бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономическая мысль России бесплатно рефераты

А. Я. Поленов - был сторонником реформирования экономики и на этой основе улучшения экономического развития России. Предлагал наделить крестьян землей с правом передачи земли по наследству, регламентировать размер повинностей крестьян. Крестьяне не должны дарить, продавать, делить землю между детьми, закладывать ее. Помещик мог продавать крестьян, но только вместе с семьей и землей, имел право лишить крестьянина земли только по суду в случае недоброкачественного отношения к земле и своим обязанностям.

Единства взглядов на проблему дальнейшего пути развития России, судьбу крепостничества и формы организации производства, торговли, финансов и денежного обращения не было. Часть экономистов считало возможным дальнейшее успешное развитие хозяйства России в условиях сохранения крепостного права, неприкосновенности прав дворян на землю и крепостных крестьян. Таких взглядов придерживался князь М. Н. Щербатов. В случае отмены крепостного права он предсказывал восстание дворян. Предлагал расширить дворянское землевладение за счет продажи им государственных земель вместе с крестьянами. Надо только ограничить власть царя, создав совет вельмож из особо важных знатных дворян.

Сохранить крепостное право предлагал также П. И. Рычков. Чтобы укрепить могущество России, предлагал развивать мануфактуры, внешнюю торговлю, развивать кредитную деятельность. Для ускоренного развития сельского хозяйства считал необходимой заботу об улучшении положения крестьян. Предлагал ограничить их эксплуатацию разумными пределами, установить три барщинных дня в неделю, три дня работы на себя, а воскресенье – выходным днем. Рычков был сторонником создания цеховой системы организации ремесла, образования купеческих компаний.  Предлагал купцам изучать рыночные условия и бухгалтерию. Предложения Рычкова способствовали разложению натурального хозяйства и росту товарного производства.

В первой четверти XIX века новые явления в экономике (наемный труд получает значительное распространение, труд крепостных по-прежнему отличается низкой производительностью, росло число городов, разрушалась натуральность хозяйства и развивалась его товарность) вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе крепостничества и путях дальнейшего развития России.

Писатель и историк Н. М. Карамзин отрицал даже самые умеренные реформы. Считал, что дворяне, рассеянные по всему государству, содействуют сохранению тишины, благоустройства.


Сторонники ликвидации крепостного права и самодержавия


     Вспоминая выдающихся юристов прошлого, невозможно обойти вниманием человека, ученого, ставшего одной из наиболее ярких и значительных фигур русского просветительного движения второй половины 18 века, внесшего неоценимый вклад в превращение русской теоретической юриспруденции в самостоятельную науку. Его многолетняя научная и преподавательская деятельность в стенах Московского университета преследовала благородную цель широкого распространения правовых знаний. Имя этого человека - Семен Ефимович Десницкий.
     Круг интересов этого ученого не ограничивался лишь вопросами правоведения. Обладая разносторонним образованием и являясь достойным представителем века Просвещения - времени "энциклопедистов", он был мыслителем широкого масштаба.
     Десницкий первый переработал нормы российского законодательства в правовые определения и создал цельную систему русского права.
По вопросу о происхождении государства Десницкий стоял на точке зрения, что оно тесно связано с появлением собственности. Искал не только истоки происхождения власти, но и видел зависимость ее от эволюции собственности, которая развивается по общественным законам. Основным источником власти при всех формах правления считал богатство.
     Учитывая уровень развития общественных наук в то время, анализ Десницким происхождения и развития частной собственности признан выдающимся.
     Значительный интерес имеют представления ученого о происхождении права. По его мнению, правовые нормы существовали в человеческом обществе на всех этапах его развития. Усложнялись законы по мере сосредоточения в руках отдельных членов общества значительного имущества, а правовая система была призвана охранять собственность. Возникновение законов профессор относил, прежде всего, к появлению собственности на землю.
     Десницкий не рассматривал подобно большинству европейских ученых того времени государство как институт, добровольно созданный всеми членами общества и отвечающий интересам народа. Он даже намекает на его антинародный характер, что было значительным шагом вперед. Возникновение власти связывает с насилием, вытекающим из неравенства состояний. "Превосходное богатство есть первый источник всех достоинств, чинов и преимущества над другими". И хотя ученый приветствовал буржуазный этап в развитии общества как более прогрессивный, он необыкновенно прозорливо предостерегал от того, чего не видели другие мыслители. Эти слова Десницкого удивительно интересны и сегодня звучат особенно сильно. К ним стоит прислушаться. Он выступает за благополучие и процветание людей, призывает имущих идти навстречу бедным и предупреждает о возможной активности последних. Результаты этой активности неимущих в нашей стране хорошо известны.
     "Коммерческое состояние", по мнению Десницкого, таит ряд опасностей. Происходит размежевание полюсов богатства и бедности. Искажается нравственность, на исторической арене появляется "миллионщик", который "совсем противными прежним напитан бывает... страстьми и новыми бесчисленными снабден средствами к исполнению своих желаний". "Совершенство и развращение народов" сопутствуют друг другу. Ужесточение законов оказывается неэффективным, так как "у сокровиществующих миллионщиков и самое правосудие может быть нечувствительно на откупе". В их руках оказываются рычаги не только правосудия, но и государственной власти - "самое правительство нередко приходит к замешательству... Ибо сокровиществующие миллионщики ужасное во всем правительстве могут сделать наваждение и могут нечувствительно тьмы народов от себя зависящими сделать: и это знак не токмо дурной, но и весьма опасной коммерции, когда она вся перевалится в руки немногих богачей, которые своим безмерным достатком задавляют всех прочих и делают такую нечувствительную во всем монополию, или единоуправство, которого ни самое премудрое правительство предусмотреть и отвратить не может".
     Сегодняшняя безуспешная борьба с коррупцией является дополнительным подтверждением провидческого дара ученого, высказавшего эти предостережения много лет назад.
     Право собственности С.Е.Десницкий относил к числу неотъемлемых прав человека. "Человек имеет природное право пользоваться беспрепятственно своей жизнью, здоровьем, честью и собственностью имения". Ученый стремился обосновать эти требования юридических гарантий личных прав граждан в рамках и формах, допустимых в то время. Не стоит забывать, что речь о таких понятных нам сейчас требованиях демократических свобод велась Десницким в период крепостничества, когда большая часть населения России была в полной зависимости от землевладельцев. Это позволит полнее оценить роль мыслителя - в учении о личных правах он опередил своих современников, создал правовую конструкцию, получившую признание в юриспруденции лишь через 100 лет!
     Исходя из своих взглядов и будучи истинным патриотом, С.Е. Десницкий видел основной источник настоящего и будущего могущества России в развитии ее экономики.
     Предостерегая об опасностях излишнего богатства, он, естественно, был противником купеческих монополий. Считал совершенно необходимым контролировать возникновение негативных явлений и процессов в экономике страны, вовремя их пресекать, а положительные тенденции поощрять и развивать. Выполнять эту координирующую роль, по его мнению, должно было государство; вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны считал абсолютно обязательным.
     Ученый стремился содействовать развитию прогрессивных буржуазных тенденций в российской экономике и способствовать улучшению материального положения народа. С этой целью он разработал проект финансового законодательства, представленный под названием "Об узаконении финанском". В нем Десницкий предлагал постепенно перейти от подушной подати, налагавшейся только на крестьян и посадских людей, к косвенным налогам, которые, как он говорил, "более касаются для всех вообще государственных жителей". Это позволило бы облегчить положение беднейших граждан страны, более справедливо перераспределив налоговые тяготы, лишив необоснованных преимуществ высшие слои общества. Особый интерес в финансовой программе ученого представляет его предложение о прогрессивном налогообложении недвижимости, главным образом земли.
Десницкий крайне отрицательно относился к системе откупов, считал, что она неизбежно ведет к многочисленным злоупотреблениям, ограничивает предпринимательскую активность населения.
     Стоит ли говорить, что столь радикальные в то время предложения осуществлены не были?
     Как и многие другие прогрессивные люди того времени, С.Е. Десницкий стремился применить свои преобразовательные теории непосредственно к российской действительности. В 1768 г., когда работала созванная по повелению Екатерины II Комиссия по сочинению проекта нового законодательства, ученый не остался в стороне и счел своим долгом гражданина подготовить собственный проект преобразований государственного строя России. Основная его идея была изложена просто и ясно: "Законы делать, судить по законам и производить суд во исполнение - сии три должности составляют три власти: закодательную, судительную и наказательную, от которых властей зависят все почти чиноположения и все главные правления в государствах". Таким образом, Десницкий впервые в России выдвинул принцип разделения властей, который видел в том, "чтобы одна власть не выходила из своего предела в другую". Но они должны были быть не изолированными, а разумно взаимодействовать, не выходя при этом за рамки своих полномочий.
Гарантию против произвола монарха Семен Ефимович видел в создании представительного органа - сената. Хотя он и не был сторонником широкого народного представительства (предлагал высокий имущественный ценз), однако выступал против преимуществ дворянства и духовенства в сенате. В сенате кроме дворян должны быть избранные "из купеческих и художественных (ремесленных) людей и из училищных (т.е. интеллигенции) и духовных мест, так, чтобы всякая губерния, провинция и корпусы имели своего в законодательной власти представителя и ходатая". Таким образом, к управлению государством были бы привлечены представители разных сословий, имевшие равное право голоса. "Дворянству же в заседании совокупно с разночинцами в сенате согласными не быть причины нет. У них во всех неприватный интерес, но целого отечества польза и благосостояние должно всегда за главное правило в наблюдении поставляемо быть." Сенат предполагалось наделить широкими полномочиями для решения важнейших государственных вопросов.
     Проектируя организацию судительной (судебной) власти, Десницкий предлагал рассредоточить ее по России, что связано с обширностью территорий и должно было, по его мнению, способствовать более быстрому рассмотрению дел и укреплению законности в стране.
     Ученый предлагал и гражданские, и уголовные дела рассматривать публично. Он первым указал на воспитательное значение гласного судопроизводства. Выступал не только за справедливый, независимый и гласный суд, но и за равноправие, соответствующее доле каждого в строительстве отечества.
     С.Е. Десницкий предлагал ввести суд присяжных, равный для всех сословий; выдвинул принцип несменяемости судей, подготовке которых он уделял большое внимание.
     "...чтоб судья, однажды сделан, по самую смерть судьею и при своей должности пребывал завсегда и чтоб притом ему полная власть дана была судить всякого без изъятия так, что и апелляции на него делать никому бы не дозволялось, разве в случае, когда он явно против закона кого осудит." Этим впервые в русской политической литературе была дана формулировка принципа независимости и несменяемости судей.
     Десницкий стремился поставить в определенные рамки и право монарха назначать судей. Во второй половине 18 века, когда суд в России не был отделен от администрации и всюду процветал административный произвол, когда законы издавались единолично монархом, предложения ученого имели большое прогрессивное значение.
     "Наказательная" власть (исполнительная), по его мнению, должна была осуществлять приговоры суда, не выходя за их пределы. Во главе наказательной власти должен был стоять монарх, который назначал воевод. К этой ветви власти относился сыск, борьба с преступностью - наблюдение "спокойствия и тишины", поддержание порядка в городах, сбор налогов и пошлины, обеспечение пожарной охраны и тюрем. А чтобы не допустить произвола губернских и городских воевод, за соблюдением законности призваны были следить губернские суды, при которых предлагалось создать особое отделение для разбора жалоб. Таким образом, в проекте С.Е Десницкого впервые в истории русского права было предложено подчинить администрацию судебному контролю!
     Автор проекта считал, что популярная в то время в Европе теория разделения властей не охватывала всего многообразия государственных функций, и ввел понятие "четвертой" власти, названной им "гражданской", которая должна была включать существовавшие в то время органы местного самоуправления. Это была первая попытка теоретически обосновать российское городское самоуправление и дать общие контуры его организации. Предполагалось, что компетенция этих выборных органов будет ограничена и строго определена - "отправлять дела в городе вексельные" в соответствии с утвержденным сенатом законом; контролировать ценообразование на рынке, бороться со спекуляцией; ремонтировать дороги, содержать в порядке городские улицы; наблюдать за соответствием строительства архитектурному плану. В ведении этих органов должен был находиться также сбор пошлины. Кроме того, они могли разрешать незначительные спорные вопросы. Состоять городская власть должна была из дворян, купцов и ремесленников, избранных в соответствии с имущественным цензом. В своей деятельности гражданская власть обязана руководствоваться законами, принятыми сенатом.
     Характер выдвинутых Десницким предложений был таков, что осуществить их в условиях того времени было невозможно, даже публикация по понятным причинам была отложена более чем на 130 лет! Проект увидел свет лишь в 1905 г., в год первой русской революции.

     Яков Павлович Козельский - русский просветитель, ученый, правовед, считал, что труд не должен быть обременительным для человека. Осуждал роскошь одних за счет нищеты других. Предлагал иметь накопления на будущие времена и это, по его мнению, явится условием нормального развития и существования общества. Составил сборник на основе высказываний западных просветителей («Философские предложения»).

     В “Философических предложениях” немало скрытой полемики с идеологами “просвещенного абсолютизма”, критических намеков на крепостническую действительность.

     Идеей естественного права Козельский обосновывал вывод, что “закон, который дозволяет пленника продать, купить, сделать рабом и содержать его произвольным образом, не основан ни на каком праве, ни на справедливости”. Намек на указ Екатерины, запретивший крепостным подавать ей жалобы на помещиков (1767 г.), слышится в таком рассуждении: “Несносно то в человеке, когда он причиняет своему ближнему обиду, а то вдвойне еще несноснее, ежели он не терпит, чтоб обиженный жаловался на обиду”. Вопреки официально поддерживаемой идее о необходимости прежде просветить (“выполировать”) народ, а затем уже даровать ему свободу, Козельский утверждал: “Выполировать народ иначе нельзя, как через облегчение его трудностей”.

     В книге содержатся намеки на справедливость и возможность насильственного уничтожения крепостничества. Козельский считал войну справедливой только в том случае, если ее ведут люди, “которые так обижены, что обида их стоит по справедливости войны”, и если у них нет другого средства избавиться от несправедливостей. Подобно тому, как река с тем большей силой прорывает плотину, чем дольше было удерживаемо ее течение, люди, долго подвергавшиеся угнетению, “тем больше истощают наружу свою досаду”, чем к более долговременному терпению были принуждены; обиженные “при способном для них случае очень мстительны” по отношению к угнетателям и “по справедливости почесть их можно почти за невинных”.

     Козельский писал, что его “Философические предложения” противоречат “нынешним обычаям”, а потому не избегнут порицания. Идеи своей книги он обоснованно противопоставлял макиавеллизму: “Макиавелли не умрет, проклинать его будут очень громко, а подражать очень тихо”.

     В условиях, когда самодержавие, надев маску “просвещенности”, укрепляло и расширяло феодально-крепостнические отношения, критика этих отношений с позиций гуманизма и Просвещения противостояла официальной идеологии.

     Александр Николаевич Радищев свой личный долг перед отечеством усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. В трудах А.Н. Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им. Первая - анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и самодержавия. Вторая - поиск путей и средств освобождения крестьян, обоснование народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становиться нетерпимым, а власть узурпируется тираном. И третья - намеченное слабее других, касается мыслей Радищева о построении общества, действительно удовлетворяющего потребностям трудящихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18