бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане бесплатно рефераты

в) налоговой льготой является отсрочка уплаты налога или полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основным малые и вновь образованные предприятия в течение первых 2-3 лет существования.

г) разновидностью налоговой льготы является ускоренная амортизация, т.е ускоренное возмещение изношенного капитала. Система ускоренной амортизации дает возможность предприятиям вернуть себе стоимость изношенного капитала до его морального износа, а амортизационные средства использовать для обновления производственного аппарата.

2) манипулирование ставками налогов- обязательный элемент налоговой политики развитых стран. В зависимости от сложившейся экономической ситуации, решаемых экономических задач, необходимости стимулирования НТП и структурных сдвигов и других проблем налоговые ставки могут применяться как в сторону снижения, так и в сторону повышения.

Разнообразные налоговые меры могут иметь противоречивые последствия. С одной стороны, они могут стимулировать НТП и структурные сдвиги, экономический рост, а с другой – госбюджет недополучает огромные средства. Это способствует появлению устойчивых бюджетных дефицитов, усиливающих инфляцию.

Поэтому налоговая система должна быть глубоко продуманной и гибкой.


  1. Государственный долг как инструмент государственного регулирования экономики.

 Государство для своей регулирующей деятельности наряду с налогами использует в качестве источников финансирования правительственные займы и денежные эмиссии. Такой источник финансирования называется финансированием за счет государственного долга или дефицитное финансирование. Он широко применяется правительством всех стран.

Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а так же за счет кредитов иностранных государств.

В зависимости от происхождения этих кредитных средств государственный долг бывает внутренний и внешний.

Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг – большое бремя для страны, т.к необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг – это долг государства своему населению, а так же внебюджетным фондам, например, пенсионному фонду или фонду социального страхования и другим.

Государственный долг выступает в двух основных формах – государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Ценные бумаги ликвидны, анонимны и могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться.

Основное назначение гос. долга – быть инструментом государственного регулирования. Он решает две задачи – получить финансовые ресурсы для нужд государства и с его помощью обеспечить стабилизацию экономики и стимулировать экономический рост. Решение этих задач способствует смягчению противоречий между экономическими и социальными потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет бюджетных средств.

Однако необходимо регулировать объемы, структуру и границы государственного долга, поскольку он воздействует на экономику и позитивно, и негативно. Методы регулирования государственного долга многообразны. Это: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга, это и возможность повысить уровень инфляции до определенного предела, это и приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит.

В целом возможность использования государственного долга в качестве инструмента регулирования экономики определяется уровнем экономического развития страны. Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные ставки процента, тем менее обременительно для государства использование займов для финансирования и наоборот.


Глава IX. Формирование конкурентной среды и антимонопольное регулирование.


1.                           Преимущества конкуренции и необходимость формирования конкурентной среды.

2.                           Содержание и виды антимонопольной политики.

3.                           Антимонопольное регулирование в республики Казахстан.


1. Преимущества конкуренции и необходимость формирования конкурентной среды.


Конкуренция – это антагонистическая форма экономического соперничества между хозяйствующими субъектами за  наиболее выгодные условия производства и реализации создаваемых  товаров и услуг.

Адам Смит, за ним и другие экономисты доказали, что конкуренция – это благо для экономики в целом, поскольку она приводит к эффективному распределению ресурсов, то есть такому, при котором ресурсы рынка производят только то, что необходимо другим и совершают сделки только тогда, когда это выгодно тем, и другим участникам. Посредством добровольного обмена реализуется тенденция к использованию ресурсов в таких направлениях, от которых выигрывают все участники. Эта ситуация называется эффективностью по Парето (от имени итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето), говорят, что ресурсы распределены оптимально по Парето, когда никто не может улучшить положение без того, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшилось.

Эффективное распределение ресурсов – это одно из главных преимуществ рыночной экономики, и конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика не существует.

Кроме эффективного распределения ресурсов конкуренция подталкивает предпринимателя к минимизации своих издержек, в целях максимизации своей прибыли.

Приходится снова и снова изыскивать резервы снижения затрат, рассчитывать новые комбинации использования ограниченных ресурсов. В борьбе за потребителя он вынужден производить лишь качественную продукцию, обновлять ассортимент, следить за соблюдением всех принятых в обществе норм, государственных стандартов и т. д. Всё это, в конечном счёте, повышает эффективность общественного производства в целом.

Расширяя границы поиска новых способов снижения затрат в борьбе за потребителя, предприниматели стремятся использовать новую технологию и новую высокопроизводительную технику, новые методы организации труда и производства. Этого можно достичь исключительно за счёт внедрения научно-технических инноваций. Это оказывается выгодным не только конкретному предпринимателю, но и обществу в целом, способствуя его прогрессивному движению.

В соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями конкуренции предприниматели стремятся постоянно корректировать направления использования своих ресурсов в целях реализации своих частных интересов, а это оказывается выгодным и для общества в целом. Адам Смит говорит об этом: "Преследуя свои собственные интересы, он (предприниматель – Б. И.) часто способствует осуществлению цели общества даже более действенно, чем когда он действительно к этому стремится".

Именно эти экономические преимущества конкуренции делают рыночную экономику более эффективной в сравнении с другими формами экономической организации общества.

Вместе с тем, что конкуренция наряду с другими факторами объективно обуславливает возникновение монополий, которые являются антиподом конкуренции и несут в себе угрозу уничтожения самой конкуренции как движущей силы рыночной системы. Это заставляет государства следить за состоянием конкурентной среды и при необходимости применять к монополиям экономические меры, препятствующие развитию монополистических тенденций или прекращающие их деятельность там, где они уже активно функционируют.


2. Содержание и виды антимонопольной политики.


Монополия – это также предприятие, фирма или объединение, которое сосредотачивает выпуск значительной доли продукта, услуг, ресурсов и тем самым оказывает существенное влияние на рыночные цены, на объём предложения и направление продаж производимых ими товаров и услуг.

Монополии существуют в виде крупных компаний, предприятия, хотя понятия монополии и крупные компании не являются синонимами. Однако на практике они действительно совпадают.

Понятие крупная компания может быть охарактеризовано либо долей фирмы на рынке производимого ею товара, либо какими – то абсолютным показателям, такими как размер её активов, продаж или прибылей, число занятых рабочих или число акционеров. Фирма может одновременно быть крупной относительно размера всего рынка, но небольшой в абсолютном выражении. Наоборот, фирма может быть крупной в абсолютном выражении, но небольшой относительно всего рынка, особенно если существует значительная иностранная конкуренция. Однако во многих случаях крупная по абсолютным показателям фирма  очень часто контролирует значительную часть рынка производимого ею товара, поэтому проявляет себя как монополия. Существует два следующих показателя монополизации:

1.      Доля фиксированного числа предприятий – коэффициент концентрации (CR – Concentration Rations), который показывает доминирующее положение на рынке. CR рассчитывается для любого принятого числа крупнейших компаний на рынке данного товара. Например, CR-4 показывает коэффициент концентрации четырёх, CR-7 – семи, CR-20 двадцати компаний. Простейшая оценка степени концентрации проводится на основе 50% критерия CR-4. При его превышении рынок считается монополизированным.

2.      Индекс Харфинделла – Хиршмана (H I I), который рассчитывается по формуле:



                   , где xi – доля i-той фирмы на рынке, выраженная в процентах,

n – общее число фирм, на рассматриваемом рынке.

Эти показатели отражают степень монополизации и показывают направление для принятия мер по регулированию деятельности монополий.


Лауреат Нобелевской премии Ф. фон Хайек пишет: «… плоха не монополия сама по себе, а  устранение или предотвращение конкуренции»*.  Именно устраняя конкуренцию, монополия несёт обществу ряд негативных последствий. Главными из них являются неэффективное с точки зрения общества, распределение ресурсов между различными отраслями и их использованием в монополизированных отраслях, поскольку, монопольная власть над ценами и объёмом предложения приводит к сознательному ограничению производства для поддержания высоких цен.

Во-вторых, потребители теряют на высоких ценах, которые им приходится платить за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичные товары на конкурентном рынке. В–третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, и ухудшению условий труда и снижению качества производимых благ.

Эти негативные последствия монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Наиболее типичными действиями монополий, подпадающих под определение ограничительной практики, являются:

1)                        монополизация рынка – это когда  какая-то компания контролирует чрезмерно большую долю рынка;

2)                        фиксирование цен – это когда в отрасли путем сговора предпринимаются  согласованные  решения об уровне цен и объеме производства;

3)                        слияние компаний – когда в результате вертикального или горизонтального слияния вновь организованная компания ограничивает конкуренцию в отрасли;

4)                        переплетающиеся директораты – это когда у руководства двух или нескольких компаний стоят одни и те же люди, которые могут проводить одинаковую ценовую политику;

5)                        ценовая дискриминация -  производители могут продавать свои товары разным группам потребителей по разным ценам. Закон обязывает их продавать всем по одним и тем же ценам, если разница в ценах не обусловлена разницей в издержках производства.

Государственное антимонопольное регулирование включает в себя два связанных между собой направления:

а) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

б) формирование системы органов,  осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение принятых антимонопольных законодательств.

В борьбе с монополиями наблюдаются значительные межстрановые различия в строгости и направленности антимонопольной политике. Понять эту специфику возможно лишь в контексте общей экономической политики конкретной страны, уровня развития её экономики, сформировавшиеся позициями в мировом хозяйстве, происходящими структурными сдвигами внутри страны и в мировой экономике. Многое здесь диктовалось и новыми условиями конкуренции на мировом рынке, изменениями международного торгового режима и другими факторами. Поэтому антимонопольные законодательства изменялись и приспосабливались к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Сегодня можно говорить о наличии двух типов антимонопольного законодательства – американском и западноевропейском. Критерием разграничения выступает принципиальное отношение законов к самому факту существования монополистических объединений.

В США в антимонопольной политике традиционно делается акцент на создание конкурентной среды и строгое отношение к любым формам монопольных объединений. Тщательно расследуются различного рода вертикальные и горизонтальные слияния, и разрешение на слияние дается лишь в том случае, если доказано, что это не повлечет ослабления конкуренции. Преследуются монополии, которые приняли согласованные решения об уровне цен или об объеме продаж. Антимонопольные санкции применяются к монополиям, контролирующих значительную долю рынка и т. д. В качестве меры наказания  здесь даже используется тюремное заключение, а не только гражданско-правовые.

Европейская модель антимонопольного регулирования более либеральная, в ней делается упор на поведение хозяйствующих субъектов, незаконной объявляется не всякая монополия, а лишь бы, социально-экономические последствия которой  имеют для общества негативный характер. Через специальные административные органы постоянно анализируется и контролируется состояние конкуренции на различных регионах. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

Интересен японский опыт: Япония открыто поддерживала и поддерживает национальные монополии, в особенности, в высокотехнологичных отраслях. Это обосновывается необходимостью перехода на новую, основанную на информационных ресурсах, структуру экономики, необходимостью ускорения прогрессивных структурных сдвигов. Более того, не осуждается явный сговор по разделу внутреннего рынка, поощряются слияния экспортных фирм, а в депрессивных отраслях даже официально оформляются картели.

Сейчас в мире нет государств, сделавших серьезные успехи в экономическом развитии, которые не имели бы специального антимонопольного законодательства, самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его соблюдение.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

-         понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

-         виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

-         перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

-         определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

-         меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.


В настоящее время в Республике Казахстан центральным антимонопольным органом является Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, входящее в состав Правительства. Данное Агентство в своем сегодняшнем виде было образована Указом Президента РК в январе 1999 года, однако этому предшествовал долгий путь его реформирования и реорганизации; изменялись его название, ведомственная подчиненность, организационная структура м даже некоторые функции. Очевидно, что частые изменения статуса этого органа в иерархической структуре управления экономикой, неустойчивость обозначенных функций не способствовало эффективной и целенаправленной его деятельности.

К настоящему моменту Агентство определило для себя два главных направления своей деятельности:

первое – контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о ценообразовании и защите прав потребителей;

второе  - регулирование деятельности естественных монополий и хозяйствующих субъектов монополистов.



* Хайек Ф. А. Общество свободных. Лондон. 1992, с. 129


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6