Финансирование выборов и референдумов
Финансирование выборов и референдумов
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
Дисциплина Избирательное право России
Реферат
по теме: «ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ И
РЕФЕРЕНДУМОВ»
Подготовил:
Слушатель 444 группы
Карпович А.А.
Белгород - 2008
г.
План
1. Понятие, принципы, основные модели
регулирования финансирования
выборов.
2. Избирательные фонды
кандидатов, избирательных объединений (блоков).
3.
Особенности финансирования избирательных комиссий и политических партий.
1. Понятие, принципы, основные модели
регулирования
финансирования
выборов
Анализируя практику проведения избирательных
кампаний в нашей стране в последнее время, можно отметить, что, несмотря на
перманентное реформирование законодательства, по-прежнему остаются
неурегулированными многие вопросы, возникающие на разных стадиях избирательного
процесса. Не является исключением финансирование выборов.
Правовая
регламентация и литературный подход разнятся в употреблении терминов, связанных
с финансированием выборов. Например, глава VIII Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» называется
«Финансирование выборов и референдума». В теории избирательного процесса очень
часто используются и такие термины, как «финансирование избирательных
кампаний», «финансирование предвыборной агитации», «политическое
финансирование».
В период финансирования выборов органы внутренних дел
должны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их
полномочий по контролю за соблюдением порядка финансирования избирательных
кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных блоков и
избирательных объединений. Специалисты Министерства внутренних дел России
принимают участие в работе контрольно-ревизионных служб при Центральной
избирательной комиссии, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации
и окружных избиркомах.
Тем не менее, под
финансированием выборов следует понимать действия, направленные на
прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное
обеспечение подготовки и проведения выборов.
К основным
принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность
при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и
проведения выборов.
Принцип гласности
и открытости в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…»
ст. 59 п. 8 проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов до
дня голосования на выборах, периодически направляет в средства массовой
информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств
избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических
печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать
указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех
дней со дня получения.
К тому же,
кредитная организация или держатель специального избирательного счета по
требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения,
избирательного блока, обязана периодически предоставлять им информацию о
поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного
кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Кредитная
организация – держатель специального избирательного счета, по представлению
соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному
фонду, требованию кандидата, избирательного объединения, избирательного блока
обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно
представить заверенные копии первичных финансовых документов,
подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
Избирательным
законодательством предусматривается обязанность банков предоставлять
избирательным комиссиям сведения о поступлении и расходовании средств
избирательных фондов. При этом установлен разный порядок предоставления
сведений о поступлении и о расходовании средств. Первые предоставляются
автоматически в трехдневный срок со дня их поступления, вторые – по письменному
запросу избирательной комиссии без установления специальных сроков ответа на
запрос. Объем поступающей информации в избирательные комиссии определяется по
формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации
и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. В них обычно
указываются сумма и источник поступления, дата зачисления на счет, документ,
подтверждающий направление средств (платежное поручение, почтовый перевод,
сберегательная книжка), а также возможная доля иностранного капитала, если
взнос делает юридическое лицо.
Информация о
расходовании денежных средств включает в себя сумму расхода, дату снятия
средств со счета, адресат получения средств и направления расходования. При
этом на обналиченные средства направления расхода обычно не указываются, что
дает потенциальную возможность расходовать их без реального контроля.
Для обеспечения гласности поступления и расходования средств
избирательных фондов важно решение вопроса об объеме публикуемых сведений. Сами
по себе публикации отдельных, часто не сопоставимых друг с другом цифр о суммах
общих поступлений и общих расходов кандидата, избирательного объединения, как
правило, не дают возможности сопоставления с реальными предвыборными
мероприятиями. Основной смысл публикаций сведений о движении средств
избирательных фондов состоит в том, чтобы избиратели, соперничающие кандидаты,
избирательные объединения (блоки) могли убедиться в том, что избирательное законодательство
неукоснительно соблюдается.
Так,
согласно Федеральному закону РФ «О выборах Президента Российской Федерации»
редакции государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать
переданные им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сведения
о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств.
Обязательному опубликованию подлежат сведения:
1)
о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае,
если ее размер превышает 200 тысяч рублей;
2)
о юридических лицах, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на
сумму, превышающую 400 тысяч рублей;
3)
о количестве граждан, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования
на сумму, превышающую 40 тысяч рублей;
4)
о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
5)
об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме
средств, израсходованных из него.
Отчетность. Один из основополагающих
принципов финансирования выборов. Порядок учета и отчетности по средствам
избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией
Российской Федерацией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации
или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с
национальными банками, главными управлениями Центрального банка Российской
Федерации в субъектах Российской Федерации.
Выделяют
отчетность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и
избирательных комиссий. Финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений
и блоков, в свою очередь, составляют базу для финансового отчета самих
избирательных комиссий, которые подотчетны соответствующему представительному
органу государственной власти, а на местных выборах – представительному органу
местного самоуправления. Поэтому, думается, кандидаты, избирательные
объединения и блоки юридически подотчетны не перед избирательными комиссиями, а
перед представительными органами.
Законодательство
не определяет форму отчета. По сложившейся практике это делают те избирательные
комиссии, которые вправе устанавливать порядок отчета и отчетности по средствам
избирательных фондов, то есть Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
Согласно
Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…» кандидат, избирательное
объединение, избирательный блок обязаны предоставить в соответствующую комиссию
не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них – не позднее чем за
10 дней до дня голосования на выборах, а итоговый – не позднее чем через 30
дней после опубликования результатов выборов ) о размерах своего избирательного
фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах,
произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому
отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и
расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются
комиссиями средствам массовой информации на позднее чем через пять дней со дня
их поступления.
Отношения
между сторонами, возникающие в связи с финансовым отчетом, носят характер
публично-правовых отношений, в которых у одной стороны – обязанность по
представлению отчета, у другой – право получения отчета, те есть речь идет о
неравноправных отношениях субъектов. Вместе с тем представляется, что
обязанность представления финансового отчета в избирательную комиссию
юридически не означает подотчетность кандидата, избирательного объединения
(блока) избирательной комиссии. Последняя уполномочена только принять отчет,
выступает своеобразным депозитарием отчета. В законодательстве не указано, что
избирательные комиссии имеют право отказать в принятии отчета. Право принять
отчет означает одновременно и обязанность комиссии сделать это.
Законодательство не дает комиссии права давать юридически значимые оценки
финансового отчета, но комиссия вправе и обязана высказывать свои суждения
относительно соблюдения законодательства и порядка представления отчета.
Разовая
финансовая отчетность, которая установлена действующим законодательством, имеет
существенные недостатки. Главные из них: во-первых, конкурирующие кандидаты,
партии в период избирательной кампании не подотчетны ни перед кем в своей
финансовой деятельности. Избирательная кампания заканчивается в день
официального опубликования результатов выборов, а финансовый отчет кандидат,
зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) обязаны
представить не позднее чем через 30 дней от указанной даты. Такая свобода
теоретически представляется необоснованной, а практически влечет за собой
широко распространенное нецелевое использование средств избирательных фондов, в
том числе и бюджетных средств. Во-вторых, одни финансовый отчет лишает
общество, других кандидатов, организаторов выборов официальной, юридически
значимой финансовой информации от основного носителя этой информации –
кандидата, избирательного объединения (блока) на весь период выборов.
Финансовый отчет кандидата как источник информации не может быть поставлен в один
ряд с информацией банков, избирательных комиссий, не может быть заменен
последней в силу разных юридических последствий. Поэтому ведение финансовых
отчетов в ходе избирательной кампании – это новый канал гласности, открытости
выборов, который не может быть заменен другими источниками информации.
Согласно
закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:
1)
первый финансовый отчет – одновременно с
представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую
избирательную комиссию в установленном настоящим Федеральным законом порядке; в
отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять
дней предшествует дате сдачи отчета;
2)
второй финансовый отчет – не ранее чем за 12
дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются
сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует
дате сдачи отчета;
3)
итоговый финансовый отчет – не позднее чем
через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому
финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие
поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы,
указанные в пункте 5 статьи 63 настоящего Федерального закона.
Избирательное
законодательство устанавливает финансовую отчетность избирательных комиссий о
расходовании бюджетных средств на выборы и референдумы. Избирательным комиссиям
в бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов и
референдумов». Поэтому логичен вывод о том, что комиссии должны отчитываться о
расходовании всех бюджетных средств. Однако практика идет по пути ограничения
содержания финансовой отчетности расходами избирательных комиссий только за
период со дня назначения выборов и до дня составления финансового отчета.
До
настоящего времени не решены проблемы, связанные с рассмотрением финансовых
отчетов. Финансовые отчеты Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации,
территориальных избирательных комиссий представляются соответственно в палаты
Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные
органы местного самоуправления.
Финансовые
отчеты участковых и окружных избирательных комиссий не называются. На практике
эти отчеты представляются в вышестоящую избирательную комиссию. Органы местного
самоуправления, как правило, не получают финансовых отчетов избирательных
комиссий.
Федеральные
законы «О выборах Президента и депутатов Государственной Думы» закрепляют
инстанционный порядок представления финансовых отчетов в системе избирательных
комиссий.
Участковая
избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную
комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета,
выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение
выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня
голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная
избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта
Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального
бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку
и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования
(повторного голосования в случае его проведения).
Избирательная
комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную
комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств
федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской
Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих
результатов выборов Президента Российской Федерации.
Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального
Собрания Российской Федерации и передает в средства массовой информации отчет о
расходовании средств федерального бюджета, а также сведения о поступлении
средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее
чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов
выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее
чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания
Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе, а также
размещены в сети «Интернет».
Ответственность. Законодательством
предусмотрена юридическая ответственность за правонарушения, связанные с
финансирование выборов. В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях…» речь
идет об уголовной, административной либо иной ответственности в соответствии с
федеральными законами. Иначе говоря, этот Федеральный закон содержит бланкетную
норму, которая отсылает к другим законам, то есть с точки зрения
правоприменения эта норма не может работать.
Мерами
государственно-правовой ответственности за правонарушения при финансировании
выборов могут быть:
-
отказ в заверении списков кандидатов, принятии
уведомления о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе;
-
отказ в приеме подписных листов и других документов
на регистрацию кандидата, списка кандидатов;
-
вынесение предупреждения кандидату,
зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку), инициативной
группе избирателей;
-
отказ в регистрации кандидата (списка
кандидатов);
-
приостановление регистрации кандидата (списка
кандидатов);
-
отмена регистрации кандидата (списка
кандидатов);
-
признание выборов недействительными.
Гарантированность финансового обеспечения подготовки и
проведения выборов.
Ассигнования
на подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются отдельной
строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными
распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на
проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и
референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня
официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении)
выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.
Страницы: 1, 2, 3
|