Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в РБ
p> До сих пор доходы и расходы государства в национальной и иностранной валютах планируются и учитываются раздельно. При этом порядок составления и исполнения плана валютных доходов и расходов бюджета законодательно не регламентирован.
3. Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в последнее время благодаря становлению казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств. Казначейская система лишь в малой степени затрагивает исполнение местных бюджетов. Далеки от совершенства процедуры внутригодового перераспределения ресурсов и использования дополнительных доходов. Не удается уйти от накопления кредиторской задолженности по отдельным бюджетным статьям.
4. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно- ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы.
5. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности. Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного
законодательства с ориентацией в перспективе на подготовку и принятие по
аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации
бюджетного процесса, основными целями этой реформы являются: . Обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; . Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов; . Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса; . Снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами; . Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов. Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация комплекса
мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и
конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики. На первом же этапе следует провести инвентаризацию и оценку
эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая государственные
целевые программы, внести необходимые уточнения в действующую бюджетную
классификацию и правила ее применения. Инвентаризация должна затронуть все
категории расходов и обязательств бюджета, все уровни распоряжения
бюджетными средствами. На ее основе будет возможна оценка эффективности
бюджетных расходов. Необходимо поэтапно ликвидировать необоснованные
бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие
потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на
выполнении основных функций государства – повысить бюджетные расходы на
социальные программы, здравоохранение, культуру, судебную систему,
правоохранительную деятельность и оборону. Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки
эффективности расходов (в противовес методу «от достигнутого»), в полном
соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование
бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения
обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей
станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры
расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и
форм участия государства в экономике. Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного
планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление
ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования
дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных
доходов. Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры
по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов
бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы.
Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе
контрольно-ревизионных органов. В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование
казначейской системы исполнения бюджета на республиканском и местном
уровнях. В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует
ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем
разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы,
обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных
закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми. Как можно
в более сжатые сроки должна быть завершена консолидация в бюджетах всех
уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов. В частности,
необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные фонды, а также
местные и республиканские целевые бюджетные фонды, построенные на
отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом
соответствующих расходов в консолидированный бюджет на общей основе с
полным казначейским контролем. При разработке стратегии и практических действий по снижению
долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры
погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых
макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних
финансовых рынков. Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным
условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики,
которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки. [4.
стр.24-34] Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства,
выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 –
1993гг) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью
недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен.
Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. был более 30%. Относительная
стабилизация (1995-1996г) и ужесточение денежной политики показали всю
слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели
развития с осени 1996 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной
кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное
строительство. Президент перед правительством поставил цель – достигнуть
показателей выпуска 1990г. В 1997 – 2000гг. Беларусь демонстрирует высокие
темпы роста ВВП, который увеличился за эти годы на 40%. «Белорусское
экономическое чудо» стало возможным благодаря финансовой помощи России,
списавшей 1 млрд. рублей задолженности за энергоносители, эмиссии,
проеданию основных и оборотных средств предприятий. Тем не менее
неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000 году, когда
рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением
качественных. Упала рентабельность и платежеспособность, выросли
кредиторская и дебиторская задолженность и количество убыточных
предприятий. Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов
населения. В 1997 – 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в
1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума,
составляло уже 50%. В 2000 году, в результате акции по росту заработной
платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная
заработная плата достигла уровня 1995г. 30% белорусов сейчас живет ниже
черты бедности. Пенсионеры получают 40 USD пенсии. Семьи с двумя детьми и
более автоматически попадают в категорию нуждающихся. Беларусь стала аутсайдером в проведении рыночных реформ, имея
наихудшие показатели рыночной трансформации и 148 место в рейтинге
экономической свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на
человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское
строительство газопровода. Таким образом, декларируемый рост валовых показателей пока не
оправдал надежд белорусского народа. Репрессивная макроэкономическая
политика и непрозрачная правовая среда способствуют бегству капитала из
страны, массовому уходу бизнеса «в тень», отсутствию частных инвестиций и
сбережений. Поэтому, провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций,
Беларуси следует инициировать и масштабные экономические реформы. Как
показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и
количественных показателей экономического развития и благосостоянию их
граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от
реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя
драгоценное время. [10.] 4.2. Стратегические просчеты 2001 года Первый урок дает политика стимулирования одних параметров в ущерб
другим. Повышение доходов наемных работников вызывает при прочих равных
условиях (а это наша ситуация) падение прибыли. Предприятия становятся
финансовыми заложниками общегосударственной политики благосостояния. Так
долго продолжатся не может: на кону стоит судьба целых отраслей
промышленности. Второй урок: как только снижается инфляционное напряжение – тут же
обнажается реальная конкурентоспособность продукции целых отраслей. Когда
предприятия привычно раскручивают цены, они попадают в ловушку и становятся
жертвами рыночной ценовой конкуренции. Уже можно прогнозировать, кто
окажется за бортом рыночного корабля отечественной экономики. Наивно
полагать, что можно воздвигнуть вокруг нее некий забор и силой заставлять
людей покупать собственные дорогие товары. По существу, мы развратили не
только управляющих предприятиями, но и рабочих, которые требуют высокую
заработную плату за плохой по качеству труд. В-третьих, денежная политика пока у нас лучше, чем когда-либо
раньше. Но все достижения могут быть потеряны очень быстро в силу
совершенно неприемлемого финансового состояния предприятий реального
сектора. Если в ряде отраслей страны около 80% колхозов и совхозов
убыточны, то никакие «улучшения» не помогут. Нужна серьезная хирургическая
операция, а не местная анестезия. Вопрос – в принятии таких решений. В-четвертых, анализ ситуации показывает ряд стратегических ошибок в
антиинфляционной политике. Самой серьезной из них является замораживание
системы расчетов многих показателей в минимальной зарплате. Этот парадокс
пока не насторожил полисимейкеров, хотя ситуацию надо срочно менять. Наши
штрафы, взносы, расчеты тарифов в минимальной заработной плате и пр.
отражают идеализм чиновников и лишь способствуют инфляции, искажают уровни
многих цен и тарифов. В итоге – абсурд, когда наши издержки оказываются
выше региональных и мировых. 2001 год завершался в своеобразном режиме ожидания. Беларусь прошла
определенный этап своей экономической истории, пытаясь мягко подвести
население к рынку. Слишком оптимистические представления о стабильности
белорусской экономики подвели – к примеру российские производители все
более уверенно занимают одну за другой ниши нашего рынка. Впору бы защищать
свои предприятия, но многие из них уже не могут сбалансировать доходы и
расходы. Парализованной оказалось и воля представителей экономической элиты
взять на себя ответственность за решение проблем в своих сегментах
экономики. Весьма важно и то, что мы пытались жить с более или менее стабильной
денежной системой, когда, в отличие от прошлых лет, прятать убытки и
непрофессионализм под прикрытием инфляции стало все труднее. [8] 3. Тенденции белорусской экономики. Количественные показатели работы белорусской экономики в I квартале
нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001
года, хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам
прошлого года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по
темпам развития Беларусь находится на последнем месте. Что касается
качества развития: при росте задолженности по заработной плате мы имеем (
за январь-февраль) профицит государственного бюджета в 65 млрд. рублей.
Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. рублей. Для того,
чтобы разобраться в ситуации, начнем с исходных показателей – основных
агрегатов макроэкономики (Приложение13, таблица 3). Что же происходит? Во-первых, продолжается опережающий прирост
доходов домашних хозяйств по сравнению с приростом ВВП, что вызвало
определенные диспропорции. Во-вторых, рост располагаемых личных доходов
спровоцировал прирост на 15,7% покупок на внутреннем рынке, хотя
правительство в прогнозе исходило из цифры 5-6%. Результаты не замедлили сказаться. Официальная статистика
показывает, что на 1 марта 2002г 5553 предприятия, или 47,7% от их общего
числа были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике за январь-февраль
составила 139,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 48,9 млрд.,
жилищно-коммунальном хозяйстве – 23,1, сельском хозяйстве – 16,3, на
транспорте – 13,7, в торговле и общественном питании – 13,4 млрд. рублей.
Поражает последняя цифра. Если население купило товаров на 15,7% больше, то
как надо было торговать, чтобы оставаться в убытках? Весьма показательны данные о результатах финансовых потоков основных
сделок в экономике. Хозяйствование происходит таким образом, что доля
убыточных предприятий и организаций в отраслях экономики такова
(Приложение13 , таблица 4):
Резко ухудшается ситуация в строительстве, хотя реальная стоимость 1 кв.
метра нового жилья в этом году повышается. Подозрительна и убыточность
сектора оптовой торговли (54,5%). При росте тарифов увеличивается
убыточность коммунального хозяйства. Еще более опасна ситуация в региональном разрезе. Минстат сообщает,
что удельный вес убыточных предприятий в их общем числе в Брестской области
составил 45,7%,, Витебской – 57,8, Гомельской – 53,7, Гродненской – 44,7, в
г. Минске – 23,5, в Минской – 51,7, Могилевской области – 61,8%. Налицо
явная угроза экономической безопасности страны, так как Могилевский и
Витебский регионы становятся зонами экономического бедствия. При жесткой
денежной политике и ограничении субсидий и льгот, что имеет место в
последнее время, выход из положения должен быть радикальным. Поднимая доходы основной части населения, белорусские полисимейкеры
по существу ставят под удар сохранение рабочих мест для 50-60% занятых на
предприятиях. Мировая практика показывает, что простых и быстрых решений в
такой сфере экономической политики нет. 4. Обзор бюджета Республики Беларусь. Структура доходной части нынешнего бюджета не претерпела
существенных изменений по сравнению с предыдущим. Основными источниками
поступлений по-прежнему являются налоги и, в частности, косвенные (более
50% ), тогда как в большинстве стран мира основным источником поступлений в
бюджет являются прямые налоги. Бесспорно, что с позиции государства
косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником
поступлений в бюджет. Однако превалирование косвенных налогов в доходных
источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение
последних в стоимость продукции приводит к раскручиванию ценовой спирали. В
итоге белорусские товары на рынке становятся неконкурентоспособными. Кроме того в бюджете заметно вырос удельный вес доходов
государственных целевых бюджетных фондов. Рост удельного веса доходов таких
фондов в общей величине доходов и наличие неоправданно большого их
количества не лучшим образом сказываются на эффективности бюджетного
процесса. Имея целевую направленность, названные фонды затрудняют
маневрирование финансовыми ресурсами и увеличивают возможность
возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета. В результате
государство вынуждено занимать дорогие деньги на финансовом рынке,
располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более низкий
процент. Расходы бюджета на 2002 год сформированы исходя из реальных
возможностей доходной части и с учетом политики снижения уровня его
дефицита. И в республиканском и в консолидированном бюджете предусмотрено
уменьшение объема ассигнований на финансирование отраслей материального
производства, в том числе промышленности, энергетики и строительного
комплекса, сельского хозяйства, что свидетельствует о снижении роли
бюджета в процессе расширенного воспроизводства. В таком контексте вызывает
неоднозначную реакцию относительно большой удельный вес расходов на
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, –
соответственно 8,8% и 5,3% от расходной части бюджета и дальнейший, хотя и
незначительный их рост на национальную оборону – 0,2 процентных пункта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|