бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Европейский Суд по защите прав человека бесплатно рефераты

          От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и  связанные с ними  отношения, но охватила  также важные области , как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы  борьбы с преступностью.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к настоящему времени. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.


2.2. Состав и структура суда.

Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию государств. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего. Первые выборы в новый Суд, в связи с принятием Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека, состоялись в январе 1998 года и избранные судьи приступили к исполнению своих обязанностей 3 ноября 1998 года.

Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон.[3]


Состав Европейского Суда по правам человека после вступления в силу Протокола № 11:


1.       M Luzius WILDHABER (М. Люциус Вильдхабер)    председатель, ШвейцарияMme Elizabeth PALM (Мадам Елизабет Палм)         заместитель председателя,      Швеция           

2.       M. Christos ROZAKIS (М. Кристос Розакис)            заместитель председателя, Греция     

3.       Sir Nicolas BRATZA (Сэр Николас Братца)  председатель секции, Великобритания

4.       M. Matti PELLONPAA (М. Матти Пеллонпаа)          председатель секции, Финляндия       

5.       M. Benedetto CONFORTI (М. Бенедетто Конфорти) Италия

6.       M. Antonio PASTOR RIDRUEJO (М. Антонио Пастор Ридруэхо)      Испания          

7.       M. Luigi FERRARI BRAVO (М. Луиджи Феррари Браво)     Италия

8.       M. Gaukur JORUNDSSON (М. Гокур Йорундсон)    Исландия        

9.       M. Georg RESS (М. Георг Ресс)     Германия        

10.   M. Giovanni BONELLO (М. Джованни Бонелло)       Мальта

11.   M. Lucius CAFLISCH (М. Люциус Кафлиш) Швейцария      

12.   M. Loukis LOUCAIDES (М. Лукис Лукадес)            Кипр    

13.   M. Jerzy MAKARCZYK (М. Джерзи Макарчик)        Польша           

14.   M. Pranas KURIS (М. Пранас Курис)          Литва  

15.   M.Anatoly Kovler (Анатолий Иванович Ковлер)        Российская Федерация          

16.   M. Ireneu CABRAL BARRETO (М. Ирениу Кабрал Барето)  Португалия      

17.   M. Riza TURMEN (М. Риза Турмэн)            Турция

18.   M. Jean-Paul COSTA (М. Жан-Поль Коста)  Франция         

19.   Mme Francoise TULKENS (Мадам Френсуаз Тулкенс)        Бельгия          

20.   Mme Viera STRAZNICKA (Мадам Вера Стразничка)           Словакия        

21.   M. Corneliu BIRSAN (М. Корнелиу Бирсан) Румыния         

22.   M. Willi FUHRMANN (М. Вилли Фюрман)    Австрия          

23.   M. Karel JUNGWIERT (М. Карел Юнгверт)  Чехия  

24.   M. Marc FISCHBACH (М. Марк Фишбах)    Люксембург    

25.   M. Volodymyr BUTKEVYCH (М. Владимир Буткевич)         Украина          

26.   M. Josep CASADEVALL (М. Джозэп Казадевалл)   Андора

27.   M. Bostjan ZUPANCIC (М. Бостьян Зупанчик)         Словения        

28.   Mme Nina VAJIC (Мадам Нина Вальк)        Хорватия         

29.   M. John HEDIGAN (М. Джон Хедиган)         Ирландия        

30.   Mme Wilhelmina THOMASSEN (Мадам Вильгельмина Томассен)   Нидерланды

31.   Mme Margarita TSATSA-NICOLOVSKA (Мадам Маргарита Тсатса-Николовска)Бывшая республика Югославии Македония

32.   M. Tudor PANTIRU (М. Тюдор Пантиру)      Молдавия       

33.   Mme Hanne Sophie GREVE (Мадам Ханна София Грэв)     Норвегия         

34.   M. Andras BAKA (М. Андраш Бака)           Венгрия          

35.   M. Rait MARUSTE (М. Райт Марустэ)         Эстония          

36.   M. Egils LEVITS (М. Эгилс Левитс) Латвия

37.   M. Kristaq TRAJA (М. Кристак Тража)         Албания          

38.   Mme Snejana BOTOUCHAROVA (М. Снежана Ботучарова)            Болгария         

39.   M. Peer LORENZEN (Пэр Лоренцен)           Дания


Для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является ex officio членом Палаты и Большой Палаты; в случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, данное государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.

 В состав Большой Палаты входят также Председатель Суда, заместители Председателя Суда, Председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Регламентом Суда. В тех случаях, когда дело передается в Большую Палату в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей Палаты, вынесшей постановление, за исключением Председателя этой Палаты и судьи от соответствующего государства, являющегося стороной в деле.[4]


Большая Палата состоит из семнадцати судей и трех запасных судей. Большая Палата образуется на три года и действует с момента избрания лиц на  должности Председателей и их заместителей.

В состав Большой Палаты входят Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций. В целях доукомплектования состава Большой Палаты, Суд на пленарном заседании, по предложению Председателя, делит всех судей на две группы, которые должны сменять друг друга каждые девять месяцев и состав которых должен, по возможности, быть географически сбалансированным и отражать разные правовые системы государств-участников Конвенции. Судьи и запасные судьи в судебных составах по рассмотрению любого дела, направленного в Большую Палату в течение каждого девятимесячного периода, назначаются поочередно в рамках каждой группы; они остаются членами Большой Палаты до завершения судебного разбирательства, даже после истечения срока их полномочий в качестве судей.

Комитет в составе пяти членов Большой Палаты, призванный рассматривать прошения. Образуется из:

- Председателя Суда,

- Председателей Секций или, если они лишены возможности участвовать в заседании, их заместителей, кроме Секции, из которой была создана Палата, рассматривавшая дело, в отношении которого подано прошение о направлении в Большую Палату, - одного дополнительного судьи, назначенного в порядке очередности из числа судей, которые не рассматривали дело в Палате.

Судья, избранный от государства, выступающий стороной в деле, или являющийся его гражданином, не может быть членом указанного Комитета.

Всякий член Комитета, который не может участвовать в заседании, заменяется другим судьей, не рассматривавшим дело в Палате и назначаемым в порядке очередности.[5]

Палаты образуются на пленарных заседаниях Суда по предложению Председателя на срок три года и действуют с момента избрания Председателей и их заместителей. Должны существовать по крайней мере четыре Секции.

Каждый судья должен быть членом какой-либо Секции. Состав Секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен отражать различные правовые системы государств-участников Конвенции.

В случаях, когда судья перестает быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его место в Секции занимает преемник этого судьи в качестве члена Суда.

Председатель Суда может, в виде исключения, вносить изменения в состав Секций, если этого требуют обстоятельства. По предложению Председателя, Суд на пленарном заседании может образовать дополнительную Секцию.[6]

Полномочия Большой Палаты:

·        выносит решения по жалобам, когда какая-либо из Палат уступила юрисдикцию или когда дело направлено ей;

·        рассматривает запросы о вынесении консультативных заключений.[7]

Комитеты в составе трех судей одной Секции образуются Конвенции. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций.. Комитеты образуются на срок двенадцать месяцев из членов Секции в порядке очередности, за исключением Председателя Секции. Судьям Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть поручено замещение тех его членов, которые не в состоянии участвовать в заседании. Обязанности председательствующего в каждом Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.[8]

          Секретариат состоит из секретариатов Секций, равных по числу Секциям, которые образованы Судом, а также из отделов, которые выполняют необходимые для обслуживания Суда функции юридического и административного характера.

Секретарь Секции оказывает помощь Секции в выполнении его функций и в этом ему может помогать заместитель Секретаря Секции.[9]


2.3.  Статус судьи Европейского Суда.


Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Все вопросы, возникающие в связи с применением положений настоящего пункта, решаются Судом.[10]

Судья от каждого государства  избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых государством. Аналогичная процедура действует при довыборах состава Суда в случае присоединения новых государств, а также при заполнении открывающихся вакансий.

Судьи избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны. Однако срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года с момента избрания.

Судьи, чей срок полномочий истекает через первые три года, определяются Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после их избрания.

В целях обеспечения, насколько это возможно, обновляемости состава Суда наполовину каждые три года Парламентская ассамблея может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых судей будут иными, нежели шесть лет, но в любом случае не более девяти и не менее трех лет. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

Судья может быть освобожден от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям..

Председатель Суда и два заместителя Председателя Суда, Председатели Секций избираются на пленарном заседании Суда сроком на три года, при этом пребывание в этой должности не должно превышать продолжительность их пребывания в должности в качестве судей. Они могут быть переизбраны.

Каждая Секция также избирает сроком на три года с правом переизбрания заместителя Председателя, который замещает Председателя Секции, если последний не может выполнять свои обязанности.

Председатели и заместители Председателей продолжают пребывать в должности до момента избрания их преемников.

Если Председатель или заместитель Председателя прекращает быть членом Суда или уходит в отставку до истечения установленного срока полномочий, Суд на пленарном заседании или соответствующая Секция, в зависимости от принадлежности конкретной должности, избирает преемника на оставшуюся часть срока полномочий.

Указанные в настоящем правиле выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, то выборы проводятся между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается судье в порядке старшинства. [11]

Председатель Суда:

·        осуществляет руководство работой Суда и управление его делами. Председатель выполняет представительские функции и, в частности, ответствен за сношения с руководящими органами Совета Европы;

·        председательствует на пленарных заседаниях Суда, на заседаниях Большой Палаты и заседаниях комитетов в составе пяти судей;

·        не участвует в рассмотрении дел, которые слушаются в Палатах, за исключением случаев, когда он является судьей, избранным от соответствующего государства-участника Конвенции.

После Председателя, заместителей Председателя и Председателей Секций порядок старшинства избранных судей устанавливается по дате избрания; в случае переизбрания, даже если оно происходит не сразу после предыдущего срока, учитывается время, в течение которого соответствующий судья ранее занимал должность судьи. Старшинство заместителей Председателя Суда, избранных на должность в один и тот же день, устанавливается по продолжительности их пребывания в должности судей. Если продолжительность их пребывания в должности одинакова, то старшинство определяется по возрасту. Это же правило применяется к Председателям Секций. Старшинство судей с одинаковым сроком пребывания в должности определяется по возрасту.[12]

Глава 3 Процесс  в Европейском Суде

3.1.         Основные принципы судопроизводства в Европейском суде.

Основными контрольными органами, созданными Европейской конвенцией, являются Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. В системе контроля европейской конвенции функции Комиссии предполагают, что она выступает как бы фильтром на пути индивидуальных сообщений в Европейский Суд.

Слушания носят открытый характер, кроме случаев, когда,в силу исключительных обстоятельств Палата примет иное решение либо по своей инициативе, либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица.

Пресса или публика могут не допускаться на слушания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению Палаты, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

После регистрации жалобы, доступ ко всем документам, переданным на хранение в Секретариат, за исключением приобщенных к делу в рамках переговоров о дружественном урегулировании является открытым, кроме случаев, когда Председатель Палаты, по основаниям, изложенным в пункте 2 данного правила, примет иное решение либо по своей инициативе, либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица.

Любое требование о соблюдении конфиденциальности, выдвинутое должно быть мотивированным и указывать, следует ли полностью или частично закрыть доступ к слушанию или, в зависимости от обстоятельств, документам.[13]

Официальными языками Суда являются английский и французский.

До принятия решения о приемлемости жалобы всякое общение с заявителями, или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть, если не на одном из официальных языков Суда, то на одном из официальных языков государств-участников Конвенции.

Страницы: 1, 2, 3