бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экспортные контракты бесплатно рефераты

Распространение типовых контрактов является результатом стремления к унификации условий международной торговли и обусловлено определенными преимуществами, которые дает их использование. В частности, предварительная  подготовка большей части текста контракта позволяет более тщательно его разработать, чем если бы он согласовывался во время индивидуальных  переговоров, экономит время при заключении сделки и дает возможность широко использовать имеющийся практический опыт торговли в данной отрасли.

Типовые контракты периодически пересматриваются и частично изменяются. Это обусловлено рядом причин, в частности постоянным изменением соотношения сил между экспортерами и импортерами на мировом рынке. Другой причиной является изменение с развитием научно-технического прогресса организационно-технических условий торговли (средств перевозки, методов определения качества  и др.), что вызывает необходимость пересмотра отдельных формулировок действующих контрактов или разработки контрактов на новых условиях.

Типовые контракты разрабатываются союзами предпринимателей, объединениями, ассоциациями, федерациями, комитетами товарных бирж,  торговыми палатами, монополистическими объединениями и крупными фирмами, а также Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК).

Однако по многим товарам - зерновым, лесоматериалам, кожсырью - существуют специальные типовые контракты, разработанные международными союзами предпринимателей и отраслевыми национальными союзами. Они разрабатывают несколько вариантов типовых  контрактов  для каждого вида товара. Разница между этими вариантами обычно заключается в базовых  условиях, а следовательно и  в методе определения цены (ФОБ,  СИФ и т.д.);  в определении способа поставки товара - целыми пароходами или  мелкими отправками; в определении основного направления перевозки товара от места происхождения до места назначения, что может влиять на упаковку товара, условия страхования и т.д.

Применение типовых контрактов участниками соответствующего объединения обязательно (об этом обычно вносится оговорка в устав объединения). Поэтому участники объединений отказываются заключать  контракты  на условиях,  отличающихся от установленных этим объединением. Это дает им возможность навязывать односторонне выгодные условия торговли экономически более слабым партнерам.

В наиболее монополизированных отраслях торговли сделки обычно заключаются на основе контрактов, разрабатываемых  крупными компаниями.  Если в сделку вступают два участника монополистических объединений, каждое из которых имеет свой типовой контракт, то условия контрактов становятся предметом переговоров, в результате которых может быть выработан новый вариант контракта. Каждый раз полученное преимущество более сильный контрагент стремится сохранить за собой, объявляя его торговым обычаем.  Контрагенты, для которых такой обычай является невыгодным, добиваются его отклонения или изменения. Этим, собственно, и объясняется огромное многообразие формулировок, встречающихся в типовых контрактах. Таким образом, по своему характеру типовые контракты являются выразителями  сложившейся в практике мировой торговли техники заключения сделок.


1.2. Стороны внешнеторгового контракта купли-продажи


Во внешнеторговой сделке принимают  участие две стороны (англ.  сontract  parties), именуемые контрагентами (партнерами) (англ. contracting party, counterpart, foreign partner). По общему правилу в контрактные отношения  данного  вида  могут вступать иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства. Стороны, участвующие во внешнеторговой сделке, должны обладать определенными полномочиями на ее совершение.

Юридическое лицо (англ. legal person, juridical person, juristic person) - это организация, имеющая в соответствии с законодательством страны принадлежности, национальным режимом собственности, обособленное  имущество  и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом[9].

В соответствии со ст.  48 ГК РФ юридическим лицом признается организация,  которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и  отвечает  по своим обязательствам этим имуществом,  может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные  и  личные  неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо может осуществлять любые виды деятельности, соответствующие целям, предусмотренным в его учредительных документах, и не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься  только  на  основании  специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит регистрации в соответствии с требованиями национального законодательства. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Данный факт является основанием для приобретения организацией соответствующих гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей.

Иностранное юридическое лицо - это организация,  обладающая правами и обязанностями юридического лица по законодательству иностранного государства его регистрации[10]. Следует иметь в виду, что в каждом государстве существуют свои особенности в толковании и определении видов и типов юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

При подготовке к заключению сделки внешнеторговой купли-продажи необходимо ознакомиться с соответствующими документами, подтверждающими правомочия представителя иностранной фирмы и самой фирмы на заключение данного вида договора.

ГК РФ устанавливает, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто  соглашение  по всем существенным условиям договора (часть 1 ст. 432).


1.3. Форма экспортного контракта


Заключение внешнеторгового контракта купли-продажи как определенный  процесс представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные переговоры, которые иногда называются трактацией сделки (англ. making a contract)[11]. Переговоры ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей сторон. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как продавцом,  так и  покупателем. Покупатель  либо откликается на объявление или другой вид рекламы продавца, либо обращается к известной ему фирме с запросом прислать предложение или оферту (англ. offer). Продавец может сам направить такую оферту фирме как возможному покупателю.

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и принятия предложения или акцепта (англ.  acceptance) другой стороной.  Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (часть 1 ст. 435 ГК РФ).

Оферта должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора.  Существенными являются условия договора о его предмете, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида,  а также все те условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Лицо, сделавшее оферту, именуется оферентом (англ. offerer). Принятие такого предложения называется акцептом, а лицо, принявшее предложение, именуется акцептантом (англ. acceptor).

В коммерческой  практике  оферта представляет собой письменное, устное или вытекающее из поведения  предлагающей  стороны  - оферента - сообщение о желании вступить в юридически обязывающий договор (контракт),  причем из условий данного сообщения следует, что оно будет связывать оферента, как только сторона - акцептант, которой оферта адресована, примет ее путем действия, воздержанием от действия или встречным обязательством. Акцепт в данном случае свидетельствует о принятии оферты. Безусловно,  согласие с офертой признается акцептом, если оно получено оферентом в оговоренные предложением сроки.  Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем было предложено в оферте,  рассматривается как новая - встречная  оферта. Оферта покупателя по договору купли-продажи дается в форме заказа.

По общему правилу оферта должно содержать:

- точное и сокращенное наименование продавца;

- его торговую марку, фирменный знак (если имеется);

- наименование товара;

- краткую и достаточную характеристику товара;

- предлагаемый объем поставки;

- минимальное количество поставляемого товара в партии;

- сведения об упаковке;

- условия поставки по ИНКОТЕРМС (раскрыть понятие);

- цену на условиях поставки за штуку и за партию;

- сроки поставки;

- порядок  оплаты;

- оптовую скидку;

- реквизиты продавца[12].

В коммерческой  практике под офертой понимается предложение товара.  Оферта, следовательно, может быть сделана только продавцом, а не покупателем. При этом различают два вида оферты.

Твердая оферта (англ. firm offer) - письменное предложение о продаже определенной партии товара, направленное конкретному покупателю[13]. Это предложение, на основании которого у оферента возникают определенные обязательства, вытекающие из оферты. В ней продавец оговаривает срок, в течение которого считает себя  связанным предложенными им условиями, то есть он не вправе отменить или изменить их.  Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ). В течение данного срока продавец не может обратиться с подобным предложением к другому партнеру. Ответ, не полученный в срок, указанный в оферте, означает отказ покупателя от заключения контракта; продавец освобождается от сделанного им предложения и имеет право обратиться с таковым к другому партнеру.

Получив соответствующее  сообщение  с предложением заключить контракт,  покупатель должен или принять такую оферту полностью, или отклонить ее. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (ч. 1 ст. 438 ГК РФ). Несогласие покупателя с каким-либо пунктом оферты приравнивается  к  отказу от заключения контракта на предложенных условиях. В этом случае покупатель направляет продавцу контрпредложение. При  наличии  разногласий между покупателем и продавцом условия сделки могут обсуждаться и изменяться до достижения  соглашения по всем существенным положения контракта.

В случае,  если предложение о заключении контракта полностью приемлемо для покупателя, он направляет продавцу в установленный в оферте срок безоговорочный акцепт.  Договор считается заключенным,  если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в нем срока (ст. 440 ГК РФ).

Свободная оферта (англ. free offer) или публичная оферта - это предложение о продаже определенной партии товара, направленное неопределенному кругу лиц, непорождающее для оферента какие-либо обязательства[14]. Содержащее все существенные условия договора предложение,  из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой (ч.II ст. 437 ГК РФ). Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц,  рассматриваются  как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (ч.1 ст.437 ГК РФ). Свободную оферту продавец делает одновременно нескольким покупателям, что обеспечивает ему ознакомление с товарным рынком. Получение свободной оферты потенциальным покупателем означает, что такое же предложение получено и его конкурентами, следовательно,  по отношению к данному покупателю продавец не связан твердыми обязательствами.

Ст. 441 ГК РФ устанавливает,  что, когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом,  направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами,  а если  такой срок не  установлен,  - в течение необходимого для этого времени. Когда оферта сделана устно без указания срока для акцепта,  договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о своем согласии (акцепте).

Следовательно, согласие покупателя на условия,  изложенные в свободной оферте, не означает еще заключение договора. Если покупатель согласен с таким предложением, то он должен подтвердить свое согласие твердой контрофертой.  И если фирма-продавец акцептует эту контроферту, то контракт считается заключенным на предложенных условиях.

В случае,  если  покупатель  предлагает заключить договор на иных условиях,  чем предложено в оферте, ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст.443 ГК РФ). В данном случае для заключения договора продавец и покупатель осуществляют дальнейшее уторговывание сделки.

Согласно ст. 444 ГК РФ, если в договоре не указано место его заключения,  договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

По общему  правилу  условия  внешнеторгового  договора  купли-продажи  определяются сторонами (партнерами, контрагентами) по собственному усмотрению. Действующее российское законодательство устанавливает только общие рамки договорного правоотношения. Особенность правового регулирования внешнеторговых сделок проявляется в том, что стороны  внешнеторгового договора купли-продажи должны определить законодатель-ство страны, применимое к данному контракту. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если же в контракте соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.

Коллизионная норма (англ.  conflict rule) - это норма, определяющая  право  какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению[15].  Вместе с материально-правовой  нормой,  к которой отсылает коллизионная норма, она выражает определенное правило поведения для участников гражданского  оборота,  в нашем  случае  - продавца и покупателя по внешнеторговому контракту купли-продажи.

Внешнеторговые сделки  купли-продажи должны совершаться российскими предпринимателями в письменной форме. Несоблюдение формы таких  сделок  влечет за собой их недействительность (ст. 162 ГК РФ). Из этого положения следует правило, согласно которому письменные  доказательства (переписка,  выставление  счета и т.п.) в подтверждение заключения внешнеторговой сделки  купли-продажи  не допускаются.

По законодательству  ряда зарубежных стран не требуется обязательного письменного оформления внешнеторговых договоров. Согласно Венской конвенции 1980 года (ст. 11) не требуется, чтобы договор купли-продажи  заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Допускается его подтверждение любыми средствами, включая свидетельские показания. Однако при присоединении Союза ССР к указанной  Конвенции 23 мая 1990 года была сделана оговорка о неприменимости положений ст. 11 Конвенции, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в СССР. В настоящее время названная Конвенция, в том числе и оговорка к ней, действуют в порядке правопреемства и для Российской Федерации.

В зависимости от страны совершения внешнеторговой сделки купли-продажи может потребоваться регистрация или нотариальное удостоверение сделки. Согласно российскому законодательству законом может быть установлена государственная регистрация  сделок  с движимым имуществом определенных видов.

Сделка оформляется одним из следующих способов:

- в виде документа,  подписанного  обеими  сторонами  (контракт);

- в виде твердой оферты продавца, акцептованной покупателем. В этом случае продавец направляет покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами (оферта и акцепт);

- в виде заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщику) и подтвержденного последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами:  заказом и подтверждением поставщика[16].


2.Расчеты банка по экспортному контракту.


2.1. Условия расчетов:в кредит, наличный платеж, опцион наличного платежа


Используются следующие условия оплаты товара:

1. Оплата вперед (англ.  preshipment finance, prepayment finance) -  покупатель  оплачивает всю стоимость товара до его поставки, оплата части стоимости определяется как задаток (англ. deposit)[17].

     Статья контракта в этом случае может быть изложена так:


Вариант I

4. Оплата

4.1. Стоимость поставляемого товара, указанная в п. ___ настоящего Контракта, оплачивается путем предоплаты.

4.2.Покупатель обязан перечислить денежную сумму в уплату полной стоимости поставляемого товара на р/счет ______________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6