Должностные лица местного самоуправления: особенности правового статуса
Должностные лица местного самоуправления: особенности правового статуса
Северо
- Западная академия государственной службы
Реферат
по
курсу муниципального права России
Тема:
«Должностные лица местного самоуправления: особенности правового статуса»
Выполнила
студентка 3-го
курса
юридического
факультета
группы 302 юд
Колзукова Т. В.
Преподаватель:
Овчинников В. А
Санкт-Петербург
2005
План:
1. Введение
2. Основная
часть.
2.1 Полномочия
должностного лица местного самоуправления
2.2 Ответственность
должностного лица местного самоуправления
3. Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Одним из актуальных вопросов современного
муниципального права России является юридическое оформление института главы
муниципального образования, иного выборного должностного лица местного
самоуправления. Есть все основания для утверждения, что именно этот институт
вынес на себе основную организационно-правовую, идеологическую и
психологическую тяжесть при смене парадигмы власти в 1993 году и последующие
годы.
Целью любой модели организации власти на местном
уровне должно быть эффективное решение всех вопросов местного значения. В
современных социально-экономических условиях развитие инициативы и
самодеятельности граждан в форме местного самоуправления является необходимым
решением насущных проблем населения.
Основным правовым
актом, регулирующим отношения по данной теме, является ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ», который определяет полномочия
должностных лиц местного самоуправления.
Цель данного
реферата:
1.
рассмотреть
полномочия должностного лица местного самоуправления;
2.
рассмотреть
ответственность должностного лица местного самоуправления.
1. Основная часть
Полномочия
должностного лица местного самоуправления
Глава муниципального образования является высшим
должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом
муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов
местного значения.
В соответствии в ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования в соответствии с
уставом муниципального образования:
1)
избирается на
муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования
из своего состава;
2)
в случае избрания на муниципальных
выборах либо входит в состав представительного органа муниципального
образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо
возглавляет местную администрацию;
3)
в случае избрания
представительным органом муниципального образования является председателем
представительного органа муниципального образования;
4)
не может быть одновременно
председателем представительного органа муниципального образования и главой
местной администрации;
5)
в случае формирования
представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части
4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем
представительного органа муниципального района (ст. 36)1.
Так, согласно Уставу города Элисты Республики
Калмыкия, глава города Элисты – Мэр города Элисты является высшим выборным
должностным лицом города Элисты, наделяется Уставом собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения и возглавляет Мэрию города Элисты.
Главой города Элисты – Мэром города Элисты может быть
избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий
избирательным правом.
Глава города Элисты – Мэр города Элисты избирается на
муниципальных выборах сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными
законами, законами Республики Калмыкия и настоящим Уставом.
Полномочия Главы города Элисты – Мэра города Элисты
начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в
должность вновь избранного Мэра города Элисты.
Днем вступления Мэра города Элисты в должность считается день публичного
принятия им присяги (ст. 29)1.
Мэр города Элисты не может быть депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Народного
Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, законодательного (представительного)
органа государственной власти иного субъекта Российской Федерации, занимать
иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности
Республики Калмыкия, государственные должности иных субъектов Российской
Федерации, а также государственные должности государственной службы и
муниципальные должности муниципальной службы, заниматься предпринимательской, а
также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности.
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» закрепляет следующие полномочия главы муниципального
образования:
1)
представляет муниципальное
образование в отношениях с органами местного самоуправления других
муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и
организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2)
подписывает и обнародует в
порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые
акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3)
издает в пределах своих
полномочий правовые акты;
4)
вправе требовать созыва
внеочередного заседания представительного органа муниципального образования
(ст. 36)1.
Глава города Элисты – Мэр города Элисты обладает
следующими полномочиями:
1)
представляет город Элисту
в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных
образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без
доверенности действует от имени города Элисты;
2)
подписывает и обнародует в
порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые
Элистинским городским Собранием, за исключением правовых актов, затрагивающих
вопросы организации работы Элистинского городского Собрания;
3)
издает в пределах своих
полномочий правовые акты;
4)
вправе требовать созыва
внеочередного заседания Элистинского городского Собрания;
5) организует выполнение нормативных правовых актов
Элистинского городского Собрания в рамках своих полномочий;
6) обладает правом внесения в Элистинское городское
Собрание проектов решений;
7) представляет на рассмотрение и утверждение
Элистинского городского Собрания бюджет города Элисты и отчет об его
исполнении;
8) представляет на рассмотрение Элистинского
городского Собрания проекты решений об установлении, изменении или отмене
местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет бюджета города Элисты.
9) формирует Мэрию города Элисты и руководит ее
деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Мэрии города
Элисты;
10) назначает и освобождает от должности с согласия
Элистинского городского Собрания первого заместителя Мэра города Элисты.
11) назначает на должность и освобождает от должности
заместителей Мэра города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных),
территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;
12) дает согласие на назначение на должность и
освобождение от должности заместителей руководителей и главных бухгалтеров
отраслевых (функциональных), территориальных органов Мэрии города Элисты;
13) рассматривает отчеты и доклады руководителей
отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных
подразделений Мэрии города Элисты;
14) организует проверку деятельности отраслевых
(функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии
города Элисты в соответствии с федеральными законами, законами Республики
Калмыкия и настоящим Уставом;
15) принимает меры поощрения и дисциплинарной
ответственности к назначенным им должностным лицам;
16) организует и обеспечивает исполнение полномочий
Мэрии города Элисты по решению вопросов местного значения;
17) организует и обеспечивает исполнение отдельных
государственных полномочий, переданных в ведение органов местного
самоуправления города Элисты федеральными законами, законами Республики
Калмыкия;
18) исполняет бюджет города Элисты, утвержденный Элистинским
городским Собранием, распоряжается средствами города Элисты в соответствии с
бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетом города Элисты;
19) принимает меры по обеспечению и защите интересов
города Элисты в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах
государственной власти и управления;
20) от имени города Элисты подписывает исковые
заявления в суды;
21) назначает на должность на контрактной основе и
освобождает от должности руководителей, дает согласие на назначение на должность
и освобождение от должности заместителей руководителей, главных бухгалтеров
муниципальных предприятий и учреждений;
22) получает от предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории города Элисты, сведения, необходимые для анализа
социально – экономического развития города Элисты;
23) вносит предложения об изменении и дополнении
Устава города Элисты;
24) осуществляет личный прием граждан не реже одного
раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает
по ним решения (ст. 30)1.
В США существует такая схема «совет-мэр».
Эта схема пользуется популярностью в муниципальных образованиях США. Она
наиболее полно отражает традиционное стремление американцев к разделению
властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует
себя независимым от совета, и это в некоторой степени позволяет ему определять
местную политику. Кроме того, социальный статус мэра весьма значителен, так как
он получает он народа2.
Мэры городов – весьма влиятельные фигуры,
облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы
населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на
общенациональную политическую арену, шаг к посту президента.
Мэр имеет право обращаться с посланиями к
муниципальному совету, определяя содержание местного нормотворчества. Мэр
вправе присутствовать на заседаниях совета и выдвигать свои предложения по
решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое
является весьма действенным средством проведения определенной политики.
Известны многочисленные примеры, когда лишь угроза применения этого права
заставляла муниципальный совет прислушиваться к мнению мэра по спорному вопросу
и даже не ставить его на голосование. В ряде муниципалитетов мэры обладают
правом выборочного вето, то есть могут отклонять отдельные положения местных
актов. В некоторых муниципалитетах мэр обладает правом освобождать от
ответственности местных ордонансов (но не законов штата). Практически мэр в
системе отношений с муниципальным советом является более сильной фигурой. В
результате муниципальный совет крайне редко претендует на проведение политики
независимо от мэра.
Институт мэра в том виде, в каком он существует при
схеме «совет-мэр», позволяет достичь весьма положительных результатов в
организации местного управления. Понимание этого заставляет муниципалитеты
вносить соответствующие изменения в свои хартии и учреждать пост мэра там, где
его еще нет.
К особенностям правового положения мэра следует
отнести акцентирование на таком его элементе, как гарантии деятельности и
выполнение своих функций и задач. Перечислим наиболее существенные из них:
1.
декларирование сведений об
имуществе и доходах производится в соответствии с федеральным
законодательством;
2.
гарантируются условия для
беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести
и достоинства;
3.
не может быть задержан на
территории муниципального образования (за исключением случаев задержания на
месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы,
арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора
области;
4.
должностной оклад
устанавливается в 5-кратном размере средней месячной заработной платы
работников в отраслях промышленности муниципального образования на основе
представляемых областным комитетом по государственной статистике данных;
5. устанавливается надбавка к должностному окладу за
выслугу лет;
6.
устанавливается
дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, производится дополнительная
выплата к отпуску в размере его 2-кратного месячного должностного оклада;
7.
жизнь, здоровье и
имущество мэра подлежат обязательному государственному страхованию из средств
местного бюджета на сумму его 7-летней оплаты труда;
8.
подлежит обязательному
медицинскому и социальному страхованию;
9.
обеспечение связью
производится в течение трех месяцев с момента вступления его в должность за
счет средств местного бюджета;
10.
в целях осуществления
должностных полномочий обеспечивается персонально закрепленным за ним
транспортным средством;
11.
повышение квалификации
осуществляется за счет средств местного бюджета, производится в форме
краткосрочного или долгосрочного обучения;
12.
обеспечение всех
компенсаций в случае служебных командировок;
13.
предоставляются льготные
ссуды;
14.
предоставляется в течение
года в размере не более 2-кратной месячной оплаты труда по решению Думы
материальная помощь;
15.
для приобретения жилья
предоставляется беспроцентная ссуда и (или) льготный кредит1.
Представленный перечень льгот требует определенной
апологетики, поскольку может показаться, что он достаточно велик. Наша точка
зрения сводится к тому, что каждое лицо, становясь мэром, лишается многих
возможностей поддержания собственного социального статуса за счет источников,
связанных с его профессиональными навыками и способностями. Достойный уровень
существования как на должности, так и на какой-то период после ее оставления,
кроме всего прочего является гарантией объективности и взвешенности принимаемых
мэром решений. В противном случае, лицо будет рассматривать свою должность как
возможность кормления, о последствиях которого говорить не приходится.
После оставления должности мэр как бы выпадает из
местного пространства, поскольку его предыдущая работа, связанная с решением
вопросов общественного значения, вполне может нарушать корпоративные интересы и
интересы отдельных, часто влиятельных, личностей. Гарантии в этом случае служат
не столько компенсатором, сколько тормозом от искушений корыстного порядка1
В Уставе муниципального
образования должны содержаться положения о полномочиях выборного должностного
лица местного самоуправления: о процедуре вступления в должность: о формах
взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной
власти: о гарантиях деятельности: о формах контроля за деятельностью: об
ответственности выборного должностного лица местного самоуправления: о порядке
временного замещения должности выборного должностного лица местного
самоуправления при невозможности исполнения им своих полномочий, а также иные
положения в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Страницы: 1, 2
|