бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Федеральное устройство России бесплатно рефераты

     Многочисленные   национальные   государства   и   национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.

     В настоящее время в состав Российской Федерации входят субъекты  Федерации,  образованные по национальному  (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа)  и  по территориальному (края,  области,  города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). Указанные два принципа организации   субъектов  Федерации   (национально-территориальный  и территориальный) — существенные   характеристики    федеративного устройства России.

     Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

      Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам большое значение имеет то, что, согласно Конституции (ст. 69), Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

      Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

     Право нации на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно реализуется в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право нации на самоопределение, требует, однако, соблюдение территориально целостности независимых государств. Зарубежные Конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают права на отделение, выхода субъектов из состава федерации, обеспечивая их территориальную целостность, допуская расчленения независимых государств.  

      Формы национального самоопределения зависят от очень многих обстоятельств, экономических, политических, исторических, географических и других подобных факторов. Образование национально независимого государства иногда может быть нецелесообразно даже практически невозможно. В мире существует более 2 тыс. сравнительно крупных этнических групп, причем свыше 320 из них имеют численность более миллиона человек. Однако независимых государств насчитывается около 200.

     Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).

     Население всех республик, автономий многонационально, причем в большинстве из них нация, давшая им название, составляет менее половины населения. Российская Федерация олицетворяет государственное объединение русского народа со многими нациями и народностями меньшей численности: татарами, чувашами, башкирами, мордвой и т.д.

     Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — ее субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них. Кроме того, надо учитывать, что государство создает правовые условия для защиты национальных интересов граждан в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Гарантии этого права закреплены в Федеральном законе   «0   национально-культурной   автономии».   Национально-культурная автономия представляет собой форму не государственного, а национально-культурного самоопределения, когда граждане, относящиеся к определенной этнической общности (составляя национальное меньшинство на соответствующей территории), объединяются на добровольной основе в целях решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия, таким образом, является
из видов общественного объединения [4].       

     Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве -  Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Конституции РФ, закрепляющей статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что она принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом, Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и вместе с тем всех входящих в него народов, народностей.

     Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется в том, что все субъекты РФ обладают одинаковыми (равными) правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Субъекты РФ взаимодействуют с федеральными органами государственной власти на основе единых конституционных правовых принципов, единых правил взаимоотношений. Конституционный Суд РФ признал, что «принцип равноправия доминирует в статусе субъекта Российской Федерации» [5]. Субъекты РФ обладают равными правами при реализации права законодательной инициативы, формировании Совета Федерации, при одобрении поправок к гл. 3—8 Конституции РФ и т.д.

     Необходимо вместе с тем учитывать, что равноправие субъектов РФ не означает, что они обладают абсолютно одинаковыми правами. Конституция РФ устанавливает и некоторые различия в их конституционно-правовом статусе. Так, республики принимают конституции, а другие субъекты РФ — уставы. По инициативе автономной области, автономного округа может быть принят специальный федеральный закон о статусе данных субъектов РФ. Республики вправе устанавливать собственный государственный язык. Имеются некоторые различия в структуре и наименованиях органов государственной власти субъектов РФ (например, в некоторых объектах РФ формируют двухпалатные представительные (законодательные) органы государственной власти — в большинстве субъектов  РФ они однопалатные) и т.д. Кроме того, необходимо учитывать и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

2.2 Предметы ведения Российской Федерации

     Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти. Под предметами ведения Российской Федерации понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.

     Конституция РФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

     В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

     Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирует федеральные органы государственной власти.

     В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

     Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.

     В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.

     Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

     Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

     К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

     В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

     К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

     На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воз душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

     Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 4 июня 2003 г. «0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «06 общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6].

     По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

     Согласно ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

      Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

     Конституция устанавливает также, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79).


2.3 Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов

     Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции ними.

     Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

     Это, прежде всего наличие имеющихся у Российской Федерации государственно-правовых признаков, характерных для федеративного государства:

     1) суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию и проявляющегося в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов;

     2) федеральной Конституции и федеральных законов;

     3) федеральных органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

     4) государственной территории, целостной и неприкосновенной, включающей территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств);

     5) единого гражданства РФ;

     6) государственного языка;

     7) единых Вооруженных Сил;

     8) единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

     9) государственных символов: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации;

   10) столицы Российской Федерации.

     Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской обусловливают характер и содержание ее компетенции, конкретные полномочия и предметы ведения.

     Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и  передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

     В России — несколько видов субъектов Федерации, это ее особенность. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает, во-первых, возможность изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ этот статус может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Во-вторых, в составе РФ может быть образован новый субъект РФ, и, в-третьих, в РФ может быть принят новый субъект. Это делается в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17декабря 2001 г. «0 порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [7]. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Это осуществляется на добровольной основе, по взаимному согласию в соответствии с международным договором о принятии в РФ нового субъекта. Данный международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием РФ, которое также принимает федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта. В этом законе должны содержаться положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта РФ и другие положения, связанные с принятием в РФ нового субъекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7