Эволюция обязательного экземпляра
Эволюция обязательного экземпляра
Оглавление_____________________________________________________________________ 1
Введение_______________________________________________________________________ 2
1. История
обязательного экземпляра_____________________________________________ 4
1.1 Своеобразие отечественного обязательного экземпляра______________________ 5
1.2 Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период
Перестройки___________ 7
2. Федеральный закон
"Об обязательном экземпляре"_______________________________ 9
2.1 Подготовка к созданию Закона_______________________________________________ 9
2.2 Основные положения_______________________________________________________ 9
2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре
документов"__________________ 12
2.4 Недостатки Закона и роль РКП в системе обязательного
библиотечного экземпляра 12
3. Федеральный закон №
19 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
обязательном экземпляре документов"» (2002 г.)___________________________________ 18
3.1 Четыре редакции Законопроекта___________________________________________ 18
3.2 Поправки президента РФ В.В. Путина_______________________________________ 23
3.3 Главное в новом Законе___________________________________________________ 25
4. Контроль за
доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books
in print»_________________________________________________________________________ 28
Заключение____________________________________________________________________ 32
Список используемой
литературы_______________________________________________ 34
С
развитием прогресса все более очевидным становится превращение информации в
глобальный стратегический ресурс.
Согласно исследованиям ЮНЕСКО, утрата информации приравнивается к утрате
человечеством знания. В этой связи особое значение приобретает задача
собирания или накопления документов, созданных человеческой цивилизацией, и их
сохранения в интересах настоящего и будущих поколений.
Особым
способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными
документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня (РГБ, РНБ),
Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных
библиотек является система предоставления обязательного экземпляра документов.
Обязательный
экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую историю в нашей
стране принимались различные постановления, уточняющие и изменяющие порядок
доставки обязательного экземпляра в библиотеки и другие учреждения. Однако
специального закона, регламентирующего политику государства в области
формирования обязательного экземпляра документов, принято не было. Впервые
такой закон был разработан в 1994 г. специалистами Российской книжной палаты и
Российской государственной библиотеки (при участии сотрудников Российской
национальной библиотеки и Библиотеки Российской академии наук). Время
потребовало модернизации Закона, с этой целью в 2002 г. был принят федеральный
закон № 19 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
обязательном экземпляре документов». Даже после принятия поправок к Закону,
остается вопрос о проблемах контроля за комплектованием фондов библиотек
обязательным экземпляром.
Большое
внимание в данной работе я акцентирую на истории развития и современном
состоянии закона об обязательном экземпляре, т.к. считаю, что в Законе
отражаются основные тенденции развития Библиотечного дела в России.
Известен расхожий афоризм: культура не декретируется, а
любовно выращивается. Одно из сильнейших средств создания условий для
формирования культуры — законодательство. Нормы права, прямые или косвенные,
оказывают самое непосредственное влияние на некоторые области библиотечной
деятельности. Текущее комплектование библиотечных фондов — именно та область,
которая позволяет сказать: какие законы мы создали, такие у нас и фонды.
Для
дальнейшего удобства рассмотрения проблемы обязательного экземпляра важно с
самого начала дать определения основным понятиям, которые будут использоваться
в данной работе:
Система
представления обязательных экземпляров документов - это совокупность видов
обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания,
распределения и использования (16, С. 79);
Обязательный
экземпляр - это экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в
обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или
специальному правительственному распоряжению в государственные книгохранилища,
крупные библиотеки, информационные и библиографические центры для
государственного библиографического учета выпускаемых документов,
комплектования общенациональных библиотечных фондов, архивов документации,
обеспечения информационной и библиографической деятельности (16, С. 79);
Обязательный
экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов,
подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации
в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Документ
— материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста,
звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и
пространстве в целях хранения и общественного использования;
Обязательный
бесплатный экземпляр — экземпляры различных видов документов, подлежащие
безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и
организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным
законом;
Обязательный
платный экземпляр — экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче
за плату их производителями в соответствующие учреждения и организации в
порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Обязательный
бесплатный местный экземпляр — экземпляры различных видов изготовленных на
территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче
их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и
количестве, установленных настоящим Федеральным законом. (11, С. 50)
Законодательство об обязательном экземпляре документов, ведущее свою
историю в Европе с середины 16 столетия, ныне, бесспорно, является
фундаментальной основой формирования национальных библиотечных фондов и
государственного библиографического учета в большинстве стран мира.
Вниманию широких
кругов специалистов в области издательского и библиотечного дела, информатики,
гуманитарного права предлагается впервые изданное на русском языке
«Руководство по законодательству об обязательном экземпляре». Оно было
разработано в своем начальном варианте канадской исследовательницей Джин Ланн,
одобрено и опубликовано ЮНЕСКО в 1981 г. как примерная модель закона о системе
обязательного экземпляра, которая могла бы служить основой для обеспечения
национального библиографического учета в странах, являющихся членами ЮНЕСКО.
В 1998 г. Вторая
международная конференция по национальным библиографическим службам,
состоявшаяся в Копенгагене, учитывая дальнейшее расширение видов документов на
различных носителях информации, рекомендовала ИФЛА «...поддержать пересмотр
существующего набора руководств, чтобы предусмотреть положения обо всех новых
и будущих формах публикаций». В соответствии с данной резолюцией директор
Юридической библиотеки Университета Оттавы (Канада) Жюль Ларивьер подготовил
полностью пересмотренное и дополненное издание «Руководства» д-ра Ланн, которое
осуществлено при финансовой помощи ЮНЕСКО через структуры ИФЛА и под общим
руководством Национальной библиотеки Канады в Париже в 2000 г. (4, С. 2)
Автор новой
редакции «Руководства» считает его целью содействие разработке или
пересмотру законодательства об обязательном экземпляре на основе современных
требований, но отмечает, что его работа «содержит лишь предложения, и эти
предложения нуждаются в адаптации в каждой конкретной юридической системе».
Автор отмечает: «Руководство представляет собой минимальные стандарты и не
должно рассматриваться как строгие правила. Их не следует также воспринимать
как нераздельный свод правил. К каждому из них нужно подходить индивидуально,
в зависимости от потребностей и условий конкретной страны. Документ предлагает
выбор, и дело каждой правовой системы определить тот тип юридических
положений, который больше всего соответствует внутренней ситуации». (4, С.3)
Тема развития
обязательного экземпляра в Европе и мире многоаспектна и обширна, поэтому будут
рассмотрены только аспекты развития отечественного обязательного экземпляра.
Российский
общегосударственный обязательный экземпляр (далее - ОЭ) был учрежден в 1783 г.
указом Екатерины II о вольных типографиях, по которому один экземпляр всех
изданий в России надлежало доставлять в Библиотеку Императорской Академии наук
в Петербурге. Кроме того, эта библиотека получала с 1746 г. обязательный
экземпляр изданий Академии наук, то есть ведомственный обязательный
экземпляр возник на 37 лет раньше государственного.
Зарождение
российских национальных библиотек ознаменовало последующие этапы развития
системы обязательною экземпляра: в 1810 г. ее установили для Императорской
Публичной библиотеки в Петербурге (ныне — Российская национальная библиотека),
а с 1862 г. - для Библиотеки Румянцевского и Публичного музеев (ныне - Российская
государственная библиотека). (10, С. 430)
Третьим этапом
развития системы явилось предоставление в 1812 г. российского обязательного
экземпляра едва ли не впервые в мировой истории провинциальному учреждению —
Библиотеке Хельсинкского университета, которая получала его вплоть до отделения
Великого княжества Финляндского от Российской империи в 1917 г.
Уже на начальных
этапах становления отечественной системы ОЭ обозначилось ее своеобразие, при
общих исходных принципах, с моделями других стран Европы. Сходными были задачи
собирания национального культурного наследия, отраженного в литературе, и
контроля за публикациями.
Два важнейших
фактора предопределили особые черты отечественного ОЭ.
Во-первых, более
выраженная, чем в иных странах, государственная поддержка крупных публичных
библиотек. Отсюда - несколько получателей ОЭ, начиная с 18-го века.
Во-вторых,
специфический дуализм столиц - первопрестольной Москвы и новоучрежденной
столицы — Санкт-Петербурга, что вызвало формирование в нашей стране двух
национальных библиотек.
К названным
обстоятельствам добавилась необходимость создания ресурсов русской литературы в
центрах крупных провинций (например, Хельсинкского университета).
Тем самым у нас
перед системой ОЭ была поставлена третья цель - он стал централизованным
источником бесплатного комплектования фондов крупнейших научных и публичных
библиотек.
Триединое
предназначение ОЭ с сильным акцентом на контролирующие и комплектаторские
задачи особенно развилось в советский период. Без справки об отправке
установленного количества ОЭ органы Главлита не давали разрешения на выпуск
тиража издания в свет; получателями универсальных и так называемых профильных
(отраслевых и видовых) комплектов ОЭ в 70-е годы являлись не только крупнейшие
государственные центральные библиотеки, но и научно-информационные учреждения
(например, ВИНИТИ, ИНИОН) в Москве и Ленинграде, а также в Алма-Ате, Киеве,
Минске и Хабаровске.
Именно поэтому
только в нашей стране возникло столь специфическое учреждение, как Российская
книжная палата, которая осуществляет государственную регистрацию и хранение
фонда отечественных публикаций (в других странах - это функция национальных
библиотек), а также получение и распределение комплектов ОЭ между утвержденными
фондодержателями.
Параллельно в
советский период был учрежден также платный обязательный экземпляр - для
комплектной поставки книг научным библиотекам в соответствии с их заказами по
типовому тематическому плану комплектования. Данную функцию выполнял и
выполняет Центральный коллектор научных библиотек в Москве.
При
административно-командной системе экономики, которая подкреплялась тотальной
цензурой, данная ситуация казалась вполне естественной. Все издатели исправно
отправляли 17 ОЭ каждого книжного издания и несколько меньшее количество
периодики в Книжную палату, а та, в свою очередь, делила их между двумя
десятками с лишним книгохранилищ.
В начале 1990-х
гг. в книгоиздательской и книгораспространительской сферах наметились
деструктивные тенденции, в частности, значительно выросло количество
негосударственных издающих организаций, большинство из которых не имело представления
о необходимости передачи в библиотеки обязательных экземпляров, не появилось
действенного механизма контроля за их доставкой после упразднения Главлита;
разрушились ранее существовавшие крупные государственные
книгораспространительские структуры библиотек, привыкшие к стабильным
источникам комплектования с четкой организационной структурой и системой
взаимоотношений с партнерами, наступили тяжелые времена.
Усугубило
ситуацию и то, что принятая еще в СССР нормативно-правовая база в области
книгоиздания и обязательного экземпляра в значительной части была дезавуирована.
Если к этому добавить отсутствие стабильного и достаточного финансирования
библиотек, то станет ясно, как остро стала проблема комплектования фондов.
В период
"Перестройки", экономической нестабильности и резкого увеличения цен
на издательскую продукцию, для многих миллионов читателей России библиотеки
стали единственными учреждениями, где бесплатно можно пользоваться новой
литературой.
Наиболее
стабильным источником пополнения фондов национальных библиотек на протяжении
многих десятилетий оставался обязательный бесплатный экземпляр документов.
Однако национальные библиотеки столкнулись с его неполнотой, что в
значительной мере осложнило обслуживание читателей. В связи со сложившейся
ситуацией остро встали проблемы взаимодействия национальных библиотек с
Российской книжной палатой (РКП) в обеспечении полноты комплектования фондов
обязательным бесплатным экземпляром, а также координации деятельности в
области хранения обязательного экземпляра в Государственном архиве печати РКП
и фондах национальных библиотек.
Переход страны к
рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же период расширение
издательского сектора и появление новых видов документов поставили систему ОЭ
в сложное положение, так как заметно снизилась полнота его получения Российской
книжной палатой. Среди руководителей и специалистов библиотечного дела
обсуждались два противоположных решения кризисной ситуации:
Одно из них
сформулировал профессор Ю.Н. Столяров, заявив, что задачи формирования
исчерпывающе полного национального фонда страны и библиографического учета
«...преспокойно можно решить... одним экземпляром. Вот тогда выражение
обязательный экземпляр становится совершенно точным». (4, С. 5)
Второе решение,
поддержанное большинством специалистов, сводилось к постепенному сокращению
количества бесплатных ОЭ путем дифференциации видов документов. С
государственной точки зрения нельзя было в момент экономических реформ лишить
этого источника пополнения фондов более чем 20 крупнейших библиотек, формирующих
по существу распределенный документный фонд страны. Это привело бы к их гибели,
так как замена обязательного экземпляра закупкой литературы и до настоящего
времени невозможна из-за отсутствия требуемых на то бюджетных средств.
Данный подход
утвердил Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994), а
затем развил принятый 23 января 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
Принятия
Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов"
библиотеки ждали с нетерпением. По отношению к нему можно неоднократно употребить
слово "впервые":
— Впервые в России формирование
системы обязательного экземпляра документов базируется на нормативно-правовой
основе на уровне Федерального закона.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|