бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эволюция обязательного экземпляра бесплатно рефераты

Эволюция обязательного экземпляра

Оглавление


Оглавление_____________________________________________________________________ 1

Введение_______________________________________________________________________ 2

1. История обязательного экземпляра_____________________________________________ 4

1.1     Своеобразие отечественного обязательного экземпляра______________________ 5

1.2 Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период Перестройки___________ 7

2. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре"_______________________________ 9

2.1 Подготовка к созданию Закона_______________________________________________ 9

2.2 Основные положения_______________________________________________________ 9

2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре документов"__________________ 12

2.4 Недостатки Закона и роль РКП в системе обязательного библиотечного экземпляра       12

3. Федеральный закон № 19  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"» (2002 г.)___________________________________ 18

3.1 Четыре редакции Законопроекта___________________________________________ 18

3.2 Поправки президента РФ В.В. Путина_______________________________________ 23

3.3 Главное в новом Законе___________________________________________________ 25

4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»_________________________________________________________________________ 28

Заключение____________________________________________________________________ 32

Список используемой литературы_______________________________________________ 34


Введение

С развитием прогресса все более очевидным становится превращение информации в глобальный стратегиче­ский ресурс. Согласно ис­следованиям ЮНЕСКО, ут­рата информации прирав­нивается к утрате челове­чеством знания. В этой свя­зи особое значение приоб­ретает задача собирания или накопления документов, созданных человече­ской цивилизацией, и их сохра­нения в интере­сах настоящего и будущих поколений.

Особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня (РГБ, РНБ), Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек является система предоставления обязательного экземпляра документов.

Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую ис­торию в нашей стране принимались раз­личные постановления, уточняющие и из­меняющие порядок доставки обязатель­ного экземпляра в библиотеки и другие уч­реждения. Однако специального закона, регламентирующего политику государст­ва в области формирования обязательно­го экземпляра документов, принято не бы­ло. Впервые такой закон был разработан в 1994 г. специалистами Российской книж­ной палаты и Российской государственной библиотеки (при участии сотрудников Российской национальной библиотеки и Библиотеки Российской академии наук). Время потребовало модернизации Закона, с этой целью в 2002 г. был принят федеральный закон № 19 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Даже после принятия поправок к Закону, остается вопрос о проблемах контроля за комплектованием фондов библиотек обязательным экземпляром.

Большое внимание в данной работе я акцентирую на истории развития и современном состоянии закона об обязательном экземпляре, т.к. считаю, что в Законе отражаются основные тенденции развития Библиотечного дела в России.

Известен расхожий афоризм: культура не декретируется, а любовно выращивается. Одно из сильнейших средств создания ус­ловий для формирования культуры — законодательство. Нормы права, прямые или косвенные, оказывают самое непосредственное влияние на некоторые области библиотечной деятельности. Теку­щее комплектование библиотечных фондов — именно та область, которая позволяет сказать: какие законы мы создали, такие у нас и фонды.

Для дальнейшего удобства рассмотрения проблемы обязательного экземпляра важно с самого начала дать определения основным понятиям, которые будут использоваться в данной работе:

Система представления обязательных экземпляров документов - это совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования (16, С. 79);

Обязательный экземпляр - это экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или специальному правительственному распоряжению в государственные книгохранилища, крупные библиотеки, информационные и библиографические центры для государственного библиографического учета выпускаемых документов, комплектования общенациональных библиотечных фондов, архивов документации, обеспечения информационной и библиографической деятельности (16, С. 79);

Обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соот­ветствующие учреждения и организации в поряд­ке и количестве, установленных настоящим Фе­деральным законом;

Документ — материальный объект с зафикси­рованной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;

Обязательный бесплатный экземпляр — эк­земпляры различных видов документов, подле­жащие безвозмездной передаче их производите­лями в соответствующие учреждения и организа­ции в порядке и количестве, установленных на­стоящим Федеральным законом;

Обязательный платный экземпляр — экзем­пляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответ­ствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных настоящим Феде­ральным законом;

Обязательный бесплатный местный экзем­пляр — экземпляры различных видов изготовлен­ных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установ­ленных настоящим Федеральным законом. (11, С. 50)


1. История обязательного экземпляра

Законодательство об обязательном экземпляре документов, веду­щее свою историю в Европе с середины 16 столетия, ныне, бесспорно, является фундаментальной основой формирования национальных биб­лиотечных фондов и государственного библиографического учета в большинстве стран мира.

Вниманию широких кругов специалистов в области издательского и библиотечного дела, информатики, гуманитарного права предлага­ется впервые изданное на русском языке «Руководство по законода­тельству об обязательном экземпляре». Оно было разработано в своем начальном варианте канадской исследовательницей Джин Ланн, одоб­рено и опубликовано ЮНЕСКО в 1981 г. как примерная модель закона о системе обязательного экземпляра, которая могла бы служить осно­вой для обеспечения национального библиографического учета в стра­нах, являющихся членами ЮНЕСКО.

В 1998 г. Вторая международная конференция по национальным библиографическим службам, состоявшаяся в Копенгагене, учитывая дальнейшее расширение видов документов на различных носителях информации, рекомендовала ИФЛА «...поддержать пересмотр суще­ствующего набора руководств, чтобы предусмотреть положения обо всех новых и будущих формах публикаций». В соответствии с данной резолюцией директор Юридической библиотеки Университета Отта­вы (Канада) Жюль Ларивьер подготовил полностью пересмотренное и дополненное издание «Руководства» д-ра Ланн, которое осуществ­лено при финансовой помощи ЮНЕСКО через структуры ИФЛА и под общим руководством Национальной библиотеки Канады в Пари­же в 2000 г. (4, С. 2)

Автор новой редакции «Руководства» считает его целью содействие разработке или пересмотру законодательства об обязательном экземп­ляре на основе современных требований, но отмечает, что его работа «содержит лишь предложения, и эти предложения нуждаются в адап­тации в каждой конкретной юридической системе». Автор отмечает: «Руководство представляет со­бой минимальные стандарты и не должно рассматриваться как строгие правила. Их не следует также воспринимать как нераз­дельный свод правил. К каждому из них нужно подходить индиви­дуально, в зависимости от потребностей и условий конкретной страны. Документ предлагает выбор, и дело каждой правовой сис­темы определить тот тип юридических положений, который боль­ше всего соответствует внутренней ситуации». (4, С.3)

Тема развития обязательного экземпляра в Европе и мире многоаспектна и обширна, поэтому будут рассмотрены только аспекты развития отечественного обязательного экземпляра.


1.1  Своеобразие отечественного обязательного экземпляра


Российский общегосударственный обязательный эк­земпляр (далее - ОЭ) был учрежден в 1783 г. указом Екатерины II о вольных типографиях, по которому один экзем­пляр всех изданий в России надлежало доставлять в Библиотеку Им­ператорской Академии наук в Петербурге. Кроме того, эта библиотека получала с 1746 г. обязательный экземпляр изданий Академии наук, то есть ведомственный обязательный экземпляр возник на 37 лет раньше государственного.

Зарождение российских национальных библиотек ознаменовало последующие этапы развития системы обязательною экземпляра: в 1810 г. ее установили для Императорской Публичной библиотеки в Петербурге (ныне — Российская национальная библиотека), а с 1862 г. - для Библиотеки Румянцевского и Публичного музеев (ныне - Рос­сийская государственная библиотека). (10, С. 430)

Третьим этапом развития системы явилось предоставление в 1812 г. российского обязательного экземпляра едва ли не впервые в мировой истории провинциальному учреждению — Библиотеке Хельсинкского университета, которая получала его вплоть до отделения Великого кня­жества Финляндского от Российской империи в 1917 г.

Уже на начальных этапах становления отечественной системы ОЭ обозначилось ее своеобразие, при общих исходных принципах, с мо­делями других стран Европы. Сходными были задачи собирания наци­онального культурного наследия, отраженного в литературе, и контро­ля за публикациями.

Два важнейших фактора предопределили особые черты отечествен­ного ОЭ.

Во-первых, более выраженная, чем в иных странах, государ­ственная поддержка крупных публичных библиотек. Отсюда - не­сколько получателей ОЭ, начиная с 18-го века.

Во-вторых, специфи­ческий дуализм столиц - первопрестольной Москвы и новоучрежденной столицы — Санкт-Петербурга, что вызвало формирование в нашей стра­не двух национальных библиотек.

К названным обстоятельствам добавилась необходимость создания ресурсов русской литературы в центрах крупных провинций (например, Хельсинкского университета).

Тем самым у нас перед системой ОЭ была поставлена третья цель - он стал централизованным источни­ком бесплатного комплектования фондов крупнейших научных и пуб­личных библиотек.


1.2 Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период Перестройки

Триединое предназначение ОЭ с сильным акцентом на контролиру­ющие и комплектаторские задачи особенно развилось в советский период. Без справки об отправке установленного количества ОЭ органы Главлита не давали разрешения на выпуск тиража издания в свет; получателями универсальных и так называемых профильных (отрасле­вых и видовых) комплектов ОЭ в 70-е годы являлись не только крупней­шие государственные центральные библиотеки, но и научно-информа­ционные учреждения (например, ВИНИТИ, ИНИОН) в Москве и Ле­нинграде, а также в Алма-Ате, Киеве, Минске и Хабаровске.

Именно поэтому только в нашей стране возникло столь специфи­ческое учреждение, как Российская книжная палата, которая осуще­ствляет государственную регистрацию и хранение фонда отечествен­ных публикаций (в других странах -  это функция национальных биб­лиотек), а также получение и распределение комплектов ОЭ между ут­вержденными фондодержателями.

Параллельно в советский период был учрежден также платный обя­зательный экземпляр - для комплектной поставки книг научным биб­лиотекам в соответствии с их заказами по типовому тематическому пла­ну комплектования. Данную функцию выполнял и выполняет Цент­ральный коллектор научных библиотек в Москве.

При административно-командной системе экономики, которая под­креплялась тотальной цензурой, данная ситуация казалась вполне есте­ственной. Все издатели исправно отправляли 17 ОЭ каждого книжного издания и несколько меньшее количество периодики в Книжную палату, а та, в свою очередь, делила их между двумя десятками с лишним книго­хранилищ.

В начале 1990-х гг. в книгоиздательской и книгораспространительской сферах на­метились деструктивные тенденции, в частности, значительно выросло количест­во негосударственных издающих организаций, большинство из которых не имело пред­ставления о необходимости передачи в библиотеки обязательных экземпляров, не по­явилось действенного механизма контроля за их доставкой после упразднения Главлита; разрушились ранее существовавшие крупные государственные книгораспространительские структуры библиотек, привыкшие к стабильным источникам комплекто­вания с четкой организационной структурой и системой взаимоотношений с партнера­ми, наступили тяжелые времена.

Усугубило ситуацию и то, что принятая еще в СССР нормативно-правовая база в об­ласти книгоиздания и обязательного экземпляра в значительной части была дезавуиро­вана. Если к этому добавить отсутствие стабильного и достаточного финансирования библиотек, то станет ясно, как остро стала проблема комплектования фондов.

В период "Перестройки", экономической нестабильности и резкого увели­чения цен на издательскую продукцию, для многих миллионов читателей Рос­сии библиотеки стали единственными учреждениями, где бесплатно можно пользоваться новой литературой.

Наиболее стабильным источником по­полнения фондов национальных библио­тек на протяжении многих десятилетий ос­тавался обязательный бесплатный экзем­пляр документов. Однако национальные библиотеки столкну­лись с его неполнотой, что в значительной мере осложнило обслуживание читателей. В связи со сложившейся ситуацией ост­ро встали проблемы взаимодействия на­циональных библиотек с Российской книжной палатой (РКП) в обеспечении полноты комплектования фондов обяза­тельным бесплатным экземпляром, а так­же координации деятельности в области хранения обязательного экземпляра в Го­сударственном архиве печати РКП и фон­дах национальных библиотек.


2. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре"

2.1 Подготовка к созданию Закона


Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, на­чавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появ­ление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное по­ложение, так как заметно снизилась полнота его получения Российс­кой книжной палатой. Среди руководителей и специалистов библио­течного дела обсуждались два противоположных решения кризисной ситуации:

Одно из них сформулировал профессор Ю.Н. Столяров, заявив, что задачи формирования исчерпывающе полного национального фонда страны и библиографического учета «...преспокойно можно решить... одним экземпляром. Вот тогда выражение обязательный экземпляр ста­новится совершенно точным». (4, С. 5)

Второе решение, поддержанное большинством специалистов, сво­дилось к постепенному сокращению количества бесплатных ОЭ пу­тем дифференциации видов документов. С государственной точки зре­ния нельзя было в момент экономических реформ лишить этого источ­ника пополнения фондов более чем 20 крупнейших библиотек, форми­рующих по существу распределенный документный фонд страны. Это привело бы к их гибели, так как замена обязательного экземпляра за­купкой литературы и до настоящего времени невозможна из-за отсут­ствия требуемых на то бюджетных средств.

Данный подход утвердил Федеральный закон «Об обязательном эк­земпляре документов» (1994), а затем развил принятый 23 января 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон «Об обязательном экземпляре документов».


2.2 Основные положения

 

Принятия Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" библиотеки ждали с нетерпением. По отношению к нему можно неоднократно употре­бить слово "впервые":

—    Впервые в России формирование системы обязательного экземпляра докумен­тов базируется на нормативно-правовой основе на уровне Федерального закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4