бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Вокальная аранжировка бесплатно рефераты

Вокальная аранжировка

4

3

ГООУСПО "Мурманский колледж искусств"

РЕФЕРАТ

По предмету

"Работа с вокальным ансамблем"

На тему "Вокальная аранжировка"

Выполнила студентка

IIIкурса Э.О.Э. П.

Чумачкова Наталья

г. Мурманск 2010

Содержание

  • Введение
  • Определение типа голоса
  • Хоровые партии, составляющие их голоса
  • Некоторые особенности аранжировки сопровождения вокала
  • Создание облегченного инструментального сопровождения
  • Выбор тональности для аранжируемой песни
  • Голосоведение, его особенности и разновидности
  • Вывод
  • Список литературы
Введение

Вокальная аранжировка, реальные возможности ансамбля; диапазон, тесситура, выбор удобной тональности; логика и плавность голосоведения.

Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению.

Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также "вокальным ансамблем") - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей, на радио, телевидении и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента ("живой инструментальный ансамбль" или "фонограмма").

Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок.

Музыкально - исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.

Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с ансамблем. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.

По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокально-хорового опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним. Вместе с тем появились новые методические воззрения, приемы.

Аранжировка - одна из важнейших составляющих успеха "музыкального произведения".

Аранжировка - (переложение, обработка) - приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).

Удачно составленная мелодия ("набор нот") - это ещё не "хит". Для того чтобы мелодия "зазвучала" необходимо с особой точностью подобрать к ней инструменты, придумать оригинальную обработку звуков, в соответствии с жанровой направленностью "задумки автора" (заказчика)"подложить" ритм - группы, не нарушая индивидуального музыкального стиля.

Очень часто, слушая песни, искушённый музыкальное слух "начинает скучать" уже после первого куплета. Причина тому - однообразие вокальной аранжировки. Большинство певцов и групп на нашей эстраде исполняют песни одноголосно (всю песню в унисон).

Непродуманность вокальной аранжировки зачастую "мстит" даже самым сладкоголосым певцам. Слушать такое исполнение так же тяжело, как рассматривать картину, написанную одним цветом. Именно поэтому, необходимо правильно подбирать бэк-вокальные партии, соответствующие Вашему голосу.

Определение типа голоса

Развитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз - верно определить тип голоса вначале обучения - одно из условий правильного его формирования. Потому определение типа голоса, в тех случаях, когда в этом имеется сомнение, является одной из важнейших задач начального периода обучения.

Мы знаем, что в формировании характера голоса играют роль не только конституционные факторы, но и приспособления, т.е. приобретенные навыки, привычки. Поэтому понять, что более близко природе данного голоса, а что не свойственно ему, наносно, результат привычки, далеко не всегда является простой задачей. Когда начинающий певец, копируя какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, "басит", "тенорит", "цыганит" и т.п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью. Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, ненапряженно, в основном верно, и все же характер его остается промежуточным, не выявленным. Здесь важно получить какие-то данные, позволяющие уточнить диагностику типа голоса.

Пока еще наука не располагает каким-либо единым методом, который позволил бы сразу и безошибочно определить тот тип голоса, который естественно свойствен данному человеку. Поэтому определение типа голоса следует вести по ряду признаков. К числу их нужно отнести такие качества голоса, как тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, а также' конституциональные признаки, в частности анатомо-физиологические особенности голосового аппарата, такие, как длина голосовых связок и хронаксия возвратного нерва.

Тембр и диапазон обычно выявляются уже на приемных испытаниях, но ни тот, ни другой признак в отдельности еще не могут нам с уверенностью сказать, каким голосом обладает ученик. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Тембр голоса легко деформируется от подражания или неправильного пения и может обмануть даже придирчивый слух.

Типичные диапазоны были указаны нами при описании классификации голосов. Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т.е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.

Дополнительные данные, помогающие классифицировать голос, мы получаем из анализа переходных нот. Как известно, голос имеет регистровое строение, т.е. в отдельных отрезках диапазона звучит неодинаково и при переходе от одного регистра в другой меняется, ломается, причем певец всегда ощущает на этих нотах определенное неудобство. Эти переломные, или переходные доты в результате обработки могут быть скрыты, стать незаметными, но у начинающего певца обычно ощущаются явственно. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте. Этим-то и пользуется педагог, чтобы вернее поставить диагноз типа голоса.

Типичные переходные ноты, также варьирующие у разных певцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - соль первой октавы.

Баритон - ре-ми-бемоль - ми первой октавы.

Бас - ля-си - си-бемоль малой до-до-диез первой октавы.

Сопрано - ми-фа-фа-диез первой октавы.

Меццо-сопрано до-ре-ре-диез первой октавы.

У женщин этот типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, а у мужчин - в верхнем. У женщин имеется еще один переход от центра к верхним звукам, но он мало характерен.

Кроме этого признака в определении типа голоса могут помочь так называемые примарные звуки, или звуки, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца. Как было установлено практикой, они чаще всего находятся в средней части голоса, т.е. у тенора в области до первой октавы, у баритона - в области ля малой, у баса - фа малой октавы. Соответственно и у женских голосов.

Правильное решение вопроса о типе голоса может подсказать также способность певца выдерживать тесситуру, свойственную данному типу голоса. Под тесситурой (от слова tissu - ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении.

Тесситура (ит. tessitura, буквально - ткань) - высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Различают среднюю, наиболее удобную для исполнения, высокую и низкую тесситуру. Соответствие тесситуры возможностям певческого голоса или музыкального инструмента является необходимым условием полноценного художественного исполнения.

Тесситура может быть низкой, но произведение - содержать предельные верхние звуки, и наоборот - высокой, но без предельных верхних звуков. Таким образом, понятие тесситуры отражает тот участок диапазона, где голос чаще всего должен держаться при пении данного произведения. Если голос, близкий по характеру к теноровому, упорно не держит теноровой тесситуры, то можно сомневаться в правильности выбранной им манеры голосообразования и говорит за то, что данный голос, вероятно, - баритон. Тесситура - важный показатель в выявлении типа голоса, определяющий возможности данного певца в смысле пения тех или иных партий.

Тесситура произведения легко может быть определена по следующей диаграмме. Если по вертикали отложить звуки диапазона, в котором написано данное произведение, а по горизонтали в определенном масштабе длительность каждой ноты, встречающейся на протяжении всего произведения, то наглядно видно, на каких звуках будет происходить основная работа голосового аппарата.

Среди признаков, помогающих определить тип голоса, имеются и анатомо-физиологические. Давно отмечено, что разным типам голосов соответствует различная длина голосовых связок.

Действительно, многочисленные наблюдения показывают существование такой зависимости. Чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Многочисленные измерения их длины при помощи градуированного зеркала выявили средние цифры, характерные для каждого типа голоса. Жизнь показала, что на практике эти цифры не всегда соответствуют действительности, встречаются голоса, имеющие длину связок, не укладываются в отведенные размеры.

Следует помнить также, что голосовые связки могут быть по-разному организованы в работе и поэтому использованы для образования разных тембров. Об этом ясно говорят случаи смены типа голоса у профессиональных певцов. Одни и те же голосовые связки могут служить для пения разными типами голосов в зависимости от своего приспособления.

Все же типовая их длина, а при опытном взгляде фониатра и примерное представление о толщине голосовых связок, могут ориентировать в отношении типа голоса.

Хоровые партии, составляющие их голоса

Диапазоны, регистры.

Все певческие голоса по высоте воспроизводимых звуков и по тембру разделяются на женские, мужские и детские (по физиологическому принципу). Каждая из этих больших групп делится на высокие и низкие голоса.

Сила звучания человеческого голоса неодинакова в различных участках звукового диапазона, яркость звучания усиливается при восходящем движении и ослабевает в нисходящем. Хоровое пение в восходящем движении большей частью развивается в звучание светлое, прозрачное, блестящее. И, наоборот - пение хора в нисходящем движении превращается в звучание более тихое, матовое, глухое.

Каждая хоровая партия имеет определенный диапазон или звуковой объем. Мы различаем диапазоны хоровой партии: общий и т. н. рабочий. Наиболее удобным и практически используемым в хоровой практике является средний, рабочий регистр диапазона голоса и хора в целом.

Умение правильно определить голос и назначить его в определенную хоровую партию необходимо каждому руководителю хорового коллектива как для выработки качественного хорового звучания, так и для охраны голоса певцов (пение в несвойственном диапазоне губительно и чревато серьезными заболеваниями голосового аппарата!).

Женские голоса. В женских голосах различают три регистра: грудной, средний, или микстовый, и головной. Крайние ноты регистров, при переходе от одного регистра к другому, называются переходными. Протяженность регистров и переходные ноты у высоких и низких голосов неодинаковы.

Высокие женские голоса Сопрано - высокие женские голоса, по характеру звучания бывают лирические, драматические, лирико-драматические, колоратурные, лирико-колоратурные.

Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, “мягкий" тембр. Диапазон: до первой - до третьей октавы; голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочий диапазон лежит в пределах фа первой - ля второй октавы.

Диапазон (от гр. diapason (chordon) - через все (струны)) - I. Звуковой объем мелодии, звукоряда, певческого голоса, музыкальных инструментов. Определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком.2. Общий музыкальный диапазон - объем звуков, используемых в музыкальной практике - от 16,35 Гц (До субконтроктавы) до 7901,4 Гц (си пятой октавы).3. В древнегреческой музыке - название октавы.4. Название некоторых труб органа.5. Во Франции - мензура духового инструмента или органной трубы, а также тон для настройки инструментов.6. Звуковой объем музыкального произведения или его партий.

Диапазон динамический - максимальная разница силы звука на форте и пиано, издаваемого певцом (или инструментом). Диапазон динамический является одним из измеряемых показателей вокального мастерства, что позволяет считать его объективным критерием уровня вокальной техники певца.

Различают центральное и легкое лирическое сопрано. Центральное сопрано по полноте звучания приближается к драматическому, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр. Легкое лирическое сопрано с предельными нотами ми - соль третьей октавы, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется лирико-колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.

Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля - си малой октавы - до третьей. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому наиболее употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа первой - ре второй октавы). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другого характера выделяются соответствующие признаки.

Легкие лирические и лирико-колоратурные голоса в хоре составляют партию первого сопрано, остальные высокие женские голоса - второе сопрано.

Основным критерием отбора в партию первого сопрано, кроме достаточного диапазона верхних нот (полной второй октавы или первых нот третьей октавы), является яркая звучность и легкость на верхних нотах.

Общий диапазон сопрановой партии - до первой - до третьей октавы; рабочий диапазон - фа первой - ля второй октавы; переходные ноты - ми-фа первой, ми-фа, фа# второй октавы.

Низкие женские голоса Меццо-сопрано - низкие женские голоса, в хоре входят в партию альтов. В отличие от сопрано, у которых ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо общего более густого звучания, ноты ниже ре, до первой октавы имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра. Различают высокое и низкое меццо-сопрано. Первое чаще всего лирического характера, второе - драматического. Переходные ноты одни и те же.

Высокое меццо-сопрано - довольно подвижный голос; ноты грудного регистра звучат у него мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. В хоре наиболее применимы ноты в пределах первой октавы.

Низкое меццо-сопрано от высокого отличается малой подвижностью, более густыми грудными нотами. Такой голос с широким диапазоном грудного регистра и особенно густыми. Полнокровными нотами в малой октаве, называют контральто. У контральто переходные ноты к головному регистру лежат приблизительно на терцию ниже (си бемоль - си первой октавы). У такого голоса ярко выраженное грудное резонирование распространяется иногда на весь средний регистр, в связи с чем переход к головному регистру очень резкий и затрудненный. Звуки второй октавы крикливы, неудобны, воспроизводятся с трудом. Рабочий диапазон в пределах ля малой - си первой октавы.

В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.

Высокое меццо-сопрано иногда трудно отличить от драматического сопрано. При дифференциации этих голосов обращают внимание на звучание грудных нот и особенно звуков в малой октаве. Наличие полнозвучных нот малой октавы указывает на меццо-сопрано. Но решающее значение имеет определение переходных нот к головному регистру и удобной тесситуры (сопрановой или меццо-сопрановой).

Страницы: 1, 2