бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Фирма в условиях чистой монополии бесплатно рефераты

p> Если же говорить о факторах, обуславливающих рыночное равновесие на рынке чистой монополии, то они следующие:

1 Монополия вступает в отношения только с покупателем своей продукции;

2. Вход в отрасль почти невозможен устанавливаются материальный и искусственный барьеры (также в некоторых монополиях присутствует так называемый государственный барьер) Одним из действенных способов недопущения конкурентов в отрасль является резкое снижение цены на продукцию (в некоторых случаях монополист может позволить снижение цен ниже издержек производства
(производство в убыток) для недопущения конкурента в отрасль);

3. Информация об этом рынке закрыта;

4. А главной особенностью является специфика ценообразования;

Так же данный вид рынка зависит от эластичности спроса. Если спрос на продукцию на рынке эластичен, то при росте цены доходы сокращаются. Если же спрос неэластичен, то при росте цены растёт доход монополиста. Поэтому монополии часто фигурируют на рынках, которым присущ неэластичный спрос.

2. Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии

2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен.

Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.
Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует - монополист или монопсонист.
В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную "дань", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение [18].

Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы.
Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора.
Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается - она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

Рмон.= Р1 + Р2+РЗ,


(1.2.2)

где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

Р2 -обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

РЗ - монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную РЗ. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно.
Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате
"ломают" монополию.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен.
Монополизировать можно только товар, на который существует неэлластичный спрос.
Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Рассмотрим Долгосрочное равновесие, в случае открытой монополии [6, c. 190-
191]. Пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами, которые есть у естественной монополии, ни законодательными барьерами, делающими невозможным вход в отрасль - вотчину закрытой монополии. Как защищаться ей от возможных соперников? Какие варианты оптимального поведения находятся в ее распоряжении? Во-первых, она может взвинтить цену до уровня, обеспечивающего прибыль до тех пор, пока цены вновь не упадут.

Заодно на рынке появятся конкуренты и часть прибыли будет доставаться им. чень часто фирмы именно так и поступают.
Много примеров подобного рода можно найти в отраслях, производящих бытовую электронику. Фирма, впервые выбрасывающая на рынок компакт-диски, стереотелевизоры и т. д., практически всегда устанавливает на них высокую стартовую цену. Вскоре на рынок выходят фирмы, предлагающие аналогичную продукцию. Рынок превращается в олигополию, где фирме-лидеру может принадлежать все-таки весьма значительная доля. Однако рыночная цена будет уже существенно ниже начальной. В случае удачи, к моменту полного исчезновения чисто экономической прибили исследовательский отдел предложит какой- нибудь новый вид продукции, который вновь позволит фирме пожать плоды временной монопольной прибыли. Нередко надежда даже на весьма краткосрочную монопольную прибыль становится мощным двигателем инновационного процесса.

Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор. Вместо того, чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получения краткосрочной максимальной прибыли, фирма может установить несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам, но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования,

Поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов. Анализ лимитирующего ценообразования связан с серьезными трудностями. Такая стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов, которые имеют преимущества перед возможными конкурентами во всем, связанном с издержками. Например, компания, впервые выходящая на рынок, должна понести „безвозвратные издержки на создание дилерской сети в целях ознакомления потребителей с новым торговым знаком. Может создаться и такая ситуация, при которой фирма-лидер сумела методом проб и ошибок достичь настолько
„низкого уровня издержек производства, который в принципе недостижим для любой фирмы-преследователя. Обладая таким преимуществом в издержках, фирма-лидер может получить чистую экономическую прибыль при столь невысокой цене, которая практически исключает опасность появления новых фирм в отрасли.

Совершенно не обязательно, чтобы перед фирмой стоял абсолютно жесткий выбор: либо максимизация краткосрочной прибыли, либо лимитирующее ценообразование. Фирма вполне может установить некую промежуточную цену которая будет усложнять и тормозить процесс появления новых фирм в отрасли (не исключая саму возможность такого появления). Фирма может вывести свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем «скользить вниз вдоль кривой спроса» по мере того, как новые фирмы будут появляться на рынке
(число вариаций такого рода бесконечно).

По мере того, как внимание руководства фирмы переключается с простеньких расчетов предельных издержек и предельного дохода, составляющих весь нехитрый катехизис «простого монополиста, на поиск направления стратегических ударов и контрударов по потенциальным конкурентам, рыночная структура, названная нами открытой монополией, органично трансформируется в олигополию.

Принимая решения об установлении объема выпуска и цены на свою продукцию, ориентирующаяся на максимизацию прибыли фирма-монополист действует следующим образом: уравнивая свои предельные издержки и предельную выручку, она определяет количество товара Qm, которое будет производить, а затем через обратную функцию рыночного спроса P(Q) определяет цену Pm (см. рис. 1.2.2).

рис. 1.2.2

В данном случае монополист продает однородный товар по единой для всех покупателей цене Pm. Хотя при господстве на рынке монополии благосостояние покупателей и ухудшается по сравнению с рынком совершенной конкуренции (Pm > Pc,
Qm < Qc), им все же остаётся некий потребительский излишек (площадь треугольника APmE). Обладающая монопольной властью (Pm > MC(Qm) и являющаяся price – maker фирма- монополист может при помощи различных способов попытаться захватить часть потребительского излишка (или даже его целиком) и тем самым еще больше увеличить собственный выигрыш [l5, c.143]. При этом она, возможно, не будет устанавливать единую цену и, возможно, товар перестанет быть однородным. Фирма
– производитель может назначить разным покупателям различные цены на идентичные товары или услуги, и в этом случае говорят, что она применяет ценовую дискриминацию. Также при осуществлении ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю.
Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар. Примером здесь может послужить продажа товаров наборами
(пакеты компьютерных программ, комплексные обеды в столовой и т. д.).
Каждый из потребителей может приобрести как набор целиком, так и входящие в него товары по отдельности (что, скорее всего, обойдется дороже). В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.

Для того, чтобы фирма имела возможность, и ей было выгодно, осуществлять ценовую дискриминацию, необходимо выполнение следующих условий.

Фирма должна являться price-maker, т.е. обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию
(обладать монопольной властью). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, а, значит, являющиеся price- takers, не имеют возможности продавать какие-либо единицы своей продукции по цене, отклоняющейся от рыночной, т.к. в случае отклонения от нее они сокращают свою прибыль. Это означает, что выгодное осуществление ценовой дискриминации невозможно для конкурентной фирмы, монопольной властью не обладающей.

Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп(производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).

Реализация ценовой дискриминации связана с невозможностью осуществления покупателями арбитражных операций
(арбитража), т.е. передаваемости продукта между потребителями.

Действительно, если трансакционные
(арбитражные) издержки при осуществлении сделок между потребителями низки, то попытки продавца продать свой товар по различным ценам приведут к тому, что покупатели, приобретающие товар по более низкой цене будут перепродавать его тем, кто готов заплатить более высокую цену.
Если такой арбитраж (первого типа) является совершенным, то весь продукт покупается(по минимальной цене) только одним потребителем для перепродажи остальным. В этом случае ситуация для продавца складывается почти как в случае установления единой цены. Однако, совершенный арбитраж - это теоретический случай, а на практике может существовать лишь ограниченный арбитраж [13, c.3-5].

Возможности вступления в арбитраж гораздо более широки в сфере товарного производства по сравнению со сферой услуг (ведь большинство товаров может быть складировано, сохранено и передано, в отличие от услуг, потребление которых нельзя перенести). Поэтому возможности осуществления ценовой дискриминации шире в различных отраслях сферы услуг
(медицина, транспорт(авиа- и железнодорожные перевозки, телефонная связь( различные тарифы в зависимости от времени суток); электро-, водо- и газоснабжение и т.д.)

Хотя в реальной жизни ценовая дискриминация может проявляться в огромном разнообразии форм, экономисты при ее исследовании выделяют вслед за
А.С.Пигу три основных типа. Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени.

Ценовая дискриминация первой степени
(first-degree price discrimination), или совершенная ценовая дискриминация
(perfect price discrimination), означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации. Как уже было упомянуто, возможностей для существования совершенной ценовой дискриминации в реальной жизни практически нет. Чтобы рассмотреть этот вид ценовой дискриминации более подробно, необходимо предположить, что отсутствует арбитраж, и производитель обладает полной информацией о каждом из потребителей своей продукции, ему известны кривые спроса каждого потребителя (т. е. он знает их готовность платить). Так как в реальности это вряд ли возможно, то ценовая дискриминация первой степени является по большей части теоретической ситуацией.

Если производитель устанавливает единую цену на свою продукцию, то он использует линейную схему ценообразования, т.е. линейный тариф
T1(q) = PQ. T1(q) - это общая сумма денег, которую должен уплатить потребитель в зависимости от покупаемого количества. Прибыль монополии будет равна П = PmQm – C(Qm)

Если же монополист имеет возможность проводить ценовую дискриминацию, то он увеличивает свою прибыль еще больше за счёт потребителей, захватывая потребительский излишек целиком или частично. При ценовой дискриминации первой степени он будет получать весь тот излишек, который существовал бы на совершенно конкурентном рынке. Каждую единицу продукта при этом он будет каждому покупателю продавать по той максимальной цене, которую тот готов заплатить за данную единицу. Это называется ценообразованием по принципу
"бери или уходи".

На рис. 2.2.2 представлено графическое изображение совершенной ценовой дискриминации. Монополист достигает максимума своей прибыли, если присваивает весь потребительский излишек, обозначенный площадью CS. При этом он будет, как и конкурентная фирма, производить до тех пор, пока предельные издержки последней единицы не сравняются с ценой. Таким образом, производимое количество будет равно qc.

рис. 2.2.2 - Совершенная ценовая дискриминация

При осуществлении ценовой дискриминации второй степени (second- degree price discrimination) монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену. Этот вид ценовой дискриминации похож на совершенную ценовую дискриминацию, но грубее.
Практикующему ценовую дискриминацию второй степени монополисту удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его часть.
При анализе ценовой дискриминации первой степени уже упоминалось, что это довольно далекая от реальности модель.
Ценовая дискриминация второй степени – уже не просто теория, а способ ценообразования, который в том или ином виде часто применяется на практике.
Например, может осуществляться количественная (двухставочные и нелинейные тарифы), качественная, временная ценовая дискриминация, а также другие ее формы.

Для того, чтобы осуществить ценовую дискриминацию второй степени, монополист должен суметь разделить спрос, предъявляемый на рынке неоднородными потребителями, на n частей (n ? 2)
Предположим, что прямые сигналы о предпочтениях потребителей отсутствуют, поэтому рассортировать покупателей по группам он сразу не сможет. Однако, неоднородные потребители обладают все же некоторыми скрытыми характеристиками, которые и может использовать производитель. Он может предложить всем покупателям ценовой прейскурант, в котором цена зависит от какого-либо параметра (количество, качество, время и т. д.), предоставляя им возможность выбора наиболее приемлемого для них набора (цена – количество, цена – качество и т. д.). Таким образом он принуждает потребителей к самоотбору, пытаясь рассортировать их косвенно через их выбор в зависимости от готовности платить. В этом и состоит основная идея ценовой дискриминации второй степени.
Осуществляя ее, производитель вводит некоторый механизм просеивания, который ограничивает возможности того, что потребитель, которому предназначен определенный набор, выберет набор, предназначенный другому потребителю (не дает потребителю A "прикинуться" потребителем B чтобы заплатить меньше, чем он готов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6