бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическое право России бесплатно рефераты

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Конституция РФ (ст. 9) закрепляет правовые гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по охвату и объему территории) остается удельный вес государственной собственности. Действующее природоресурсовое законодательство (лесное, горное) допускает только государственную форму собственности на леса (лесной фонд), животный мир и недра (фонд недр). Право муниципальной собственности на водные объекты, по существу, ограничиваются небольшими и непроточными водоемами, не имеющими гидрологической связи с другими поверхностями водными объектами.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Управление охраной окружающей природной<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>средой и природопользованием – это совокупность правовых норм, регулирующих природоохранительную управленческую деятельность. Более конкретно управление означает урегулированную<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду, обеспечить охрану (защиту) природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и экологическую безопасность общества. По предоставленным полномочиям можно выделить следующие системы органов управления:<O:P></O:P></SPAN>

<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">1)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal">   </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">органы общей компетенции (общие органы управления);<O:P></O:P></SPAN>

<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">2)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal">   </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">специальные органы управления в области охраны окружающей природной среды;<O:P></O:P></SPAN>

<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">3)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal">   </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">ведомственно-отраслевые органы охраны окружающей среды;<O:P></O:P></SPAN>

<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">4)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal">   </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">внутрихозяйственные органы;<O:P></O:P></SPAN>

<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">5)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal">   </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">общественные и частные организации, занимающиеся природоохранительной деятельностью;<O:P></O:P></SPAN>

<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">6)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal">   </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">международные организации в области охраны окружающей среды.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Экологический контроль – одна из традиционных функций управления, которая проявляется в проведении проверок с целью выявить соответствие осуществляемого природопользования и мер по охране окружающей среды требованиям природоресурсового и экологического законодательства. Действующее законодательство предусматривает три вида экологического контроля: государственный, производственный и общественный.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Основными задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием природной<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>и иной деятельности; проверка выполнения экологических программ, соблюдения порядка и условий природопользования и обязанностей природопользователей, а также нормативов качества окружающей природной среды.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Экономико-правовой механизм по сути означает экономику экологии, включающую в себя: финансирование экологических программ; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; установление нормативов платы и размеров платежей за использование ресурсов, выбросы и сбросы, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; возмещение в установленном порядке вреда, принесенного окружающей природной среде.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

5. Экологическая экспертиза и нормирование качества окружающей природной<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>среды

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Впервые необходимость экологической экспертизы закреплена в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 35-39). Им были определены основные цели и принципы ее проведения. 23 ноября 1995 г. принят Закон РФ «Об экологической<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>экспертизе». Экологическая экспертиза в соответствии со ст. 1 названного Закона – это «установление соответствия намечаемой хозяйственной<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об экологической экспертизе» в России осуществляется как государственная, так и общественная экологическая экспертизы.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Нормирование качества окружающей природной среды как правовой институт стал признаваться (выделяться) только с начала 90ых годов. Нормирование устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую природную среду, при которых обеспечивается экологическая безопасность общества.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения разрабатываются и утверждаются государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Федеральным центром санитарно- эпидемиологического надзора, Министерством здравоохранения РФ с участием Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственного комитета РФ по рыболовству и других природоохранительных министерств и ведомств. Утверждаемые ими нормативы совершенствуются, учитывая международные стандарты.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Одним из наиболее известных нормативов качества окружающей природной среды является норматив ПДК – предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почвы. ПДВ означает норматив предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ загрязняющих атмосферный воздух, почвы, воды. ПДУ – это норматив предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных и иных вредных физических воздействий на окружающую природную среду. Кроме того, экологическое законодательство устанавливает предельно допустимые нагрузки на окружающую<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, предельно допустимые нормы (ПДН) применения минеральных удобрений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Они устанавливаются в величинах (дозах), обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">6. Право природопользования<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Право природопользования представляет собой совокупность однородных правовых норм, устанавливающих общие принципы, условия, порядок природопользования, основные права и обязанности природопользователей. В субъективном смысле это содержание конкретных прав и обязанностей, которые имеет отдельный субъект этого права (землепользователь, недропользователь, водопользователь и др.).<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">В зависимости от титула (права) можно выделить следующие виды пользования природными ресурсами: на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды природного участка, на праве сервитута.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Содержание полномочий природопользователей во многом предопределяется (обусловлено) следующими факторами: титулом природопользования (нет сомнения в том, что собственник имеет более широкий круг полномочий, чем владелец арендатор и тем более субъект права сервитута); правоспособностью (специальной дееспособностью) субъектов права<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>природопользования. Так, юридические лица – хозяйственные организации, наделенные специальной (земельной, лесной, водной) дееспособностью имеют более широкие полномочия по сравнению с гражданами и лицами без гражданства; целевым характером использования природного ресурса (участка природы). Цель определяет содержание прав и обязанностей природопользователя, ибо использование предоставленного участка природы не по целевому назначению признается правонарушением и приостанавливает, прекращает либо лишает права природопользования независимо от формы собственности и категории природопользователей.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Несмотря на значительные различия в содержании прав природопользователей, все они наделены: свободой хозяйствования и самостоятельностью определения способов хозяйственной деятельности; правом использовать результаты хозяйственной деятельности; правом возводить культурно-бытовые, хозяйственные строения и сооружения; правом получить информацию о качестве предоставляемого природного участка; правом на возмещение убытков и потерь в случае изъятия участка природы для государственных и муниципальных нужд; правом требовать выдачи (предоставления) правоустанавливающей документации.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Все природопользователи обязаны использовать предоставленный участок (объект) природы строго по целевому назначению, наиболее эффективно и рационально; использовать участок природы способами, исключающими ухудшение его качества и отрицательное воздействие на окружающую природную среду, экологическую безопасность населения; проводить мероприятия, направленные на сохранение, улучшение и воспроизводство природных ресурсов (участка природы), улучшение и оздоровление окружающей природной среды; своевременно вносить платежи за пользование участком природы; соблюдать условия договора, лицензии и других разрешительных актов; если строительство на природном участке разрешено, вести его с соблюдением строительных, противопожарных правил и норм, санитарно-гигиенических требований; возмещать ущерб и экологический вред, причиняемый нарушением земельного, лесного, водного, природоохранительного законодательства окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан, лесному хозяйству, водному хозяйству, рыбному хозяйству, охотничьему хозяйству, сельскохозяйственному производству и т.п. Вести учет количества, объемов потребления полезных ископаемых, лесных, водных ресурсов, объектов животного мира, количественных и качественных участков природы, окружающей природной среды и предоставлять (в установленном порядке) информацию об объемах и размерах использования предоставленного природного ресурса (участка природы).<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Характеризуя юридическую ответственность, необходимо отметить, что правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.)<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Согласно ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная ответственность.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Экологическое преступление – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Экологические общественные отношения в УК РФ выделены в специальную главу, которая так и именуется «Экологические преступления».<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Виды административной ответственности определены кодексом об административных правонарушениях.<O:P></O:P></SPAN>

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">Перечень экологических правонарушений установлен ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». К ним, в частности, отнесены: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; <O:P></O:P></SPAN>

Страницы: 1, 2, 3