Административно-территориальный портрет России
Несомненно, однако, что существование
СССР как гигантского геополитического образования и поистине уникальной
советской цивилизации постоянно будет будоражить воображение исследователей.
Напомним лишь основные характеристики СССР как географического субъекта мира.
1.
Союз Советских Социалистических Республик с территорией, равной 22,4 млн. км2,
был величайшим государством нашей планеты. Его земли простирались с запада на
восток от побережья Вислинского залива до мыса Дежнева на Чукотке и с севера на
юг от мыса Челюскин до Кушки. (В Новой России эти координаты подверглись
существенной коррекции лишь на юге: вместо Кушки самой южной оконечностью
страны стал Дагестан.)
2. СССР стоял во главе
социалистической формационной системы государств, на долю которых, по разным
оценкам, приходилось от40до43% мирового промышленного производства. Это содружество
играло колоссальную роль в функциональном механизме мировой политики и
экономики, а сам мировой порядок носил характер «биполярного», «столпами»
которого были СССР и США. Супердержавный статус Советского Союза явился
следствием его победы во Второй мировой войне и во многом базировался на силе
ядерного оружия. Быстрое разрушение послевоенного порядка, распад Советского
Союза, уменьшение роли военно-силовых факторов ставят Россию перед
необходимостью заново определить свою роль в мире.
3. На территории СССР были
сосредоточены колоссальные природные ресурсы (которые во многом достались «по
наследству» России). Страна являлась единственным государством в мире, полностью
обеспеченным всей номенклатурой сырьевых ресурсов, всеми элементами Периодической
системы Менделеева. Согласно статистике ООН, СССР располагал около 20% всех
топливно-энергетических ресурсов мира, в том числе 40% мировых запасов твердого
топлива. Площадь континентального шельфа составляла около 6 млн. км2,
70% территории которого были перспективны для поисков углеводородного сырья.
4. Советский Союз представлял собой
уникальное в своем роде объединение многих этнолингвистических семей народов
(индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской и др.) и мировых религий.
Есть много оснований утверждать, что такое объединение не было механическим
набором этносов и конфессий, а было обусловлено всем ходом истории на огромном
евразийском пространстве.
5. В СССР был создан крупнейший отряд
инженеров и ученых, а советская наука не раз демонстрировала выдающиеся успехи
на важнейших направлениях мирового научно-технического прогресса. Этот успех во
многом базировался на едва ли не самой прогрессивной в мире системе всеобщего
школьного образования.
7.
Распад СССР и его последствия
Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза
стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали
лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы.
Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии,
в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же
активного становления новых национальных государств в Средней Азии и
Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку
массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.
В течение веков
Россия представляла собой не просто государство, а единственное в своем роде,
связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое
пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства
и коллективной безопасности. Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск
национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с
подлинным национальным возрождением народов.
Во
многом насильственная дезинтеграция СССР привела:
1) к разрушению (или деформации)
общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного
и информационного;
2) возникновению в новых суверенных
странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний
внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;
3) экономическому хаосу, резкому
снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных
государств;
4) ухудшению геополитического
положения и национальной безопасности новых международных субъектов;
5) подрыву научно-технического
потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей
«утечки мозгов»;
6) беспрецедентному
росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т.п.
Глава
II. Административно-территориальный
портрет России.
1. Административное
устройство царской России
Формирование единого
централизованного государства потребовало организации и введения единой системы
управления его отдельными территориями, или, как говорят, — установления
административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс
осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически
сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому
имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то
оснований.
Официальное приказное
делопроизводство XVII века, наиболее полное и
последовательное для своего времени, делило территорию российского государства
на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных
территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо
известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские,
Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».
Более низким звеном деления были
уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда
выступал город (т.е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области).
Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как
считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как
правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько
деревень. В не которых случаях стан вытеснял волостное деление.
В
ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся территориальное
деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении исторической
географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей, обусловленных в значительной
степени несопоставимостью административного устройства отдельных территорий.
Поэтому специалисты вынуждены делать это на основе конструирования
природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не всегда стройное
административное деление страны.
Так
или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся
единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального
устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на
разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать, вернее, не смогла
отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения
рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.
В 1708 г. было создано 8 губерний,
что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического
управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь
входили в состав одной губернии — Сибирской), и управление ими оказалось
неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное
деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено —
провинции.
Доставшееся советской власти в
наследство от царской империи административно-территориальное деление в своих
основных чертах было сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохранности
дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как
можно теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному
населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число
которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число
губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. При этом «екатерининское»
административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория
с населением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной для образования губернии,
а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - для уезда.
Разумеется, ни к экономике, ни к
природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения
такое деление, по существу, не имело отношения.
Административно-территориальное
размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы
территории компактного национального расселения были раздроблены. Так,
территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и
Татарии — между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями
административно-территориальное деление стало выполнять и новые —
«противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным
движениям.
Впрочем, несмотря на то что
административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами
территориального разделения труда, с историческими и природными условиями
огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского
принципа «разделяй и властвуй», после внезапного распада СССР ряды сторонников
старого губернского деления, не склонных преувеличивать важности учета в
районировании национального [своеобразия территорий, резко пополнились.
2. Эволюция
административного деления в СССР
Коренные преобразования
административно-территориальной [сетки страны начались вслед за Октябрьской
революцией 1917 г. В (качестве основного аргумента этих перемен (особенно в
последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования,
национального состава и административно-территориального деления. Однако
непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье
из одной крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дробления
областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной
политики в данной сфере.
Первый этап
осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917—1922
гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных образований, т.е., по
существу, с демонтажем старого районирования в целом, «индифферентного» к
национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской
республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика
и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская
автономная социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей,
кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были
интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование
Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и
Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и
Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные
республики и другие национальные образования.
Сейчас уже мало
кто знает, что на заре советской власти существовала общая
Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой ныне Казахстаном,
была образована Киргизская автономная республика (поскольку казахов нередко
называли киргизами со столицей в городе Оренбурге; что еще в 1919 г. была
провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР, через два года
преобразованная в автономную (при этом более половины населения этой
республики составляли русские, около четверти — татары, остальные — украинцы,
евреи, греки, болгары и другие народы).
Наряду с формированием новых
национальных образований в 1917—1922 гг. происходил интенсивный процесс
разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской
губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской — Свердловская,
из Новгородской — Череповецкая, из Саратовской — Царицынская и т.д.
Но затем четко проявилась
противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г.
на политико-административной карте РСФСР появились:
1) Уральская область, включившая в
свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и
Тобольский Совет;
2) Северокавказский край, в который
вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии
и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли
Шахтинский и Таганрогский округа;
3) Сибирский край с центром в
Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую
губернии, а также Ойратскую автономную область;
4) Дальневосточный край в составе
бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;
5) Ленинградская область, включавшая
Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
6)
Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая
Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть территорий
соседних губерний;
7) Нижневолжский край с центром в
Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний, а
также некоторых соседних территорий;
8)
Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и
Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;
9)
Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую
и Северодвинскую области и автономную область Коми;
10)
Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую,
Калужскую губернии и часть Тверской;
11)
Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний,
Марийской и Вотской автономных областей, а также Чувашской автономной области;
12)
Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской,
Владимирской и Костромской губерний;
13)
Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую,
а также часть Тверской и Калужской губерний.
Итак,
по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц
верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в
остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались — в них были
сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии — 8, а в
Казахстане— 12), наряду с которыми выделялись национальные автономии.
Осуществленное
к 1929 г. во всех республиках новое Госплановское
«административно-хозяйственное» деление (или, как тогда писали, районирование)
состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов
(ликвидированных в 30-х гг.) и районов. При этом районы первого уровня
первоначально называли экономическими, но впоследствии стали называть просто
областями (или краями, если в них входили национальные автономии). Указывалось,
что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, т.е.
перспективы развития страны и конкретных районов, а также
национально-этническая специфика территорий.
Политико-административное деление СССР в 1990 г.
|