Формы государств в зарубежных странах
3. В президентской республике правительство формируется
внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и
освобождаются от должности президентом.
Отличительной чертой президентской республики является
жесткая система разделения властей.[11]
Каждая ветвь власти - законодательная, исполнительная и судебная - обладает
значительной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем
существует система "сдержек и противовесов". Парламент осуществляет
законодательную функцию, принимает законы, обязательные для исполнительной
власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом
отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и пользуется, как
показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию
законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма
управления и стеснения самостоятельности других ветвей власти.
Система "сдержек и противовесов" проявляется в
президентской республике также в том, что парламент не может отправить
правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.
Парламентарная республика характеризуется следующими
признаками:[12]
1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием
бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью
правительства. Главным из учредительных функций является формирование
правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент,
однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о
формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий,
располагающих большинством мест в парламенте. Обычно президент предлагает
парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии в качестве будущего
главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства
(или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только
после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству
со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим
формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение
досрочных парламентских выборов.
2. Глава государства - президент занимает в системе государственных
органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он
может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они
ограничиваются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет
своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет
дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения
конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых
ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие
несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к
президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или
ответственным министром. Легитимность президента в парламентарной республике
существенно уже, чем в президентской республике, так как население не
участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (например, в Италии)
или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).[13]
3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике
находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское
большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность
парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий
парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются
предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства.
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия,
Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так
как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой
партийной системы и высокой политической культуры населения.
Полупрезидентская республика в отечественной и зарубежной
науке конституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма
правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной
республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде
стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту
в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном
существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил
повсеместное признание.
К характерным признакам полупрезидентской республики
относятся следующие:[14]
1. Президент избирается непосредственно населением в ходе
прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система
относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного
большинства).
2. Президент наделяется обширными властными полномочиями:
он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере
исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим.
3. В полупрезидетской республике существует правительство
как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим
руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в
доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку
правительства, либо роспуск парламента президентом.
Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с
1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство
государств, возникших после распада Советского Союза, - Украина, Казахстан,
Грузия и др.[15]
Особая разновидность республиканской формы правления - теократическая
республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не
только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.
Так, конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с
постом Президента страны пост Факиха - духовного руководителя иранского
народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения
обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение
государственных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где
функции главы государства и исполнительная власть осуществляются одним коллегиальным
органом - федеральным правительством. Состав правительства постоянный; оно
состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным
парламентом после очередных парламентских выборов, и отражает партийный состав
законодательного органа. Из своего состава Федеральный совет избирает
Федерального президента, обладающего чисто представительскими полномочиями и
совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента.
Под формой государственного (территориально-политического)
устройства понимаются внутренняя организация государственной власти, принцип
деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных
частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных
(местных) государственных органов.
Различают две основные формы территориально-политического
устройства государства: унитарную и федеративную.[16]
Унитарное государство это единое, цельное, слитное государство,
составные части которого не обладают какой-либо политической
самостоятельностью. Федеративное государство - это союзное государство,
состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый
политико-правовой статус.
От федерации как формы территориально-политического устройства
государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение
суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели:
военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация может
перерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и в настоящее
время в Объединенных Арабских Эмиратах, или распасться, как это произошло с
Сенегамбией.
Государства - члены конфедерации сохраняют свой суверенитет
и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних
делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении
государств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным
договором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедеративные
элементы имеются у. ряда союзов, например Европейского Союза, Британского
Содружества, СНГ. В 1997 году образован Союз России и Белоруссии, который
предусматривает создание общих органов, решения которых могут иметь
обязательную силу для обоих государств.
На форму территориально-политического устройства оказывают
влияние условия образования государства, его исторические традиции и
национальный состав, наличие противоречий между центром и регионами и др. В
конечном счете, форма территориально-политического устройства отражает степень
централизации или, напротив, децентрализации государственных функций, распределение
компетенции между центром и регионами.
В развитых демократиях Запада выбор формы территориально-политического
устройства, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтому
как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональные, и
многонациональные. Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализация
государственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ.
Унитарная государственность - самая распространенная в
настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен
подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной
системы. Однако унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые
государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).[17]
Унитарной форме государственного устройства свойственны две
основные черты: во-первых, правовой статус административно-территориальных
образований, составляющих унитарное государство, определяется центральной
властью. Она же определяет, на какие административно-территориальные единицы
делится государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц,
сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство государства и
др. Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за
деятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительно
редко можно встретить унитарное государство, где отсутствовали бы выборные
местные органы государственной власти.[18]
Кроме того, унитаризм вовсе не означает унификацию местного
управления. Очень часто в одном унитарном государстве можно встретить
достаточно гибкие и разнообразные системы местного управления. К тому же в
унитарном государстве, как правило, гарантируются права населения на местное
самоуправление. Вместе с тем для унитарной формы государственного устройства
характерно закрепленное в законе право на вмешательство центральной власти в
дела местного управления.
Все остальные признаки унитарного государства определяются
приоритетом общегосударственного начала в построении и деятельности этого
государства. Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую
систему; единое гражданство; единую систему высших органов государства; единую
судебную систему.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на
местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все
унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно
децентрализованные и децентрализованные.
В централизованном унитарном государстве административно-территориальные
единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные
местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии
чиновники, управляющие соответствующими административно-территориальными
единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо
утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными
органами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областное
звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а
административное управление осуществляют назначенные правительством чиновники.
Относительно децентрализованное унитарное государство
характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками
существуют избранные населением муниципальные органы Права выборных органов на
местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только
обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела
муниципального управления.[19]
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных
правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные
органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии).
Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более
опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и
финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном
государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между
центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает
эти государства с федерациями.
Федеративное государство - более сложное государство, чем
унитарное.[20]
Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладают
известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки
государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве
закрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношений
федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной
распространенность федеративной формы государственного устройства. Тем не менее,
в мире существует значительное число федераций, которое не только не
уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни
одно столетие "классическими" федерациями появились новые федерации в
странах Европы и Африки (Нигерия).
Часто вместо термина "федеративное государство"
употребляется термин "союзное государство". Именно так по официальной
терминологии именуется "Союзная Республика Югославии". Федеративная
Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика
Германии, а названия ее федеральных органов также буквально переводятся как
президент Союза, союзное собрание, союзный совет.
Федеративное государство по своей природе является более
демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую
форму правления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической
формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия.
В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по
республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму
правления, часть - монархическую.
Федеративное государство образуется:
1) в результате договора между независимыми субъектами о
создании нового государственного объединения с превращением участников договора
в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающих
независимость от британской короны, договорились о создании нового государства
- Соединенных Штатов Америки);
2) путем присоединения к государству новых территорий и наделения
их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был
присоединен Техас, путем покупки - Луизиана, в ходе освоения новых территорий -
штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на
части территории прежде существовавшего государства (образование земли
Северный Рейн - Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти
новых земель на территории прежней ГДР);
3) в результате повышения статуса прежних региональных
образований и превращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к
Конституции Бельгии 1831 г., принятым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель
становятся субъектами Бельгийской федерации);
4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с
превращением прежде независимых государств в субъектов федерации (Швейцария
после гражданской войны 1847-1849 гг., в нашем веке - Объединенные Арабские
Эмираты, первоначально представлявшие собой конфедеративную форму объединения
семи княжеств Персидского залива).
Страницы: 1, 2, 3
|