1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды
1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды
План.
1.
Документы
первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах.
2.
Динамические ряды и
их виды. Условия, необходимые для построения и исследования динамических рядов.
Приёмы преобразования динамических рядов.
а) условия построения рядов динамики.
б) приёмы преобразования рядов динамики.
Документы первичного учёта в органах
МВД, прокуратуре и судах.
Исходным моментом всякой законченной
статистической работы, как известно, является статистическое наблюдение,
стоящее в характеристике каждой единицы совокупности (преступник, преступление,
истец, ответчик и др.) заранее разработанными по научной программе признаками.
Поэтому правильная организация первичного учёта, обеспечивающая точную и
своевременную регистрацию каждой единицы совокупности, — необходимое условие
для составления высококачественных и научно обоснованных статистических
отчётов о преступности, судимости, административных правонарушениях,
деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по
поддержанию в стране режима законности.
Источниками информации о преступлении и
преступности являются: само лицо, совершившее преступление; члены его семьи,
другие родственники, знакомые, лица ближайшего окружения; очевидцы;
потерпевшие; материалы уголовных дел и другие документы содержащие сведения о
преступлении и преступнике, — это источники, по мнению немецких исследователей,
так называемой первичной статистики, данные которой очень важны для
криминологов. Документы первичного учёта и, наконец, статистические отчёты как
важнейший источник информации о преступности — это, по мнению тех же
исследователей, вторичная статистика.
Сбор полноценной, высококачественной
информации о преступности невозможен без научно организованного первичного
учёта — основы единого учёта преступлений. Первичный учёт преступлений —
это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о
преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движения
путём сплошного, непрерывного и документального учёта преступлений, лиц, их
совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом
направлении.
Основные задачи первичного учёта:
-
формирование полной и
достоверной информации об объектах статистического наблюдения;
-
обеспечение
информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям статистической
отчётности для решения практических и научных задач в области социального
контроля над правонарушениями.
Осуществляемая в органах уголовной юстиции
система единого учёта преступлений в ведомственных документах иногда именуется
централизованным учётом. Централизованная система учёта предполагает,
во-первых, собственно единый учёт всех без исключения преступлений и лиц, их
совершивших, независимо от ведомственной подчинённости органов, производящих
обнаружение, раскрытие преступлений, дознание и расследование уголовных дел.
Отсюда главное требование: в едином учёте
должны быть едиными все показатели, предусматривающие сведения о преступлениях
и преступниках, и различными — показатели, отражающие особенности
оперативно-служебной деятельности того или иного органа уголовной юстиции.
Единый учёт преступлений состоит из первичного
учёта, регистрации и включения в статистическую отчётность предусмотренных
уголовным законом общественно опасных деяний (преступлений), лиц, их
совершивших, потерпевших от преступлений лиц, а также уголовных дел, материалов
о преступлениях, разрешённых в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством.
Первичный учёт преступлений заключается в
фиксировании прокурором, следователем или работником дознания основных сведений
о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений лицах,
а также о потерпевших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на
учётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме — единой
для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном
порядке.
В настоящее время все объекты
уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и
избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного
учёта по карточной или списочной форме. С вступлением в действие нового
уголовного законодательства статистическими подразделениями правоохранительных
органов и судов проводится большая работа по приведению в соответствие с ним
документов первичного учёта и статистической отчётности.
Совместным Указанием от 5-6 ноября 1996г.
Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учёта
преступлений и лиц, их совершивших» введены в действие следующие документы
первичного учёта:
-
на выявленное
преступление (форма №1);
-
о результатах
расследования преступления (форма №1.1);
-
на преступление, по
которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2);
-
на лицо, совершившее
преступление (форма №2);
-
о движении уголовного
дела (форма №3);
-
о результатах
возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности
(форма №4);
-
о результатах
рассмотрения дела в суде (форма №6).
В документах первичного учёта
содержится обширная информация по разнообразным признакам, характеризующая в
большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления:
субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны
преступления, с другой — процессуальные, криминалистические аспекты
деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и
расследованию преступлений.
Вместо составления статистических карточек
допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с
обязательной регистрацией преступления.
Регистрация преступлений — фиксация основных
сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, об уголовных делах, внесённых
прокурором, следователем или работником дознания в документы первичного учёта,
а также выдача регистрационного номера уголовного дела и передача карточек на централизованный
учёт.
Централизованным учётом преступлений
признаётся обработка учётно-регистрационными подразделениями органов внутренних
дел всех поступающих к ним статистических карточек с целью первичного
формирования статистической отчётности по преступности.
Преступление, лицо, его совершившее, и
уголовное дело считаются учтёнными, когда они внесены в соответствующие
статистические карточки первичного учёта, зарегистрированы в журнале учёта
преступлений и поставлены на централизованный учёт в информационном центре.
Система единого учёта преступлений
основывается на следующих принципах:
-
первичном учёте и
регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела либо отказа в
возбуждении уголовного дела, направления в суд материалов с протоколами;
-
первичном учёте лиц,
совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного
заключения;
Учёт преступлений ведётся путём заполнения
прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленные
преступления по каждому ставшему им известным преступлению, независимо от того,
когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие
их лица.
Указанная карточка заполняется немедленно
после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом.
Аналогично она заполняется и в тех случаях,
когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. В
частности в случаях:
-
принятия к производству
уголовного дела, возбуждённого судом, а также поступившего из органов контрразведки
и военной прокуратуры;
-
освобождения лица,
совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта
амнистии без возбуждения уголовного дела;
-
возобновления
производства по уголовному делу, ранее прекращённому со снятием преступления с
учёта;
-
приобщения к
расследуемому делу материалов о другом, ранее не зарегистрированном
преступлении;
-
выделении уголовного
дела о преступлении из другого дела.
Заполненная и подписанная следователем
карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних
дел.
Что касается учёта лиц, совершивших
преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу
прокурором утверждено обвинительное заключение. Учёту подлежат также лица,
уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного
дела отказано:
-
в связи с истечением
сроков давности;
-
вследствие акта
амнистии или помилования;
-
в отношении умершего
обвиняемого;
-
в связи с изменением
обстановки;
Учёт уголовных дел, необходимый для
отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании
карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела,
заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после
принятия по делу одного из следующих процессуальных решений:
-
возбуждения уголовного
дела;
-
соединения уголовного
дела;
-
утверждения прокурором
обвинительного заключения;
-
передачи дела по
подследственности;
-
прекращения дела;
-
приостановления дела;
-
изъятия прокурором дела
и передачи его для расследования другому органу;
-
возвращения дела на
дополнительное расследование прокурором или судом;
-
продления срока
расследования;
-
предъявления для
ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику.
В районных судах документы первичного учёта
карточной формы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на
исполнительные производства. Очень важным документом первичного учёта является
карточка по учёту сумм ущерба, причинённого преступлением имуществу различных
форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной
инстанциях дела регистрируются также в учётно-статистических карточках (формы №
7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению
материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях
и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учёта материалов об
административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один —
для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных
материалов об административных правонарушениях. Регистрационные журналы, как и
карточки, являются документами первичного учёта. Учёт административных
правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов МВД,
ведётся как в журналах, так и в карточках.
В учреждениях, исполняющие уголовные
наказания, документами первичного учёта являются: личное дело осуждённого,
учётная карточка на осуждённого, ранее отбывавшего наказание в местах лишения
свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.
Сведения для заполнения документов первичного
учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных
приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями)
установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для
исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, районным судьёй,
судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы
первичного учёта являются исходным материалом для составления
высококачественной официальной статистической отчётности как первой и основной
формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы
с преступностью.
В систему органов юстиции, понимаемую в
широком смысле, входят такие правоприменительные организации, как нотариат и
судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния и
адвокатура. Эти организации также периодически предоставляют статистическую
отчётность о своей деятельности на основе соответствующих документов первичного
статистического учёта.
Формы реестров регистрации нотариальных
действий, как и всё нотариальное делопроизводство, устанавливаются
Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Органы записи актов гражданского состояния
(загс), осуществляя статистическое наблюдение за демографическими процессами в
стране, используют также списочные формуляры — книги регистрации актов
гражданского состояния. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о
рождении, смерти, заключении брака, об установлении отцовства, усыновлении
(удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества.
Документами первичного учёта в
судебно-экспертных учреждениях являются учётные карточки по экспертному
производству, регистрационные журналы и книги учёта работы судебно-экспертных
учреждений. Объём фиксируемой в них информации обеспечивает составление отчёта
о работе этих учреждений.
Для учёта многогранной деятельности адвокатуры
по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам, в отправлении
правосудия, в соблюдении конституционной законности во всех коллегиях адвокатов
введены регистрационные карточки на совет, заявление, соглашение о ведении
уголовных и гражданских дел.
Эти документы, являясь основной формой
финансовой отчётности адвокатов, служат одновременно и документами первичного
статистического учёта в юридических консультациях.
Статистическая отчётность органов МВД,
прокуратуры и органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных
показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно
освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.
Отчётность с точки зрения статистической науки
характеризуется тремя специфическими особенностями. Во-первых, отчётность есть
основная форма наблюдения в правовой статистике. Во-вторых, в отчётности как в
системе взаимосвязанных показателей получает своё отчётливое выражение
программа статистического наблюдения. В-третьих, отчётность представляет собой
сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учёта.
Формирование статистической отчётности по преступности
осуществляется учётно-регистрационными подразделениями МВД России.
Формирование статистической отчётности
производится путём включения в статистические отчёты всех взятых на учёт
преступлений, лиц, их совершивших , и уголовных дел.
ФСБ и органы военной прокуратуры формируют
статистическую отчётность по делам, расследуемым следователями и органами
дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной прокуратуры.
Приказом министра внутренних дел РФ от 18
декабря 1996 г. «Об утверждении форм статистической отчётности» введены
следующие отчёты:
-
оперативная
статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования
преступлений;
-
отчёт о численности
осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы;
-
отчёт о состоянии
преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
-
отчёт о нанесённом
материальном ущербе и изъятии материальных ценностей.
Отчёт о состоянии преступности в
республиканских, краевых и областных центрах состоит только из одного раздела,
в нём отражается общее количество преступлений, уголовные дела о которых
находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчётном
периоде.
Отчёт о рассмотрении заявлений и сообщений о
преступлениях отражает не только общее число заявлений и сообщений о
преступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчёту
можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а
также в какие сроки.
Страницы: 1, 2
|