бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды бесплатно рефераты

1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды

План.

1.     Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах.

2.     Динамические ряды и их виды. Условия, необходимые для построения и исследования динамических рядов. Приёмы преобразования динамических рядов.

а) условия построения рядов динамики.

б) приёмы преобразования рядов динамики.

Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах.

Исходным моментом всякой законченной статистической работы, как известно, является статистическое наблюдение, стоящее в характеристике каждой единицы совокупности (преступник, преступление, истец, ответчик и др.) заранее разработанными по научной программе признаками. Поэтому правильная организация первичного учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию каждой единицы совокупности, — необходимое условие  для составления высококачественных и научно обоснованных  статистических отчётов о преступности, судимости, административных правонарушениях, деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по поддержанию в стране режима законности.

Источниками информации о преступлении и преступности являются: само лицо, совершившее преступление; члены его семьи, другие родственники, знакомые, лица ближайшего окружения; очевидцы; потерпевшие; материалы уголовных дел и другие документы содержащие сведения о преступлении и преступнике, — это источники, по мнению немецких исследователей, так называемой первичной статистики, данные которой очень важны для криминологов. Документы первичного учёта и, наконец, статистические отчёты как важнейший источник информации о преступности — это, по мнению тех же исследователей, вторичная статистика.

Сбор полноценной, высококачественной информации о преступности невозможен без научно организованного первичного учёта — основы единого учёта преступлений. Первичный учёт преступлений — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.

Основные задачи первичного учёта:

-         формирование полной и достоверной информации об объектах статистического наблюдения;

-         обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям статистической отчётности для решения практических и научных задач в области социального контроля над правонарушениями.

Осуществляемая в органах уголовной юстиции система единого учёта преступлений в ведомственных документах иногда именуется централизованным учётом. Централизованная система учёта предполагает, во-первых, собственно единый учёт всех без исключения преступлений и лиц, их совершивших, независимо от ведомственной подчинённости органов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, дознание и расследование уголовных дел.

Отсюда главное требование: в едином учёте должны быть едиными все показатели, предусматривающие сведения о преступлениях и преступниках, и различными — показатели, отражающие особенности оперативно-служебной деятельности того или иного органа уголовной юстиции.

Единый учёт преступлений состоит из первичного учёта, регистрации и включения в статистическую отчётность предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний (преступлений), лиц, их совершивших, потерпевших от преступлений лиц, а также уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешённых в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Первичный учёт преступлений заключается в фиксировании прокурором, следователем или работником дознания основных сведений о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений лицах, а также о потерпевших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на учётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме — единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке.

В настоящее время все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного учёта по карточной или списочной форме. С вступлением в действие нового уголовного законодательства статистическими подразделениями правоохранительных органов и судов проводится большая работа по приведению в соответствие с ним документов первичного учёта и статистической отчётности.

Совместным Указанием от 5-6 ноября 1996г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших» введены в действие следующие документы первичного учёта:

-         на выявленное преступление (форма №1);

-         о результатах расследования преступления (форма №1.1);

-         на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2);

-         на лицо, совершившее преступление (форма №2);

-         о движении уголовного дела (форма №3);

-         о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);

-         о результатах рассмотрения дела в суде (форма №6).

В документах первичного учёта содержится обширная информация по разнообразным признакам, характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны преступления, с другой — процессуальные, криминалистические аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию преступлений.

Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления.

Регистрация преступлений — фиксация основных сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, об уголовных делах, внесённых прокурором, следователем или работником дознания в документы первичного учёта, а также выдача регистрационного номера уголовного дела и передача карточек на централизованный учёт.

Централизованным учётом преступлений признаётся обработка учётно-регистрационными подразделениями органов внутренних дел всех поступающих к ним статистических карточек с целью первичного формирования статистической отчётности по преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтёнными, когда они внесены в соответствующие статистические карточки первичного учёта, зарегистрированы в журнале учёта преступлений и поставлены на централизованный учёт в информационном центре.

Система единого учёта преступлений основывается на следующих принципах:

-         первичном учёте и регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела, направления в суд материалов с протоколами;

-         первичном учёте лиц, совершивших  преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения;

Учёт преступлений ведётся путём заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления по каждому ставшему им известным преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица.

Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом.

Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. В частности в случаях:

-         принятия к производству уголовного дела, возбуждённого судом, а также поступившего из органов контрразведки и военной прокуратуры;

-         освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения уголовного дела;

-         возобновления производства по уголовному делу, ранее прекращённому со снятием преступления с учёта;

-         приобщения к расследуемому делу материалов о другом, ранее не зарегистрированном преступлении;

-         выделении уголовного дела о преступлении из другого дела.

Заполненная и подписанная следователем карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

Что касается учёта лиц, совершивших преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение. Учёту подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано:

-         в связи с истечением сроков давности;

-         вследствие акта амнистии или помилования;

-         в отношении умершего обвиняемого;

-         в связи с изменением обстановки;

Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих процессуальных решений:

-         возбуждения уголовного дела;

-         соединения уголовного дела;

-         утверждения прокурором обвинительного заключения;

-         передачи дела по подследственности;

-         прекращения дела;

-         приостановления дела;

-         изъятия прокурором дела и передачи его для расследования другому органу;

-         возвращения дела на дополнительное расследование прокурором или судом;

-         продления срока расследования;

-         предъявления для ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику.

В районных судах документы первичного учёта карточной формы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на исполнительные производства. Очень важным документом первичного учёта является карточка по учёту сумм ущерба, причинённого преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учётно-статистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учёта материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один — для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных материалов об административных правонарушениях. Регистрационные журналы, как и карточки, являются документами первичного учёта. Учёт административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции  органов МВД, ведётся как в журналах, так и в карточках.

В учреждениях, исполняющие уголовные наказания, документами первичного учёта являются: личное дело осуждённого, учётная карточка на осуждённого, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.

Сведения для заполнения документов первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, районным судьёй, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

В систему органов юстиции, понимаемую в широком смысле, входят такие правоприменительные организации, как нотариат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния и адвокатура. Эти организации также периодически предоставляют статистическую отчётность о своей деятельности на основе соответствующих документов первичного статистического учёта.

Формы реестров регистрации нотариальных действий, как и всё нотариальное делопроизводство, устанавливаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуществляя статистическое наблюдение за демографическими процессами в стране, используют также списочные формуляры — книги регистрации актов гражданского состояния. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о рождении, смерти, заключении брака, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества.

Документами первичного учёта в судебно-экспертных учреждениях являются учётные карточки по экспертному производству, регистрационные журналы и книги учёта работы судебно-экспертных учреждений. Объём фиксируемой в них информации обеспечивает составление отчёта о работе этих учреждений.

Для учёта многогранной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам, в отправлении правосудия, в соблюдении конституционной законности во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и гражданских дел.

Эти документы, являясь основной формой финансовой отчётности адвокатов, служат одновременно и документами первичного статистического учёта в юридических консультациях.

Статистическая отчётность органов МВД, прокуратуры и органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Отчётность с точки зрения статистической науки характеризуется тремя специфическими особенностями. Во-первых, отчётность есть основная форма наблюдения в правовой статистике. Во-вторых, в отчётности как в системе взаимосвязанных показателей получает своё отчётливое выражение программа статистического наблюдения. В-третьих, отчётность представляет собой сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учёта.

Формирование статистической отчётности по преступности осуществляется учётно-регистрационными подразделениями МВД России.

Формирование статистической отчётности производится путём включения в статистические отчёты всех взятых на учёт преступлений, лиц, их совершивших , и уголовных дел.

ФСБ и органы военной прокуратуры формируют статистическую отчётность по делам, расследуемым следователями и органами дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной прокуратуры.

Приказом министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1996 г. «Об утверждении форм статистической отчётности» введены следующие отчёты:

-         оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений;

-         отчёт о численности осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы;

-         отчёт о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

-         отчёт о нанесённом материальном ущербе и изъятии материальных ценностей.

Отчёт о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах состоит только из одного раздела, в нём отражается общее количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчётном периоде.

Отчёт о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях отражает не только общее число заявлений и сообщений о преступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчёту можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а также в какие сроки.

Страницы: 1, 2