право
конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией:
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в
референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33); знакомиться
с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно
затрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24); определять структуру
органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводу
изменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать
право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке
Население вносит
в органы местного самоуправления проекты правовых актов, которые подлежат
обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей
населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию
(обнародованию).
Граждане
непосредственно участвуют в решении дел местного значения путем индивидуальных
и коллективных обращений, направляемых в органы местного самоуправления и
должностным лицам местного самоуправления.
3. Управление
муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
Экономическая
основа местного самоуправления с наделением населения правами собственника -
владения, пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и
защищается наравне с другими формами собственности. Под муниципальной
собственностью понимается собственность муниципальных образований - городских,
сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному Закону (ст. 29),
входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество
органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные
ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество.
Органы местного
самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они же от имени
муниципального образования осуществляют права собственника в отношении
имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований,
это право может быть реализовано населением непосредственно.
В соответствии с Законом
органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим
лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также
совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки,
определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или
передаваемых в пользование объектов. В интересах населения они могут
устанавливать условия использования земель, находящихся в границах
муниципального образования.
Муниципальная
собственность может быть приватизирована. При этом порядок и условия ее
приватизации определяются непосредственно населением или представительными
органами местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной
собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Право
муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом Российской
Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что особенности
приобретения и прекращения права собственности на имущество, включая имущество,
находящееся в собственности муниципального образования, могут устанавливаться
лишь законом (ч. 3 ст. 212).
Органы местного
самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч. 1, 2 ст. 125
ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном
порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,
любые сделки (ч. 3 ст. 29); создавать предприятия, учреждения и организации для
осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и
ликвидации (ст. 30); определять цели, условия и порядок деятельности
муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифы
на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять
руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты
об их деятельности (ст. 31); использовать собственные материальные и финансовые
средства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по
благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству
и ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст. 33).
4. Обеспечение комплексного социально-экономического
развития муниципального образования
Социально-экономическое
развитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличии
соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть
соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за
органами местного самоуправления.
Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования,
выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного
самоуправления.
Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального
образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).
При этом Закон устанавливает, что муниципальным
образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность
в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными
образованиями (ст. 6).
1. Органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным
образом защищается государством наряду с другими формами собственности.
Органы местного самоуправления вправе
совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом,
определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или
передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом
порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяет
муниципальное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объектов
муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
2. Органы местного самоуправления вправе, в
соответствии с Законом, создавать предприятия, учреждения и организации для
осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и
ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных
предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и
увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций.
3. Ст. 4 и 5 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают
на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой
самостоятельности местного самоуправления.
К таким гарантиям
закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами
государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально
необходимых расходов местных бюджетов.
4. Соответствующие органы государственной
власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий,
которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме
того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные
расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Финансовая самостоятельность местного
самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления
самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Органы местного самоуправления вправе
образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного
самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате
6. Органам местного самоуправления принадлежит
право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты,
создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
В интересах населения
органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе
осуществлять внешнеэкономическую деятельность
5. Удовлетворение
основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению
муниципальных образований
К
основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни
граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения
муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность
органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных
потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры,
организацию обслуживания населения.
Обеспечивая
удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы
местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают
соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.
Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и
организаций закрепляет ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995
г. Ст. б данного Закона обязывает органы местного самоуправления заниматься
вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного,
основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-,
газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.
Закон также возлагает на органы местного
самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и
переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны
создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения
населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для
деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации
зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления
обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и
содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном
образовании.
В-третьих, органы местного самоуправления
регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности.
Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные
правила по этим вопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления
осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию
необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и
свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального
образования.
Органы местного самоуправления в соответствии
со ст. 37 федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны
обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в
сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже
минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых
гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов
субъектов Российской Федерации.
6. Охрана общественного
порядка
Страницы: 1, 2
|