Экологическое право России
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Конституция РФ (ст. 9) закрепляет правовые
гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности на
природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по
охвату и объему территории) остается удельный вес государственной
собственности. Действующее природоресурсовое законодательство (лесное, горное)
допускает только государственную форму собственности на леса (лесной фонд),
животный мир и недра (фонд недр). Право муниципальной собственности на водные
объекты, по существу, ограничиваются небольшими и непроточными водоемами, не
имеющими гидрологической связи с другими поверхностями водными объектами.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Управление охраной окружающей природной<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>средой и природопользованием – это
совокупность правовых норм, регулирующих природоохранительную управленческую
деятельность. Более конкретно управление означает урегулированную<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>нормами права деятельность
государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и
должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду,
обеспечить охрану (защиту) природных ресурсов, рациональное природопользование,
воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия
жизнедеятельности и экологическую безопасность общества. По предоставленным
полномочиям можно выделить следующие системы органов управления:<O:P></O:P></SPAN>
<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">1)<SPAN
style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT:
normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">органы общей компетенции (общие органы
управления);<O:P></O:P></SPAN>
<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">2)<SPAN
style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT:
normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">специальные органы управления в области
охраны окружающей природной среды;<O:P></O:P></SPAN>
<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">3)<SPAN
style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT:
normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">ведомственно-отраслевые органы охраны
окружающей среды;<O:P></O:P></SPAN>
<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">4)<SPAN
style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT:
normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">внутрихозяйственные органы;<O:P></O:P></SPAN>
<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">5)<SPAN
style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT:
normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">общественные и частные организации,
занимающиеся природоохранительной деятельностью;<O:P></O:P></SPAN>
<![if !supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">6)<SPAN
style="FONT-FAMILY: Times New Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT:
normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">международные организации в области охраны
окружающей среды.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Экологический контроль – одна из
традиционных функций управления, которая проявляется в проведении проверок с
целью выявить соответствие осуществляемого природопользования и мер по охране
окружающей среды требованиям природоресурсового и экологического
законодательства. Действующее законодательство предусматривает три вида
экологического контроля: государственный, производственный и общественный.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Основными задачами экологического контроля
являются: наблюдение за состоянием природной<SPAN style="mso-spacerun:
yes">
</SPAN>среды и ее изменениями под влиянием
хозяйственной<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>и иной деятельности; проверка
выполнения экологических программ, соблюдения порядка и условий
природопользования и обязанностей природопользователей, а также нормативов
качества окружающей природной среды.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">4. Экономико-правовой механизм
охраны окружающей среды<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Экономико-правовой механизм по сути
означает экономику экологии, включающую в себя: финансирование экологических
программ; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; установление нормативов
платы и размеров платежей за использование ресурсов, выбросы и сбросы,
размещение отходов и другие виды вредного воздействия; возмещение в
установленном порядке вреда, принесенного окружающей природной среде.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
5. Экологическая экспертиза и нормирование качества окружающей
природной<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>среды
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Впервые необходимость экологической
экспертизы закреплена в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»
(ст. 35-39). Им были определены основные цели и принципы ее проведения. 23
ноября 1995 г. принят Закон РФ «Об экологической<SPAN style="mso-spacerun:
yes">
</SPAN>экспертизе». Экологическая
экспертиза в соответствии со ст. 1 названного Закона – это «установление
соответствия намечаемой хозяйственной<SPAN style="mso-spacerun:
yes">
</SPAN>и иной деятельности экологическим
требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой
деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>и иных последствий реализации
объекта экологической экспертизы».<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об
экологической экспертизе» в России осуществляется как государственная, так и
общественная экологическая экспертизы.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Нормирование качества окружающей природной
среды как правовой институт стал признаваться (выделяться) только с начала 90ых
годов. Нормирование устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую
природную среду, при которых обеспечивается экологическая безопасность
общества.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">Нормативы
предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения
разрабатываются и утверждаются государственным комитетом РФ по охране
окружающей среды, Федеральным центром санитарно- эпидемиологического надзора,
Министерством здравоохранения РФ с участием Министерства природных ресурсов РФ,
Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Государственного комитета РФ по рыболовству и других природоохранительных
министерств и ведомств. Утверждаемые ими нормативы совершенствуются, учитывая
международные стандарты.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Одним из наиболее известных нормативов
качества окружающей природной среды является норматив ПДК – предельно
допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и
других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почвы. ПДВ
означает норматив предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ
загрязняющих атмосферный воздух, почвы, воды. ПДУ – это норматив предельно
допустимых уровней шума, вибрации, магнитных и иных вредных физических
воздействий на окружающую природную среду. Кроме того, экологическое
законодательство устанавливает предельно допустимые нагрузки на окружающую<SPAN style="mso-spacerun:
yes">
</SPAN>природную среду с учетом ее
потенциальных возможностей, предельно допустимые нормы (ПДН) применения
минеральных удобрений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском
хозяйстве. Они устанавливаются в величинах (дозах), обеспечивающих соблюдение
нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в
продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека,
растительного и животного мира.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">6. Право природопользования<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Право природопользования представляет собой
совокупность однородных правовых норм, устанавливающих общие принципы, условия,
порядок природопользования, основные права и обязанности природопользователей.
В субъективном смысле это содержание конкретных прав и обязанностей, которые
имеет отдельный субъект этого права (землепользователь, недропользователь,
водопользователь и др.).<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">В зависимости от титула (права) можно
выделить следующие виды пользования природными ресурсами: на праве постоянного
(бессрочного) пользования, на праве аренды природного участка, на праве
сервитута.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Содержание полномочий природопользователей
во многом предопределяется (обусловлено) следующими факторами: титулом
природопользования (нет сомнения в том, что собственник имеет более широкий
круг полномочий, чем владелец арендатор и тем более субъект права сервитута);
правоспособностью (специальной дееспособностью) субъектов права<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>природопользования. Так,
юридические лица – хозяйственные организации, наделенные специальной
(земельной, лесной, водной) дееспособностью имеют более широкие полномочия по
сравнению с гражданами и лицами без гражданства; целевым характером
использования природного ресурса (участка природы). Цель определяет содержание
прав и обязанностей природопользователя, ибо использование предоставленного
участка природы не по целевому назначению признается правонарушением и
приостанавливает, прекращает либо лишает права природопользования независимо от
формы собственности и категории природопользователей.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Несмотря на значительные различия в
содержании прав природопользователей, все они наделены: свободой хозяйствования
и самостоятельностью определения способов хозяйственной деятельности; правом
использовать результаты хозяйственной деятельности; правом возводить
культурно-бытовые, хозяйственные строения и сооружения; правом получить
информацию о качестве предоставляемого природного участка; правом на возмещение
убытков и потерь в случае изъятия участка природы для государственных и
муниципальных нужд; правом требовать выдачи (предоставления)
правоустанавливающей документации.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Все природопользователи обязаны
использовать предоставленный участок (объект) природы строго по целевому
назначению, наиболее эффективно и рационально; использовать участок природы
способами, исключающими ухудшение его качества и отрицательное воздействие на
окружающую природную среду, экологическую безопасность населения; проводить
мероприятия, направленные на сохранение, улучшение и воспроизводство природных
ресурсов (участка природы), улучшение и оздоровление окружающей природной
среды; своевременно вносить платежи за пользование участком природы; соблюдать
условия договора, лицензии и других разрешительных актов; если строительство на
природном участке разрешено, вести его с соблюдением строительных, противопожарных
правил и норм, санитарно-гигиенических требований; возмещать ущерб и
экологический вред, причиняемый нарушением земельного, лесного, водного,
природоохранительного законодательства окружающей природной среде, жизни и
здоровью граждан, лесному хозяйству, водному хозяйству, рыбному хозяйству,
охотничьему хозяйству, сельскохозяйственному производству и т.п. Вести учет
количества, объемов потребления полезных ископаемых, лесных, водных ресурсов,
объектов животного мира, количественных и качественных участков природы,
окружающей природной среды и предоставлять (в установленном порядке) информацию
об объемах и размерах использования предоставленного природного ресурса
(участка природы).<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">7. Юридическая ответственность
за экологические правонарушения<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">Характеризуя
юридическую ответственность, необходимо отметить, что правовые нормы,
устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения,
представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт
экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного,
гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсовых
отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.)<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><SPAN style="mso-spacerun:
yes"> </SPAN>Юридическая ответственность
является следствием совершенного экологического правонарушения. Согласно ст. 81
Закона РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» экологическое
правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее
природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной
среде и здоровью человека.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">В зависимости от степени общественной
опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью
человека, окружающей природной среде, ущерба<SPAN style="mso-spacerun:
yes">
</SPAN>природным ресурсам, объектам и
отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут
наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная,
административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная
ответственность.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Экологическое преступление – это виновное,
противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в
России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и
причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Экологические
общественные отношения в УК РФ выделены в специальную главу, которая так и
именуется «Экологические преступления».<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Виды административной ответственности
определены кодексом об административных правонарушениях.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Перечень экологических правонарушений
установлен ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». К ним, в
частности, отнесены: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества
окружающей природной среды; невыполнение обязанностей по проведению
государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в
заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо
неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушение экологических
требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании
и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; <O:P></O:P></SPAN>
Страницы: 1, 2, 3
|