бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическая экспертиза ) бесплатно рефераты

Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обес­печению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степе­ни экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроиз­водству окружающей природной среды. Задача экспертов состо­ит в проверке правильности и научной обоснованности содержа­ния данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подго­товленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объек­тов, затрагивающих экологические интересы населения, прини­мать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии по экологической экспер­тизе утверждается руководителем компетентного государ­ственного органа специальной компетенции — министром, за­местителем министра по охране окружающей среды и приро­дных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не соглас­ный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юри­дическую силу. Они становятся обязательными для всех учас­тников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, на­родный или арбитражный суд. Административный орган, согла­сившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической эксперти­зы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основа­ниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адми­нистрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической эк­спертизе.




Общественная экспертиза


«Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».[3]

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об­щественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ­ственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие обще­ственную экологическую экспертизу, имеют право:

ü      получать от заказчика документацию, подлежащую эко­логической экспертизе, предусмотренную законом;

ü      знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государствен­ной экологической экспертизы;

ü      участвовать в качестве наблюдателей через своих пред­ставителей в заседаниях экспертных комиссий государствен­ной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат­риваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

ü      государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

ü      порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

ü      форма и содержание заявления о проведении экологи­ческой экспертизы;

ü      обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

ü      исчерпывающий перечень оснований, по которым мо­жет быть отказано в государственной регистрации заявле­ния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправле­ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой ин­формации.

В случае придания юридической силы заключению об­щественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголов­ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет­ные правонарушения в области экологической экспертизы.




Финансирование экологической экспертизы


«1. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

2. Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы перечисляются заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющими в соответствии с настоящим Федеральным законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы несет ответственность за целевое использование этих средств.

4. Использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы.»[4]


«Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.»[5]




Полномочия граждан


Полномочия граждан и общественных объединений при проведении государственной экологической экспертизы предусматривают­ся Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. и Федеральным законом об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г.

Граждане и общественные объединения имеют право:

ü      выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной эколо­гической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

ü      направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяй­ственной и иной деятельности;

ü      получать от органов, организующих проведение госу­дарственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г.);

ü      обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или ар­битражный суд (ст. 38 Закона от 19 декабря 1991 г.).

Кроме того, общественные объединения вправе:

ü      требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической плат­формы в средствах массовой информации;

ü      рекомендовать своих представителей для участия в го­сударственной экологической экспертизе по вопросам раз­мещения и проектирования объектов (ст. 13 Закона от 19 де­кабря 1991 г.).

К проведению государственной экологической эксперти­зы имеют отношение некоторые более общие экологичес­кие права, а именно:

ü      требовать от соответствующих органов представления своевременной, полноценной и достоверной информации о состо­янии окружающей среды и мерах по ее охране;

ü      ставить вопрос о привлечении к ответственности винов­ных должностных лиц;

ü      предъявлять в суде или арбитражном суде иски о воз­мещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинен­ного, экологическими правонарушениями;

ü      требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, Эксплуата­ции экологически вредных объектов, ограничении, приоста­новлении, прекращении или перепрофилировании их дея­тельности (ст. 12 и 13 Закона от 19 декабря 1991 г.).




Компетенция органов государства и местного

самоуправления


Учитывая значение и место экологической экспертизы в защите окружающей среды, целесообразно ос­тановиться на процедурных прави­лах ее проведения. Имеют значение и некоторые компетенционные нормы, показывающие, кто за что должен отве­чать. Правительство РФ осуществляет меры по обеспече­нию законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995г.).

К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюда­телей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экс­пертизах и их результатах.

Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

ü      получают бесплатно от государственных органов неза­висимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, имеют доступ к находящейся в их распоряжении базе дан­ных о состоянии окружающей среды и возможных послед­ствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;

ü      направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредито­вания и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;

ü      предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении за­седаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

ü      организуют информационное обеспечение государствен­ной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о нега­тивном воздействии намечаемой деятельности на окружаю­щую среду;

ü      предоставляют для ознакомления общественным объе­динениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экс­пертизы;

ü      направляют органам местного самоуправления, обще­ственным объединениям и гражданам, представившим ар­гументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной эколо­гической экспертизы, информацию о заключении государ­ственной экологической экспертизы;

ü      предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государствен­ной экологической экспертизы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации, и законода­тельства субъектов Российской Федерации, готовить и на­правлять другим правоохранительным органам соответству­ющие материалы по вопросам привлечения к ответственно­сти лиц, виновных в совершении нарушений законодатель­ства Российской Федерации об Экологической экспертизе.

Ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области мо­гут:

ü      делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной эколо­гической экспертизы, причем не только по объектам, рас­положенным на своей территории, но и в случаях возмож­ного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

ü      организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности, которая подлежит эколо­гической экспертизе;

ü      организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

ü      информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в об­ласти охраны окружающей природной среды, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации о на­чале реализации объекта экологической экспертизы без по­ложительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для того чтобы быть в состоянии реализовать эти пол­номочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реали­зация которых может оказывать воздействие на окружаю­щую среду в пределах территории соответствующего муни­ципального образования, и о результатах проведения эко­логической экспертизы.

 

 

Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность


В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:

ü      оплата проведения государственной экологической экс­пертизы;

ü      передача государственным органам экспертизы и обще­ственным объединениям, организующим проведение экспер­тизы, необходимых материалов, сведений, расчетов допол­нительных разработок относительно объекта экспертизы;

ü      осуществление намечаемой деятельности исключитель­но в соответствии с документацией, получившей положи­тельное заключение государственной экологической экспер­тизы.

Не следует смешивать государственную и обществен­ную экологическую экспертизы с иными смежными меро­приятиями, не обладающими описанными правовыми ста­тусами: экологическими исследованиями, научными оценка­ми и т. п., имеющими нередко те же цели, но не обеспечи­ваемыми соответствующими нормами права.     

К теме имеют отношение следующие положения о порядке проведения экологической экспертизы и правах и обя­занностях ее участников:        

ü      эксперт государственной экологической экспертизы обя­зан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет заключения общественной экспертизы, а также посту­пивших от органов местного самоуправления, обществен­ных объединений и граждан аргументированных предложе­ний по экологическим аспектам экспортируемой деятельно­сти; имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулиро­вать свое особое мнение по объекту экологической экспер­тизы;

ü      заключение государственной экологической экспертизы есть документ, содержащий обоснованные выводы о допус­тимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;

ü      утверждение заключения экспертной комиссии специ­ально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы означает подтверждение после­дним соответствия порядка проведения экспертизы требова­ниям законов Российской Федерации и законов ее субъек­тов.

Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. предусматривается обязанность госу­дарства гарантировать экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, граж­данам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды.

 



Ответственность в области экологической экспертизы


Согласно ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, орга­низации, виновные в невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях эко­логической экспертизы, а также в предоставлении заведо­мо неправильных и необоснованных экспертных заключе­ний, в несвоевременной или искаженной информации, отка­зе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в админис­тративном порядке (граждане —до десятикратного разме­ра минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной пла­ты, юридические лица — до 500 тыс. руб.).

Законом РФ об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г. предусматривается большое количество новелл, обес­печивающих участие общественности в организации и про­ведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за на­рушения законодательства как одному из средств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе, на надлежащую окружающую среду.

Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995 г.) считаются фаль­сификация материалов, сведений и данных, представляе­мых на экологическую экспертизу, а также сведений о ре­зультатах ее проведения; принуждение эксперта к подго­товке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; укло­нение от представления государственным органам экспер­тизы и общественным объединениям, организующим и про­водящим экологическую экспертизу, необходимых материа­лов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, ко­торая получила положительное заключение государствен­ной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются необосно­ванность материалов по учету выводов общественной эколо­гической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан ар­гументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспортируемой деятельности; нару­шение установленного порядка расходования перечислен­ных заказчиком средств на проведение государственной эко­логической экспертизы.

Руководители и члены экспертной комиссии несут от­ветственность за фальсификацию выводов заключения эко­логической экспертизы, за сокрытие от органов государствен­ной экологической экспертизы или от общественного объе­динения, организующих проведение экологической экспер­тизы, сведений, отражающих заинтересованность в резуль­татах экспертизы: так, экспертом не может быть предста­витель заказчика или разработчика; гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними; представи­тель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.

Нарушениями законодательства должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местно­го самоуправления считаются выдача разрешений на специ­альное природопользование или на осуществление иной де­ятельности без положительного заключения государствен­ной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных орга­нов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экс­пертов в целях оказания влияния на ход и результаты про­ведения экологической экспертизы; незаконный отказ от го­сударственной регистрации заявлений о проведении обще­ственной экологической экспертизы.

Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность за указанные виды правонарушений, наступает соответственно на основании гражданско­го, трудового законодательства КоАП РСФСР, УК РФ. За­конодательством Российской Федерации и ее субъектов мо­гут быть установлены иные виды нарушений законодатель­ства об экологической экспертизе.


Список используемой литературы:


1. Федеральный Закон № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.


2. Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.95


3. Петров В.В. «Экологическое право России»


4. Бринчук «Экологическое право»


[1] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 1. Экологическая экспертиза, от 23.11.95

[2] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 3. Принципы экологической экспертизы, от 23.11.95

[3] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 20. Общественная экологическая экспертиза, от 23.11.95


[4] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 28. Финансирование государственной экологической экспертизы, от 23.11.95


[5] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 29. Финансирование общественной экологической экспертизы, от 23.11.95



Страницы: 1, 2