Эволюция обязательного экземпляра
Некоторые
трудности в процессе первичного и вторичного отбора идентичных изданий будут
связаны с отсутствием формальных критериев. Потребуется разработать критерии
содержательного отбора, учитывающие полиграфические достоинства книг, наличие
вступительных статей, послесловий, комментариев, библиографического аппарата
и т.п. в целях отбора лучших из них для направления в фонд. Однако, затраты на
преодоление этих трудностей быстро окупятся за счет значительной экономии
места в фондохранилищах национальных библиотек.
В ходе
дальнейшего развития координации с РКП в области хранения документов,
поступающих в составе обязательного бесплатного экземпляра, национальным
библиотекам целесообразно пересмотреть списки не комплектуемых документов с
точки зрения, как их коррекции, так и возможного расширения. Кроме того, при
разработке программы вторичного отбора изданий в фондах национальных библиотек
в условиях сокращения экземплярности неиспользуемых документов в хранилищах
библиотекарям всегда необходимо принимать во внимание возможности РКП.
С
29 декабря 1994 г. в России действовал Федеральный закон № 77 "Об
обязательном экземпляре документов". Время потребовало его модернизации. С
этой целью в 2002 г. 23 января был принят Государственной думой, 30 января
одобрен Советом Федерации и 11 февраля подписан Президентом РФ В.В. Путиным
Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об обязательном экземпляре документов" (18, С. 5 - 6).
В модернизации
действовавшего законодательства об ОЭ активно участвовали не только
разработчики (в основном из числа экспертов РКП крупнейших библиотек), но и
депутаты Государственной Думы, а также представители Правительства РФ.
За пять лет действия закона вопрос о его уточнении и изменении поднимали
многие специалисты, в результате создано 17 взаимоисключающих проектов. Все
они широко обсуждались. Амплитуда предложений очень широка: от чисто
редакционных поправок до полного уничтожения ныне действующей системы обязательного
экземпляра.
На 1 января 2000
г. в качестве проектов были представлены на обсуждение четыре редакции «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном
экземпляре документов"»: первая касается исключения обязательного
бесплатного экземпляра, вторая — увеличения числа экземпляров для Санкт-Петербургского
государственного университета, третья — увеличения числа экземпляров для
Томского государственного университета, четвертая — повышения эффективности
системы обязательного экземпляра.
Все четыре
редакции последовательно рассматривались Правительством Российской Федерации
в июне 2000 г., а в марте 2001 г. — на заседании Государственной Думы в первом
чтении.
Первый вариант
получил большую поддержку среди депутатов, поэтому при рассмотрении его в
Правительстве РФ было очень трудно доказывать несостоятельность документа. Эксперты-библиографы,
информационные работники и библиотекари отметили пагубность самого подхода к
проблеме. Исключение понятия бесплатного экземпляра из законодательства
подрывает авторитет России как страны-участницы международных долгосрочных
программ "Всемирный библиографический учет" и "Память
наций", противоречит принятым международным нормам и требованиям функционирования
системы обязательного экземпляра. Так, согласно рекомендациям ИФЛА, производители
передают обязательный экземпляр в соответствующие учреждения на безвозмездной
основе. Делается это для создания ресурсной базы комплектования полного
национального библиотечно-информационного фонда как части культурного
общемирового наследия. Этот же принцип комплектования заложен и в ныне
действующем законе "Об обязательном экземпляре документов".
Нужно отметить,
что в России, как, впрочем, и в развитых странах Запада, книгоиздательским
делом наряду с частными коммерческими издательствами заняты и государственные
издательства и издающие организации министерств, ведомств, выборных и прочих
бюджетных учреждений. По данным 1998 г. на долю частных издателей приходится
21 525 названий из общей суммы за год, составляющей 46 156 названий, т.е. около
45 %, а остальные названия (55 %) выпущены издательствами, функционирующими на
деньги российских налогоплательщиков, и их владельцами являются государственные
структуры исполнительной, законодательной и судебной власти. Последние крайне
заинтересованы в безвозмездной передаче бесплатных обязательных экземпляров.
Во всем мире
издатели (если, конечно, они не являются "книжными пиратами") стремятся
передавать образчики своей продукции не только в депозитарные центры (как
правило, это крупные национальные библиотеки), но и в редакции газет, журналов,
радио и телевидения. Делается это в информационно-рекламных целях для
продвижения своей продукции в условиях свободного рынка. Передача обязательного
экземпляра, к примеру, в Российскую книжную палату, влечет за собой помещение о
нем полной и оперативной библиографической информации в национальных
указателях, распространяемых по традиционным и электронным каналам по всему
миру (Ст. 17). Появление обязательного экземпляра продукции провинциального
издателя или автора, выпустившего книгу за свой счет, на полках крупнейших
российских библиотек федерального уровня становится, по сути, рекламой для
этого автора или издателя, у которого нет другой возможности выйти на
общенациональный книжный рынок. (6, С. 23)
Предложение
исключить понятие "обязательный бесплатный экземпляр" и ввести оплату
экземпляров заказчикам из федерального бюджета влечет негативные последствия.
Со стороны государства потребуются огромные материальные вложения на покупку
всех видов печатных произведений, изданий для слепых, официальных документов,
аудиовизуальной продукции, электронных изданий, неопубликованных документов. В
бюджете вряд ли найдутся средства на компенсацию производителям таких затрат.
Не выдерживает
критики утверждение, что изменения по оплате обязательных экземпляров
государством приведут к снижению себестоимости продукции и увеличению налоговых
отчислений в бюджет в результате увеличения прибыли издателей.
Например, средний
тираж научно-популярных или литературно-художественных книг ныне составляет 10
- 15 тыс. экземпляров. Если сопоставить эти цифры с 16 экз. комплекта
обязательного экземпляра, который заложен нормой закона (Ст.7), то становится
ясно, что он занимает 0,1 — 0,3 % тиража. В такой ситуации трудно
прогнозировать значительное увеличение налоговых отчислений в бюджет.
Если же речь идет
о малотиражных изданиях (в основном - издающих организаций министерств и
ведомств), то здесь действительно комплект обязательного экземпляра может занимать
5, а то и 10 % тиража. Однако именно подобные организации (Госкомстат, Госстандарт
и т.д.), пользуясь монополией на тот или иной вид изданий (работая при этом на
государственные деньги и по государственным программам), зачастую искусственно
занижают тиражи с тем, чтобы поднять свои цены. В итоге пользователи не имеют
возможности ознакомиться с важной информацией, единственным каналом
предоставления документов выступают федеральные библиотеки-депозитарии
обязательного бесплатного экземпляра.
Разработчики
рассматриваемого проекта не учитывают тот факт, что в сфере функционирования
обязательного экземпляра взаимодействуют не только и не столько государство и
выпускающие (издающие) фирмы, сколько массы читающего населения и авторы —
творцы документов. Институт обязательного экземпляра был во многом создан и до
сих пор связан с охраной авторских и издательских прав, а также с обеспечением
конституционных прав граждан на свободный доступ к информации. Если исключить
обязательный бесплатный экземпляр, то миллионы читателей будут отрезаны от научно-технической
и справочной информации, нарушится система обязательного экземпляра (сегодня
уже более 60 из 89 основных субъектов Российской Федерации разработали и
внедрили региональные законы о местном обязательном экземпляре). Ликвидировав
фундамент, трудно ориентироваться на сохранение прочности и надежности сложной
конструкции, создававшейся веками и служившей верой и правдой многим поколениям
россиян на благо науки, культуры, просвещения, духовного развития нации.
Изложенная выше
аргументация дала основание Правительству РФ и Государственной Думе для резко
отрицательного отзыва о редакции, отменяющей обязательный бесплатный экземпляр
и предполагающей увеличение бюджетных ассигнований.
Вторая и третья
редакции «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
обязательном экземпляре документов"» (в части увеличения числа экземпляров
для Санкт-Петербургского государственного университета и Томского
государственного университета) были также отклонены. Во-первых, они повлекут
за собой дальнейшее увеличение основного количества экземпляров, поскольку в
стране более 60 государственных университетов, которые, несомненно, также
захотят получать бесплатно обязательный экземпляр. Во-вторых, не было
приведено финансового обоснования расходов со стороны государственного бюджета
по пересылке и хранению этих экземпляров.
Четвертая
редакция, касающаяся повышения эффективности системы обязательного экземпляра,
является совместным творческим трудом специалистов крупнейших библиотек и
органов научно-технической информации. Именно эта редакция большинством голосов
(343) была одобрена Государственной думой и получила положительный отзыв
Правительства.
Основными
принципами этой версии дополнений федерального закона являются уточнение
перечня получателей обязательного экземпляра на небумажных носителях, исключение
дублирования и параллелизма их функций; распространение действия закона на
архивные фонды Российской Федерации; включение в закон новых видов документов,
состоящих из комбинированных и идентичных материалов на нескольких носителях;
унификация и интеграция основных функций депозитариев обязательного
экземпляра по сбору, учету, обработке, хранению изданий всех основных видов и
типов; сокращение числа обязательных экземпляров отдельных невостребованных видов;
предоставление Правительству Российской Федерации права самостоятельно определять
получателей большинства видов обязательных экземпляров документов.
В
развитие идеи централизованного распределения обязательного экземпляра в новой
редакции закона расширен круг организаций, занимающихся этой проблематикой.
Помимо Российской книжной палаты, распределяющей все печатные издания (Ст. 17),
в проекте закона фигурируют как экспедиторские службы Всероссийская
патентно-техническая библиотека Федерального института промышленной
собственности и Информрегистр. Патентная библиотека занимается распределением
5 обязательных бесплатных экземпляров патентных документов, Информрегистр
распределяет 4 экземпляра электронных изданий.
С учетом пожеланий издателей пересмотрено положение об экземплярности
отдельных видов изданий. Для многих издателей отчуждение зафиксированных законом
16 экземпляров изданий крайне затруднительно, особенно если речь идет о
доставке малотиражных и дорогостоящих изданий. Предложения о внесении в закон
дифференцированной шкалы в зависимости от тиража противоречат закону "Об
авторском праве и смежных правах", согласно которому тираж является
коммерческой тайной. Внесение в закон более дробной классификации изданий
также нецелесообразно. Сокращение основных видов обязательного экземпляра
связано с распределительной функцией фондов библиотек. Круг изданий настолько
широк, что они не могут полностью собираться одной или двумя библиотеками. Многообразию
видов изданий должно соответствовать многообразие собирателей. Именно такой
дифференцированный подход дает возможность сократить экземплярность. Эта
тенденция отчетливо прослеживается в отношении газет, картографических изданий
и альбомов. Поэтому в новой редакции Закона число экземпляров некоторых видов
изданий сокращено: 4 (вместо 16) экземпляра книг и брошюр, альбомов,
продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на языках
народов Российской Федерации (кроме русского) и на иностранных; 7 (вместо 14)
экземпляров изоизданий, географических карт и атласов на русском языке,
нотных изданий; 3 (вместо 9) экземпляра рекламных изданий, городских,
районных, многотиражных газет и газет на языках народов Российской Федерации
(кроме русского); 9 (вместо 10) экземпляров авторефератов диссертаций.
В проекте подробно рассматриваются комбинированные документы (имеющие
полиграфические, аудиовизуальные или электронные компоненты), а также
документы, изготавливаемые идентично на различных носителях.
Очень сложный вопрос — распределение обязательного экземпляра. В новой
редакции закона оговорено, что списки получателей обязательного экземпляра от
организаций-распределителей определяются постановлениями Правительства РФ. Это
означает, что с введением нового закона будут созданы, как минимум, три
постановления: о распределении печатных изданий; о распределении патентных
документов; о распределении электронных изданий. По патентным и электронным
документам постановления будут впервые разрабатываться, а по печатным
изданиям действующее постановление будет пересмотрено. Именно это постановление
имеет наибольшее количество нареканий. Главное из них — неравномерность
распределения обязательного экземпляра на территории России. Сейчас лишь 5 экземпляров
распределяются по стране (3 экземпляра - в Санкт-Петербург, 1 - в Новосибирск,
1 - в Хабаровск), остальные 11 "оседают" в Москве, в результате
нарушается баланс комплектования: очень мало книг на периферии и явная
избыточность в центре. Поэтому Министерство по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций выступает за передачу большей части обязательных
экземпляров на периферию: в Москве должно оставаться лишь 5 экз., остальные
следует передавать регионам.
Главное условие создания полноценного исчерпывающего национального
библиотечно-информационного фонда России — ужесточение санкций за нарушение
федерального закона. В настоящее время он регулируется "Кодексом РСФСР
об административных правонарушениях" (иные документы, к сожалению, пока
не приняты). Ст. 171 предполагает весьма щадящие санкции: только штрафы в
размере 2-3 минимальных заработных оплат, поэтому эти меры малоэффективны.
Разрабатывается новый вариант кодекса, согласно требованиям, которого к
нарушителям применяются трехступенчатые меры наказания: сначала предупреждение,
затем наложение штрафа в размере 10 -30 минимальных окладов, последняя инстанция
— лишение лицензии. Принятие этих норм во многом устранит трудности исполнения
не только закона "Об обязательном экземпляре документов", но и блока
законодательных актов, связанных с изданием, производством, распространением и
использованием информационных продуктов. (6, С. 19-21)
К проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об обязательном экземпляре документов" были получены заключение
Президента РФ, содержащее постатейные замечания, и поправки Правительства РФ.
Это существенно улучшило законопроект в содержательном и редакционном плане.
К наиболее важным относятся поправки, исключившие из сферы деятельности
данного законопроекта те нормы, которые затрагивают формирование (на
региональном и местном уровне) Архивного фонда РФ, а также уточнения перечня и
названий организаций, ответственных за формирование информационно-библиотечного
фонда документов.
Положения об ОЭ муниципальных образований были приведены в соответствие
с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ. Уточнены термины
и определения, использовавшиеся в проекте. Например, понятие
"организация" в новой редакции статей употребляется в отношении
любого юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы,
только такие юридические лица могут теперь выступать в качестве получателей ОЭ.
В законопроекте, согласно Гражданскому кодексу РФ, федеральным законам
"Об информации, информатизации и защите информации" и "О
государственной тайне", уточняется перечень документов, на которые не
распространяется действие закона об ОЭ. Термины, использовавшиеся в проекте,
приведены в соответствие с действующими государственными стандартами на
произведения печати, неопубликованные документы, электронные издания, аудиовизуальную
продукцию.
Учтена поправка
Правительства РФ о формировании фонда патентных документов на электронных
носителях. Впервые к функциям Российской книжной палаты отнесены сбор и
распределение ОЭ фонограмм и видеофильмов. Устранено положение, согласно которому
органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с
учетом своих потребностей самостоятельно определяли видовую структуру
документов, входящих в состав ОЭ. Признано неоправданным включение в проект
нормы о регистрации электронных изданий федеральным органом исполнительной
власти, ответственным за государственную политику в области информатизации,
так как эта норма не является предметом данного законопроекта. По предложению
Правительства РФ в отдельных случаях, с учетом количества внесенных изменений,
некоторые статьи были изложены в новой редакции. По предложению Президента РФ
структура законопроекта приведена в соответствие со структурой уже действовавшего
федерального закона об ОЭ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|