бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане бесплатно рефераты

Действительно, национальная промышленность должна обеспечивать, во-первых, основные внутренние потребности в разнообразных товарах и услугах, во-вторых, успешно конкурировать с импортом, а в-третьих, поставлять конкурентоспособную продукцию на экспорт. Для этого необходимо проводить тщательный анализ спроса и предложения товаров, который в большей степени отражает рыночную конкуренцию и способствует формированию эффективных направлений развития промышленности, соответствующих будущему спросу. Рыночные факторы служат ориентиром развития промышленности, поэтому при определении будущей структуры промышленности необходимо учитывать влияние следующих факторов:

-         потребности товарных рынков в товарах и услугах;

-         возможность выхода на мировые рынки с конкурентоспособными товарами;

-         сложившаяся технологическая специализация промышленности;

-         инвестиционные возможности предприятий, государства, коммерческих структур в развитие промышленности для производства конкурентоспособной продукции.


Конечные результаты функционирования промышленности проявляются в сфере рыночного товарообмена и реализации, решения производственных, воспроизводственных и социальных задач государства.

Поэтому экономическая политика в области промышленности должна строится таким образом, чтобы обеспечить повышение эффективности промышленного комплекса, заключающейся в увеличении реализации промышленных товаров на внутреннем и внешнем рынках. А это, в свою очередь зависит от структуры производимых товаров и может быть достигнута только на основе установления эффективной товарной специализации промышленности, соответствующей потребностям рынка и созданной технологической базе.

В республике Казахстан за годы экономического кризиса пострадала именно промышленность. За период 1990-1997 г. спад промышленного производства составил более 50%. Особенно значительным спад был в машиностроении и металлообработке – 79%, в промышленности строительных материалов – 91,3%, химической промышленности – 88%, лёгкой промышленности – 84%. Спад наблюдался практически во всех отраслях экономики за исключением одной отрасли – нефтедобывающей промышленности, где наблюдался практически рост в сравнении с 1990 г. – 4,8%. Динамика развития промышленности за последние годы характеризуется следующими данными: 1998 г. – 2,4%, подъём 15,5%, и доля промышленности в ВВП составила 31,9%, по сравнению с 1997 г. выросла на 10,5%. Несмотря на незначительный рост в последние годы, однако направление развития промышленности по отдельным отраслям не вполне отвечает долговременным интересам нации, поскольку продолжает усиливаться сырьевая ориентация её структуры, обусловленная потребностями экспорта, а отрасли, работающие на внутренний рынок по-прежнему находятся в состоянии спада. Кроме того, наблюдаются перекосы в развитии промышленности по регионам в некоторых из них углубляющаяся сырьевая специализация обострила ряд социально-экономических противоречий и усилила их отставание в сравнение с среднереспубликанскими показателями  в уровне и качестве жизни их населения. Поэтому необходимы продуманные и обоснованные государственные меры по поддержке и стимулированию развития промышленности, в особенности, по формированию рациональной её структуры. Необходимо так же учитывать и сложившиеся экономические отношения в промышленности, перспективные интересы страны и участие в международном разделении труда. 



2.      Принципы, цели и основные задачи промышленной политики.


Сущность промышленной политики заключается в целенаправленных действиях государства и его управленческих органов по реформированию промышленности, созданию благоприятного режима и условий для стабильной работы и оптимизации её отраслевой структуры с целью производства конкурентоспособной продукции и интеграция её в мировую экономику с учётом национальных интересов страны.

Промышленная политика определяет развитие производств, находящихся в государственном секторе, рамки их самостоятельности, а также способствует развитию основных секторов промышленности, находящихся в иных формах собственности, в направлении, отражающем долговременные интересы национальной экономики. Это возможно осуществлять путём различных финансово-экономических, законодательно-правовых и организационных форм государственного регулирования.

Мировая практика выработала определенные принципы промышленной политики. К ним относятся:

·        нацеленность на достижение качественных изменений национальной экономики;

·        ориентация на мировые критерии промышленного производства;

·        определение приоритетных отраслей и сфер промышленного производства;

·        рентабельность и массовость спроса на производимую промышленную продукцию;

·        взаимоувязка всех составляющих элементов промышленной политики;

·        взаимоувязка с внешнеэкономической деятельностью;

·        опора имеющейся промышленный потенциал;

·        чёткое разделение функций реализации промышленной политики между ветвями власти, ведомствами, предприятиями.

В условиях Казахстана перестройка промышленности – это долгосрочный и поэтапный процесс. Поэтому при формировании промышленной политике необходимо учитывать сложившиеся условия: специализацию страны и её регионов, сложившуюся отраслевую структуру промышленности, его технико-технологический уклад, хозяйственные связи, ?????  , типы и размеры промышленных предприятий и т. д. Эти условия объективно предполагают длительность процесса преобразования промышленности. Поэтому цель промышленной политики можно подразделить на стратегические, среднесрочные и текущие.

Стратегической целью промышленной политики являются:

-         преодоление аграрно-сырьевой специализации республики Казахстан и формирование эффективной олигополистической структуры рынка на базе высокого технико-технологического уровня предприятий и действительного механизма конкуренции среди производителей;

Среднесрочная цель промышленной политики заключается в структурной и технологической перестройке индустриального базиса экономики, восстановление расширенного воспроизводства. Её основные направления:

-         обновление  и реконструкция производственного аппарата;

-         создание производств, завершающих технологический цикл и выпускающих конечную продукцию;

-         освоение импортозамещающих продукций и технологий, импорт которых невыгоден с точки зрения экономической безопасности;

-         развитие эффективного экспортного потенциала промышленности.

 Тактическая цель – это предотвращение спада и стабилизация экономики. Для этого необходимо создание условий для насыщения потребительского рынка внутренним производством, создание стимулов для расширения предпринимательской активности; поддержка малого среднего бизнеса; содействие решению финансовых проблем страны.



3. Общие и селективные экономические меры поддержки промышленности республики Казахстан.


В промышленной политике большое внимание уделяется системе законодательных мер поддержки промышленности. Здесь выделяются общие и целевые меры стимулирования развития производства, инвестиционной и инновационной деятельности. Общие меры распространяются на все промышленные предприятия, а целевые меры  кроме того и меняются  индивидуально к производителям отдельных товаров через промышленную политику для внутреннего потребления или товаров государственных приоритетов и к крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.

Среди общих мер наиболее эффективны следующие:

1.                            Разработка механизма стимулирования промышленности через налоговую систему; льготное налогообложение освобождение от налога на имущество в той его части, которая используется для производства конкурентоспособной продукции и т. д.

2.                            Контроль за целевым использованием амортизационного фонда;

3.                            Стимулирование собственных инвестиций предприятий;

4.                            Изменение условий предоставления кредитов для инвестирования промышленности.

Целевые или селективные меры используются дифференцированно к конкретным предприятиям. При выборе предприятий, к которым эти меры применятся, руководствуются соответствующими критериями, определяющих их совокупную эффективность. Это могут быть также критерии как перспективность товарной специализации предприятия; участие в формировании бюджета; состояние материально-технической базы производства, эффективность инвестирования и другие.

Наибольшее распространение среди целевых мер имеют:

-         меры по реструктуризации долгов промышленных предприятий;

-         пополнение оборотных средств за счёт применения налогового кредита или налоговых каникул;

-         предоставление льготных инвестиционных и других кредитов для проведения работ, включённых в государственную инвестиционную программу;

-         предоставление государством гарантий отечественным и иностранным инвесторам.

Все эти меры поддержки конкретных предприятий осуществляются избирательно, путём тщательного маркетингового анализа ожидаемых результатов и при соответствии выбираемым критериям.

 

Глава VIII Государственное регулирование бюджетно-налоговой системы.


  1. Роль и функции государственного бюджета в регулировании экономики.
  2. Налоговая система как важнейший инструмент государственного регулирования.
  3. Государственный долг как инструмент государственного регулирования экономики.
  4. Роль и функции государственного бюджета в регулировании экономики.

Государственный бюджет – это основной финансовый документ страны, в котором находят отражение государственные доходы и расходы на определенный срок и утвержденный в законодательном порядке. Это крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулирует с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для выполнения своих функций. В госбюджете находят свою увязку все основные финансовые операции страны – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, соответствующую проводимой государственной политике.

Государственный бюджет строится с соблюдением ряда следующих принципов:

  1. принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  2. принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  3. принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  4. принцип гласности -  это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Доходы бюджета образуются за счет налогов и неналоговых поступлений. Расходная часть включает: расходы на оборону, содержание госаппарата, финансирование экономики и социальной сферы, выплату процентов по государственному долгу.

Важнейшими функциями госбюджета являются:

  1. аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и группами населения;
  2. обеспечение содержания институтов государственной власти, призванных осуществлять функции государственной власти;
  3. стимулирование экономического роста по важнейшим приоритетным направлениям;
  4. социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров, подрастающего поколения.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Существуют различные концепции использования бюджета. Концепция нейтрального бюджета означает обеспечение сбалансированности доходной и расходной части бюджета и предусматривает нейтральное отношение к ходу воспроизводственного процесса.

Кейнсианская концепция «функциональных финансов» признавала несбалансированность доходов и расходов. Для достижения макроэкономической стабильности госбюджет мог иметь и положительное сальдо (превышение доходов над расходами) и бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). Все зависит от состояния экономики в текущий период.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е гг) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.


2. Налоговая система как важнейший инструмент государственного регулирования.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция означает, что с помощью налогов образуются централизованные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.

Налоги бывают: прямые и косвенные, государственные, региональные и местные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества конкретного физического или юридического лица. Они делятся на два вида: реальные прямые налоги и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся поземельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарения, поимущественный налог и .т.д. В основу обложения личным налогом кладется величина дохода.

Косвенные налоги – это налоги поступающие в государственный бюджет, устанавливаемые законодательными актами. К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.

К региональным налогам относятся налоги аккумулируемые в региональном бюджете. Это: налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относят налоги на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и другие сборы. Они включаются в местный бюджет.

Налоговая система активно используется государством для воздействия на экономику. При построении налоговой системы руководствуются классическими принципами, сформулированными еще А. Смитом. Они состоят в следующем:

  1. Подданные государства должны поддерживать государство соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (т.е платить налоги).
  2. Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая политика строится так, что сначала определяются расходы государства, а потом уже доходы, которыми можно покрыть эти государственные расходы. Эти расходы должны отражать интересы общества.

Государство располагает различными инструментами воздействия налоговой системы на экономику. Важнейший из них – это 1) налоговые льготы. Они выражаются а) в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий. Их изменение носит либо региональный характер, т.е. налоговые льготы применяются для предприятий, действующих в депрессивных районах, или селективный, избирательный характер, если они касаются приоритетных (наукоемких или экспортных) производств. Налоговые льготы могут быть в виде б) налоговых кредитов – это вычеты из величины начальных налогов, когда, например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы НИОКР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6