бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц бесплатно рефераты

Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц

Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц

1. Введение

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут определены следующими положениями. Юридические лица ликвидируются различными способами, которые все, однако, основываются на законе, предполагают закон, устанавливающий тот или другой способ ликвидации юридического лица. Способы эти следующие.

1) Иногда при самом признании юридического лица бытие его ставится в зависимость от какого-либо условия или срока; тогда, с наступлением условия или с истечением срока, ликвидируется и бытие юридического лица, как скоро не последует нового определения правительства о его продолжении. Например, нередко бывает, что допускается учреждение компании на акциях и с тем вместе определяется, чтобы цель ее была достигнута в известное время"; если компания не исполнит предприятия в это время, она не считается более и юридическим лицом, разве особым актом законодательной власти продолжается ее существование. С ликвидацией юридического лица не должно смешивать того случая, когда юридическое лицо вовсе не приходит к существованию, делается только приготовление к существованию юридического лица и приготовление оказывается безуспешным. Например, идет речь об учреждении компании на акциях: компания считается учрежденной, когда в известный срок будет сбыто определенное число акций; но оказывается, что такое число акций не сбыто, и компания не возникает. В этом случае нельзя сказать, что прекратилось существование юридического лица, так как юридическое лицо это и не возникло еще, а делались только приготовления к его бытию, - это как бы выкидыш юридического лица.

2) Сама цель, с которой существует юридическое лицо, может исчезнуть из действительности; тогда прекратится и существование юридического лица. Цель эта может исчезнуть различными путями: или вследствие решения правительства, например когда государственная власть признает цель юридического лица безнравственной или несовместной с целями государства или независимо от власти, вследствие силы обстоятельств.

3) Юридическое лицо может прекратиться по приговору тех лиц, которые волей своей выражают волю юридического лица. Такой приговор подобен акту самоубийства физического лица: юридическое лицо как бы само на себя накладывает руки, только такое действие его не представляет собой ничего предосудительного, как самоубийство физического лица. Но требуется, чтобы такая воля юридического лица была выражена надлежащим образом и в тех пределах, какие указаны его органу. Например, члены государственного банка , юридического лица, не могут сами собой определить его ликвидация : на это нужно соизволение правительства, но компания на акциях вправе прекратить свое существование, не испрашивая разрешения правительства. Однако же и по отношению к компаниям на акциях этот случай всегда почти предусматривается законодательством, и уставом компании особо определяется, при каких условиях приговор о прекращении юридического лица со стороны его органа может быть признан выражением воли самого юридического лица; как важнейший вопрос относительно юридического лица - быть или не быть - приговор о прекращении компании никогда не предоставляется ее правлению, а всегда - собранию акционеров; притом в уставе всегда почти определяется, какое именно должно быть большинство голосов для такого определения: не только абсолютное, но и в какой мере абсолютное; требуется, например, 2/3 или 3/4 голосов, хотя бы для других определений собрания и не требовалось такого превосходного большинства. (Иногда в законе или уставе указывается на известные обстоятельства, при наступлении коих общее собрание данного общества обязано постановить определение о его прекращении, а в случае неисполнения этого требования суд определяет закрыть общество; так, в уставах частных банков указывается, что при уменьшении капитала до известного предела банк ликвидируется; если же в уставе не имеется на то указаний, то по закону должно последовать закрытие банка при уменьшении капитала на одну треть.

4) Бытие юридического лица может прекратиться по определению государственной власти. Но, разумеется, ликвидация юридического лица актом государственной власти может нанести чувствительный удар интересам лиц.

5) Юридическое лицо, как совокупность лиц, может прекратиться выбытием всех членов, совокупность составляющих, потому что тогда юридическое лицо, как совокупность, не имеет никакой опоры. Но достаточно, чтобы остался один член совокупности, и бытие юридического лица не ликвидируется от выбытия всех остальных членов. Конечно, существование совокупности в лице одного члена не соответствует понятию о совокупности, и такое существование юридического лица может быть только временным, но мы говорим лишь о том, что и с одним членом юридическое лицо-совокупность может продолжать свое бытие. Даже тогда когда, по видимости все члены совокупности выбывают, юридическое лицо может продолжать свое существование, как скоро звание члена его от членов настоящих переходит по наследству: тогда не представляется основания, которое вело бы к прекращению существования юридического лица, ибо в то самое мгновение, когда умирают прежние члены, на место их вступают новые. Представим себе такой случай: все члены акционерной компании для какого-либо дела собираются на заседание и по какому-нибудь несчастному случаю погибают; но ведь все эти лица потому только считаются членами компании, что имеют акции, но акции переходят по наследству, которое открывается в самый момент смерти наследодателя, следовательно, хотя одновременно погибают все члены компании на акциях, но она не ликвидируется, ибо места погибших членов немедленно заступают их наследники.

(Но в некоторых уставах указывается на известный минимум членов, необходимый для дальнейшего существования общества; если число членов ниже этого минимума, общество ликвидируется; например, общества взаимного кредита ликвидируются , когда останется менее пятидесяти членов.)

6) Юридическое лицо может прекратиться полным отпадением имущества, потому что тогда оно лишается всякой реальной опоры.

7) Ликвидируется юридическое лицо как совокупность лиц объявлением его несостоятельным должником. Возникает вопрос о судьбе имущества юридического лица по прекращении последнего - имущества, оставшегося по ликвидации его дел. Под ликвидацией разумеется ряд действий, имеющих целью ликвидация всех юридических отношений, как-то: уплата долгов, получение по долгам, продажа имущества и т. п. Производство ликвидации возлагается или на правление или на особые органы - ликвидаторов, ликвидационные комиссии. Юридическое лицо считается прекратившимся со времени окончания ликвидации; отнести ликвидация его к другому, более раннему моменту нельзя уже потому, что без предполагаемого существования юридического лица действия лиц и учреждений, производящих ликвидацию, были бы лишены юридического значения; таковое значение может быть им присвоено лишь в том случае, если их рассматривать как органы представителей юридического лица.

Ликвидация бытия юридического лица может быть сближено со смертью лица физического. Но имущество физического лица по смерти его переходит к его наследникам по закону, или лицо распоряжается им завещательно, или оно остается выморочным, становится бесхозяйственным и принадлежит государству. Юридическое лицо не может иметь законных наследников, потому что законное наследование имеет основанием родство, а юридическое лицо, как отвлеченное понятие, не состоит ни в каких естественных отношениях с другими лицами: это лицо совершенно отдельное, изолированное в государстве. Равным образом и наследование по завещанию предполагает смерть наследодателя, следовательно, может иметь место только по отношению к физическому лицу, ибо ликвидация юридического лица, собственно, нельзя считать смертью: смерть - явление физическое, которому только для большей наглядности факта уподобляется ликвидация существования юридического лица.

Итак, остается только применить последнее определение в судьбе имущества, остающегося по прекращении юридического лица: что имущество, как бесхозяйное, должно сделаться достоянием государства. Такова действительно судьба имущества юридического лица-заведения, разве бы в отдельном случае особым определением законодательства судьба имущества определена была иначе, заранее или при самом акте ликвидации юридического лица. Но о судьбе имущества юридического лица - совокупности физических лиц - обыкновенно составляется определение органов самого юридического лица, и, как скоро определение не противоречит полномочию органа юридического лица, не выходит из указанных ему пределов, оно считается действительным, и судьба имущества определяется сообразно определению. Большей частью преемниками имущественных отношений юридического лица - совокупности лиц физических - бывают члены союза, возведенного в значение юридического лица. И это очень естественно, потому что юридическая личность целого все-таки признается лишь ради отдельных членов, а когда уже нет надобности в олицетворении целого, когда члены союза расходятся, то каждому и следует получить известную часть имущественных прав, составляющих достояние целого. Части эти равны или соразмерны вкладу каждого члена, материальному участию его в делах юридического лица. Но, разумеется, члены союза могут дать и другое назначение имуществу юридического лица, лишь бы определение их не выходило из пределов, указанных уставом юридического лица.

Может прекратиться и существование юридического лица-государства. Но говоря о судьбе имущественных прав юридического лица по его прекращении, нет надобности иметь в виду этот случай, ибо с разрушением государства все юридические отношения могут измениться и нельзя сказать заранее, как они изменятся. Мы предполагаем, напротив, существование государства, ибо в таком только случае могут быть прочными юридические отношения и известные правила, которыми определяются эти отношения. Притом же мы имеем в виду преимущественно те юридические положения, которые имеют силу .

2. Понятие ликвидации юридических лиц и отражение его в российском законодательстве

Ликвидация юридических лиц влечет их ликвидация без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ ).

Ликвидация юридических лиц может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется по решении их учредителей (участников) либо органа юридического лица , уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации юридического лица , предусмотренных Гражданским кодексом, является примерным. В частности, к ним относятся: истечение срока, на который создана, например, коммерческая организация; достижение цели, ради которой создана коммерческая организация; признание судом недействительной регистрации юридического лица . Принудительная ликвидация юридического лица в современном российском законодательстве осуществляется решением суда по основаниям, исчерпывающим образом предусмотренным Гражданским кодексом. В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся: осуществление деятельности, запрещенной законом; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61 ГК РФ ); признание юридических лиц (кроме казенных предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК РФ ); уменьшение стоимости чистых активов юридического лица ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК РФ ).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ , может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п.З ст. 61 ГК РФ ). Так, в соответствии с п.4 ст. 6 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 25 мая 1995 г.) коммерческая организация, осуществляющая координацию предпринимательской деятельности других юридических лиц , которая имеет или может иметь результатом ограничение конкуренции, может быть ликвидирована в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.

Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица не могут.

Суд, принявший решение о ликвидации юридического лица , непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица решением суда возлагаются на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК РФ ).

В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее решение о ликвидации юридического лица , обязано незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.

Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации юридического лица , назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица .

Порядок ликвидации юридических лиц в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.

Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц , публикацию о ее ликвидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой юридического лица . Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой юридического лица и персонально письменно уведомить их о ликвидации юридического лица , а также установить должников ликвидируемой юридического лица и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъявления исков в суд.

Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой юридического лица , перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, предварительно согласованный с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, передается ликвидационной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица . Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.

В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества юридического лица в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия - Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК РФ ).

В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ , в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. В соответствии со ст. 64 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемой юридического лица подлежат удовлетворению в следующей очередности:

-в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

-во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

-в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

-в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан."

Следует подчеркнуть особое положение кредиторов пятой очереди. Оно заключается помимо прочего в том, что их требования удовлетворяются не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении первых четырех очередей кредиторов, а через месяц после этой даты (п. 4 ст. 63 ГК РФ ).

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В частности, как уже отмечалось, при недостаточности имущества ликвидируемого казенного предприятия по его долгам несет субсидиарную ответственность его собственник.

В случае отказа ликвидиционной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой юридического лица .

Если требование кредитора заявлено после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то оно удовлетворяется из имущества ликвидируемой юридического лица , оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой юридического лица , считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица , по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица , оно передается учредителям (участникам) юридического лица , имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой юридического лица , если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица .

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а коммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Особенности банкротства, как способе ликвидации юридических лиц, по действующему российскому законодательству

а) понятие и субъекты несостоятельности

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представлено множеством нормативных актов разной юридической силы. К числу важнейших общих законодательных актов, содержащих нормы о несостоятельности (банкротстве), относится Гражданский кодекс. В частности, несостоятельности (банкротству) посвящены ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя» и ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица».

Имеют отношение к несостоятельности (банкротству) и некоторые другие нормы ГК РФ . Например, в п. 4 ст. 61 предусмотрено, что если стоимость имущества юридического лица (коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ .

Помимо названных норм, которые имеют прямое действие, ГК РФ содержит ряд отсылочных норм. В п. 5 ст. 25 и в п. 2 ст. 65 отмечается, что основания и порядок признания судом лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливается специальным законом о несостоятельности (банкротстве).

Ныне действующий Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»" принят 19 ноября 1992 г. и вступил в действие с 1 марта 1993 г. Он создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.

В настоящее время имеется необходимость в обновлении Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий и приведении его в соответствие с новым Гражданским кодексом. До тех пор следует исходить из положений, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ ), а впредь до приведения законов и иных правовых актов в соответствие с ГК РФ эти законы и правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, нормы Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий также должны соответствовать ГК РФ . Это касается, в частности, круга лиц, которые могут быть признаны судом несостоятельными (банкротами), очередности удовлетворения требований кредиторов и ряда других вопросов, которые в Гражданском кодексе урегулированы иначе, чем в Законе о несостоятельности.

К числу законов, содержащих нормы о несостоятельности (банкротстве), относится также Арбитражный процессуальный кодекс РФ," вступивший в действие с 1 июля 1995 г. В соответствии со ст. 143 этого кодекса дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (банкротстве).

Значительную часть законодательства о несостоятельности (банкротстве) составляют подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом и др. Эти акты направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о несостоятельности, главным образом в отношении государственных предприятий.

В юридической науке обсуждается вопрос об отраслевой принадлежности института банкротства. Следует согласиться с тем, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) формируется и развивается на стыке публичного и частного права, регулирующих отношения в этой сфере и, следовательно, носит комплексный характер." Что же касается отношения между несостоятельным должником и кредиторами по поводу соразмерного удовлетворения их требований за счет имущества должника, то это отношение частноправового характера. Об этом свидетельствует правовой статус субъектов отношения (должник, кредиторы - субъекты гражданского и коммерческого права), содержание правоотношения (совокупность обязанностей несостоятельного должника и прав требования кредиторов), объект правоотношения (действия должника по соразмерному удовлетворению требований кредиторов из своего имущества).

Таким образом, в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует выделять совокупность норм, регулирующих отношения несостоятельного должника и кредиторов по соразмерному удовлетворению требований последних за счет имущества должника в определенной очередности, которые составляют институт частного права - конкурсное право."

Нормы публичного права, составляющие законодательство о банкротстве, в частности нормы процессуального права, регламентирующие отношения между арбитражным судом и субъектами конкурсного права (несостоятельным должником и его кредиторами), составляют институт публичного права банкротства.

Понятие несостоятельности определенным образом соотносится с понятием неплатежеспособности.

Неплатежеспособность может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.

Относительная неплатежеспособность означает, что при удовлетворительной структуре баланса должника (пассив не превышает актива), он временно не обладает достаточными средствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например, привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.

Абсолютная неплатежеспособность имеет место тогда, когда лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил, например, при неудовлетворительной структуре баланса. Абсолютная неплатежеспособность должника, удостоверенная арбитражным судом или объявленная им самим, называется несостоятельностью.

В российском законодательстве в качестве синонима термина «несостоятельность» употребляется понятие «банкротство». Однако в законодательстве других стран эти термины могут иметь различное значение. Обычно банкротство рассматривается как частный, наиболее серьезный случай несостоятельности, когда несостоятельный должник совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам.

Обратимся к понятию несостоятельности (банкротства), которое содержится в российском законодательстве. В Гражданском кодексе говорится лишь о невозможности удовлетворения требований кредиторов со стороны должника (ст. 25, 65). В ст. 1 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» дается более развернутое определение понятия несостоятельности с указанием как сущностных (необходимых и достаточных для квалификации несостоятельности должника), так и внешних признаков несостоятельности. Сущностными признаками несостоятельности являются:

а) неспособность лица удовлетворить требования кредиторов. Требования кредиторов могут касаться оплаты товаров (работ, услуг), обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

б) неспособность лица удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. В ситуации взаимных неплатежей, широко распространенной в настоящее время и характеризующейся наличием как кредиторской, так и дебиторской задолженности, шансы лица быть признанным несостоятельным в связи с превышением обязательств над имуществом тем меньше, чем больше дебиторская задолженность, так как последняя является частью активов лица. Иначе говоря, несостоятельность лица закон соотносит исключительно с его внутренним финансовым состоянием, которое определяется с учетом не только требований кредиторов к нему, но и его собственных требований к своим должникам;

в) неспособность лица удовлетворить требования кредиторов в связи с неудовлетворительной структурой его баланса. Под неудовлетворительной структурой баланса понимается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника, т. е. невозможностью достаточно быстро реализовать его и вырученные денежные средства направить на покрытие долгов. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее (преамбула Закона о несостоятельности). Более определенные критерии для установления неудовлетворительной структуры баланса содержатся в постановлении Правительства РФ от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»."

Понятие несостоятельности характеризуется помимо сущностных также внешним признаком. Внешним признаком несостоятельности лица является приостановление его текущих платежей при условии, что лицо не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения (ч. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности) .

Заведомая неспособность лица обеспечить выполнение требований кредиторов, разумеется, может быть известна только ему самому, поэтому только по его (а не кредиторов) инициативе возможно возбуждение производства по делу о несостоятельности.

Следует особо подчеркнуть, что наличие внешнего признака несостоятельности еще не означает собственно несостоятельности, Приостановление текущих платежей на срок не менее трех месяцев означает лишь то, что лицо является неплатежеспособным и имеются основания для возбуждения производства по делу о несостоятельности. И только в ходе судебного разбирательства можно выяянить, какова в данном случае природа неплатежеспособности лица, сопровождается ли она наличием хотя бы одного из сущностных признаков несостоятельности?

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о несостоятельности лицо считается несостоятельным после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ». Другие государственные органы и лица, включая собственника предприятия, не вправе принимать решения о несостоятельности.

Круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными, определен непосредственно в Гражданском кодексе. К ним относятся:

1) индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности (ст. 25),

2) юридические лица: а) являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), б) некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов либо благотворительных или иных фондов (ст. 65).

Приведенный перечень лиц является исчерпывающим. Иные лица, а именно: граждане, не являющиеся предпринимателями; казенные предприятия; некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными.

Таким образом, определение круга субъектов, подпадающих под действие законодательства о банкротстве, поставлено в зависимость от пределов их юридической самостоятельности и ответственности.

Следует заметить, что по сравнению с Законом о несостоятельности в ГК РФ круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными, расширен. Закон о несостоятельности относил к ним только предпринимателей.

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал. Именно эта тенденция и была положена в основу при разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую очередь Закона от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", практическое применение которого сопровождается немалыми трудностями, обусловленными рядом причин.

Во-первых, законодательство о банкротстве предстало абстрактной моделью, которая привнесена как бы извне. Оно не есть продукт конкретных условий российского рыночного хозяйства, правоприменительной практики. Вследствие этого обновление такого законодательства после его "стыковки" с хозяйственной жизнью стало неизбежной и первоочередной задачей, о чем свидетельствует проект нового федерального закона "О банкротстве (несостоятельности)".

Во-вторых, институт банкротства выполняет свое назначение лишь в отлаженной до точности часового механизма рыночной экономике. Деформированное рыночное хозяйство России искажает границы, спектр его применения.

В-третьих, первоначальное накопление капитала новыми частными собственниками, распределение и перераспределение приватизированной собственности существенно влияют на механизмы действия законодательства о банкротстве. А это не в полной мере учтено в нем.

В-четвертых, применение процедур банкротства предполагает существенное вторжение в производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность организации с целью принятия правильного решения. Сложность этой сферы деятельности требует исключительно грамотного и квалифицированного подхода. Подобного наработанного десятилетиями (а то и столетиями) опыта мы не имеем. Поэтому и приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда суд выступает в роли могильщика, принимая решение о признании должника несостоятельным, хотя мог и должен применить функции лекаря (введение реорганизационной процедуры), или наоборот.

б) порядок возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде. Процедуры, применяемые к несостоятельно му должнику

Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности является заявление одного из следующих лиц: должника, кредитора (кредиторов), прокурора (ст. 4 Закона о несостоятельности). По инициативе других лиц, в том числе по инициативе суда, дело о несостоятельности не может быть возбуждено.

Заявление, поданное должником, в отличие от заявлений кредиторов и прокурора, не может быть им отозвано и подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.

Большинство дел в арбитражных судах в связи с несостоятельностью возбуждаются по заявлениям кредиторов как главных заинтересованныы лиц в начале производства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 право выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды предоставлено Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве).

Заявление кредитора, так же как и заявление должника, может содержать ходатайство о проведении реорганизационных процедур (внешнего управления имуществом должника или санации) с целью восстановления платежеспособности должника.

С заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности вправе обратиться в арбитражный суд также прокурор. Однако такое обращение может иметь место только в случае обнаружения прокурором признаков умышленного или фиктивного банкротства, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами.

Дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны и подсудны арбитражным судам по месту нахождения должника (п. 3 ст. 22, ст. 28 АПК).

На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда единолично возбуждает производство по делу о несостоятельности, о чем выносит определение, которое направляет должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа, подписавшего коллективный договор.

Для возбуждения производства по делу о несостоятельности и его рассмотрения необходимо, кроме установления внешнего признака несостоятельности - приостановления текущих платежей, чтобы требования кредиторов к должнику в совокупности составляли сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

Дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом коллегиально в составе трех судей (ст. 14 АПК).

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства, если в ходе судебного разбирательства будет установлено наличие как внешних, так и сущностных признаков несостоятельности ;

- об отклонении заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности, если в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены.

Если в заявлении должника или кредитора содержится ходатайство о проведении реорганизационных процедур (внешнего управления имуществом должника или санации) и имеются основания для их проведения (т. е. имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника), то арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.

В отношении несостоятельного должника применяются следующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Закон допускает применение также внесудебных процедур.

Реорганизационные процедуры - это процедуры, направленные на поддержание деятельности и финансовое оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации. К ним относятся внешнее управление имуществом должника и санация.

Внешнее управление имуществом должника - это реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий, например, ликвидации убыточных производств, сокращения численности работников и т. п.

На период проведения названной процедуры, который не может превышать 18 месяцев, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Такая отсрочка исполнения требований кредиторов к должнику устанавливает льготный режим хозяйствования для неплатежеспособного предприятия и направлена на защиту его интересов.

Органами, осуществляющими внешнее управление имуществом должника, являются собрание кредиторов и арбитражный управляющий. Собрание кредиторов выполняет следующие функции: утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника; может образовать комитет кредиторов и определить его функции; определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему; выполняет другие функции, предусмотренные Законом о несостоятельности.

Ключевой фигурой проведения внешнего управления имуществом должника является арбитражный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Арбитражный управляющий выполняет следующие функции: руководит предприятием-должником; распоряжается его имуществом; назначает и увольняет работников предприятия-должника, в том числе отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником; разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и организует его выполнение; созывает собрание (комитет) кредиторов; выполняет другие функции, предусмотренные Законом о несостоятельности.

Итогом деятельности арбитражного управляющего является заявление о завершении внешнего управления имуществом должника, подаваемое им в арбитражный суд. Заявление подается в случаях, если цель внешнего управления имуществом должника достигнута, т. е. его платежеспособность восстановлена, или если арбитражный управляющий пришел к выводу, что достижение этой цели невозможно. Оба случая могут иметь место до истечения срока, на который назначена процедура.

По результатам внешнего управления и характеру заявления арбитражного управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

- о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности юридического лица, если цель внешнего управления имуществом должника достигнута и его платежеспособность восстановлена,

- о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства, если достижение цели восстановления платежеспособности должника невозможно,

- о продолжении проведения внешнего управления имуществом должника в пределах срока, предусмотренного для этого Законом (18 месяцев).

Другой реорганизационной процедурой является санация, заключающаяся в оказании предприятию-должнику финансовой помощи со стороны его собственника, кредиторов или иных лиц.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем оказания ему финансовой помощи.

Решение о санации принимается арбитражным судом при наличии ходатайства со стороны должника, кредиторов, собственника предприятия или иных лиц. В заявлении могут содержаться список лиц, желающих участвовать в проведении санации, и необходимые сведения о них.

Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы и члены трудового коллектива этого предприятия.

Определив круг лиц, допущенных к проведению санации, арбитражный суд выносит соответствующее определение. В семидневный срок со дня вынесения названного определения участники санации должны провести собрание, на котором необходимо выработать соглашение, определяющее условия проведения санации. Обязательными условиями этого соглашения являются:

- обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки. В частности, по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов. Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное;

- продолжительность санации, которая не может быть более 18 месяцев. Однако арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев;

- согласованное участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами;

- определение ответственности одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала.

Подписанное соглашение передается в арбитражный суд, который выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении.

В период осуществления санации арбитражный суд контролирует ее проведение и, в случае выявления нарушений закона или условий соглашения, может своим определением прекратить санацию.

В зависимости от причин ликвидации санации арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности, если цель санации достигнута;

- решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, если цель санации не достигнута.

Основной процедурой, применяемой к несостоятельному должнику, является его принудительная ликвидация. Она осуществляется в процессе конкурсного производства в случаях, когда финансовое состояние должника настолько безнадежно, что отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность или назначенная арбитражным судом реорганизационная процедура не достигла цели.

Конкурсное производство - это процедура, направленная на ликвидацию несостоятельного должника путем распределения его имущества (конкурсной массы) между кредиторами.

Конкурсное производство имеет несколько целей: соразмерное удовлетворение требований кредиторов в определенной законом очередности; объявление должника свободным от долгов; охрана сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Решение арбитражного суда о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и доводится до сведения трудового коллектива, органов местного самоуправления, местных финансовых органов, банков и иных кредитных организаций, обслуживающих должника.

Открытие конкурсного производства имеет ряд важных последствий для должника и других участников конкурсного производства.

- запрещается отчуждение имущества должника, а также погашение им своих обязательств без согласия кредиторов,

- время исполнения всех долгов считается наступившим и тем самым, независимо от их сроков, требования всех кредиторов уравниваются между собой,

- ликвидируется начисление пени и процентов по всем видам задолженности должника,

- все претензии заявляются должнику в соответствии со специальными правилами, установленными для конкурсного производства,

- право управления и распоряжения имуществом должника переходит к должностному лицу конкурсного производства - конкурсному управляющему. При этом руководитель предприятия-должника определением арбитражного суда отстраняется от выполнения обязанностей по управлению предприятием.

Реализация целей конкурсного производства лежит на органах конкурсного управления: собрании кредиторов и конкурсном управляющем.

Кандидатуру конкурсного управляющего, квалификационные требования к которому аналогичны требованиям к арбитражному управляющему, выдвигает собрание кредиторов и утверждает арбитражный суд.

Центральное место в конкурсном процессе, возвышаясь над органами конкурсного управления, занимает арбитражный суд. Он не только контролирует деятельность собрания кредиторов и конкурсного управляющего, но и существенным образом может влиять на ход конкурсного производства, открывая и закрывая его, отклоняя или удовлетворяя ходатайства сторон, вынося соответствующие решения (ст. 19 Закона о несостоятельности).

Порядок ликвидации имущества несостоятельного должника включает в себя два основных этапа:

1) формирование конкурсной массы и реализация имущества (обращение его в наличные деньги),

2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и удовлетворение их.

Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

Основу для формирования конкурсной массы образует все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском балансе.

Заключительным этапом формирования конкурсной массы является реализация имущества, составляющего ее, в целях обращения в наличные деньги. Обращение имущества в наличные деньги осуществляется, как правило, посредством организации публичных торгов, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления требований кредиторов (пассива должника), подлежащих удовлетворению из денег, полученных от продажи имущества.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности.

Проверка требований кредиторов завершает этап составления пассива должника. Вся совокупность требований, включенных в пассив должника, подлежит соразмерному удовлетворению в порядке очередности, установленной ст. 25, 64 ГК РФ . Правила об очередности удовлетворения требований кредиторов, установленные Законом о несостоятельности, в части, противоречащей ГК РФ , не подлежат применению.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд для проверки и утверждения отчет о своей деятельности. К отчету прилагаются ликвидационный баланс; документы об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов; декларацию о своих доходах и имущественном положении.

После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Основным правовым последствием завершения конкурсного производства является освобождение должника от долгов.

Однако следует иметь в виду, что освобождение от долгов имеет практическое значение только в отношении индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 25 ГК РФ ). Что же касается юридических лиц, то они по завершении конкурсного производства ликвидируются. На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направленного органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, оно исключается из государственного реестра юридических лиц. С этого момента юридическое лицо прекращает свое существование.

Мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Благодаря такому мирному урегулированию спора возможно предотвращение ликвидации имущества несостоятельного должника.

Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Оно может состояться лишь в отношении признанных требований кредиторов пятой очереди. Спорные требования, не признанные должником, арбитражным или конкурсным управляющим, не могут быть предметом мирового соглашения.

Закон предусматривает также внесудебные процедуры в отношении несостоятельных должников. Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должнику и кредиторам путем переговоров договариваться либо о продолжении деятельности предприятия-должника, либо о его добровольной ликвидации. Соответственно, результатами внесудебных процедур могут быть:

а) соглашение между кредиторами и должником об отсрочке и (или) рассрочке платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

б) добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм ст. 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделены на две группы: сущностные и внешние. К сущностным отнесены: неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) отнесены: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей связано с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора. Однако существенные и внешние признаки банкротства являются предпосылочными, дающими суду право признать организацию несостоятельной (банкротом), в связи с чем юридически банкротство связано с решением арбитражного суда. Первая правоприменительная практика показала, что порой трудно признать предприятие несостоятельным (банкротом) по первому составу существенных признаков (неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением суммы его обязательств по отношению к имуществу). Как отмечает В. Витрянский, данная формула несостоятельности должника позволяет ему сколь угодно долго "водить за нос" своих кредиторов, создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя средства на свои собственные цели без учета интересов кредиторов [1]. Главное, что он в этих случаях не допускает превышения обязательств над активами, уходя тем самым от признаков банкротства.

При принятии нового ГК РФ законодатель, видимо, пытался учесть это обстоятельство и дал новую формулу несостоятельности (банкротства) юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с которой они по решению суда признаются банкротами, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 25, 65). В то же время в п. 3 ст. 65 ГК указано, что основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Аналогичное положение содержится и в ст. 25 ГК, касающейся несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Таким образом, с одной стороны, в ст. 25 и 65 ГК формула банкротства представлена одним признаком - не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, а с другой - в этих же статьях содержится отсылка к Закону о несостоятельности (банкротстве), когда речь идет об основаниях признания судом этого обстоятельства как юридического факта. А ведь эти основания есть не что иное, как все сущностные и внешние признаки банкротства, указанные в данном Законе.

В итоге проблема легального закрепления понятия и признаков банкротства субъектов хозяйствования не получила своего четкого разрешения. Вследствие этого в арбитражной практике имеют место обращения кредиторов с заявлениями о признании должников банкротами лишь по основаниям, указанным в п. 1 ст. 65 ГК (не в состоянии удовлетворить требования кредиторов).

При формальном подходе можно, как видно, довольствоваться лишь внешними признаками банкротства. И тем не менее в практике арбитражных судов преимущественной является линия на оценку платежеспособности должника по сущностным и внешним признакам, указанным в ст. 1 Закона о банкротстве.

При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса должника, суды применяют критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий": коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Думается, что при внесении изменений и дополнений в Закон о банкротстве или принятии нового закона следовало бы конкретизировать формулу несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, представленную в п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 65 ГК, исключив лишь критерий превышения обязательств должника над его имуществом, который содержится в ст. 1 Закона о банкротстве. При таком положении нельзя будет абстрактный признак несостоятельности (банкротства) должника, указанный в ГК, низводить до формального и единственного критерия оценки его несостоятельности. К сожалению, в проекте нового закона "О банкротстве (несостоятельности)" воспроизводится с терминологическими различиями лишь абстрактная формула банкротства, которая дана в ст. 25, 65 ГК РФ: "под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также обеспечить платежи в бюджет (внебюджетные фонды)" (п. 1 ст. 1). В п. 2 проекта закона указаны признаки внешнего банкротства. Сущностные же признаки банкротства вовсе отсутствуют. При доработке этого закона целесообразно, на наш взгляд, учесть высказанные соображения.

4. Заключение

В результате проведенного нами курсового исследования мы пришли к следующим выводам и заключению. Мы выяснили, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ .

Условия и порядок объявления юридического лица банкротом установлены Законом о банкротстве. В ст. 65 ГК РФ определены лишь основные привила о банкротстве юридических лиц.

Под несостоятельностью (банкротством) юридического лица понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, .услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) юридического лица является приостановление его текущих платежей, неспособность обеспечить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Юридическое лицо может быть признано банкротом как по решению суда, так и в добровольном порядке.Дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица в арбитражном суде является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который формирует состав ликвидационной комиссии и руководит его работой.

Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства публикуется в Вестнике ВАС РФ. Добровольная ликвидация юридического лица при его банкротстве осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между юридическим лицом - должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи его банкротством. Решение собрания кредиторов по вопросу о добровольной ликвидации юридического лица направляется в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ РФ, которое назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя юридического лица либо собрания кредиторов (при атом предпочтение отдается предложению собрания кредиторов). Объявление о добровольной ликвидации юридического лица должно быть подано для опубликования в Вестник ВАС РФ не позднее трех дней с момента утверждения решения о добровольной ликвидации юридического лица.

Процесс добровольной ликвидации юридического лица - должника при банкротстве имеет свои особенности. Если в течение 20-дневного срока с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации юридического лица - должника конкурсным управляющим будет получено хотя бы одно заявление кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации данного юридического лица, осуществление ликвидационных мер ликвидируется, и подается заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица в арбитражный суд. Юридическое лицо - должник считается ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо на основании представления собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.

Список литературы

1. " О внесении дополнений в часть первую Гражданского кодекса РФ. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1996 г./СЗ РФ. 1996. № 9.

2. Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 6. "СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1709.

3. Попондопуло В.Ф. яонкурсное право. СПб., 1995.

4. Белых B.C. Концепция банкротства: Законодательная модель и реальность // Российский юридический журнал. 1995. №3. С. 13.

5. СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490.

6. Витрянский В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь, 1994, № 49.

7. Гражданский Кодекс РФ.

8. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве)".

9. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий".

10. Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. "О продаже государственных предприятий-должников".

11. Указ Президента РФ от "О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)".

12. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий".

13. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".

14. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия.

15. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)."

16. Распоряжение Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р "Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью".

17. В.Власов "Если вам грозят банкротством". //ж. Эко. - 1995. N 11.

18. И.В. Караваева, А.А. Скробоб "Методы поддержки и реорганизации предприятий-банкротов (современный зарубежный опыт)." // ж. Дело & право. - 1996. N 1(49).

19. О.Кузнецов "Банкротство (несостоятельность) предприятий". //ж. Домашний адвокат. - 1994. N 14(71).