бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Федеральное устройство России бесплатно рефераты

После прихода к власти большевиков в силу провозглашенного права на самоопределение происходит выделение из России территорий вновь образовавшихся независимых республик. В двух случаях за счет этого были образованы буржуазные государства – Финляндия и Польша, в остальных – Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально- территориальной организации государственного строительства. Лишь в незначительном числе случаев выдвигалась идея культурно-национальной автономии.

В годы Гражданской войны развернулось широкое строительство автономий в составе РСФСР. Характерной чертой данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобрели национальные имена: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики; Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.

После победы большевиков в гражданской войне автономии, находящиеся в составе РСФСР были урезаны в правах. Вокруг независимых государств, которые к тому времени уже и так стали придатками России (кроме Польши и Финляндии) развернулся спор — включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию. В итоге победили федералисты, и был образован Союз Советских Социалистических Республик. Однако, вскоре в результате прихода к власти одного из виднейших деятелей-автономистов И.В. Сталина, федерация была постепенно подменена автономией, хотя внешне продолжала оставаться федерацией.

2. Федеральное устройство России

2.1   Понятия и принципы федерального устройства России

Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является, в свою очередь, элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном аспекте). Под государственным устройством понимается территориальная организация государства, определяющая правовое положение его территориальных частей и характер их взаимоотношений с центральной властью. В федеративном государстве данные территориальные единицы имеют статус субъектов федерации, в унитарном государстве — статус административно-территориальных единиц.

Федеративное устройство российского государства — это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Россия была провозглашена федеративным государством в январе 1918 г. третьим Съездом Советов, и это нашло свое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства — Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); Они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Первоначально субъектами Федерации признавались только автономные образования. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

Известно, что в истории национально-государственного устройства Российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» (с изм. и доп. от 1 июля 1993 г.) [1]. Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.

В начале 90-х гг. XX в. в федеративном устройстве России произошли существенные изменения. Автономные республики (их насчитывалось к тому времени 16) стали добиваться статуса суверенных республик в составе Российской Федерации, принимая декларации о государственном суверенитете; из пяти автономных областей четыре были преобразованы в республики в составе РФ (таким образом, республик стало 20, а после разделения Чечено-Ингушской республики на две их стало 21). Статуса субъекта Федерации стали добиваться самые крупные административно-территориальные единицы — края, области, два города — Москва и Санкт-Петербург (бывший Ленинград). Они получили этот статус после подписания Федеративного договора (1992 г.) и внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ.

На стабилизацию федеративного устройства был направлен Федеративный договор — Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г.

Стороны заключили Федеративный договор, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории, стремления к качественному обновлению федеративных отношений.

Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (последняя потом преобразовалась в Республику Ингушетия в составе РФ Чеченскую Республику в составе РФ). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами РФ заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой.

Федеративный договор одобрил Съезд народных депутатов РФ и его текст
был включен как составная часть в действовавшую тогда российскую Конституцию. Содержание Федеративного договора не полностью соответствует нынешней Конституции РФ. Договор устанавливал не вполне равный статус разных видов субъектов, неодинаковое разграничение полномочий между различными видами субъектов и федеральными государственными органами. В настоящее время он действует в той мере, в какой соответствует Конституции РФ. В случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют конституционные нормы.  
     Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных
Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не им! ют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. были образованы семь федеральных округов на территории РФ и назначены полномочные представители Президента РФ в федеральных округах [2].

Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение целостности Российской Федерации, единства правового и экономического пространства, Конституции РФ. В случае принятия ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства страны, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3].

      Так, если судом установлено, что законодательным органом субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон или  иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, Федеральным законам, а законодательный орган субъекта не принял мер по исполнению соответствующего решения суда, то при определенных основаниях, с соблюдением установленных законом процедур законодательный орган такого субъекта может быть распущен федеральным законом.

     Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта) по основаниям, связанным с нарушением Конституции РФ, федеральных законов, при определенных обстоятельствах, с соблюдением уста ленных законом процедур отрешается Президентом РФ от должности.

     Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.

     Структура государственной власти многосложна. Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции РФ эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных Конституции и законов и исполнять их.

     Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ

по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Важная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

     Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства  России.  Федеративная природа российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов РФ) обусловливает необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между этими уровнями власти. Такое разграничение осуществляется, прежде всего, Конституцией РФ, которая определяет, во-первых, предметы ведения Российской Федерации, т.е. те вопросы, которые вправе решать только федеральные органы государственной власти (их перечень содержится в ст. 71). Во-вторых, Конституция устанавливает предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, т.е. те вопросы, регулирование которых находится в ведении и РФ, и ее субъектов (перечень этих вопросов содержится в ст. 72). Вопросы, которые не отнесены ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов, находятся в исключительном ведении субъектов РФ. Конституция РФ не содержит конкретного перечня этих вопросов.

     Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. При этом субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Однако после принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.

     Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

     Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента и  Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

     Последнее означает, что нормативные акты субъектов РФ, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, как они находятся вне пределов компетенции Федерации.

     Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется не только Конституцией РФ, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.

      К числу принципов федеративного устройства России относятся принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федеративного строитель свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма дарственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения (например, частично Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Однако многие федерации построены по национальному принципу (например, США, Германия). Российская Федерация, а также бывший СССР рассматриваются как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как  федерации,   построенные   по   национально-территориальному принципу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7