Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане
Действительно, национальная
промышленность должна обеспечивать, во-первых, основные внутренние потребности
в разнообразных товарах и услугах, во-вторых, успешно конкурировать с импортом,
а в-третьих, поставлять конкурентоспособную продукцию на экспорт. Для этого
необходимо проводить тщательный анализ спроса и предложения товаров, который в
большей степени отражает рыночную конкуренцию и способствует формированию
эффективных направлений развития промышленности, соответствующих будущему
спросу. Рыночные факторы служат ориентиром развития промышленности, поэтому при
определении будущей структуры промышленности необходимо учитывать влияние
следующих факторов:
-
потребности товарных рынков в товарах и услугах;
-
возможность выхода на мировые рынки с
конкурентоспособными товарами;
-
сложившаяся технологическая специализация промышленности;
-
инвестиционные возможности предприятий,
государства, коммерческих структур в развитие промышленности для производства
конкурентоспособной продукции.
Конечные результаты функционирования
промышленности проявляются в сфере рыночного товарообмена и реализации, решения
производственных, воспроизводственных и социальных задач государства.
Поэтому
экономическая политика в области промышленности должна строится таким образом,
чтобы обеспечить повышение эффективности промышленного комплекса, заключающейся
в увеличении реализации промышленных товаров на внутреннем и внешнем рынках. А
это, в свою очередь зависит от структуры производимых товаров и может быть
достигнута только на основе установления эффективной товарной специализации
промышленности, соответствующей потребностям рынка и созданной технологической
базе.
В
республике Казахстан за годы экономического кризиса пострадала именно
промышленность. За период 1990-1997 г. спад промышленного производства составил
более 50%. Особенно значительным спад был в машиностроении и металлообработке –
79%, в промышленности строительных материалов – 91,3%, химической
промышленности – 88%, лёгкой промышленности – 84%. Спад наблюдался практически
во всех отраслях экономики за исключением одной отрасли – нефтедобывающей
промышленности, где наблюдался практически рост в сравнении с 1990 г. – 4,8%.
Динамика развития промышленности за последние годы характеризуется следующими
данными: 1998 г. – 2,4%, подъём 15,5%, и доля промышленности в ВВП составила
31,9%, по сравнению с 1997 г. выросла на 10,5%. Несмотря на незначительный рост
в последние годы, однако направление развития промышленности по отдельным
отраслям не вполне отвечает долговременным интересам нации, поскольку
продолжает усиливаться сырьевая ориентация её структуры, обусловленная
потребностями экспорта, а отрасли, работающие на внутренний рынок по-прежнему
находятся в состоянии спада. Кроме того, наблюдаются перекосы в развитии
промышленности по регионам в некоторых из них углубляющаяся сырьевая
специализация обострила ряд социально-экономических противоречий и усилила их
отставание в сравнение с среднереспубликанскими показателями в уровне и
качестве жизни их населения. Поэтому необходимы продуманные и обоснованные
государственные меры по поддержке и стимулированию развития промышленности, в
особенности, по формированию рациональной её структуры. Необходимо так же
учитывать и сложившиеся экономические отношения в промышленности, перспективные
интересы страны и участие в международном разделении труда.
2.
Принципы, цели и основные задачи промышленной
политики.
Сущность
промышленной политики заключается в целенаправленных действиях государства и
его управленческих органов по реформированию промышленности, созданию
благоприятного режима и условий для стабильной работы и оптимизации её
отраслевой структуры с целью производства конкурентоспособной продукции и
интеграция её в мировую экономику с учётом национальных интересов страны.
Промышленная
политика определяет развитие производств, находящихся в государственном
секторе, рамки их самостоятельности, а также способствует развитию основных
секторов промышленности, находящихся в иных формах собственности, в
направлении, отражающем долговременные интересы национальной экономики. Это
возможно осуществлять путём различных финансово-экономических,
законодательно-правовых и организационных форм государственного регулирования.
Мировая
практика выработала определенные принципы промышленной политики. К ним
относятся:
·
нацеленность на достижение качественных изменений
национальной экономики;
·
ориентация на мировые критерии промышленного
производства;
·
определение приоритетных отраслей и сфер
промышленного производства;
·
рентабельность и массовость спроса на производимую
промышленную продукцию;
·
взаимоувязка всех составляющих элементов
промышленной политики;
·
взаимоувязка с внешнеэкономической деятельностью;
·
опора имеющейся промышленный потенциал;
·
чёткое разделение функций реализации промышленной
политики между ветвями власти, ведомствами, предприятиями.
В условиях
Казахстана перестройка промышленности – это долгосрочный и поэтапный процесс.
Поэтому при формировании промышленной политике необходимо учитывать сложившиеся
условия: специализацию страны и её регионов, сложившуюся отраслевую структуру
промышленности, его технико-технологический уклад, хозяйственные связи, ?????
, типы и размеры промышленных предприятий и т. д. Эти условия объективно
предполагают длительность процесса преобразования промышленности. Поэтому цель
промышленной политики можно подразделить на стратегические, среднесрочные и
текущие.
Стратегической
целью промышленной политики являются:
-
преодоление аграрно-сырьевой специализации
республики Казахстан и формирование эффективной олигополистической структуры
рынка на базе высокого технико-технологического уровня предприятий и
действительного механизма конкуренции среди производителей;
Среднесрочная
цель промышленной политики заключается в структурной и технологической
перестройке индустриального базиса экономики, восстановление расширенного
воспроизводства. Её основные направления:
-
обновление и реконструкция производственного
аппарата;
-
создание производств, завершающих технологический
цикл и выпускающих конечную продукцию;
-
освоение импортозамещающих продукций и технологий,
импорт которых невыгоден с точки зрения экономической безопасности;
-
развитие эффективного экспортного потенциала
промышленности.
Тактическая
цель – это предотвращение спада и стабилизация экономики. Для этого необходимо
создание условий для насыщения потребительского рынка внутренним производством,
создание стимулов для расширения предпринимательской активности; поддержка
малого среднего бизнеса; содействие решению финансовых проблем страны.
3. Общие и
селективные экономические меры поддержки промышленности республики Казахстан.
В
промышленной политике большое внимание уделяется системе законодательных мер
поддержки промышленности. Здесь выделяются общие и целевые меры стимулирования
развития производства, инвестиционной и инновационной деятельности. Общие меры
распространяются на все промышленные предприятия, а целевые меры кроме того и
меняются индивидуально к производителям отдельных товаров через промышленную
политику для внутреннего потребления или товаров государственных приоритетов и
к крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную
финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.
Среди
общих мер наиболее эффективны следующие:
1.
Разработка механизма стимулирования промышленности
через налоговую систему; льготное налогообложение освобождение от налога на
имущество в той его части, которая используется для производства
конкурентоспособной продукции и т. д.
2.
Контроль за целевым использованием амортизационного
фонда;
3.
Стимулирование собственных инвестиций предприятий;
4.
Изменение условий предоставления кредитов для
инвестирования промышленности.
Целевые
или селективные меры используются дифференцированно к конкретным предприятиям.
При выборе предприятий, к которым эти меры применятся, руководствуются
соответствующими критериями, определяющих их совокупную эффективность. Это могут
быть также критерии как перспективность товарной специализации предприятия;
участие в формировании бюджета; состояние материально-технической базы
производства, эффективность инвестирования и другие.
Наибольшее
распространение среди целевых мер имеют:
-
меры по реструктуризации долгов промышленных
предприятий;
-
пополнение оборотных средств за счёт применения
налогового кредита или налоговых каникул;
-
предоставление льготных инвестиционных и других
кредитов для проведения работ, включённых в государственную инвестиционную
программу;
-
предоставление государством гарантий отечественным
и иностранным инвесторам.
Все эти
меры поддержки конкретных предприятий осуществляются избирательно, путём
тщательного маркетингового анализа ожидаемых результатов и при соответствии
выбираемым критериям.
Глава VIII Государственное регулирование бюджетно-налоговой системы.
- Роль и функции государственного бюджета в
регулировании экономики.
- Налоговая система как важнейший инструмент
государственного регулирования.
- Государственный долг как инструмент
государственного регулирования экономики.
- Роль и функции государственного бюджета в
регулировании экономики.
Государственный
бюджет – это основной финансовый документ страны, в котором находят отражение
государственные доходы и расходы на определенный срок и утвержденный в
законодательном порядке. Это крупнейший централизованный денежный фонд,
аккумулирует с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый
государством для выполнения своих функций. В госбюджете находят свою увязку все
основные финансовые операции страны – расходы, различные виды доходов,
государственные займы. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую
направленность, соответствующую проводимой государственной политике.
Государственный
бюджет строится с соблюдением ряда следующих принципов:
- принцип единства – сосредоточение в бюджете
всех расходов и доходов государства. В государстве должна существовать
единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной
классификации.
- принцип полноты означает, что по каждой
статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
- принцип реальности предполагает правдивое
отражение доходов и расходов государства.
- принцип гласности - это обязательное
информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Доходы бюджета
образуются за счет налогов и неналоговых поступлений. Расходная часть включает:
расходы на оборону, содержание госаппарата, финансирование экономики и
социальной сферы, выплату процентов по государственному долгу.
Важнейшими
функциями госбюджета являются:
- аккумуляция финансовых ресурсов в руках
государственных органов в целях распределения и перераспределения между
отраслями, регионами и группами населения;
- обеспечение содержания институтов
государственной власти, призванных осуществлять функции государственной
власти;
- стимулирование экономического роста по
важнейшим приоритетным направлениям;
- социальная защита беднейших слоев населения,
пенсионеров, подрастающего поколения.
Осуществляя эти
функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства.
Поэтому бюджетная политика должна строиться на синтезе рыночного и
государственного механизмов регулирования.
Существуют
различные концепции использования бюджета. Концепция нейтрального бюджета
означает обеспечение сбалансированности доходной и расходной части бюджета и
предусматривает нейтральное отношение к ходу воспроизводственного процесса.
Кейнсианская
концепция «функциональных финансов» признавала несбалансированность доходов и
расходов. Для достижения макроэкономической стабильности госбюджет мог иметь и
положительное сальдо (превышение доходов над расходами) и бюджетный дефицит
(превышение расходов над доходами). Все зависит от состояния экономики в
текущий период.
Кейнсианская
стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения»
(80-90-е гг) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на
практике модели экономического регулирования в развитых странах.
2. Налоговая
система как важнейший инструмент государственного регулирования.
Налоги – это
обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они
выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция означает,
что с помощью налогов образуются централизованные денежные фонды, создающие
условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов
означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через
перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но
каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная
функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а
экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.
Налоги бывают:
прямые и косвенные, государственные, региональные и местные. Прямые налоги
устанавливаются непосредственно с дохода или имущества конкретного физического
или юридического лица. Они делятся на два вида: реальные прямые налоги и личные
прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся поземельный,
промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся
подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и
дарения, поимущественный налог и .т.д. В основу обложения личным налогом
кладется величина дохода.
Косвенные налоги –
это налоги поступающие в государственный бюджет, устанавливаемые
законодательными актами. К ним относятся налог на прибыль предприятий и
организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц,
налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.
К региональным
налогам относятся налоги аккумулируемые в региональном бюджете. Это: налог на
имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.
К местным налогам
относят налоги на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства,
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью и другие сборы. Они включаются в местный бюджет.
Налоговая система
активно используется государством для воздействия на экономику. При построении
налоговой системы руководствуются классическими принципами, сформулированными
еще А. Смитом. Они состоят в следующем:
- Подданные государства должны поддерживать
государство соответственно доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства (т.е платить налоги).
- Налог должен быть не произволен, а точно
определен по сроку, сумме и способу платежа.
- Каждый налог должен взиматься в то время и
тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить
его.
Налоговая политика
строится так, что сначала определяются расходы государства, а потом уже доходы,
которыми можно покрыть эти государственные расходы. Эти расходы должны отражать
интересы общества.
Государство
располагает различными инструментами воздействия налоговой системы на
экономику. Важнейший из них – это 1) налоговые льготы. Они выражаются а) в
пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий. Их изменение
носит либо региональный характер, т.е. налоговые льготы применяются для
предприятий, действующих в депрессивных районах, или селективный, избирательный
характер, если они касаются приоритетных (наукоемких или экспортных)
производств. Налоговые льготы могут быть в виде б) налоговых кредитов – это
вычеты из величины начальных налогов, когда, например, от налогообложения
освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы
НИОКР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|