бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономико-правовой аспект временного вывоза культурных ценностей бесплатно рефераты

Надо сказать, что таможенное оформление культурных ценностей происходит в соответствии с установленным для этих целей порядком, который регламентируется Законом о вывозе и ввозе культурных ценностей, таможенным законодательством и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Фискальная функция таможенных органов при оформлении культурных ценностей сводится к минимуму, т.к. таможенное законодательство в настоящее время предоставляет возможность для беспошлинного вывоза произведений искусства, не представляющих из себя антиквариата или не являющихся народным достоянием. Вместе с тем, наличие налога на добавленную стоимость на произведения искусства существенно ограничивает возможность ввоза культурных ценностей в Россию. С одной стороны это предотвращает ввоз на территорию России произведений т.н. «псевдокультуры», с другой стороны - приводит к большим сложностям в случае приобретения истинных шедевров российскими музеями и другими организациями. Тем не менее, возможность для ввоза культурных ценностей с освобождением от уплаты НДС существует и используется в некоторых случаях российскими музеями для приобретения или принятия в дар произведений искусства. Решение об освобождении от НДС в таких случаях принимается каждый раз отдельно и является компетенцией ГТК РФ.                                  














Глава 2. Специфика применения таможенного режима «временный ввоз/ вывоз» в отношении культурных ценностей (действующая законодательная база)


2.1. Постановление Правительства  от 16.08.00 г.№ 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».

Любой таможенный режим, под который могут быть помещены товары, имеет свои особенности, связанные с различными факторами. Это может и специфика налогообложения, условия хранения на складах временного хранения, особенности применения мер нетарифного регулирования, ответственность за различные виды нарушений таможенных правил, связанных с применяемым таможенным режимом и категорией товаров. К особенностям могут быть отнесены также и различные категории товаров, возможность или невозможность применения к ним отдельных таможенных режимов, формы отчетности, особенности перевозки, методов контроля за таможенной стоимостью и валютного контроля. Возможность или невозможность предоставления преференций и многое другое.

Режим «временный ввоз/временный вывоз» также имеет свои особенности. Эти особенности связаны, прежде всего, с категориями товаров, помещение которых под указанный режим является возможным или невозможным, с особенностями налогообложения при помещении товаров под данный режим и с помещением временно ввезенных/вывезенных товаров под иные таможенные режимы.

Таможенный режим «временный ввоз/вывоз» регламентируется главой одиннадцатой Таможенного кодекса Российской Федерации. Данный режим предполагают временное нахождение товаров на территории России или за ее пределами с последующим их вывозом или ввозом в установленные законодательством сроки и с возможным применением льгот по уплате таможенных платежей.

Отдельные категории товаров, например культурные ценности, ввоз или вывоз которых осуществляется временно, требуют применения иных законодательных актов (Федеральный Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей), применения мер нетарифного регулирования, различных документов, не требующихся при применении данных режимов в отношении других товаров.

Рассмотрим наиболее общие вопросы, связанные с применением указанного таможенного режима.


К основным особенностям применения данного режима относятся требования Российского законодательства к категориям товаров, которые могут быть помещены под режим временного ввоза/вывоза. Эти требования изложены в Постановлении Правительства  от 16.08.00 г.№ 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».

Существенным фактом является то, что предметы, классифицируемые в товарной группе 97, попадают под действие п.17 раздела III перечня товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 года № 599,  временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов:

-         Товары, являющиеся произведениями искусства, предметами коллекционирования, если такие товары остаются в собственности иностранного (при вывозе – российского) лица; книги, периодические издания, публикации и документы, связанные с образованием, наукой, культурой.


Основные требования, предъявляемые к процедуре помещения товаров под режим «временный ввоз/вывоз» распространяются также и на товарную группу 97. К этим требованиям, как уже отмечалось, относятся, прежде всего, возможность отнесения товаров к перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 года № 599, обязательство об обратном вывозе/ввозе товаров, непереходящее право собственности на товары, возможность их надежной идентификации, соблюдение сроков временного ввоза/вывоза и некоторые другие. 


Необходимо подчеркнуть, что сборы за таможенное оформление уплачиваются при каждом случае декларирования, то есть, как при открытии режима «временный ввоз/вывоз», так и при его закрытии любым другим таможенным режимом. Исключением являются случаи оформления временно вывозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении, для экспонирования, обратно ввозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий, а также временно ввозимых в адрес этих организаций культурных ценностей в целях экспонирования и обратно вывозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий (Инструкция о взимании таможенных сборов за таможенное оформление).

Заявление-обязательство об обратном вывозе/ввозе товаров предоставляется в таможенный орган, производящий оформление временно ввозимых/вывозимых товаров. В Заявлении-обязательстве указываются реквизиты юридического лица, сведения о товарах, цели и обстоятельства временного ввоза/вывоза, сроки ввоза/вывоза. Также подтверждается ознакомление с требованиями статей 271, 273, 263, 284 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающими ответственность за  нарушение данного обязательства (Приложение 1).

Необходимо подчеркнуть, что данные формы Заявлений-обязательств, утвержденное приказом Санкт-Петербургской таможни от 24.09.97 г. № 150, предоставляемое при помещении товаров под таможенный режим «временный ввоз/вывоз» по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку перемещения,  таможенного контроля и таможенного оформления культурных ценностей, помещаемых под указанный таможенный режим.

В настоящее время руководством Санкт-Петербургской таможни рассматриваются формы Заявлений-обязательств, наиболее полно соответствующие требованиям, предъявляемым к основным условиям помещения культурных ценностей под режим временного ввоза/вывоза (Приложение 2,3).

Аналогичная проблема существует и при необходимости продления сроков временного ввоза/вывоза культурных ценностей. Заявление – обязательство, используемое при продление сроков на «обычный» товар представляет собой форму, представленную в Приложении 4. Наиболее приемлемая форма Заявления – обязательства о продлении сроков временного ввоза/вывоза для культурных ценностей должна иметь форму, представленную в Приложении 5.

Кроме того, при продлении сроков временного вывоза необходимо письменное разрешение Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, документ об установлении страховой оценки культурных ценностей, гарантии государственных органов принимающей стороны (страны назначения) в отношении сохранности и возврата культурных ценностей, документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывезенных культурных ценностей.


Необходимо подчеркнуть, что нарушение сроков временного ввоза или вывоза, если обратный вывоз или ввоз является обязательным, предполагает ответственность за нарушение таможенных правил, предусмотренную частью первой статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации. Дело о нарушении таможенных правил заводится незамедлительно, если товары в день истечения срока временного вывоза или ввоза не представлены к обратному ввозу, вывозу или не заявлены к помещению под иной таможенный режим.

При нарушении сроков временного вывоза, если вывезенные товары – культурные ценности и их возвращение в установленные сроки является обязательным, ответственность наступает в соответствии со статьей 190 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное деяние квалифицируется как самостоятельное преступление, совершенное сразу же в момент истечения сроков временного вывоза.

Необходимо подчеркнуть, что диспозиция статьи 271 Таможенного кодекса РФ носит альтернативный характер только в отношении товаров, и наличия или отсутствия признаков контрабанды.

Статья 219 ТК РФ квалифицирует невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, как один из видов уголовно наказуемой контрабанды.

Пункт 2 статьи 56 Закона от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» также квалифицирует данное деяние как контрабанда и отсылает к уголовному законодательству Российской Федерации.

Статья 190 Уголовного кодекса РФ квалифицирует данное деяние как невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ и определяет его как самостоятельное преступление.

Непосредственным объектом данного преступления является порядок вывоза и возвращения культурных ценностей. Предметом данного преступления являются культурные ценности, под которыми понимаются движимые предметы материального мира, определенные статьями 6,7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Кроме этого, понятие «культурные ценности» раскрывается в ст. 3 «Основ законодательства о культуре» от 09.10.92 г., в ст. 3 Федерального закона от 26.05.96 г. «О Музейном фонде РФ и музеях РФ». Вместе с тем, ст. 5 закона «О таможенном тарифе» и ст. 18 Таможенного кодекса РФ культурные ценности могут быть отнесены к товарам, как к «любому движимому имуществу».

Санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 271 ТК РФ является штраф в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

Вместе с тем, в ст. 231 ТК РФ разъясняется, что ответственность за НТП наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности. В этой же статье отмечено, что привлечение к уголовной ответственности не освобождает от ответственности за НТП, но «срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом РФ решения об отказе или в возбуждении уголовного дела» (ст. 247 ТК РФ).

Таким образом, в день истечения срока обратного ввоза, указанного в заявлении – обязательстве, при отсутствии разрешения на продление действия Свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей и при реальной возможности вернуть культурные ценности на территорию РФ, данное деяние является оконченным преступлением, ответственность за которое наступает в соответствии с санкцией, предусмотренной ст. 190 Уголовного кодекса РФ.

П. 9 ст. 117 УПК РСФСР относит таможенные органы к органам дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 190 УК РФ. Согласно ст. 119 УПК, «…если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие». В данном конкретном случае, ст. 126 УПК РСФСР обязательность предварительного следствия возложена на следователей органов ФСБ.

2.2. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»


Федеральный закон Российской Федерации от 15.04.93.   № 4804-1 является одним из основных руководящих документов, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей. Вместе с иными законодательными актами Российской Федерации настоящий Закон имеет целью сохранение культурного достояния России, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

Закон основан на принципе единого таможенного пространства и единого порядка вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории Российской Федерации независимо от формы собственности, а также для всех юридических, физических, должностных лиц и органов власти и управления.

Согласно ст. 6 Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

-         культурные ценности, созданные отдельными лицами или группой лиц, которые являются гражданами  Р Ф;

-         культурные ценности, имеющие важное значение для РФ и созданные на территории РФ иностранными гражданами и  лицами без гражданства, проживающими  на территории РФ;

-         культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;

-         культурные  ценности, приобретенные археологическими, этнологическими  и естественнонаучными  экспедициями с  согласия компетентных  властей страны, откуда  происходят эти  ценности;

-         культурные ценности, приобретенные в результате  добровольных обменов;

-         культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия  компетентных  властей  страны, откуда  происходят  эти  ценности.


Культурные  ценности,  не  подлежащие  вывозу  из  РФ, рассмотрены  в  ст.9 Закона:


-         движимые  предметы,  представляющие  историческую,  художественную,  научную  или  иную  культурную  ценность  и  отнесенные  в  соответствии  с  действующим  законодательством  к  особо  ценным  объектам   культурного  наследия  РФ,  независимо  от  времени  их  создания;

-          движимые  предметы,  независимо  от  времени  их  создания,  охраняемые  государством  и  внесенные  в  охранные  списки  и  реестры  в  порядке,  установленном  законодательством РФ;    

-         культурные  ценности,  постоянно  хранящиеся  в  государственных  и  муниципальных  музеях,  архивах,  библиотеках  и  в  других  государственных   хранилищах  культурных   ценностей   РФ.  По  решению  уполномоченных  государственных   органов  данное  правило  может  быть  распространено  на  иные  музеи, архивы  и  библиотеки;    

-         культурные   ценности,  созданные  более  100  лет  назад,  если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Законом.                                                                                                                

Закон предусматривает  регулирование  вывоза с территории Российской Федерации и ввоза с территории Российской Федерации, а также временный вывоз и временный ввоз культурных ценностей. Вывоз  культурных  ценностей,  не  подпадающих  под  действие  ст.9  действующего  Закона,  может  осуществляться  в  соответствии  с  решением   о  возможности  их  вывоза,  принимаемым  государственными  органами,  определенными  Законом.  Необходимо  подчеркнуть,  что  вывоз  и  ввоз  культурных  ценностей,  содержащих  драгоценные  камни,  драгоценные  металлы,  а  также  виды  оружия    регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.  Это  отмечено в  ст.ст. 20 и 21 Закона.  Порядок  вывоза  и ввоза  культурных  ценностей   распространяется также и   на  лиц,  обладающих  дипломатическими   привилегиями   и  иммунитетами.         

Культурные  ценности,  ввозимые  на  территорию  РФ,  подлежат  таможенному   контролю  и  специальной  регистрации  в  порядке, установленном  Федеральной  службой  по  сохранению  культурных  ценностей  совместно   с  Государственным  таможенным  комитетом  РФ. Следует отметить, что функции Федеральной службы переданы Департаменту по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

При  транзите  культурных  ценностей  через  территорию  РФ  также  должны   предоставляться   документы,  подтверждающие  то,  что  данные предметы  ввозятся   исключительно  с  целью  транзита.

В  Законе  уделяется  внимание  временному  вывозу   и  временному ввозу   культурных   ценностей. Временный  вывоз  и ввоз  культурных  ценностей  осуществляется  музеями,  архивами,  библиотеками  и  другими  физическими  и юридическими  лицами:  для  организации  выставок;  для  осуществления  реставрационных  работ  и  научных  исследований;  в  связи  с  театральной,  концертной  и  иной  артистической  деятельностью, а также  в  иных  необходимых  случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6