бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Цивилизации Инков и Ацтеков бесплатно рефераты

Цивилизации Инков и Ацтеков

 

 

      

 
 



ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ


С чего началась история Америки? Долгое время мы, европейцы, отвечали на этот вопрос одной и той же расхожей фразой: «С открытия ее Колумбом». Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок. 

До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность нескольких культур.

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций,  история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще  изучаемый  огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, письменности,  в останках ремесленного  искусства,  а также в дошедшем до нас языке.

Но и судьба этих культур — лишь предисловие к огромной книге, все листы которой, казалось бы, давно вырваны и утеряны. Что было до великих древнеамериканских государств, безжалостно покоренных испанцами? Что за народы населяли Америку до тех же инков или ацтеков?

Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и  не  редко с современной,  мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и  окруженного  ореолом  мистики.  Чего стоит  один миф о сказочной стране "El dorado".  Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков,  ацтеков и майя, к сожалению,  навсегда  утрачены,  но  остается многое с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого,  порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения  этих древних культур до недавних пор заключалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего  мира"  самой Лат.  Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы,  связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ.  Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.

Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном,  кажутся переполненными  самыми  необычными  впечатлениями от пережитого и увиденного.  Они с упоением рассказывают о  местах,  где,  якобы, когда-то совершались религиозные обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего мы не могли бы себе ясно  представить, не увидев  на яву.  Слушая их,  представляешь и понимаешь все величие и ценность памятников древних цивилизаций,  они несут с  собой  поистине огромный слой информации, необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в целом истории  развития человечества.

В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их своеобразие, словесный портрет каждой. Среди древних цивилизаций Америки можно выделить ацтеков,  майя и инков. Корни этих великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них,  но известно,  что они достигли высокого  уровня развития.  Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии,  медицине,  математике, архитектуре и строении дорог.

Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Календари ацтеков и инков очень похожи,  между тем,  на календарь майя. Ацтеки были народом очень воинственным,  который в XIII веке обитал в долине Анауак, где сейчас находится город Мехико, территория которой была впоследствии расширена в результате длительных завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Теночтитлан,  столицу ацтекского государства, численность населения которого была 60000 человек до начала "конкисты".

  

Имели ацтеки  обширные знания в области астрономии,  которые унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала также архитектуру пирамид,  скульптуру  и  живопись. Ацтеки добывали  и обрабатывали золото,  серебро,  уголь.  Они построили множество дорог и мостов. У них  было  развито  искусство  танца и множество видов спорта; театр и поэзия. Они имели игру в мяч очень похожую на  сегодняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, которая однажды проиграла, отрубили голову.

У ацтеков было очень хорошо поставлено образование,  преподавались такие дисциплины,  как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.

Государство инков достигло своего  апогея  в  XY  веке.  Его население  насчитывало  более 12 миллонов человек.  Религия инков имела культ бога Солнца,  согласно которому они  назначали  своих императоров. Общество не строилось на основах демократии, так как делилось на классы.  Народ должен  был  заниматься  сельским  хозяйством или ремеслами и был обязан обрабатывать земли.  Торговля была развита плохо.  Столица империи инков имела коммуникации  совсей территорией империи посредством великолепных мостов и дорог.

(Собственный перевод с испанского языка фрагмента из книги "Куль-

тура индейцев" стр. 5 - 6).

    Далее предметом моего более  подробного  рассмотрения  станут цивилизации ацтеков и инков.  Интересен тот факт, что культура ацтеков сохранилась до сих пор и многочисленные племена ацтеков живут в наше время, обитая на своих исконных землях.


АЦТЕКИ


Ацтеки - индейский народ в Мексике. 1,2 млн. человек (1992). Язык ацтекский (науатль). Верующие — католики. До XVI века на территории современной Мексики существовало государство ацтеков со столицей в Теночтитлане.

Большинство  ацтеков  - сельскохозяйственные и промышленные рабочие,  лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный  уклад.

История этого народа уходит в глубокое прошлое. Как явствует из древних сказаний, около 1068 года племя месиика (так называли себя ацтеки) покинуло свою первоначальную родину — остров Астлан ("место цапель"), который и дал название племени — ацтеки (второе название ацтеков - теночки). После этого в течение почти 300 лет они кочевали по американскому материку, в поисках лучшей доли, пока не обосновались в Мексиканской долине около озера Тескоко и перешли к земледелию. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них — озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Однако там им пришлось вести борьбу с местными племенами, главный вождь которых Кулуакан, правитель города Кошкоштли, весьма недружелюбно к ним относился.

 Для того чтобы прочно обосноваться, ацтеки строят на одном из островов в 1325 году город Теночтитлан (современный Мехико), названный ими в честь вождя Теноча, ставший центром государства. Город делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, посередине которых высился храм главного ацтекского бога Уицилопочтли. Однако и после этого борьба не утихла, чему в немалой степени способствовали раздоры среди самих ацтекских племен. Но в 1376 году ацтеки, наконец, избирают верховного вождя Акамапичтли (1376-1395), который укрепил как внешнее, так и внутреннее положение страны. Последующие после его смерти смуты приводят к образованию тройственного союза, конфедерации, состоящей из ацтеков, тепанеков и жителей Тескоко. Правители этих трех народов образовали верховный совет, в котором правитель ацтеков решал вопросы внешней политики, тепанеков — торговли, правитель Тескоко — законодательства. Другие общественные институты представляют собой весьма сложную иерархию, в которой переход от более низшей «касты» в более высокую был почти не возможен. Главная задача, стоявшая перед правителями, было постоянное ведение войны, участие в которой считалось высшим счастьем. Причем, ведение войны преследовало не цель обогащения, а служение богам. В этом кроется коренное отличие войн ацтеков от войн, которые вели европейцы, целью которых было расширение территории, захват рабов, сокровищ. У ацтеков все это отходило на задний план.


РЕЛИГИЯ АЦТЕКОВ

 

Служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников. Более  всего почитались божества ветра,  дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Богов они изображали похожими на людей, но придавали им гротескные чудовищные черты, иногда звериные. Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Грозный бог войны Уицилопочтль почитался особо: этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя Кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и сестре.

Основными монументальными сооружениями ацтеков были храмы. Они имели форму пирамиды (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико), на вершине которой располагалось два



мини-храма, посвященных главным богам: перед статуей одного из них — Уицилопочтли, был алтарь, на который повергались пленники, затем жрец ударом ножа рассекал им грудь и вырывал сердце. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву. В культе другому богу, богу огня Уэуэтеотлю, храм которого тоже был на вершине пирамиды, пленных сжигали на очень медленном огне, упиваясь их мучениями. В жертву богу плодородия Тлаопу приносили маленьких детей, умерщвляя их жесточайшим способом. Богине земли приносили в жертву женщин. У ацтеков был даже бог человеческих жертвоприношений Шипе Тотек. Поклонение другим богам носило такой же характер. Вчитываясь в эти описания, порой не верится, что таким образом умерщвлялись миллионы человек. Но археология на сегодня дает положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки считали, что не совершают ничего ужасного и особенного. У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты.


КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ


На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях.

У ацтеков  Теночтитлана,вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции,  в том  числе  деление  на  4 фратрии  и  20  родов с выборными должностными лицами.  На высшие должности избирались члены одной семьи,  существовало рабство,  с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных  островков ("плавучие сады" - чинампа).  Болота осушались с помощью сети каналов.  Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов,  кабачки,  тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные культуры,  хлопчатник.  Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке.  Ремесла (обработка камня и дерева,  гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и  достигли  высокого  развития.

Орудия  делались из камня,  главным образом из обсидиана.  Металл (медь,  золото) шел на изготовление украшений.

Города имели  правильную  планировку,  связанную  отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь  служила местом народных собраний.  В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город  был построен на  острове  посреди  озеро Тескоко и соединен с берегом

многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или  штукатурились;  помещения  распологались вокруг внутреннего двора.  Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями,узорной кладкой.

Культура ацтеков  впитала  в  себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики,  главным образом, тольтеков,  миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия,  имелись зачатки письменности.  Искусство их  переживало расцвет в 14 - начале 16 вв.

Монументальная культовая скульптура - статуи божеств,  орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м). Так называемый "Камень Солнца".  Всемирно известны реалистические  каменные  скульптурные изображения голов:  "Воин-Орел",  "Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов,  детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных  росписей  с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев,  полихромную  керамику,  мозаику  из камня и раковин,  вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-21 г.г.


 

АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ


Камень Солнца (Piedra del Sol).  "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни.  В центральной части диска изображен  лик  бога Солнца Тонатиу.  В  Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени.  Камень Солнца найден в 1790 в г.  Мехико,  а сейчас хранится в музее антропологии (рис 3).

Ацтекский календарь  (calendario  azteca)  -  система  летоисчисления у ацтеков, имел черты,сходные с календарем майя. Основу  ацтекского  календаря  составлял  52-летний  цикл – сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так  называемого  священного периода или тональпоуалли),  состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней,обозначались  иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).  Ацтекский календарь  был  тесно связан с религиозным культом.  Каждая неделя, дни месяца,  часы дня и ночи были посвящены различным  божествам. Большое  ритуальное значение имел обряд "нового огня",  совершающийся по истечении 52-летних циклов.





ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ


Пиктографическое письмо с  элементами  иероглифики,  которым пользовались ацтеки,  известно с 14 века.  Материалом для  письма служили  кожа или бумажные полоски,  складывавшиеся в виде ширмы.

Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально,  и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк",  т.е.  серий пиктограмм).  Основные системы ацтекской письменности:  знаки для передачи фонетического облика слова,  для чего использовался  так называемый  ребусный метод (например,для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей  coatl);  знаки  иероглифического  характера,  передающие определенные понятия;  собственно фонетические знаки,  особенно для передачи звучания  аффиксов.  К моменту  испанского завоевания,  прервавшего процесс развития ацтекской письменности,  все эти системы существовали  параллельно, их употребление не было упорядочено.

Страницы: 1, 2, 3