бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Федеративная форма государственно-территориального устройства бесплатно рефераты

- Единая правовая система (государственный суверенитет федерации предполагает не только единую федеральную правовую систему, но и верховенство федерального права в вопросах ведения субъектов федерации).

II

- Легитимность федеральных органов государственной власти (система органов государства -   это единый, целостный механизм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией).

- Федеральное гражданство.

- Федеральная государственная собственность, единая кредите - денежная система.

- Единая федеральная армия.

- Международная правосубъектность.

- Официальный статус государственного языка.

- Государственные символы.

- Контроль за деятельностью субъектов федерации ( контроль за исполнением

федерального   законодательства, введение чрезвычайного положения,

введение прямого президентского правления или федеральной интервенции. Введением чрезвычайного положения, президентского правления или интервенцией могут быть ограничены некоторые права и свободы субъектов федерации (роспуск местных органов власти и замена их уполномоченными из центра, отмена законодательства и т. д.)

Правовой статус субъектов федерации характеризуется тем, что они в праве осуществлять любую деятельность на своей территории, если она не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права федерального центра и других субъектов федерации. Подробнее о правовом статусе субъектов федерации я скажу, когда буду говорить о формирование права в федерациях, а сейчас" о других точках соприкосновения федерации и ее субъектов при осуществлении государственной власти.

Принцип федерализма также является принципом разграничения предметов ведения между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов ( например, это отражено в ст. 30- 31, TO-74 основного закона ФРГ ). Суть данного принципа состоит в том, что в

12


вопросах формирования государственных органов федерации и ее субъекты самостоятельны.

Органы законодательной власти состоят из парламента федерации и парламентов субъектов федерации. Это постоянно действующие органы государственной власти. Они избираются непосредственно народом и подотчетны своим избирателям. Парламенты занимаются в основном нормотворческой деятельностью и принимают законы и постановления в пределах своей компетенции. В своих решениях они выражают волю народа федерации   и  предают  ей  общеобязательный  характер.   Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, федеральные министерства и службы, так же правительства, министерства, администрации и другие исполнительные органы субъектов федерации. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую федеральным правительством.

Органы судебной власти" это, как правило, Конституционный Суд, Кассационный (Верховный) Суд, Кассационный (Верховныи)Арбитражный Суд, другие федеральные суды, а так же суды субъектов федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия. В своей совокупности они составляют судебную систему федерации. Все суды являются независимыми и подчиняются только закону.

Остальные государственные органы имеют сходное разделение на федеральные органы и органы субъектов федерации. Исключения, как правило, составляют разведывательные и контрразведывательные органы и органы таможни (и то, и другое является исключительным правом федерального центра).

13


Важнейшей формой участия субъектов федерации в решении федеральных вопросов является формирование верхней палаты федерального парламента, называемого Сенатом (США, Индия ), Советом Союза (ФРГ), Советом Федерации (РФ), Верховным Советом (СССР) и т. д. Представители субъектов федерации чаще всего избираются на равных основаниях, но в Индии избрание в сенат не равное: от 1 до 34 человек, в зависимости от населения штата. В некоторых странах верхняя палата парламента не избирается, а формируется или путем назначения в ее состав представителей от земель (ФРГ), или из руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации (РФ).

В составе ряда федераций, помимо субъектов федерации, имеются федеральные и зависимые территории, ассоциированные государства и др. Они, являясь составными частями федераций, оказывают определенное влияние на организацию федеральных отношений.

2.Правоотношения федерации и ее субъектов.

Я уже рассказывал о разграничение власти между федерацией и ее субъектами и об исключительных полномочиях федерального центра с точки зрения  строения федеративного государства. С точки зрения правового устройства предметы ведения и полномочия в федеративном государстве можно разделить на следующие виды:

1. исключительные полномочия и предметы ведения федерации

2. исключительные полномочия и предметы ведения субъектов федерации

3. совместные полномочия и предметы ведения федерации и субъектов федерации (конкурирующая компетенция)

4. остаточные полномочия. »

Из сочетания этих видов предметов ведения и полномочий складываются разнообразные способы их разграничения. |/

14


1.Конституции  некоторых  стран  устанавливают   исключительную компетенцию федерации, а все остальные полномочия передаются субъектам федерации. Так, в соответствие с 10 поправкой к Конституции США, «полномочия, не делегированные США настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами либо народом». Исключительная сфера ведения федерации обычно исчерпывающим образом определена в тексте федеральной конституции.

2.В конституции страны устанавливаются две сферы ведения и полномочий: и федерации и ее субъектов, а не перечисленные в конституции полномочия относят либо к федерации, либо к ее субъектам. К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относится местное самоуправление; местные предприятия; местные налоги и сборы;

вопросы общественного порядка, культуры, здравоохранения, коммунального обслуживания, городского устройства, выплаты пособий престарелым и инвалидам и др.

Э.В конституции страны перечислены три сферы полномочий и предметов ведения. Кроме полномочий и предметов ведения федерации и ее субъектов указывается еще сфера совместного ведения. Последнюю в некоторых странах называют совпадающей или конкурирующей компетенцией. Такой способ применяется в ФРГ, Индии и других странах. Так, основной закон ФРГ устанавливает, что в «сфере исключительной законодательной компетенции федерации земли обладают правом законодательства тогда, когда специально управомочены на это федеральным законом» (ст. 71). «В сфере конкурирующего законодательной компетенции федерации земли обладают правом законодательства лишь тогда, когда федерация не использует данных ей законодательством прав» (ст.  72). «Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий основной закон не допускает иного регулирования» (ст.ЗО). При этом «Федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст.31).

15


4.Конституции устанавливают перечень ведения и полномочий федерации и сферу совместного ведения федерации и ее субъектов. Перечня полномочий и предметов ведения субъектов федерации при этом не дается.

В некоторых странах установлены особые способы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами , которые трудно отнести к перечисленным выше. Так, в конституции Австрии указываются:

- вопросы, по которым законодательная и исполнительная деятельность осуществляется федеральными органами

- вопросы, по которым законодательство относится к ведению федеральных органов, а исполнение к органам субъектов федерации

- вопросы, по которым федеральные органы устанавливают основы законодательства, а органы субъектов федерации принимают законы

- вопросы, по которым издание и исполнение законов находится в ведение субъектов федерации.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в законотворческой сфере федеративных государств разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации осуществляется несколькими способами:

1. Федерация устанавливает общие принципы законодательства, а субъекты федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы.

2. Субъекты федерации имеют право принимать законы только в том случае, если по этому вопросу уже принят федеральный закон

3. И федерация, и ее субъекты принимают законы по вопросам совместного ведения, но соблюдается приоритет федерального закона

4. В случае отсутствия федерального закона субъекты федерации

осуществляют законодательную деятельность в полном объеме с учетом

своей специфики.

В Российской Федерации в сфере совместного ведения и федерация, и ее субъекты принимают законы, при этом акты субъектов федерации не могут

16


противоречить федеральным законам. Кроме того, между органами государственной власти федерации и органами власти ее субъектов заключаются договоры о разграничение предметов ведения и полномочий, в которых конкретизируются конституционные положения. "3 \

.  .'   .         .                .     ,                    .  .                    •              ^1

3. Особенности федеративного устройства России.

Приобретя в 1990 г. статус независимого государства, Россия получила стартовые условия и уникальный шанс для формирования принципиально новых федеративных отношений. И в этом направление был сделан крупный шаг: 31 марта 1992 г. регионами России (за исключением Татарстана и Чечни) был подписан Федеративный Договор. Этот документ сыграл исключительно важную роль в прорыве от унитарного государства к федеративному.

Федеративный договор включает в себя три близких по содержанию договора о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации трех типов:

- республик в составе Российской Федерации

- краев, областей, городов федерального значения- Москвы и Санкт-Петербурга

- автономной области и автономных округов.

Статус федерации в России включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется прежде всего тем, что РФ является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим высшей властью в отношение всей своей территории, за исключением тех полномочий, которые в соответствие с федеральной конституцией находятся в ведение органов власти субъектов федерации.

На территории РФ не допускается установление таможенных границ, '1, t пошлин, сборов, и других препятствий для перемещения товаров, услуг и

17


финансовых средств. Такие препятствия могут быть установлены только федеральным законом и только в крайних случаях.

Российская Федерация имеет единое гражданство, единые федеральные органы государственной власти, единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет и систему налогов; право на международные отношения с иностранными государствами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами осуществляются на основе Конституции РФ, Федеративного Договора и иных договоров между федерацией и ее субъектами. Эти акты определяют:

1.Исключительные предметы ведения и полномочия РФ.

2.Предметы и полномочия совместного ведения РФ и ее субъектов.

3.Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов федерации. В ст. 71 Конституции РФ установлены исключительные предметы ведения и полномочия РФ. В частности- это принятие и изменение федерального законодательства, контроль за его исполнением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

установление федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность; установление основ федеральной политики;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование; федеральный бюджет, налоги и сборы; федеральная и ядерная энергетика; внешняя политика; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы; судоустройство, прокуратура, уголовное,   уголовно-   процессуальное,    гражданское,    гражданско-процессуальное законодательство, амнистия и помилование; стандарты, эталоны, метрическая система и др.

Другие имеющиеся у федерации полномочия, установленные в ст. 72 Конституции РФ, она осуществляет совместно с субъектами федерации. К ним, в частности, относятся вопросы обеспечения соответствия нормативно-

18


правовых актов субъектов федерации Конституции РФ и иным федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; природопользование;

землепользование; охрана окружающей среды; общие вопросы образования науки и культуры; административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

По вопросам, которые находятся вне пределов ведения РФ и совместного ведения, субъекты федерации принимают законы по собственному усмотрению т. е. отсутствие федерального закона по вопросам совместного ведения не является   препятствием для урегулирования этого вопроса субъектом федерации. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом по вопросам ведения субъектов федерации действует нормативно- правовой акт субъекта федерации. Коллизии, которые возникают между федеральными законами и законами субъектов федерации, разрешаются путем сравнения юридической силы актов вступивших в коллизию Конституционным судом РФ.

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, я подведу итог своему исследованию: федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Мое исследование подошло к концу. Я постарался проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смог представить объективную, лишенную политических и иных предрассудков работу на тему «Федеральная форма государственного устройства». Я в своей работе обобщил разные знания о государственно-территориальном  устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права». На базе этих знаний я не мог не попытаться дать ответы, на затронутые мной общегосударственные вопросы, вплотную связанные с федерализмом.

Главным из этих вопросов до сих пор остается вопрос сецеесии- выхода субъектов из состава федерации. Попытки сецеесии обычно подавлялись вооруженным путем. Вспомним из истории Гражданскую войну в США (1861-

20

1865 гг.), распад Югославии вызвавший кровопролитную гражданскую войну, так называемую «Чеченскую компанию», продолжавшуюся в России два года. Бывают, правда, и мирные еецессии: выход Сингапура из Малайзии (1965 г.), распад Чехословакии и СССР(1991 г.). Кровопролитием не редко заканчивается прямое вмешательство федерации в дела своего субъекта. Наука ТТЛ дает способ решения проблем еецессии, но, к сожалению, теория расходится с практикой и ни в одной федерации субъекты не имеют права выхода. Законодатели всячески игнорируют общеправовой институт самоопределения наций по которому каждая нация вправе сама выбирать свой путь развития. При таких расхождениях теории права и его практики и образуются неправовые законы, которые ни к чему хорошему не приводят.

Но мне хочется закончить свою работу на оптимистической ноте. Ведь федерация- это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно-территориального устройства. И пока можно сказать только одно: время все расставит на свои места и в федеральных, и в общемировых отношениях.


 

15.05.1998.                   

21

БИБЛИОГРАФИЯ.

1 .Нормативные акты Российской Федерации.

" Конституция РФ от 12.12.1993.

- Сборник кодексов РФ от 1.02.1998.

- Сборник законов РФ от 1.03.1998.

2.Нормативные акты зарубежных стран.

- Конституция США от1787

- Конституция Швейцарии от 1889

- Конституция ФРГ от 1949

- Конституция Индии от 1950

- Билль о правах США от 1791

3.Литература.

- Большая Советская Энциклопедия. М. 1978

22

-    Вологдою А. А. История государства и права зарубежных стран. СГУ. 1997

"    Заргорян Р. А-, Мельтюков М. И. История. СГУ. 1996

-    Конституционное право.//под реи. Козлова А. Е. М. 1997

-    Конституционное право зарубежных стран./Упод ред.Старашуна Б А. М. 1997

-    Маламед С, М. История государства и права России. СГУ. 1997

-    Остром В. Смысл американского федерализма. М. 1993 "

-    Теория государства и права.//под ред. Венгерова А. Б. М. 1993

-    ФРГ. Конституция и законодательные акты. М. 1993

-    Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1997

-    Чернило вский 3. М. Всеобщая история государства и права. М. 1996

23

ПРИЛОЖЕНИЕ. Осуществление государственной власти в федерации.

Уровни

Исполнительн

Законодатель

Судебная

Органы

власти

ая Власть

ная Власть

Власть

безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

и таможня

Федеральный

Правительство Министерства и службы

Парламент

Конституционны есуды Верховные суды Федеральные

Федеральные службы безопасности и таможенные

 

 

 

 

 

 

суды

органы

Субъектов Федерации

Правительства Министерства администрации

Парламент

Суды субъектов федерации

————

Комментарии

Исполнительная масть осуществляется

Парламент федерации имеет верховенство в

Суды независимы и

Обеспечение безопасности я таможенные

подчиняются

 

 

совместно федерацией в ее субъектами

Вопросах федеральной и совместной компетенции

только закону

вопросы находагся исключительно в федеральной

компетенции

 

24


Страницы: 1, 2