Финансовая система Республики Узбекистан
Финансовая система Республики Узбекистан
Финансовая система Республики Узбекистан
1. Сущность и функции финансов.
2.
Финансовая система и ее субъекты.
3.
Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.
4.
Государственный бюджет: пути формирования и использования.
5.
Бюджетный дефицит и государственный долг.
6.
Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
7.
Анализ бюджетной политики Узбекистана.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Важнейшим инструментом экономической политики и
регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или,
наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для
снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм,
повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения
экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая связана с
планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных
средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного
развития экономики финансы занимают особое место в экономических отношениях.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений,
соответствующие характеру производственных отношений в обществе.
Финансы - обобщающая
экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и
денежные отношения в стране и в обществе.
Сущность финансов, закономерности их развития и роль
определяются экономическим строем общества, а также природой и функциями
государства. Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного
производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-я
стадия воспроизводственного процесса - распределение валового внутреннего
продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых
должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком
финансов как экономической категории является распределительный характер
финансовых отношений.
В распределении фонда денежных средств участвует
совокупность экономических категорий. Однако специфической особенностью
финансов является то, что материальными носителями финансовых отношений
являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая
форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и
государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений,
а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.
Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой
формах. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно
выбирает форму, государство использует фондовую форму, что является
целесообразным для интересов общества в целом, так как это:
- позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности
с экономическими возможностями общества;
- обеспечивает концентрацию ресурсов на основных
направлениях развития общественного производства;
- дает возможность полнее увязать общественные, коллективные
и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
|
Финансы - система сложившихся
в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов
денежных средств на основе распределения и перераспределения валового
общественного продукта и национального дохода.
|
Характерными чертамисовременных финансов
являются следующие:
1) денежная форма;
2) распределительный характер отношений;
3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном
выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо
нефондовой формах.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции
финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.
Распределительная функцияпроявляется в
том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении
внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками
общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой
материального производства и социально-культурной сферой.
Распределительная функция проявляется в первичном
распределении стоимости созданного экономического продукта и формировании
первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.
Финансовые методы распределения распространяются на
физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного
процесса, на все уровни управления экономикой. Он проявляется на общенациональном
уровне, на уровне отдельных регионов, на местном уровне.
Контрольная функцияпроявляется в контроле
со стороны общества за производством, распределением и обращением
экономического продукта.
Через контрольную функцию можно узнать, как складываются
пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые
ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и
эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый
контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного
производства.
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СУБЪЕКТЫ
Финансы выражают экономические общественные отношения.
Отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические
особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.
Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.
Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений,
в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют
финансовую систему страны.
Финансовая система- это система форм и
методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в
финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко
не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект
финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и
звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако
финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.
Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы
(схема 1).
Необходимость существования финансов хозяйствующих
субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в
ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в
денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря
финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в
оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного
капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную
продукцию (валовой доход) распре- деляется таким образом, что удовлетворяются
их потребности в различных финансовых ресурсах.
Схема 1
Большое место в составе потребностей в денежных средствах
занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам,
выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социально-
культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении без- опасности
страны и граждан.
Развитие рыночных отношений, базой которых является частная
собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу
финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в
страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С
развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой
защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью
финансовых ресурсов страхования.
Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы
кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых
институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения
различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и
частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые
отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.
Финансовая система характеризуется не только составом
входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми
потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений. Систему
взаимных финансовых связей и потоков можно изобразить в следующей упрощенной
схеме (см. схему 2).
Схема 2
За каждой из указанных на схеме стрелок стоит множество
разнообразных финансовых связей, потоков, отношений.
Финансы - это сфера общественных отношений, которая является
объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится
посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики -
обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной
государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика - это совокупность
государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов,
их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика прежде всего направлена на формирование
максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная
база любых преобразований.
В период эволюционного развития общественной жизни и
стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая
политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном
государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений
политика направлена на формирование новой системы общественных отношений,
проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И
ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
Теоретические истоки современных западных концепций
государственных финансов следует искать в работах западных экономистов XIX -
начала XX в. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики
и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных
государств. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих государств
лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось
невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных
процессов. Экономическая действительность конца 20-х - начала 30-х годов
заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать реальным требованиям
жизни.
Под влиянием развития государственно-монополистического
капитализма в 30-60-е годы в основу финансовой политики были положены
кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М.Кейнса
исходит из следующих основных положений.
1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства
следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его
предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
2. Капиталистическая экономика не может полностью
саморегулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала
вмешательство государства неизбежно.
Государственное регулирование должно существенно дополнить
механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.
3. Экономические кризисы перепроизводства выступают на
поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике
следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин
"эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и
производством, доходом и занятостью.
4. Главным инструментом регулирования экономики является
бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом
возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного
оборудования.
На основе идеи об "эффективном спросе" была
пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственного
вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов - государственные
расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором
достижения "эффективного спроса". Правитель- ственный спрос,
обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую
деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Так же как
государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги,
считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные
компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым является и
введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости
роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов.
Последователи Дж. Кейнса назвали его "принципом
дефицитного финансирования". По мнению Дж. Кейнса, государственные
инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг. Правительственные
инвестиции, финансируемые посредством займов, приведут к расширению "склонности
к инвестированию", а финансирование текущих расходов приведет к увеличению
"склонности к потреблению". Со времени Кейнса обязательное
соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с
концепцией "здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных
капиталов становится одним из инструментов достижения "эффективного
спроса", а дефицит государственного бюджета превращается в один из
способов государственного регулирования.
Таким образом, Дж.Кейнс разработал принципиально новую
теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях
государственно-монополистического капитализма. Финансовая политика была
осуществлена на практике последователями Дж.Кейнса (в США - Р.Харродом,
А.Оукеном, У.Хеллером, в Великобритании - Дж. Вайсманом, во Франции - Ф.Перру,
в Японии - К.Эми, X.Ито и другими)" В 40-60-е годы она имела успех и
определенные положительные результаты.
Экстенсивному типу экономического развития соответствовал
кейнсианский постулат о необходимости роста государственных расходов. В ряде стран
Западной Европы были внедрены социал-реформистские формы государственного
регулирования. На этой основе происходил рост расходов на образование,
здравоохранение, сформировалась эффективная система социального обеспечения. И
до 70-х годов в основе финансовой теории и практики большинства ведущих
западных государств лежали исходные положения теории Дж.Кейнса.
Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу
экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственной жизни
показали несостоятельность модели функционирования государственных финансов
Кейнса в новых условиях. Потребовались иные теории государственного
регулирования.
Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства
формируется концепция "неоклассического синтеза" - теория
равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор.
Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов
Нобелевской премии английского экономиста Дж.Хикса и американца П.Самуэльсона.
Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая
предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики
(изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и т.п.).
П.Самуэльсон вводит в оборот термин "общественный товар", под
которым понимает товары и услуги, доставляемые членам общества государством.
"Общественный товар" сочетает три свойства: неделимость среди членов
общества, всеобщую доступность и предоставление государством (т. е. минуя рынок
- например, информация). В идее "общественного товара" ставится
вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами - на
государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной
инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль. По мнению
П.Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать
регулирующие меры для сферы предложения общественного товара. Основная цель
вмешательства государства в микромир - достижение оптимальности правительственных
расходов, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между
государством, предприятиями и отдельными членами общества.
С конца 70-х годов в основу финансовой политики
Великобритании, США, ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она
нашла выражение в теории предложения, одним из главных положений которой
является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в
хозяйственную жизнь и особенно в социальную область. В числе мероприятий этой
концепции - реприватизация части государственной собственности, усиление
рыночного механизма конкуренции, перенесение центра тяжести в экономике на
проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.
Главное место отводится предпринимателю, в интересах которого должны
вырабатываться стимулы, повышающие его активность и про- изводительность. В
интересах индивидуального производителя должно быть приспособлено вмешательство
государства в экономику.
Страницы: 1, 2, 3
|